Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 26 января 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ТРОПЫ  И  ИХ  РОЛЬ  В  ПОВЕСТИ  А.С.  ПУШКИНА  «МЕТЕЛЬ»

Бабинцева  Александра

Класс  6«Б»,  средняя  школа  №  21,  Республика  Казахстан,  г.  Астана

Исатаева  Ляззат  Ануарбековна

научный  руководитель,  учитель  русского  языка  и  литературы  I  категории,

средняя  школа  №  21,  Республика  Казахстан,  г.  Астана

 

«При  имени  Пушкина,  —  писал  Н.В.  Гоголь,  —  тотчас  осеняет  мысль  о  русском  национальном  поэте...  В  нем,  как  будто  в  лексиконе,  заключилось  всё  богатство,  сила  и  гибкость  нашего  языка…»  [2,  с.  1].

Каждое  произведение  Пушкина,  будь  то  проза  или  поэзия,  является  тому  доказательством. 

Объектом  моего  исследования  является  лексика  А.С.  Пушкина  в  повести  «Метель»,  а  предметом  исследования  —  лексические  изобразительно-выразительные  средства  (тропы,  пословицы,  ирония). 

Изучение  лексики  Пушкина  важно  для  понимания  современного  русского  языка,  его  состава.  Оно  помогает  нам  точно  определить,  какие  стороны,  какие  компоненты  пушкинского  языка  сохраняют  всю  свою  силу  и  активность  в  русском  современном  языке. 

Целью  данной  работы  является  выявление  и  описание  изобразительно-выразительных  средств  и  определение  их  роли  в  произведении. 

Практическая  ценность  данного  исследования  в  том,  что  его  результаты  могут  быть  использованы  в  лекциях,  на  уроках  русского  языка  и  литературы.  Например,  при  изучении  раздела  «Лексикология»  и  при  анализе  повести  «Метель».

Каков  же  язык  повести  «Метель»?  Он  богат  многими  выразительными  средствами  русского  языка:  сравнениями,  метафорами,  эпитетами  и  пословицами.  Особую  эмоциональность  и  неповторимость  тексту  придаёт  ирония  как  очень  важное  образное  средство.

  В  произведении  Пушкина  среди  всех  средств  выразительности  наиболее  яркими  и  красочными  являются  эпитеты. 

Эпитет  —  это  художественное  определение,  дающее  яркое,  образное  представление  о  сущности  предмета  или  явления.  К  эпитетам  относятся  все  «красочные»  определения,  которые  чаще  всего  выражаются  прилагательными:  весёлый  ветер,  печальная  берёза,  бледная  луна,  золотой  луч.

Эпитеты  делятся  на  две  группы:

1.  «Изобразительные»  (неметафорические)  -  бледная  луна,  золотой  луч. 

Они  помогают  ярче  представить  картину  и  не  содержат  явной  (прямой)  оценки  автора.  К  ним  относятся  и  постоянные  эпитеты. 

«Эпитет  должен  рисовать  предмет,  давать  образ»  [3,  с.  1],  —  говорил  Л.  Толстой.

Именно  это  является  задачей  эпитетов  данной  группы.

2.  Выразительные  (оценочные,  лирические,  эмоциональные)  выражают  чувство  автора  (эмоции,  оценку).  Это,  по  определению  Д.Э.  Розенталя  и  И.Б.  Голуб,  «эпитеты,  выраженные  словами  в  переносных  значениях»  [3,  с.  1].  Эти  эпитеты  выполняют  в  речи  особенно  яркую  образную  функцию  и  содержат  в  себе  скрытое  сравнение. 

  В  повести  «Метель»  А.С.  Пушкин  использует  как  изобразительные,  так  и  оценочные  эпитеты. 

Таблица  1.

Эпитеты  и  их  роль  в  повести  (№  1)

Изобразительные

Выразительные

1.Описывают  природу        

2.  Описывают  состояние  героев,  их  мысли  и  чувства  (уточняют  отличительные  признаки  предмета:  форму,  цвет,  величину,  качество)

Передают  отношение  и  оценку  автора  к  тому,  что  он  изображает.  Выражают  чувства  писателя  (наиболее,  на  мой  взгляд,  яркие,  «говорящие»  эпитеты  я  выделила  )

Во  мгле  мутной  и  желтоватой,  равнина,  устланная  белым  волнистым  ковром,  ночь  ясна,  дерев,  обнажённых  зимою,  мрак  дерев  и  др.

Вечной  любви,  романтическое  воображение,  решительного  дня,  бездонное  подземелье,  пронзительным  голосом,  дрожащим  голосом,  тихую  девичью  жизнь,  сильная  горячка,  в  беспрестанном  бреду,  другая  печаль,  малейшей  надежды,  завоеванные  песни,  на  бранном  воздухе,  русское  сердце,  обыкновенная  холодность,  интересной  бледностию,  обыкновенная  её  задумчивость,  нрава  тихого  и  скромного,  робость,  неразлучная  с  истинною  любовию,  романтического  объяснения,  желаемый  успех,  решительная  минута,  несравненный  образ,  тяжёлую  обязанность,  непонятное  беспокойство,  смелость  и  пылкость  характера.

Счастливая  мысль,  блаженнейшею  минутою,  восторг  истинно  упоителен,  с  мучительной  быстротою,  героическим  обстоятельством,  непреодолимою  силою  страсти,  пылающие  сердца,  ужасные  мечтания,  безобразные,  бессмысленные  видения,  бедное  животное,  несчастного  Владимира,  неожиданное  счастиеполусумасшедшее  письмо,  память  его  казалась  священною,  сладки  слёзы  свидания,  драгоценнейшей  наградою,  блистательное  время,  беспечно  насмешливый,  был  ужасным  повесою,  её  военные  действия,  ужасную  тайну,  несчастнейшее  создание,  ужасная  метель,  непростительная  ветреность,  преступной  проказе,  несчастного  Владимира,  девственной  Артемизы,  нежная  заботливость,  печальным  предзнаменованием,  бедной  Прасковьи  Петровны,  печальных  воспоминаний,  печальной  верностию,  тайна  тягостна,  смертельно  влюблена,  время  славы  и  восторга,  слёзы  свидания,  место  печальных  воспоминаний,  подшутил  жестоко,  жестоко  отомщена. 

 

Метафора  (от  греч.  —  перенос)  —  это  слово  или  выражение,  которое  употребляется  в  переносном  значении  на  основе  сходства  двух  предметов  или  явлений  по  какому-либо  признаку.  В  основу  метафоры  может  быть  положено  сходство  предметов  по  форме,  цвету,  объему,  назначению,  ощущениям  и  т.  п.:  водопад  звезд,  лавина  писем,  стена  огня,  бездна  горя,  жемчужина  поэзии,  искра  любви  и  др. 

Все  метафоры  делятся  на  две  группы:  1.  общеязыковые  метафоры  («стертые»);  2.  художественные  метафоры  (индивидуально-авторские,  поэтические).  В  повести  Пушкина  преобладают  метафоры  первой  группы,  особенно  олицетворения  —  разновидности  метафоры,  основанной  на  переносе  признаков  живого  существа  на  явления  природы,  предметы  и  понятия.  При  анализе  повести  мне  удалось  выяснить,  что  метафоры  и  олицетворения  в  повести  автором  используются  как  образные  средства  при  описании  внутреннего  состояния  героев:  настроения,  переживаний,  чувств  и  для  красочного  изображения  пейзажа,  в  данном  случае  —  метели.

Таблица  1.

Метафоры  и  олицетворения  в  повести,  их  роль  (№  2)

Описывают  душевное  состояние  героев,  усиливают  мысли  и  чувства  (волнение,  страх,  «душевную  метель»,  ужас,  восторг  и  др.)

Выступают  как  образные  средства  при  описании  пейзажа  (метели). 

Метафоры:  пылал  страстью,  летела  стремглав,  с  замиранием  сердца,  попечению  судьбы,  впал  в  задумчивость,  чёрные  глаза  его  с  таким  огнём  останавливались,  открыть  ей  своё  сердце,  противиться  судьбе,  лошади  полетели,  Владимир  не  имел  духа  отвечать  на  вопросы,  находилась  у  края  гроба,  женихи  кружились,  ум  приличия  и  наблюдения 

Олицетворения:  пот  катился  градом,  молчание  подстрекало  её  любопытство  и  воображение,  переписка  сделалась  тем  живее,  вопросы  раздирали  сердце,  воля  препятствует,  мысль  стесняла  её  сердце,  горячка  не  возвратилась,  печаль  её  посетила.

Олицетворения:  ветер  выл,  ставни  тряслись  и  стучали,  всё  утихло  и  заснуло,  метель  не  утихала,  небо  слилося  с  землёю,  ветер  не  мог  тут  свирепствовать,  погода  утихла,  тучи  расходились,  лежала  равнина,  деревянный  ставень  поднялся,  поднялась  метель,  метель  не  унималась,  зима  прекратила  их  свидания, 

 

  Выделяются  и  другие  изобразительно-выразительные  средства:

метонимия  (от  греч.  —  переименование)  —  это  перенос  названия  с  одного  предмета  на  другой  на  основании  их  смежности.

Использование  метонимии  в  повести  позволяет  сделать  мысль  более  яркой,  лаконичной,  выразительной:  борода  показалась,  тройки  его  не  было,  нога  его  не  будет  никогда  в  их  доме,  полки  возвращались  из-за  границы,  обе  столицы  праздновали

Сравнение  —  это  изобразительный  прием,  основанный  на  сопоставлении  одного  явления  или  понятия  с  другим.  Сравнения,  как  и  эпитеты,  используются  с  целью  усиления  изобразительности  и  образности.  Например,  для  создания  яркого,  выразительного  образа  ветра  (метели,  силы  стихии)  и  подчеркивания  эмоционального  состояния  Владимира. 

Ветер  дул  навстречу,  как  будто  силясь  остановить  холодную  преступницу,  сани  дожидались  их,  удерживая  ретивых;  Владимир  схватил  себя  за  волосы  и  остался  недвижим,  как  человек,  приговорённый  к  смерти.

На  протяжении  всей  повести  Пушкиным  используется  иронический  тон  повествования.  С  какой  целью?  Чтобы  показать,  что  чувства  Марьи  Гавриловны  и  Владимира  нельзя  назвать  настоящей  любовью.  «Марья  Гавриловна  была  воспитана  на  французских  романах  и,  следственно,  была  влюблена.  Предмет,  избранный  ею,  был  бедный  армейский  прапорщик».  И  дальше  история  их  любви  продолжается  в  том  же  тоне:  «героическим  постоянством»,  «её  военные  действия  имели  желаемый  успех»,  «пылал  страстью»,  «счастливая  мысль»  и  др.  Пушкин  не  забыл  даже  сообщить  о  тульской  печатке,  которою  героиня  запечатала  оба  письма,  что  на  ней  были  изображены  два  пылающих  сердца  с  соответственной  надписью. 

Пословицы  в  «Метели»  также  являются  средством  создания  иронического  эффекта:  суженого  конём  не  объедешь,  бедность  не  порок,  жить  не  с  богатством,  а  с  человеком. 

  Изобразительно-выразительные  средства  подчеркивают  красоту  прозы  Пушкина,  ее  образность  и  убедительность.  В  современном  русском  языке  мы  активно  употребляем  лексику  пушкинской  «Метели»,  в  частности,  различные  средства  художественной  выразительности.

  Великий  писатель  научил  меня  ценить  русский  язык,  его  богатство  и  привил  любовь  к  чтению  его  произведений.  Отрадно,  что  и  в  XXI  веке  Пушкин  современен,  его  творческое  наследие  живо,  оно  продолжает  «глаголом  жечь  сердца  людей!».

 

Список  литературы:

  1. Валеева  Наталья  Александровна,  ©  2011—2015.  Выразительные  средства  лексики.  Эпитет.  Сравнение.  Метафора.  Олицетворение»  /  Видеотьютор  по  русскому  языку  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/326-vyrazitelnyesredstvaleksiki.html  (Дата  обращения  —  23—24.01.2015). 
  2. Егоров  А.  Солнце  русской  поэзии»  [Электронный  ресурс]:  Электронная  версия  журнала  «Ветеран»,  М/,  №  021,  2009,  9  с.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.promreview.net/moskva/solntse-russkoi-poezii  (Москва0212009Ветеран)  (Дата  обращения  -23.01.2015). 
  3. Кузнецова  Елена  Васильевна.  Методическая  разработка  по  русскому  языку  (7  класс)  по  теме  «Изобразительно-выразительные  средства».  Электрон.  версия  печат.  публ.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/05/urok-v-7-klasse-tema-izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva.  (Дата  обращения  —  24.01.2015). 
  4. Перепёлкина  Наталья  Александровна.  Статья  по  русскому  языку  на  тему  «Красивая  речь»  (изобразительно-выразительные  средства  языка.  Эпитет).  Электронная  версия  печ.  публ.  Режим  доступа:  http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/02/24/krasivaya-rech-izobrazitelno-vyrazitelnye-stredstva-yazyka  (Дата  обращения  —  23.01.2015).
  5. Рыгалова  Л.С.,  Туниянц  Л.Ф.  Русская  словесность.  Учебник  для  6  класса  общеобразовательной  школы.  3-е  издание,  Алматы  «Атамұра»,  2011;  Пушкин  А.С.  Повесть  «Метель»,  —  с.  171—181.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.