Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 26 января 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

О  НЕКОТОРЫХ  АСПЕКТАХ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  ШКОЛ  ИСКУССТВ  К  КОНЦЕРТНОМУ  ВЫСТУПЛЕНИЮ

Щеглова  Дарья

Класс  8,  Детская  школа  искусств  №  46,  РФ,  г.  Кемерово

Цуканова  Ксения  Александровна

научный  руководитель,  Педагог  первой  категории,  преподаватель  музыкально-теоретических  дисциплин,  Детская  школа  искусств  №  46,  РФ,  г.  Кемерово

 

Музыка  —  это  самое  яркое  творение  человечества  с  древнейших  времен  и  до  наших  дней.  Она  живет  в  нашей  душе,  сопровождая  человека  с  младенчества,  с  первой  колыбельной  песни  и  до  последних  минут  жизни.  В  музыке  можно  выразить  чистоту  и  искренность  чувств,  глубину  переживаний.  Музыка  как  вид  искусства  открывает  человеку  возможность  познавать  мир  и  в  процессе  познания  развиваться.  Музыка  может  выражаться  не  только  через  музыкальные  инструменты  и  звуковоспроизводящие  устройства.  Музыка  закодирована  в  звуках  природы  —  шум  волн  и  шелест  листьев  на  ветру,  пение  птиц  и  сверчков,  шелест  дождя. 

Невозможно  представить  себе  жизнь  современного  человека  без  музыки.  Мы  слышим  ее  везде  и  практически  всегда.  Слушая,  высокохудожественную  музыку,  люди  накапливают  опыт  переживания  и  осознания  ценных  в  художественном  отношении  интонаций  музыки  разных  эпох  и  стилей,  формируются  основы  музыкального  вкуса.

Об  огромном  значении  музыки  мы  можем  найти  уже  в  трудах  античных  философов.  Пифагором,  по  свидетельству  его  учеников,  были  установлены  мелодии  и  ритмы,  с  помощью  которых  на  души  молодых  людей  можно  было  оказывать  соответствующее  влияние.  Здесь  были  мелодии  против  неумеренных  страстей,  против  уныния  и  душевных  язв,  против  раздражения,  гнева  и  других  душевных  недугов  [2,  с.  15].

Современные  исследования  указывают  на  положительное  влияние  музыки  в  развитии  детей  и  подростков.  Музыка  учит  ребенка  не  только  видеть,  но  и  воспроизводить  увиденное,  не  только  слышать,  но  и  представлять  то,  что  слышишь.  Она  развивает  все  виды  восприятия  (зрительное,  слуховое,  чувственное)  и  все  виды  памяти  (зрительную,  слуховую,  моторную,  образную,  ассоциативную). 

Дети,  которые  играют  на  музыкальных  инструментах,  обычно  грамотнее  других.  Музыкальные  занятия  развивают  образное  мышление,  привычку  к  ежедневному  кропотливому  труду,  помогают  стать  успешным,  всесторонне  развитым,  целеустремленным,  помочь  добиться  успеха  в  будущей  профессии,  а,  следовательно,  и  счастливым  человеком.  Кроме  того,  игра  на  музыкальном  инструменте  —  прекрасный  способ  развить  чувство  ритма,  наладить  прекрасную  координацию  между  слухом  и  моторикой  рук  [4,  с.  62].

Все  вышеперечисленные  черты  привлекают  внимание  родителей  к  музыкальному  воспитанию  детей,  и  в  последние  годы  проявляется  тенденция  увеличения  числа  обучающихся  в  школах  искусств  и  музыкальных  школах.  В  связи  с  этим  достаточно  четко  вырисовывается  проблема  психологической  подготовки  обучающихся  к  концертным  выступлениям.  Ведь  совсем  не  редки  случаи,  когда,  выйдя  на  сцену,  ребенок  словно  теряет  все  умения  и  навыки  исполнительства,  испытывает  стресс,  а  иногда  и  вовсе  отказывается  от  дальнейшего  концертирования  и  обучения  в  целом.

Тема  психологической  подготовки  не  нова  в  музыковедении.  Еще  в  конце  XIX  века  русский  композитор  и  педагог  Н.А.  Римский-Корсаков  утверждал,  что  эстрадное  волнение  тем  больше,  чем  хуже  выучено  сочинение.  С  этим  утверждением  нельзя  не  согласиться.  Однако  сценическое  состояние  исполнителя  зависит  не  только  от  того  насколько  надежно  и  крепко  разучено  музыкальное  произведение.  Многие  музыканты  тщательнейшим  образом  изучают  тонкости  нотного  текста,  обдумывают  исполнительский  план,  бесконечно  репетирую  все  фрагменты  предстоящего  выступления,  но,  выходя  на  сцену,  теряют  способность  контролировать  происходящее  и  не  могут  успешно  реализовать  выношенные  художественные  намерения.

Приемы  саморегуляции  сценического  состояния  —  важный  компонент  психологической  подготовки  исполнителя  к  концертному  выступлению,  но  методика  такой  саморегуляции  недостаточно  изучена  и  в  наши  дни.  Такая  ситуация  возникла  вследствие  того,  что  музыканты,  зачастую,  не  имеют  достаточных  знаний  области  психологии,  а  психологи  в  области  музыкально-педагогической  деятельности.

Ценные  советы  по  психологической  подготовке  рассредоточены  по  книгам,  методическим  разработкам,  статьям  выдающихся  музыкантов  и  педагогов  —  Л.А.  Баренбойма,  Д.Д.  Благого,  Г.М.  Когана,  Г.Г.  Нейгауза  и  других.

Анализ  различных  методик  психологической  подготовки  обучающихся  позволяет  выделить  несколько  направлений.  Рассмотрим  некоторые  из  них  ниже.

Некоторые  музыканты  рассматривают  сценическое  состояние  исполнителя  как  следствие  особенностей  его  нервной  системы  и  рекомендуют  упражнения  рекомендуемые  спортсменам,  например,  повороты  вокруг  оси,  прыжки  с  приседаниями.  Но  рекомендации  спортивных  психологов  не  имеют  прямой  направленности  на  творчество,  не  нацелены  на  стимулирование  фантазии  и  слуха,  не  помогают  обрести  состояние  творческого  вдохновения  [1,  с.  27]. 

Еще  одно  из  направлений  —  это  использование  самовнушения  и  аутотренинга.  Этот  метод  часто  используется  у  исполнителей  национальной  музыки.

Известный  музыкант  и  исполнитель  Д.Д.  Благой  считает  решающим  метод  привлечения  интеллектуально-творческих  качеств  личности  исполнителя.  То  есть  увлеченность  художественными  образами,  восхищение  личностью  композитора  должна  благотворно  повлиять  на  сценическое  состояние  обучающихся. 

Большое  распространение  получила  концепция  К.К.  Платонова,  согласно  которой  особенности  личности  можно  уложить  в  4  подструктуры,  взаимосвязанных  и  взаимозависимых,  приведя  в  согласие  которые  можно  получить  идеальное  психологическое  состояние  исполнителя  [3,  с.  168].

Первая  подструктура  —  психологическая  установка  на  музыкально-исполнительскую  деятельность  и  потребность  в  такой  деятельности.  Увлеченность  исполнительским  процессом,  творческими  задачами,  художественными  образами  помогает  направить  волнение  в  нужное  русло.  И  параллельно  снимается  проблема  озабоченности  обучающихся  своим  внешним  видом,  производимым  впечатлением. 

Вторая  подструктура  —  творческий  опыт  и  профессиональные  знания.  Чем  больше  исполнительский  опыт,  тем  реже  обучающийся  страдает  сценическим  волнением,  страхом  забыть  текст.  Один  из  используемых  приемов  заключается  в  мысленном,  беззвучном  проигрывании  сочинения  по  нотам  или  без  них,  когда  мышечная  память  взаимодействует  с  внутренним  слухом,  таким  образом  возникает  уверенность  в  знании  произведения.

Третья  подструктура  —  особенности  психических  процессов.  У  каждого  музыканта-  исполнителя  существует  собственный  оптимальный  уровень  эмоционального  возбуждения,  которое  невозможно  определить  частотой  пульса,  температурой  тела  или  быстротой  реакции.

Четвертая  подструктура  —  особенности  темперамента.  Среди  спортсменов  существует  мнение,  что  успеха  могут  достигнуть  только  люди  с  сильным  типом  нервной  системы  —  флегматики,  холерики,  сангвиники.  В  музыкальном  же  искусстве  вершин  исполнительства  могут  достичь  представители  всех  психологических  типов.  Это  зависит  от  стилей  работы  над  сочинением  обучающимся.  Так,  флегматики  имеют  небогатую  шкалу  динамических  оттенков,  недостаток  артистизма,  работают  методично,  спокойно.  Исполнителя  холерика  легко  узнать  по  высокому  уровню  артистизма,  но  часто  они  страдают  при  трудностях  ритмической  организации.  Исполнители  сангвиники  работают  неровно,  гибко  адаптируются  к  непривычным  условиям  работы,  легко  переносят  неудачи.  Исполнители  меланхолики  тщательно  прорабатывают  детали,  им  часто  не  хватает  творческой  смелости,  болезненно  переживают  неудачи.

Известно,  что  в  чистом  виде  типы  темпераментов  встречаются  крайне  редко,  и  решение  творческих  задач  постепенно  меняет  психику.

Таким  образом,  универсальных  методов  для  преодоления  негативных  форм  сценического  волнения  не  существует.  И  рекомендуется  компилировать  различные  формы  работы  с  обучающимися,  самостоятельно  определяя  слабые  стороны  творческой  индивидуальности  обучающихся,  выбирать  наиболее  полезную  методику  психологической  подготовки  к  концертному  выступлению.

 

Список  литературы:

  1. Баренбойм  Л.А.  Музыкальная  педагогика  и  исполнительство.  Л.,  1974.  —  52  с.
  2. Рыцарева  М.Г.  Музыка  и  я:  Популярная  энциклопедия  для  детей.  М.:  Музыка,1994.  —  367  с.
  3. Федоров  Е.Е.  О  психологической  подготовке  музыканта  к  концертному  выступлению  //  Вопросы  музыкознания.  1999.  —  332  с.
  4. Юсфин  А.Г.  Живой  организм  музыки.  О  воспитании  музыкальной  культуры.  Семья  и  школа.1991.  —  120  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (2)

# Софья 05.02.2015 00:00
Очень хорошая работа, все верно написано, точно указано . Все по смыслу, профессиональная работа !
# Ксения 09.02.2015 00:00
Достойное освещение проблемы

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.