Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 26 января 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИЗОБРАЖЕНИЕ  ВОЛЬНЫХ  ЗАПОРОЖЦЕВ  НА  КАРТИНЕ  «ЗАПОРОЖЦЫ  ПИШУТ  ПИСЬМО  ТУРЕЦКОМУ  СУЛТАНУ»  И.Е.РЕПИНА  И  В  ГЕРОИЧЕСКОЙ  ПОВЕСТИ  «ТАРАС  БУЛЬБА»  Н.В.  ГОГОЛЯ

Штанько  Екатерина

Класс  10,  школа  МАОУ  «Гимназия  при  Главе  МР  «Сосногорск»,  РФ,  г.  Сосногорск

Довгайло  Ольга  Александровна

научный  руководитель,  преподаватель  русского  языка  и  литературы,  школа  МАОУ  «Гимназия  при  Главе  МР  «Сосногорск»,  РФ,  г.  Сосногорск

 

Русская  культура,  представляющая  собою  произведения  литературы,  скульптуры,  музыки,  изобразительного  искусства  выделяется  взоимопроникновением  различных  видов  искусства  друг  в  друга,  и  если  обратиться  к  литературе  и  живописи,  например,  то  можно  заметить,  как  перекликаются  сюжеты  произведений  писателей  и  художников. 

В  8  классе  мы  познакомились  с  героической  повестью  Н.В.  Гоголя  «Тарас  Бульба».  А  в  альбоме  «Русское  искусство»  я  увидела  картину  И.Е.  Репина  «Запорожцы  пишут  письмо  турецкому  султану».  Живописные  образы  героев  картины  Репина  для  меня  показались  иллюстрацией  страниц  гоголевской  повести  «Тарас  Бульба». 

Цель  данной  исследовательской  работы  —  сопоставить  изображение  вольных  запорожцев  на  картине  И.Е.  Репина  «Запорожцы  пишут  письмо  турецкому  султану»  и  в  героической  повести  «Тарас  Бульба»,  найти  общее  и  индивидуальное  в  изображении  казаков,  а  также  выявить  причину  интереса  современного  читателя  и  ценителя  искусства  к  данным  произведениям. 

Для  реализации  данной  цели  были  определены  следующие  задачи:

·     изучить  произведение  классика  литературы  Николая  Васильевича  Гоголя  «Тарас  Бульба»;

·     познакомиться  с  творчеством  художника  Ильи  Ефимовича  Репина;

·     изучить  живописное  полотно  «Запорожцы  пишут  письмо  турецкому  султану»,  историю  его  создания  художником  Ильей  Репиным;

·     исследовать  особенности  изображения  типического  в  живописи  и  литературе;

·     провести  сопоставительный  анализ  изображения  психологических  портретов  в  повести  и  на  картине  Репина;

·     определить  степень  значимости  этих  произведений  для  русской  культуры,  в  современном  мире. 

Прежде  чем  обратиться  к  анализу  картины  «Запорожцы  пишут  письмо  турецкому  султану»  хотелось  бы  несколько  слов  сказать  о  художнике. 

Репин  Илья  Ефимович  (1844  г.—1930  г.)  —  художник.  Родился  в  семье  военного  поселянина.  Учился  у  художника-иконописца  И.М.  Бунакова,  выполняя  заказы  на  иконы  и  росписи  церквей;  писал  портреты  родных.  Скопив  денег,  в  1863  г.  уехал  в  Петербург  и  после  занятий  в  Рисовальной  школе  Общества  поощрения  художников  сдал  экзамены  в  Академию  художеств,  где  занимался  около  10  лет.  Затем  получил  Большую  золотую  медаль  за  программную  работу  и  право  на  6-летнее  обучение  в  Италии  и  Франции,  где  завершил  художественное  образование.  Его  картины  стали  узнаваемы. 

История  создания  полотна  «Запорожцы  пишут  письмо  турецкому  султану»  любопытна  тем,  что  как-то  за  чайным  столом  на  одном  из  дружеских  собраний  в  доме  известного  мецената  С.И.  Мамонтова  Репин  услышал  прочитанное  кем-то  из  гостей  письмо  запорожцев  к  турецкому  султану.

История  этого  письма  такова.

В  1676  году  турецкий  султан  Мухамед  IV  предъявил  запорожцам  нечто  вроде  ультиматума  и,  величая  себя  «братом  солнца  и  луны,  наместником  божиим,  владетелем  всех  царств,  царем  над  царями,  непобедимым  рыцарем,  надеждой  мусульман,  защитником  христиан»,  предлагал  казакам  покориться  и  перейти  в  турецкое  подданство.

На  это  предложение  запорожцы  ответили  ему  по-своему  —  без  дипломатических  околичностей,  убедительно  и  колоритно,  не  стесняясь  в  выборе  выражений. 

«Не  годен  ты  будешь  сынов  христианских  под  собой  иметь;  твоего  войска  мы  не  боимся,  землею  и  водою  будем  биться  с  тобой»,  —  ответили  султану  запорожцы,  присовокупив  к  своему  ответу  изощренные  оскорбительные  прозвища,  пародирующие  высокопарный  титул  султана.

Именно  это  историческое  событие,  относящееся  к  1676  году,  легло  в  основу  картины  Репина.

Сочный  народный  юмор  запорожского  послания  пришелся  по  вкусу  Репину,  все  свое  детство  проведшему  на  Украине,  много  слышавшему  и  раньше  об  удали  свободолюбивых  запорожских  казаков.

Запорожская  вольница  олицетворяла  собой  в  глазах  художника  образ  жизнерадостного,  непокоренного  народа.

Казацкое  красноречие  восхитило  Репина,  пробудило  в  нем  страстное  желание  запечатлеть  на  полотне  в  живых  и  полнокровных  образах  тех  народных  героев,  которые  прославили  некогда  свободолюбивую  Запорожскую  Сечь. 

Он  почувствовал  огромные  возможности  в  этом  сюжете  для  большого  полотна  на  очень  важную  тему  —  тему  жизни  свободного  народа.  Тогда  же,  в  Абрамцеве,  он  сделал  первый  карандашный  эскиз,  который  во  многом  определил  композицию  будущей  знаменитой  картины.  А  затем  началась  длительная  пора  собирания  многочисленных  материалов,  без  которых  задуманная  картина  не  могла  бы  засверкать  неподдельной  красотой  убедительной  исторической  правды.

Даже  семья  художника  была  вовлечена  им  в  этот  замысел,  Репин  читал  вслух  книги  о  запорожцах,  перечитывал  гоголевского  «Тараса  Бульбу».

И  игры,  которыми  всегда  увлекались  в  семье  Репина,  подчинились  теперь  новому  замыслу  —  играли  в  запорожцев;  сам  Илья  Ефимович  был  Тарасом  Бульбой,  дочь  Вера  —  Остапом,  Надя  —  Андрием;  в  другой  игре  Репин  и  его  сынишка  Юрий  были  запорожцами,  а  дочери  —  русалками,  завлекавшими  казаков  в  камыши:  «камыши  заменялись  кучками  сена,  —  писала  В.И.  Репина,  —  мы  играли  на  бульваре  Девичьего  поля,  бежали  вперед  и  прятались  за  сугробы».  Репин  даже  вылепил  из  глины  фигурки  запорожцев  и  создавал  из  них  целые  сцены.

Об  увлечении  Репина  картиной  пишет  его  дочь  Вера:

«Почти  каждый  день  папа  читал  вслух  о  запорожцах  по-малорусски  в  стихах...  и  рассказывал  о  Сечи...  Мы  уже  знали  постепенно  всех  героев:  атамана  Серко  с  седым  усом...  казака  Голоту  —  «не  боится  ни  огня,  ни  меча,  ни  болота»...  Тараса  Бульбу  с  Остапом  и  Андреем  и  кузнеца  Вакулу.  Моему  маленькому  брату  Юре  выбрили  голову  и  оставили  чуб;  на  круглой  голове  его  сначала  висел  маленький,  а  потом  вился  длинный  «оселедец»,  который  он  заматывал  за  ухо.  И  костюм  ему  сшили  желтый  жупан  с  откидными  рукавами,  когда  крестный  его  Мурашко  привез  ему  малороссийскую  рубашку  и  шаровары.  Жупан  ему  дали  заносить,  чтобы  походил,  больше  на  настоящий...»  [6]

«Я  уже  несколько  лет  пишу  свою  картину  и,  быть  может,  еще  несколько  лет  посвящу  ей,  —  говорил  Репин,  —  а  может  случиться,  что  я  закончу  ее  и  через  месяц.  Одно  только  страшит  меня:  возможность  смерти  до  окончания  «Запорожцев»  [4].

Репин  создал  великолепную  картину...3а  столом  писарь  строчит  письмо  султану,  сидящие  и  стоящие  кругом  казаки  диктуют  ему,  подбирая  наиболее  едкие  слова.  Гомерический  смех.  Каждый  персонаж  —  тип,  а  все  они  вместе  олицетворяют  силу  и  мощь,  которую  никто  преодолеть  не  сможет.

На  «Запорожцев»  (1878—1891)  художник  затратил  огромное  количество  энергии,  любви  и  забот.  И  это  состояние  восторга,  преклонения  к  своим  героям  мгновенно  передается  зрителям.

Запорожцы...  Вот  они  перед  нами  во  всей  своей  красе  и  удали.  Галерея  типов,  совершенно  оригинальных,  неподражаемых,  легендарных.  Можно  часами  разглядывать  их  лица  —  загорелые,  обветренные  степными  ветрами,  опаленные  солнцем,  дубленные  невзгодами,  изрубленные  в  жестоких  схватках,  но  все  же  красивые,  источающие  силу,  энергию,  бьющую  через  край.

Идея  картины  -  показать  героизм,  силу  и  мужество  народа,  спеть  гимн  во  славу  свободных  людей.  «Все  за  одного  —  один  за  всех»  —  таков  был  лозунг  запорожцев,  в  товариществе  заключалась  их  сила.  Это  товарищество  и  прославил  художник.

Стремясь  к  образному  воссозданию  эпохи,  Репин  сумел  воскресить  самый  дух  неукротимой  запорожской  вольницы.  Картина  конкретизирует  представление  о  казаках,  их  укладе  жизни.

Горячо  принятая  зрителями  и  получившая  высокую  оценку  в  печати,  она  в  1891  году  стала  яркой  иллюстрацией,  итогом  впечатлений  художника  полученных  от  не  менее  грандиозного  литературного  полотна  созданного  Н.В.  Гоголем. 

Работая  над  своей  повестью  «Тарас  Бульба»  писатель  предварительно  тщательно  изучал  исторические  источники,  среди  которых  важнейшими  были  народные  украинские  песни,  особенно  исторические  песни  и  думы,  которые  во  много  помогли  автору  постигнуть  дух  народной  жизни,  характеры  и  психологию  людей. 

Особым  приемом  Гоголя  в  создании  портрета  был  прием  психологизма. 

В.Г.  Белинский  говорил:  «Гоголь  не  пишут,  а  рисует.  Его  изображение  дышит  живыми  красками»  [5].  Действительно  писатель  не  дает  законченного  портрета  своих  героев,  например,  Тараса  Бульбы.  Он,  как  художник  Репин  мазками  разбрасывает  по  всему  произведению  отдельные  живые  детали  портрета  героя,  сознательно  прибегая  к  преувеличению.

Так  в  главах  I,  II,  VIII,  IX,  X  «Тараса  Бульбы»  мы  находим  следующие:

«Бульба  вскочил  на  своего  Чорта,  который  бешено  отшатнулся,  почувствовав  на  себе  двадцатипудовое  бремя,  потому  что  Тарас  был  чрезвычайно  тяжел  и  толст»  [1].

«Слеза  тихо  круглилась  на  его  зенице,  и  поседевшая  голова  его  уныло  понурилась»  [1].

«Идти!  раздалось  голосно  в  запорожских  куренях.  Но  Тарасу  Бульбе  не  пришлись  по  душе  такие  слова,  и  навесил  он  еще  ниже  на  очи  свои  хмурые,  исчерна-белые  брови,  подобно  кустам,  повыраставшим  по  высокому  темени  горы,  которых  верхушки  вплоть  занес  иглистый  северный  иней»  [1].

«А!  —  сказал  Тарас  и  махнул  рукой,  и  потряс  седой  головою,  и  усом  моргнул»  [1].

«Сурово  и  равнодушно  глядел  он  на  все,  и  на  неподвижном  лице  его  выступала  неугасимая  горесть»  [1].

А  в  главе  XII  словами  самого  Бульбы  Гоголь  обобщает  разбросанные  детали  и  говорит,  каким  по  внешности  он  хотел  изобразить  героя:  «Эх,  старость,  старость!»  —  сказал  он,  и  заплакал  дебёлый,  старый  казак»  [1].

Как  видим,  описание  внешности  еще  не  раскрывает  героической  личности  Тараса.  Для  характеристики  своего  героя  автор  пользуется  не  столько  портретом,  сколько  описанием  взаимоотношений  Тараса  с  людьми,  его  поступков  и  поведения.

В  повести  «Тарас  Бульба»  писатель  обращается  к  теме  национально-освободительной  борьбы  украинского  народа  в  борьбе  с  иноземными  поработителями.

Гоголь  с  глубоким  сочувствием  освещает  героические  подвиги  запорожцев,  создавая  могучие  характеры  Тараса  Бульбы  и  других  казаков. 

Резкими  и  выразительными  штрихами  рисует  Гоголь  героев  Сечи.  Остап,  бесстрашно  поднимающийся  на  плаху,  Бовдюг,  страстно  призывающий  к  товариществу;  Мосий  Шило,  преодолевающий  неимоверные  препятствия,  чтобы  вернуться  в  родную  Сечь;  Кукубенко,  высказывающий  перед  смертью  свою  заветную  мечту:  «Пусть  же  после  нас  живут  еще  лучшие,  чем  мы»,  —  этим  людям  свойственна  одна  общая  черта:  беззаветная  преданность  Сечи  и  Русской  земле.  В  них  видит  Гоголь  воплощение  лучших  черт  национального  русского  характера.  Товарищество  и  братство,  преданность  вере  и  родине  («Перед  нами  дело  великого  поту,  великой  казацкой  доблести!  Итак,  выпьем,  товарищи,  разом,  выпьем  наперед  всего  за  святую  православную  веру,  чтобы  пришло  наконец  такое  время,  чтоб  по  всему  свету  разошлась  и  везде  была  бы  одна  святая  вера,  и  все,  сколько  ни  есть  бусурманов,  все  бы  сделались  христианами!  Да  за  одним  уже  разом  выпьем  и  за  Сечь,  чтобы  долго  она  стояла  на  погибель  всему  бусурманству,  чтобы  с  каждым  годом  выходили  из  нее  молодцы  один  другого  лучше,  один  другого  краше.  Да  уже  вместе  выпьем  и  за  нашу  собственную  славу,  чтобы  сказали  внуки  и  сыны  тех  внуков,  что  были  когда-то  такие,  которые  не  постыдили  товарищества  и  не  выдали  своих.  Так  за  веру,  пане-братове,  за  веру!»)  [1],  мужество,  широта  натуры  —  то,  за  что  Гоголь  любит  своих  героев.

Тяга  к  подвигу,  воспитание  патриотизма  у  народа  —  вот  чего  нам  не  хватает  сегодня.  Любовь  к  Родине,  братство  —  качества,  издревле  свойственные  русской  душе,  но  мы  их  постепенно  утрачиваем  под  воздействием  идеологии  космополитизма,  что  очень  печально.  Поэтому  я  решила  обратиться  к  героической  повести  Н.В.  Гоголя  «Тарас  Бульба»,  сопоставить  её  с  картиной  И.Е.  Репина  «Запорожцы  пишут  письмо  турецкому  султану»,  чтобы  доказать  современное  звучание  темы  патриотизма  и  свободы,  которая  освещена  письменно  и  художественно  в  этих  произведениях. 

Таким  образом,  сопоставив  произведения  И.Е.  Репина  и  Н.В.  Гоголя,  делаю  вывод  о  том,  что  и  художник,  и  писатель  в  своих  произведениях  средствами  живописи  и  слова  представили  героев,  великая  цель  которых  —  любовь  к  Родине,  укрепление  объединяющего  их  товарищества,  защита  веры  и  отечества,  свободолюбия.  Они  живут,  как  богатыри,  и  умирают,  как  исполины. 

Эти  произведения  живы  сегодня,  так  как  к  ним  обращаются  представители  других  видов  искусств,  например,  в  городе  Краснодар  установлен  памятник,  открытый  в  2008  году,  через  120  лет  после  посещения  Репиным  Кубани  в  целях  сбора  натурного  материала  для  картины.  Надпись  на  памятнике  гласит  «Сей  памятный  знак  поставлен  в  честь  славных  предков  наших  —  кубанцев,  наследников  воинства  Запорожского,  послуживших  русскому  художнику  Илье  Репину  прототипами  героев  картины  «Запорожцы  пишут  письмо  турецкому  султану».

Что  же  касается  повести  Н.В.  Гоголя  «Тарас  Бульба»,  то  по  её  мотивам  еще  с  1860  года  создавались  оперы,  как  русских,  так  и  зарубежных  композиторов,  а  с  1909  года  фильмы  на  различных  языках. 

Ярким  примером  экранизации  произведения  является  художественный  фильм,  снятый  режиссером  Владимиром  Бортко  в  2008  году.  Картина  И.Е.  Репина  нашла  отражение  в  фильме,  копируя  ее,  в  одном  из  эпизодов  герои  располагаются  в  кадре,  подобно  героям  полотна. 

Сюжет  фильма  практически  полностью  повторяет  оригинальную  повесть.  Действительно,  фильм,  как  и  произведение  Н.В.  Гоголя  подчеркивает  доблесть  русского  воинства,  основу  которого  всегда  составляли  именно  православные  воины. 

Интерес  к  произведениям  Гоголя  и  Репина  сегодня  не  случаен.  Именно  на  этих  произведениях  прививаются  непреложные  нравственные  человеческие  ценности,  такие  как  любовь  к  Родине,  свободолюбие,  независимость,  сохраняется  историческая  память,  национальные  традиции,  национальная  культура  и  патриотизм. 

 

Список  литературы:

  1. Гоголь  Н.В.  Собрание  сочинений  в  семи  томах,  т.  2.  Издательство  «Художественная  литература»,  М.,  1966.
  2. Комарова  И.И.,  Железнова  Н.Л.  Художники:  Краткий  биографический  словарь.  М.:  РИПОЛ  КЛАССИК,  2003.  —  512  с.:  ил.  —  (Краткие  биографические  словари).
  3. Островский  Г.С.  Рассказ  о  русской  живописи.  М.:  Изобаз.  Искусство,  1987.  —  360  с.  ил.
  4. Репин  И.  Из  Воспоминаний,  М.:  Советская  Россия,  1958. 
  5. Рыжов  К.В.  100  великих  россиян.  М.:  Вече,  2000.  —  656  с.  (100  великих).
  6. Шер  Н.С.  Рассказы  о  русских  художниках,  М.:  Детская  литература,  1966.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий