Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 28 апреля 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОБ  ЭМОЦИОНАЛЬНОМ  В  ИЗОБРАЖЕНИИ  ГЕРОЕВ  ПОВЕСТИ  А.С.ПУШКИНА  «МЕТЕЛЬ»

Валюхова  Мария

класс  8,  АНО  СОШ  "Ломоносовская  школа-пансион",  РФ,  Московская  область,  пос.  им.  Тельмана

Алипова  Надежда  Михайловна

научный  руководительпедагог  высшей  категории,  преподаватель  русского  языка  и  литературы,  АНО  СОШ  "Ломоносовская  школа-пансион",  РФ,  Московская  область,  пос.  им.  Тельмана

 

Цель  исследовательской  работы:  определить  выражение  эмоционального  в  речи  человека  на  примере  пушкинской  повести  «Метель».

Задачи  исследовательской  работы:

1.  Показать  средства  выражения  эмоционального  в  речи  человека.

2.  Обозначить  языковые  средства  репрезентации  эмоций  в  речи  человека.

3.  Выявить  языковые  средства,  с  помощью  которых  А.С.  Пушкин  изображает  эмоциональное  состояние  героев  повести  «Метель».

Методы  исследовательской  работы:

·     Теоретические  методы:  анализ,  синтез,  обобщение,  сравнение,  классификация,  индукция,  дедукция,  перцептивный  анализ,  интерпретация  текста,  работа  с  понятиями. 

·     Эмпирические  методы:  наблюдение,  самонаблюдение. 

В  жизни  человека  присутствуют  две  стороны:  рациональная  и  эмоциональная.  Как  эти  стороны  жизни  человека  выражаются  в  речи?  Рациональное  проявляется  как  официальное,  точное,  бесстрастное  (лишённое  эмоций),  данное,  готовое.  Выражение  эмоций  может  осуществляться  невербальными  средствами,  такими,  как  кинесика  (жесты,  мимика,  телодвижения),  интонация  (совокупность  просодических  элементов  речи:  мелодика,  ритм,  темп,  акцентный  строй  и  др.)  и  вербальными  средствами  —  практически  на  всех  уровнях  языка.  Эмоциональная  составляющая  выражает  чувство-отношение  субъекта,  вызванное  переживаниями.  Эмоциональная  речь  рассматривается  как  качественно  иной  продукт  речевой  деятельности,  отличающий  её  от  речи,  создаваемой  в  нейтральном,  рациональном,  состоянии.  Речь  человека  под  воздействием  эмоций  становится  максимально  адекватной  переживаемому  в  момент  говорения  психическому  состоянию. 

Лингвистика  эмоций  (эмотиология)  активно  разрабатывает  проблему  «эмоций  в  языке  и  речи».  Одним  из  приоритетных  является  направление  изучения  текстов,  выражающих  эмоции.  Репертуар  лингвистических  средств,  использующихся  для  создания  эмоциональной  окраски  речи,  достаточно  разнообразен  и  включает  в  себя  фонетические,  лексические  и  синтаксические  единицыФонетически  передать  эмоции  в  речи  можно,  говоря  слова  обрывисто,  протяжно,  мелодично,  выражая  грохот  грома,  плеск  морской  волны,  чувство  нежности  к  объекту  личного  обожания:  «я  вас  любил,  любовь  ещё…».  Особенностью  эмоциональных  синтаксических  конструкций  является  повтор  слов,  усиливающих  эмоциональную  выразительность  текста.  Повтор  может  подчёркивать  ключевое  значение  того  или  иного  слова  для  характеристики  эмоционального  состояния  человека  или  его  отношения  к  чему-либо.  Иногда  повтор  акцентирует  в  слове  различные  оттенки  смысла.  К  лексическим  средствам  (включая  фразеологизмы)  относятся  глаголы  чувств,  эмоциональных  состояний,  переживаний  (печалиться,  переживать,  восхищаться  и  т.  д.),  а  также  прилагательные,  существительные,  наречия.  Многие  слова,  выражающие  эмоции,  не  только  определяют  понятия,  но  и  выражают  отношение  к  ним  говорящего,  то  есть  оценку.  Поэтому  эмоциональную  лексику  называют  еще  оценочной  (эмоционально-оценочной).  В  то  же  время  следует  заметить,  что  понятия  эмоциональности  и  оценочное  не  тождественны,  хотя  и  тесно  связаны.  Некоторые  эмоциональные  слова  (например,  междометия)  не  содержат  оценки;  а  есть  слова,  в  которых  оценка  составляет  суть  их  смысловой  структуры,  но  они  не  относятся  к  эмоциональной  лексике:  хороший,  плохой,  радость,  гнев,  любить,  страдать. 

Рассмотрим,  как  описывает  Пушкин  эмоциональное  состояние  каждого  из  героев. 

Метель  —  в  числе  героев  повести  —  это  сильный  переменного  направления  ветер  со  снегом,  снежный  вихрь,  вьюга.  Прекрасно  был  осведомлён  А.  Пушкин  об  этом,  но  как  писатель  он  вложил  в  название  повести  другой  переносный,  эмоциональный  смысл:  для  героев  всё  происходящее  —  это  стремительное  движение,  течение  событий,  круговорот  жизни.  Метель  в  описании  Пушкина  и  рациональна,  и  эмоциональна.  Она  рациональна,  так  как  действует:  проявление  её  бурное,  действия  бесконтрольные.  Покажем  метель  глазами  автора  во  время  действий  наших  героев  (см.  таблицу).

Таблица  1.

Метель  в  представлении  героев  повести  А.С.  Пушкина  «Метель»

Мария

Владимир

Бурмин

была  метель

поднялся  ветер

поднялась  ужасная  метель

выл  ветер

сделалась  метель

не  унималась  метель

тряслись  и  стучали  ставни

занесло  дорогу

не  утихала  буря

не  утихала  метель

исчезла  окрестность

 

дул  навстречу  ветер

слилось  небо  с  землёй

 

 

А.С.  Пушкин  в  повести  «Метель»  передаёт  эмоциональность  поведения  героев  с  помощью  глаголов  (выл,  колебалась,  пылал,  клялись,  залилась,  побледнел,  терзаете,  умолял,  брызнули,  схватил  и  др.),  прилагательных  (ужасная,  бледная,  трогательная,  любимая,  вечная,  полусумасшедшее  и  др.).  Поведение  Марьи,  Владимира,  Бурмина  и  метели  обозначено  и  наречиями,  подчёркивающими  тревожность  и  нервозность:  стремительно,  сильно,  страстно,  рассеянно.  Следующие  существительные  раскрывают  эмоциональное  состояние  героев:  страсть,  отчаяние,  увлечение,  с  ужасом,  с  восторгом¸  в  бреду,  и  др.

Повторы,  присутствующие  в  тексте  повести:  «Я  женат,  —  продолжал  Бурмин,  —  я  женат  уже  четвёртый  год  и  не  знаю,  кто  моя  жена…»;  «…молчите,  ради  Бога,  молчите»,  —  усиливают  эмоциональное  напряжение,  возникшее  в  момент  объяснения  Марьи  и  Бурмина.  Повторы  слов  в  описании  Метели  —  как  одного  из  героев  повести  —  представляют  разбушевавшуюся  стихию  как  мифическое  существо,  пугающее  людей,  предсказывающее  несчастье:  «не  утихала  метель  —  не  утихала  буря»,  «поднялся  ветер  —  поднялась  ужасная  метель».

Фразеологизм  «друг  без  друга»  свидетельствует  о  серьёзности  намерений  Марьи  и  Владимира,  так  как  эти  слова  говорят  о  «взаимности»,  о  том,  что  «один  другого  готов  любить  и  защищать».  Антонимичная  пара  «с  замиранием  —  сильно»  определяет  всю  неясность  предстоящего.

  Последнее  предложение  повести,  являющееся  апофеозом  происходящего,  иллюстрирует,  как  фонетически  можно  выразить  чувство  обожания  и  любви  к  предмету  воздыхания:  «Бурмин  побледнел…  и  бросился  к  её  ногам…».  А  жест  «бросился»  разрешает  все  загадки  и  тайны  и  репрезентирует  психологическое  состояние  полковника.

  Таким  образом,  чувства  и  эмоции  практически  невозможно  выразить  с  помощью  только  одного  языкового  средства.  Эмоциональность  в  речи  выражается  совокупностью  языковых  средств  разных  уровней. 

Мужчины  и  женщины  по-разному  выражают  эмоции  в  речи.  С  позиции  гендерного  подхода  актуальным  является  изучение  письменного  и  устного  речевого  поведения  мужчин  и  женщин.

 

Список  литературы:

  1. Крейдлин  Г.Е.  Мужчины  и  женщины  в  диалоге  I:  невербальные  гендерные  стереотипы  (статья)  //  Компьютерная  лингвистика  и  интеллектуальные  технологии.  Труды  Международной  конференции  «Диалог»  2003,  11—16  июня  2003  г.  М.:  «Наука»,  2003,  с.  337—345. 
  2. Лекант  П.А.  Рациональные  и  эмоциональные  аспекты  русского  предложения  //  Русский  язык  в  школе.  —  2004.  —  №  4.  —  С.  75—78. 
  3. Морозова  И.А.  Языковые  средства  и  способы  выражения  эмоций  в  лирике  И.А.  Бунина:  дисс.  …  канд.  филол.  наук.  Воронеж,  2010.  —  222  с. 
  4. Пушкин  А.С.  Драматические  произведения.  Повести  покойного  Ивана  Петровича  Белкина.  М.:  АСТ,  Олимп,  2002. 
  5. Пиз  А.,  Пиз  Б.  Новый  язык  телодвижений.  Расширенная  версия.  М.:  Эксмо,  2011. 
  6. Романов  Д.А.  Способы  передачи  эмоций  в  русском  языке  /  Д.А.  Романов  //  Русский  язык  в  школе.  —  2004.  —  №  4.  —  С.  78—82.
  7. Шаховский  В.И.  Эмоции.  Долингвистика,  лингвистика,  лингвокультурология.  М.:  Либроком,  2010.  

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.