Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
«БЕЛЫМИ НИТКАМИ СХВАЧЕНЫ СЕРЫЕ БУДНИ» (ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА А.Д. ИЛЛАРИОНОВА)
Сальникова Анна Владимировна
ученица 10 класса
МБОУ «Кадетская школа»,
РФ, г. Сосногорска
Дмитриенко Вера Николаевна
научный руководитель, учитель русского языка и литература»,
РФ, г. Сосногорска
В России 2015 год объявлен годом литературы, поэтому в передачах Коми телевидения, в том числе и сосногорского, звучали стихи нашего земляка. «Поезд жизни дальше мчится, скоростной экспресс…», – написал ираельский поэт Анатолий Илларионов, стихи которого «удивительно земные, реальные до самых своих корней и общечеловеческие, озаренные немеркнущим светом истинной любви ко всему живому в мире». (В. Красноперов)
Знакомство с лирикой А. Илларионова открыло мне, что он был поэтом, ни на кого не похожим, не побоявшимся раскрыть тему быта. Быт во всем: прогулки на природе и поход за грибами, жизнь в семье и путешествия по стране, рубка дров и отдых с рюмкой. Возник вопрос: «Может ли поэт, пронизанный бытом, создавать что-то новое и значительное?» Так появилась гипотеза: Поэт, окруженный бытом, находит в этом быте чистые, светлые, яркие стороны, раскрывает их в стихах, которые украшают нашу будничную жизнь. Захотелось проанализировать творчество А. Илларионова, в котором автор случайно или сознательно затрагивает бытовые ситуации и детали. Это стало целью работы. Для достижения цели были выдвинуты задачи:
- Встретиться с женой, сыном, друзьями А. Илларионова и узнать, каким человеком и поэтом был Анатолий Дмитриевич.
- Познакомиться с творчеством поэта, выбрать стихи, в которых автор использует описание бытовых предметов, ситуаций, поведение человека в быту и систематизировать по значению;
- Проанализировать темы, образы, детали, языковые средства, особенности их использования в раскрытии темы будничной жизни.
Предметом исследования стали сборники стихов А.Д. Илларионова.
Объект исследования – стихи, в которых встречаются детали быта, бытовые ситуации, разговорные слова.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что
- во-первых, важно изучать, популяризировать творчество местных поэтов и писателей, как яркий пример общественной мысли провинции, которая всегда была, есть и будет опорой русской земли;
- во-вторых, мы должны увидеть, что и быт может быть не только серым.
В работе были использованы следующие методы: работа с научной литературой, интервью, классификация, метод комплексного лингвистического анализа текста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой глава «Стихи не сочиняют, стихи приходят свыше» рассматриваются темы творчества поэта, в которых раскрываются лучшие человеческие качества. И одна из них тема природы, единение человека с природой. Лирического героя можно встретить в тайге и на озере, в тундре и на реке. И каждый раз природа раскрывается своими новыми красками: «октябрь …рассыпал клюкву на болоте», «осень рыжею лисою по лесам бежит», «а снег голубой под ногами хрустит», «белым медведем шатается вьюга», «а в небесах картавил гром».
В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы: «Светится берёза вдалеке, на душе легко, на небе чисто».
И в этой гармонии с природой поэт живет, творит и радует нас, читателей.
Во все картины природы вкраплен человек. Этот человек – сам поэт, влюбленный в родной край.
Жизнь кипит!
Начало лета,
Одуванчики цветут,
Речка солнышком согрета,
Бабки козочек пасут.
Стихи А. Илларионова искренни и всем понятны. Однако эта простота отнюдь не умаляет творческого мастерства поэта. Как отмечает литературовед А. Канев, и темы, и то, как поэт передает свои чувства и переживания – все это индивидуальное, ни на кого не похожее. В первой главе мы обозначили темы, близкие поэту: родина, природа, любовь и дружба, философские размышления. И все эти темы пронизаны деталями быта, окружающими человека в жизни, ситуациями, которые происходят ежедневно:
Слушаю чайник на плитке,
Как Альфреда Шнитке.
Чайник клокочет,
Чай, как и день, неизбежен.
Время щекочет
Нервы все чаще, душу все реже… и реже.
Быт – часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение материальных потребностей. Часто проводится противопоставление быта как «низкой» стороны жизни человека и различных «высоких» сторон. Но человек – такое существо, который без социальных и бытовых потребностей жить не сможет. Поэтому можем ли мы отказать человеку в этих потребностях? Неужели человек, если он интересуется предметами быта, лишен права называться культурным человеком? Мы думаем, что нет. И стихи ираельского поэта этому подтверждение. Рассмотрим, как А. Илларионов раскрыл тему будничной жизни.
Мы выделили следующие аспекты заявленной темы.
- Описание бытовых ситуаций;
- Использование деталей быта;
- Применение бытовых, разговорных слов.
«Белыми нитками схвачены серые будни» – говорит поэт о жизни, потому что серые будни наполнены радостью и горем, находками и потерями. Поэт очень любит свой поселок, но он трезво оценивает уровень жизни «Скособочились сараи, на траве лежат дрова» – популярная картина русской действительности. Автор понимает, что на деревне «не стало мужиков. Берёмся за стаканы, а не за топоры».
Почти в каждом стихотворении нарисована бытовая сценка, которую легко представить, а поэтому легко воспринять. Поэт не стремится приукрасить обыденную жизнь; он действительно видит красоту во всем, что его окружает, описывает её правдиво и поэтично:
Первый снег неожиданно выпал,
Словно первое слово ребёнок сказал.
Первый снег глухомань эту выбрал -
Словно праздник настал.
Поэт не стремится дать обособленный образ вещи, подчеркнуть ее ценность, красоту и необычность. Напротив, каждая вещь в предметных стихотворениях множеством нитей связана с окружающим реальным миром. Анатолий Дмитриевич мастеровой человек, все в его руках кипело. Своими руками украшал тот быт, в котором жил. Поэтому в его стихах очень много бытовых деталей: «Дом был построен ловко, надёжно, топором».
Чашка, чайник, часы, печь – повседневные вещи, ставшие в стихах символами дома, семьи. Зимой, когда приходится топить печь и днем, ночью, каждый испытывает «ненависть», ведь печь «жрёт и жрёт поленья», чтоб стужу из дому долой. Но чтобы жизнь продолжалась, «просто надо печь топить, да птицам хлеба накрошить», тогда всё будет хорошо.
Тепловоз, поезд, светофор – символ пути и профессиональной деятельности поэта. Автор сравнивает свист тепловозов с пением соловьёв, мигание светофора со звёздами, а мчащийся поезд с птицами.
Грибы и листопад – самые популярные образы в лирике поэта, не только за их красоту. Почему мы листопад отнесли к бытовым деталям? Мусора много, шуршит постоянно, сопровождает героя всегда. Поэт оценивал листопад как естественное явление смены одного этапа жизни другим: «Мёртвые листья. Они не тревожат», потому что их жизнь кончена, но, значит, придут новые листья, новые слова и песни: «И песне быть уже пора, Как стае птиц, Как листопаду». В последние годы жизни, когда поэт тяжело болел, листья сравниваются с годами жизни и с сердцем, которое уже отказывало:
«Кружись, мой листочек осенний,
Держись, моё сердце, держись!»
А. Илларионов активно использует бытовые, разговорные слова, которые находятся «ниже» нейтральной лексики [7, с. 211]. В зависимости от «степени снижения», от степени литературности эту лексику делят на две группы:
- Разговорная лексика, к которой относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности. Такие слова невольно бросаются в глаза, совсем не характерные для лирического стихотворения. Светофор, метеосводка, вытрезвитель, денег куры не клюют, скособочились сараи…
Может быть, их появление связано со своеобразными взглядами на жизнь или, возможно, сама жизнь не представляется без этих вещей. Эти образы, в какой-то мере, приземляют стихотворения и делают их более доступными для обычных людей.
- Просторечная лексика «ниже» по стилю, чем разговорная, поэтому она находится за пределами строго нормированной русской литературной речи. Такие слова и выражения, как: «Цена ничтожна», «От житейского дерьма лечит русская зима», «А печка жрёт и жрёт поленья» используются автором редко, лишь в тех случаях, когда, как нам кажется, у него наболело на сердце:
Белыми нитками схвачены серые будни,
Новости дня, как микробы простуды,
Паскудны.
Анатолий Илларионов прожил небольшую, но очень насыщенную творчеством жизнь. Как-то спросили его, «трудно ли пишется, много ли приходится корпеть за столом. Оказалось, что и стола у него нет. Не привык он к кабинетной работе. Стихи рождаются на ходу, под открытым небом». Познакомившись с творчеством нашего земляка, узнав от жены и сына, каким человеком был А. Илларионов, я открыла для себя талантливого человека.
Преследуя цель – проанализировать стихи А. Илларионова, в которых автор случайно или сознательно затрагивает бытовые ситуации, детали, мы пришли к выводам.
- Поэт старается донести до читателя всё, что он видит вокруг, о чем размышляет, раскрывая в своих стихах многие темы, основными из которых являются темы родины, природы и философская тема.
- Параллелизм - один из основных приемов, который использует автор для раскрытия души своего героя, картины природы соответствуют душевному состоянию человека.
- Все темы пронизаны повседневными событиями, которые представлены в трех аспектах: бытовой ситуации, детали быта, разговорные слова.
- Поэт легко смотрит на жизнь и в любой бытовой ситуации видит яркие и светлые стороны;
- Детали быта в художественном мире автора занимают важное место: не только бытовое предназначение, но и символическое.
- Разговорные и просторечные слова придают стихотворениям особую стилистическую окраску, бросаются в глаза и раскрывают отношение автора к тому, о чем он пишет.
Таким образом, все аспекты представлены красочно, неповторимо, привлекательно, что и «серые будни» могут восприниматься ярко.
- Благодаря стихам Анатолия Илларионова мы лучше разглядели родной край, как он благодатен, красив, как раним.
- Поэтому гипотеза, что поэт находит в сером быте светлые, яркие стороны, раскрывает их так, что они становятся украшением будничной жизни, подтвердилась.
Список литературы:
- Краснопёров В.А. Стихи не сочиняются, стихи приходят свыше//Заря Тимана – 2008 – № 160 25 нояб. – с. 3/
- Краснопёров В. «Автопортрет»: презентация сборника Илларионова / В. Краснопёров // Заря Тимана. – 2009. – 3 марта. – С. 5/
- Краснопёров В. Год зрелости и вдохновения: А. Илларионов / В. Краснопёров // Заря Тимана. – 2003. – 28 янв. – с. 3/
- Осенний свет Анатолия Илларионова//Канев А. Корабли их гавани. Сыктывкар 2006, – с. 19–22/
- Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. – М.: Просвещение. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. 1985. – 357 с.
- Цивунин В. Помню каждой росинкой: А. Илларионову – 50 / В. Цивунин // Красное знамя. – 2002. – 10 мая. – с. 5/
- Энциклопедический словарь юного литературоведа М.: «Педагогика», 1984 г., – 352 с.
отправлен участнику
Комментарии (15)
Оставить комментарий