Статья опубликована в рамках: C Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 апреля 2021 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ АРТИСТИЗМА И ЖЕСТИКУЛЯЦИИ В ДИРИЖЕРСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЖОНА ЭЛИОТА ГАРДИНЕРА (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ «ФАНТАСТИЧЕСКОЙ СИМФОНИИ» Г. БЕРЛИОЗА).
АННОТАЦИЯ
В данной работе осмысляется особенности артистического начала и жестикуляции в практике исполнения произведения выдающимся английским дирижером Джоном Элиотом Гардинером. В поле зрения исследователя попадают неожиданные повороты жеста, характерная мимика, эмоциональная пластика дирижера, позволяющие адекватно и аутентично воплотить в оркестровом звучании особенности содержания выдающегося произведения XIX века - «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза.
ABSTRACT
In this article the peculiarities of artistic beginning and gestures in the performance practice of the outstanding English conductor John Eliot Gardiner are comprehended. The researcher focuses on unexpected turns of gesture, characteristic facial expressions, emotional plasticity of the conductor, which allow to adequately and authentically embody in the orchestral sound the content of the outstanding work of the 19th century - "Symphonie Fantastique" by Hector Berlioz.
Ключевые слова: Джон Элиот Гардинер, Г. Берлиоз, артистизм, дирижирование, «Фантастическая симфония», аутентичное исполнение.
Keywords: John Eliot Gardiner, H. Berlioz, artistry, conducting, «Fantastic Symphony», authentic performance.
Работа дирижера, с внешней стороны проявляющаяся в разнообразной жестикуляции, выразительной мимике и артистической подаче музыкального материала оказывается едва ли не самой сложной в ряду музыкальных профессий. С одной стороны, она сродни высочайшему актерскому мастерству, присущему «немому» кино. С другой стороны, для демонстрации дирижерских навыков необходим тончайший тембровый слух, музыкальная память и т. п. Профессия дирижера вбирает в себя специальные знания о музыке. При этом дирижерский жест включает в себя специальные навыки. Грамотный дирижер способен выучить партитуру наизусть, читать её глазами, мысленно воспроизводя особенности внутреннего мира произведения. Он должен сам уметь грамотно оркестровать любое произведение; обязан знать характерные закономерности эпохи, к которой принадлежит исполняемая вещь, представлять характер того или иного автора, чтобы полнее раскрыть конкретику его музыкального замысла. Кроме того, дирижер должен быть сведущ в смежных науках, позволяющих адекватно доносить сочинение: например, знать элементы психологии восприятия слушателя, законы акустики, физические законы исполнения и т.д. Все эти навыки в полной мере демонстрирует известный английский дирижер сэр Джон Элиот Гардинер, входящий в пантеон выдающихся дирижеров современности. Рассмотрим особенности воплощения артистизма и жеста на примере его руководства исполнением «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза.
Фантастическая симфония под первоначальным названием «Эпизод из жизни художника», являясь одним из ранних произведений Гектора Берлиоза (1830), оказывается одной из первых в ряду симфонией в жанре программной музыки. Находясь в тяжелом психологическом положении, Гектор Берлиоз пишет симфонию о безответной (поначалу) любви, изображая молодого человека, мятущегося, одержимого «любовной лихорадкой» и страданиями. Этот человек – он сам [2].
Первое исполнение Фантастической симфонии состоялась 5 декабря 1830 года в зале Парижской консерватории под управлением дирижера Франсуа-Антуана Габенека. Оно явилось эмблемой музыкального авангарда того времени. Берлиоз, использовавший неслыханную до него фонику оркестра, привел французскую публику в восторг. Дело в том, что молодой Берлиоз привлек для воплощения своего замысла небывалый по тем временам состав оркестра. В него вошли, наряду с современными струнными, старинные духовые инструменты: оффикленд, серпент, басовая труба, старинные тромбоны и др. Впоследствии Берлиоз переоркестровал Фантастическую симфонию на инструменты середины XIX века. Но при этом многие тембровые краски симфонии, заложенные в первоначальный вариант оркестровки, оказались утраченными.
Известный английский дирижер, Сэр Джон Элиот Гардинер в своём исполнительстве основывается на принципах аутентичного звучания, которое состоит в том, чтобы найти максимально точные и выразительные средства воплощения, соответствующие первоначальному замыслу композитора. В этом плане он исполнил следующие произведения: оперы Вебера «Оберон» и «Ле Фрейшютц», Бизе «Кармен», Шабрие «Л'Этуаль», Верди «Фальстаф», Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», «Missa solemnis» Бетховена, Шумана – «Рай и Пери», Берлиоза – «Гарольд в Италии», «Лелио», «Ромео и Джулиетта», «Проклятие Фауста», «Бенвенуто Челлини» и др.
В предисловии к исполнению «Фантастической симфонии» Берлиоза Гардинер поднимает проблему интерпретации и считает, что «воссоздает настолько точно, насколько позволяют имеющиеся документы того времени, звук и атмосферу первого исполнения» [5]. Не случайно, показ симфонии в 1993 году происходит в месте исторической премьеры – в зале Парижской консерватории.
Исполнение, как уже отмечалось, основывается на оригинальной оркестровке, выполненной Берлиозом в 1830 году. В ней композитор использует аутентичные инструменты позднего Средневековья: деревянные флейты, бесклапанные гобои и английские рожки, корнеты (cornet à pistons), старинные валторны, басовую трубу и другие старинные инструменты деревянной и медной группы, малый кларнет (ми-бемоль). Среди басов у него 4 фагота, офикленды, серпент. Он также вводит 6 арф, вместо 2 обозначенных в партитуре, располагая их антифонно. В то же время, струнная группа у него представлена более современными инструментами: скрипками, альтами, виолончелями, контрабасами, которые и в настоящее время используются в современном симфоническом оркестре. Таким образом, Гардинер представляет в своем исполнении «Фантастической симфонии» тот оркестр переходного периода, в котором группы деревянных и медных инструментов из прошлого соседствуют с представителями струнных инструментов из более позднего времени (позднее, Берлиоз сделал новую оркестровку Фантастической симфонии, в которой деревянную и медную группы переоркестровал на более современный состав симфонического оркестра).
Среди оригинальных приемов оркестровки, применяемых Берлиозом, отметим антифонное звучание английского рожка и флейты (за кулисами) используемое в 3-ей части симфонии «В полях», и отдаленное звучание церковного колокола в последней части «Сон в ночь шабаша». Берлиоз также мастерски преобразует основную тему симфонии в виде карикатурного изображения темы любви. Последняя также контрастно сопоставляется с траурным звучанием темы Dies Irae. Эти контрасты подчеркиваются автором, благодаря использованию красочной оркестровки. Тема любви в финале симфонии визгливо звучит у кларнета-Es (пикколо). А тема Dies Irae поручена устрашающим, грубоватым тембрам офикленда, серпента и тромбонов.
Благодаря усилиям Сэра Гардинера и его блестящему исполнению, мы узнаем первоначальный замысел автора симфонии, долгое время скрытый под новейшей оркестровкой. Играет произведение Революционно-романтический оркестр (фр. Orchestre Révolutionnaire et Romantique) – британский камерный оркестр, специализирующийся на историческом исполнении музыки XIX века. Оркестр создан в 1989 г. под руководством Дж. Гардинера.
Новаторский подход дирижера заключается в том, чтобы в полной мере использовать акустику Salle de l'Ancien Conservatoire, известную Берлиозу. Он воспроизводит обстановку того времени, рассаживая музыкантов амфитеатром в зале на ступеньках. Это позволяет каждому исполнителю четко и направленно проецировать звучание партии на слушателя, а также помогает установить хороший зрительный контакт между дирижером и оркестрантами.
Как известно, жест дирижера состоит из нескольких составляющих: из показа ритмической сетки, подачи вступлений инструментов, обозначения важных смысловых акцентов в нотном тексте, изложения темповых и динамических градаций в исполнении. Важное значение также имеет воздействие дирижера на тембровую сторону исполнения: на плотность штриха, масштаб, и дробность артикуляции, на степень атакирования звука.
В фантастической симфонии Берлиоза Гардинер показывает мастерское владение всеми компонентами дирижерского жеста. В этом проявляется его высочайший артистизм как дирижера. Говоря об используемом Гардинером дирижерском жесте, его мимике и пластике мы можем проследить за тем, каким образом он воздействует на оркестр и добивается от него вдохновенного звучания, создавая подлинную реконструкцию оригинального исполнения.
В начале симфонии мы видим, как Гардинер, очень собранно и строго даёт первый ауфтакт к началу большого симфонического действа, которое будет развёртываться на протяжении часа. [7, с. 1]
Ярким характерным моментом в дирижерском жесте Гардинера является его удивительная чуткость по отношению к темброво-красочной составляющей исполнения. Сэр Гардинер, прекрасно понимая специфику каждого инструмента в своём оркестре, совершенно по-разному даёт ауфтакт ко вступлению музыкантов, в зависимости от требуемого штриха, мягкости или твёрдости атаки, от её скорости, необходимого дыхания, широты музыкальной фразы. Гардинер находит уникальный жест применительно к каждой конкретной ситуации в произведении, к каждому инструменту и характеру звуковедения.
Мягко и с большим широким дыханием сэр Гардинер даёт вступление струнной группе в начале первой части «Фантастической симфонии», в то же время воздействуя взглядом и мимикой на проведение темы в партиях кларнета и гобоя.
Дж. Гардинер как дирижер, обладает гибкой и острой реакцией. Переключая внимание между оркестрантами в процессе отделения главного от второстепенного в фактуре, он постоянно сообщает жестом качество ведения звука. Так, например мы видим, как он деликатно «просит» жестом и взглядом у деревянных духовых инструментов исполнять piano, открывая первый план для проведения темы у струнных.
Буквально, через две доли такта Гардинер весь совершенно преображается, когда стремительно и ярко, буквально «рассекая воздух» дает ауфтакт к fortissimo у партий виолончелей и контрабасов [7, с. 7].
Совершенно другой жест использует Гардинер для показа акцентов в партиях флейт и кларнетов, прицельно конкретный и абсолютно точный.
Гардинер мастерски управляется с изменениями динамики, убирая руки в низкую плоскость и отражая своим жестом градацию между фортиссимо и пиано, за очень короткий отрезок музыкального времени.
Джон Элиот Гардинер своим жестом искусно предвосхищает все агогические изменения темпа, очень точно передавая переменчивость настроений лирического героя «Фанстастической симфонии» Берлиоза. Оркестр чутко считывает в жесте дирижера малейшие агогические «нюансы».
Наблюдая за оркестром и дирижером в ходе выступления, мы видим прочную внутреннюю связь между сэром Гардинером и его оркестром. Музыканты относятся к дирижеру с огромным доверием и уважением, прекрасно понимая и точно считывая намерения своего руководителя. Оркестранты в процессе исполнения чутко воспринимают дирижерские посылы Гардинера, точно и красочно открывающего художественный мир исполняемого произведения.
Удобство исполнения определяется мастерской инструментовкой «Фантастической симфонии». Берлиоз дает место для удобного высказывания каждому инструменту в произведении, ярко выявляя характерные особенности его звучания. Например, он точно и красочно применяет литавры и медь в предпоследней части «Шествие на казнь», или дает сумрачное звучание серпента и оффикленда, исполняющих Dies Irae в последней части. Этим пользуется дирижер, тактично и точно отражая в жесте характеры вступления ведущих инструментов.
Во время выступления Гардинер музыкально сопереживает вместе с исполнителями. В его жестах и мимике, как в зеркале, отражаются исполнительские приемы музыкантов. Это особенно бросается в глаза в кульминации первой части, где он буквально играет вместе с партией духовых инструментов. В начале второй части симфонии Гардинер пластично и ненавязчиво дает в дирижерских указаниях информацию о звуковой плотности у струнной группы, отражает гибкость музыкальной линии и штриха. Он прямо обращается к ним, прося мягкого прикосновения. [7, с. 61]
Гардинер использует пластику дирижерского жеста, наряду с мимическими указаниями. Применительно к каждой исполнительской ситуации, он мастерски находит её точное дирижерское воплощение. Он прекрасно чувствует музыкальное время, и то, сколько его нужно отвести на паузу после игривого и затаённого снятия тутти оркестра, чтобы далее органично продолжить вальсовое движение второй части.
Особым приемом Гардинера в подаче музыкального материала является характерный поворот лица, мимический «нюанс» как ещё один важный способ воздействия на оркестр и проявление артистизма. Поскольку показ партитуры дирижером представлен воочию, в ряде случаев мы можем по лицу дирижера прочитать конкретное содержание партитуры. Его мимика чрезвычайно выразительна. Она прекрасно передает масштаб сценической картины и пространственные эффекты, которые были заложены Берлиозом в партитуру. Все это прекрасно реализуются Гардинером [7, с. 158].
В частности, Джон Гардинер своим жестом чутко «дослушивает» каждый мелодический оборот в пастушьем наигрыше из 3-й части симфонии «Сцена в полях», тонко показывая мягкое diminuendo и последующее снятие в окончании фразы партии гобоя.
Он умело использует всевозможные дирижерские «плоскости» [6, с. 18] - от самых нижних до самых верхних обращаясь к оркестрантам.
Важной стороной работы дирижера является то, как подаётся выступление публике. Очень большая подготовительная работа происходила не только на этапе репетиций, но и при подготовке зала Парижской консерватории к записи этого исторического концерта.
Обстановка исполнения была элитарной, были приглашены лучшие звукоинженеры и видео-операторы, с помощью которых мы могли услышать и увидеть, насколько ярко выступил дирижер со своим оркестром.
В результате умелого и творческого видеомонтажа, мы видим, как камера раз за разом показывает нам самые важные моменты исполнения, выхватывает из общей партитуры произведения отдельные группы инструментов, которые играют в данный момент: литавры, арфы, медь, флейты, а также солирующие инструменты – флейта, кларнет, английский рожок.
В этой записи с помощью умелого применения звукорежиссерами микрофонов им удалось прекрасно передать акустику помещения и особую тембровую краску инструментов того времени. На записи помещение Ancien Conservatoire вносит лишь минимум ревербераций, обеспечивая плотный и сфокусированный звук. В результате, запись воспринимается совершенно естественно, как натуральное звучание.
Среди интересных звуковых решений, можем отметить использование в оркестре 6 арф расположенных антифонно по 3 с каждой стороны зала во второй части симфонии, использование приема игры col legno (игра древком смычка) у струнной группы оркестра в сцене «шабаша ведьм» и звучание колокола в заключительной части симфонии и его удивительную синхронность исполнения с оркестром.
Таким образом, Сэр Джон Элиот Гардинер в своей дирижерской практике творчески применяет принципы аутентичного исполнительства с тем, чтобы найти максимально адекватные средства воплощения партитуры, соответствующие первоначальному замыслу Фантастической симфонии Берлиоза. При этом Гардинер использует современные приемы дирижирской техники, чтобы максимально достоверно донести идеи Берлиоза. Наряду с аккуратной подачей вступлений инструментов и с точным изложением ритмической сетки, он демонстрирует виртуозное владение всеми компонентами дирижерской техники. Высочайший артистизм Э. Гардинера как дирижера проявляется в отточенном жесте, мимике и пластике. Важное значение также имеет воздействие дирижера на тембровую сторону исполнения: на плотность штриха, масштаб, и дробность артикуляции, на степень атакирования звука. Для жеста Элиота Гардинера характерна благородная сдержанность, точная дозированность намерений, позволяющая дирижеру минимальными средствами показать творческий замысел композитора. В то же время его точные жесты и характерная мимика находят прямой путь к сердцу исполнителей, которые становятся единым целым с дирижером, ведущим исполнение симфонии. В результате, он добивается от оркестра вдохновенного звучания, выполняя подлинную реконструкцию оригинального произведения Берлиоза.
Список литературы:
- Вильсон Г. Язык жестов — путь к успеху / Г. Вильсон. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 224 с.
- Интернет-портал Belcanto.ru [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.belcanto.ru/s_berlioz_fantastique.html (дата обращения: 07.04.21).
- Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка / С.А. Казачков. - М.: Музыка, 1967. - 111 с.
- Кондрашин К. О дирижерском искусстве / ред. С.М. Хентова. - Л., М.: Советский композитор, 1970. - 152 с.
- Музыкальный журнал Gramophone [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.gramophone.co.uk/review/berlioz-symphonie-fantastique-11 (дата обращения: 05.04.21).
- Мусин И.А. Техника дирижирования. – М.: Музыка, 1967. – 18 с.
- Symphonie Fantastique Berlioz [Ноты] : симфония / Партитура. – L.: Edition Peters, 1969.
дипломов
Оставить комментарий