Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 26 января 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОПЕРА  «РУСАЛКА»  —  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  МУЗЫКАЛЬНАЯ  ДРАМА

Прокопышина  Екатерина

класс  6  специализации  «Теория  музыки»,  МАОУДОД  ДШИ  №  46,  РФ, г.  Кемерово

Заиграева  Валентина  Афанасьевна

научный  руководитель, преподаватель  теоретических  дисциплин  МАОУ  ДОД  «ДШИ  №  46»,  РФ, г.  Кемерово

 

Введение.  История  создания  оперы  «Русалка».

Начинает  Даргомыжский  работу  над  оперой  в  1843  году,  после  опубликования  неоконченной  драматической  поэмы  Пушкина  «Русалка».  Существует  версия,  что  толчком  для  написания  оперы  послужил  написанный  дуэт  для  сопрано  и  контральто  «Свободною  толпою».  Характеризуя  свой  творческий  замысел,  композитор  писал  В.Одоевскому:  «Чем  больше  изучаю  наши  народные  музыкальные  элементы,  то  больше  открываю  в  них  разнообразных  сторон… 

 

Рисунок  1.  Портрет  А.С.  Даргомыжского

 

По  силе  и  возможности  я  в  «Русалке»  своей  работаю  над  развитием  наших  драматических  элементов».  Сначала  он  изучил  народный  быт,  фольклор,  составляя  сценарий  и  либретто.  Работал  Даргомыжский  над  оперой  10  лет  (1845—1855  гг.).  Над  музыкальным  материалом  он  особенно  трудился  в  1853—1855  гг.  Замысел  оперы  родился  у  истоков  «Натуральной  школы».  Либретто  составлял  сам  композитор,  переработав  четыре  рукописи  приблизительно  до  1848  года.  Даргомыжский  очень  бережно  отнесся  к  драме  Пушкина:  1)  он  перенес  в  оперу  глубокий  и  тонкий  психологизм;  2)  развил  народные  элементы;  3)  значительно  сохранил  стихи  Пушкина.  Но  композитор  не  оставил  содержание  поэмы  в  неприкосновенности.  Он  нашел  правдивый  конец  драмы,  сохраняющий  цельность  образа  главной  героини.  Первая  постановка  состоялась  в  Петербурге  в  «Театре-цирке»  4  мая  1856  года  под  управлением  Лядова. 

 

Рисунок  2.  Грампластинки  с  записью  оперы  «Русалка»

 

             I.     Черты  драматургии  оперы.

Драматургия  оперы  тесно  связана  с  жанром  оперы  —  психологическая  драма.  Драматургия  –  развитие  сюжетной  линии  в  соответствии  с  жанром.  Происходит  сквозное  развитие  драматического  конфликта.  В  каждом  действии  присутствуют  свои  кульминации. 

I  действие  —  завязка  (конфликт  между  Наташей  и  Князем;  отказ  в  женитьбе;  смерть  Наташи.)  Особая  направленность  драматического  развития. 

II  действие  —  развитие  (свадьба  Князя;  появление  призрака  Наташи 

III  действие  —  в  разгар  свадьбы;  тоска  Князя  на  берегу  по  Наташе).

IV  действие  —  кульминация  (сцена  встречи  с  Русалочкой  и  заманивание 

Князя  в  пучину).  Развязка  (торжество  Русалки  —  месть  свершилась).

«Русалка»  в  корне  отличается  от  предыдущих  опер.  Реальность  в  показе  образов  присуща  Даргомыжскому  в  «Русалке».

          II.          Особенности  жанра  «Русалки»  как  психологическая  музыкальная  драма.

А.Трактовка  жанра.

Жанр  оперы  трактуется  как  психологическая  драма.  Сохраняя  верность  Пушкину  в  центральных  и  второстепенных  сценах,  Даргомыжский  психологически  углубил  драму  простых  людей.  Там,  где  все  требования  эффективности  по  драматизму  положения  сливаются  с  «правдой»  музыкальной,  —  там  для  автора  «Русалки»  полное  торжество.  Психологический  конфликт  Наташи  и  Князя  просматривается  через  всю  оперу.  Русалка  решает  отомстить  Князю  за  свою  любовь.  Это  происходит  в  конце  оперы,  когда  Русалочка  заманивает  князя  в  воды  Днепра.

Б.  Черты  жанра  в  номерах  оперы.

Даргомыжский  верно  определил  характер  и  направление  будущей  оперы,  в  которой  психологическая  драма  раскрывается  как  драма  социальная,  народная. 

Драма  героев  показана  на  ярком  фоне.  Композитор  многообразно  использовал  обрядовую  сторону  русской  жизни,  введя  игровые  и  песенные  элементы.  Стремясь  правдиво  передать  жизнь  во  всех  ее  проявлениях,  композитор  органически  сочетает  драматические  и  комедийные,  жанрово-бытовые  и  лирические  элементы  в  номера  оперы.  Отсюда  богатство  содержания  музыки,  ее  впечатляющая  сила.

Речитатив  «Русалки»  —  правдивый,  поэтический  и  эмоционально  —  выразительный.  Все  переживания  героев  тонкие  и  едва  уловимые,  выражены  правдиво  и  просто.  Речитатив  проникнут  широкой  распевностью,  песенностью;  в  то  же  время  он  верен  принципу  декламационности. 

В. раматургия  оперных  образов. 

Раскрылась  она  прежде  всего  в  образах  Наташи  и  Мельника.

1)  сквозное  развитие; 

2)  углубленность  психологических  характеристик;

3)  цельность  и  выдержанность  индивидульных  музыкальных  портретов:

1.  Развитие  образа  Наташи.

В  центре  оперы  стоит  образ  крестьянской  девушки  (в  начале  оперы  —  лиричного  тона;  в  дуэте  с  Князем  —  драматизация  образа;  дальнейшее  развитие  в  дуэте  с  Мельником;  Наташа  в  IV  действии  —  неукротимая  и  властная  царица  русалок).

2.  Развитие  образа  Мельника.

  Характеристика  Мельника  построена  на  эволюции  от  жанровости  и  бытовых  черт,  к  глубокому,  яркому  драматизму.  Так,  в  начале  его  арии  —  лукавый  и  хитрый  старик-отец.  Даргомыжский  будто  «лепит»  характер  Мельника. 

 

Рисунок  3.  Ария  Мельника,  1  действие

 

С  развитием  событий  в  его  характеристике  отпадают  житейские  черты,  он  уже  —  страдающий  и  любящий  отец.  В  III  действии  Мельник  —  помешавшийся  старик.

3.  Развитие  образа  Князя. 

Образ  Князя  развивается  скромнее.  В  I  действии  Князь  —  одновременно  и  сострадалец,  и  себялюбивый  барин.  Затем  предавшись  влиянию  лирической  оперы,  композитор  приукрашивает  Князя  —  он  раскаялся,  он  вновь  любит  Наташу.

4.  Развитие  образа  Княгини. 

Этот  образ  отличился  цельностью  и  выдержанностью  характера.  Ее  партия  лирична.  Ария  из  III  действия  наделяет  образ  исчерпывающей  полнотой.

Г.  Трактовка  хоровых  и  ансамблевых  номеров.

Их  трактовка  подчинена  драматургическим  целям.  Назначение  хоровых  сцен  —  воссоздание  бытовой  обстановки,  в  котором  протекает  действие. 

Три  хора  из  I  действия  передают  сельский  колорит  и  являются  контрастом  к  основному  драматическому  развитию  сюжета.  II  действие  —  сюита  свадебных  хоров  («Как  во  горнице»;  славление  молодых  —  «Да  здравствует  наш  князь  младой»;  игровая  сценка  с  хором  «Сватушка»)  и  большой  финальный  ансамбль  с  хором.

В  III  и  IV  действиях  хоры  и  ансамбли  играют  «оттеняющую»  роль.

«Русалка»  написана  в  смешанной  форме,  то  есть  наряду  с  традиционными  сольными  и  ансамблевыми  номерами  присутствуют  и  сквозные  сцены.

Среди  ансамблевых  номеров  встречаются  и  традиционные,  например, 

Дуэт  Наташи  и  Князя  («Ласковым  ты  словом»),  Дуэт  Княгини  и  Князя 

(«Отныне  буду  я  твоей»).  Они  несут  в  себе  определенные  драматургические  функции,  являясь  музыкально-  психологическим  обобщением  ситуаций.  (Терцет  «Ах,  прошло  то  время»  из  I  действия; 

Квартет  с  хором  из  II  действия.)

Но  главным  новаторским  достижением  Даргомыжского  в  этой  области  являются  дуэты  и  терцеты  из  I  и  III  действия,  играющие  центральную  роль  в  развитии  драмы.  Ансамбли  Даргомыжского  имеют  некоторые  особенности:  1)  преобладание  диалогического  пения;  2)  важное  значение  речитативов;  3)  текучесть,  переходящая  в  сквозное  развитие.  Такие  сцены  состоят  из  последования  сольных,  речитативных,  диалогических,  ансамблевых  «номеров».

Д.  Роль  оркестра  в  обострении  психологического  конфликта.

При  первом  знакомстве  с  партитурой  можно  сказать,  что  она  ничем  не  отличается  от  партитур  XIX  века.  В  аккомпанементе  Даргомыжского  преобладает  вертикально-гармоническое  начало.  Принципы  вокальности  безусловно  доминируют  над  инструментализмом.  В  сопровождение  преобладает  струнная  группа  оркестра,  к  которой  изредка  присоединяются  и  выдвигаются  даже  на  первый  план  духовые.  Даргомыжский  предвещает  принцип  Чайковского  —  эмоциональный  подъем.  Роль  деревянных  духовых  велика  в  фантастических  сценах  русалок  из  IV  действия.  В  использовании  меди,  арфы  и  ударных  ничего  индивидуального  нет. 

      III.          Использование  цитат  в  опере.

Тексты  для  народных  хоров  Даргомыжский  использовал  из  сборника  русских  народных  песен  Сахарова  «Сказание  русского  народа».

1)    «Среди  двора  из-под  древа»  -  I  действие  «Как  на  горе»

2)  «Ах,  девица  –  красавица…»  («Ох,  ти,  горе  великое»  (плач))  –  I  действие  «Днепра  царица»

3)  «Идет  коза  рогатая»  -  IV  действие  Призыв  Наташи  (  в  оркестре)  «Тебя,  Князь  милый,  я  призываю».

      IV.          Обобщение  и  вывод.

Аналогов  «Русалке»  в  русской  оперной  музыке  еще  не  было.  Хотя  сюжет  этот  уже  использован  неоднократно  русскими  композиторами.  (Давыдов  «Леста  —  приднепр.  Русалка»).  Серов  писал:  «Здесь  —  глубокая  сердечная  драма  между  четырьмя  лицами  с  дивным  вмешательством  мира  фантастического.»

«Русалка»  —  единственная  из  четырех  сценических  произведений  Даргомыжского,  которому  преподослана  оркестровая  увертюра.

Жанр  оперы  —  народно-бытовая  лирико-психологическая  социальная  драма  четко  доказана  музыкальным  материалом.

 

Список  литературы:

1.Гозенпуд  А.А.  Краткий  оперный  словарь.  Киев:  Музычна  Украйина,  1986.  —  295  с. 

2.Кандинский  А.И.  История  русской  музыки:  учеб.  пособие.  М.:  Музыка,  1980.  —  440  с.

3.Пекелис  М.С.  Александр  Сергеевич  Даргомыжский  и  его  окружение.  Т.2.    М.:  Музыка,  1983.  –  313  с.

4.Серов  А.Н.  Русалка  //  Современник.  1856.  №  1—10.

5.Смирнова  Э.С.  Русская  музыкальная  литература:  учеб.  пособие.  М.:  Музыка,  2002.  —  141  с. 

6.Шорникова  М.И.  Музыкальная  литература.  Русская  музыкальная  классика:  учеб.  пособие.  Ростов-н/Д.:  Феникс,  2014  —  286  с. 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (31)

# Виктория 04.02.2015 00:00
Я считаю, что работа вполне хорошая. Нет ничего лишнего и довольно таки понятно всё описано
# Аркадий 04.02.2015 00:00
Это отличная работа
# Галина 04.02.2015 00:00
Екатерина!Для дебюта-весьма удачная работа!
# Яна 05.02.2015 00:00
Хорошая работа! Продолжай в том же духе, мне было очень интересно прочитать!
# Дмитрий 05.02.2015 00:00
Отлично написанная работа! <br />Сам текст очень интересный.<br />Нет ничего лишнего, все к месту и делу. <br />Лично мне, все было понятно, и узнал много нового. <br />Молодец, Екатерина! <br />Думаю, ты выиграешь!)
# Настя 05.02.2015 00:00
Прекрасная работа, написано интересным и понятным языком, чего еще можно желать?!
# Ольга 05.02.2015 00:00
Катерина молодец!!! Чётко, доступно, научно и познавательно изложен материал. Удачи тебе в достижении своих целей!!!
# Анастасия 06.02.2015 00:00
Хорошая работа. Отлично так держать!
# Елена 06.02.2015 00:00
Катерина,молодец!Работа ваша понравилась!Успехов!
# ульяна 06.02.2015 00:00
Катерина молодец. Работа интересна и позновательна. Успехов в учебе.
# Ирина 06.02.2015 00:00
Катюша, молодец !!!@
# Ольга 06.02.2015 00:00
Работа отличная, красочная! Лучше других. Успехов!!!
# Настя 06.02.2015 00:00
Прекрасная работа! Молодец!
# Настя 06.02.2015 00:00
Хорошая работа! Молодец!
# Сергей 09.02.2015 00:00
Отлично !!!!!! Молодец!!!!
# Валера 09.02.2015 00:00
Очень интересная работа -молодец!!!!!
# Анна 09.02.2015 00:00
Спасибо! Было интересно.
# Антон 09.02.2015 00:00
На редкость выдающаяся работа! Очень интересный и познавательный материал!
# кристина 09.02.2015 00:00
Работа Замечательная
# Семён 09.02.2015 00:00
Хорошая статья!!!
# Валентина 09.02.2015 00:00
Молодец!Так держать!!!
# Анжелика 09.02.2015 00:00
Уважаемая,Екатерина!Замечательная работа.Написана очень доступно и понятно!Довольно подробно прописаны каждые составляющие оперы начиная с развития образов героев вплоть до инструментальной конкретики,что позволяет с легкостью вспомнить оперу тем,кто слушал или смотрел постановку много лет назад.Продолжай работать с таким же профессионализмом!!!
# Алексей 09.02.2015 00:00
Хорошая работв
# Mariya 10.02.2015 00:00
Катя, умничка! Буду советовать твою работу всем тем, кто только собирается проходить оперу "Русалка". Так держать! Победы!
# Дарья 10.02.2015 00:00
Очень хорошая работа! Интересная, познавательная. Так держать!!
# егор доскаль 10.02.2015 00:00
классно удачи
# Валентина 10.02.2015 00:00
Статья понравилась!Есть план, ощущается "общая драматургия" работы! Толково!!!Ставлю- "5"!
# Евгения 10.02.2015 00:00
Отличная работа, грамотная, структурированная, содержательная, а главное без лишних слов. Молодец Екатерина! Творческих успехов тебе!
# Катя Ч 10.02.2015 00:00
Катя молодец!!! Очень интересно!!!
# елена 10.02.2015 00:00
Молодец!!!
# Елена 15.02.2015 00:00
супер!

Оставить комментарий