Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 24 декабря 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЖИВОТНЫЙ  МИР  В  КАЗАХСКИХ  И  РУССКИХ  ДЕТСКИХ  СКАЗКАХ

Шишова  Лолита

класс  9  «А»,  ГУ  «Комплекс  детский  сад-школа-гимназия»  №  46,  Республика  Казахстан,  г.  Астана

Устелимова  Наталья  Анатольевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  и.о.  доцента  кафедры  иностранных  языков  Евразийского  национального  университета  им.  Л.Н.  Гумилева,  Республика  Казахстан,  г.  Астана

 

Сказка  представляет  собой  один  из  основных  фольклорных  жанров.  Сказка  отображает  нечто  вымышленное,  придуманное  и  поэтому  она  интересна,  увлекательна  и  занимательна  не  только  для  детей,  но  и  для  взрослых.  Согласно  исследованиям,  слово  «сказка»  было  засвидетельствовано  в  письменных  источниках  от  слова  «казать».  Сказка  означала  перечень,  список,  точное  описание.  Современное  значение  сказка  приобретает  уже  с  XVII—XIX  веках.  Ранее  использовалось  слово  баснь,  а  до  XI  века  —  кощуна  [3,  с.  15].

Что  касается  истории  возникновения  казахской  сказки,  то  нам  необходимо  обратиться  к  истории  Казахстана,  а  именно  рассмотреть  историю  развития  казахского  народного  фольклора.  Казахские  сказки  сегодня  представляют  собой  смесь  легенд,  мифов  и  сказаний,  созданных  казахским  народом  на  протяжении  всего  длительного  становления  и  развития  данного  этноса.  Казахские  сказки  не  только  дают  прекрасную  возможность  окунуться  в  быт  племен,  живших  в  степях  Казахстана  многие  столетия  тому  назад,  но  и  прочувствовать  всю  силу  культуры  этого  могучего  народа.

Сказка  —  самый  богатый  по  содержанию  и  весьма  своеобразный  жанр  казахского  народного  творчества.  В  названии  казахских  сказок  «ертегі»  особо  подчеркивается  их  древнее  происхождение  (ерте,  ертеде  —  в  древности)  [1,  с.  87].

В  сказках  своеобразно  отражена  жизнь  народа  на  разных  этапах  его  развития.  Именно  сказка  отражала  жизненную  правду,  миропонимание  народа,  его  надежды  и  мечты  о  справедливости,  о  победе  добра  над  злом,  об  облегчении  труда,  об  изобилии  жизненных  благ,  о  счастье.  Ни  в  одном  из  видов  устного  творчества  не  отражаются  так  всесторонне  и  глубоко  народный  дух,  народный  взгляд  на  жизнь  и  природу,  народный  язык,  как  в  сказках  [2,  с.  95—96].

Сказки  о  животных  —  одна  из  самых  древних  групп  сказок.  Эти  сказки  связаны  с  архаическими  мирами,  в  которых  животные  персонажи  стояли  у  истоков  творения  мира.  В  сказках  о  животных  показано  то,  что  народ  осуждал  в  себе,  в  своих  социальных  врагах,  в  обществе.  Высмеивались  глупость,  хвастовство,  плутовство,  жестокость,  лесть,  лицемерие,  продажность  и  т.  д.  Каждая  сказка  имеет  свою  воспитательно-обучающую  цель,  за  внешней  простотой  содержания  скрываются  глубокие,  жизненно  важные  идеи,  составляющие  суть  морального  кодекса  народа.

Животные  в  сказках  олицетворяют  собой  людей  с  различными  характерами.  Рассмотрению  таких  персонажей  уделяется  достаточно  внимания,  но  недостаточно  работ,  которые  были  бы  посвящены  сравнительному  анализу  роли  животных  в  казахских  и  русских  сказках.  Данный  аспект  повлиял  на  выбор  темы  нашего  исследования  и  подчеркнул  ее  актуальность. 

Нами  были  изучены  казахские  и  русские  сказки,  где  главными  героями  являются  дикие  и  домашние  животные,  а  также  и  птицы.  Взятые  нами  сказки  написаны  в  основном  для  детей  младшего  школьного  возраста.  Объем  сказок  не  превышает  5—7  страниц.  Для  анализа  данных  сказок  нами  были  определены  следующие  критерии:

1.  Животные,  которые  чаще  всего  встречаются  в  сказках.

2.  Основная  идея  написания  сказки.

3.  Тема,  освященная  в  сказках.

На  основе  данных  критериев  мы  сможем  проанализировать  и  сравнить  сказки  и  определить  их  назначение. 

Мы  прочитали  следующие  казахские  сказки:  «Ешкi  мен  Түлкі»,  «Қасқыр  мен  Түлкі»,  «Арыстан  пен  мысық»,  «Неге  түйе  су  ішегенде,  жан-жағына»,  «Көксерек»,  «Түлкі  мен  бөдене»  [4].

В  основном  в  казахских  сказках  о  животных  представлены  дикие  животные,  которые  водятся  на  территории  Казахстан,  а  также  домашние  животные,  которые  всегда  имели  огромное  значение  в  жизни  кочевого  народа. 

Итак,  все  перечисленные  сказки  строятся  на  противоположностях:  добрый-злой,  умный-глупый,  смелый-трусливый  и  т.  д.  Это  один  из  возможностей  донести  воспитательное  значение  сказки.  Данные  сказки  учат  внимательности,  храбрости,  доброте  и  взаимопомощи.  Они  показывают,  что  нельзя  быть  очень  доверчивым,  нужно  все  хорошо  обдумывать  и  понимать,  к  каким  последствиям  могут  привести  те  или  иные  действия. 

Из  русских  сказок  мы  проанализировали  «Лиса,  Заяц  и  Петух»  «Лисичка  сестричка  и  Волк»  «Кот,  Лиса  и  Петух»  «Кот  и  Лиса»  «Лиса  и  Тетерев»  «Журавль  и  Цапля»  [5].

В  целом  можно  сделать  вывод,  что  в  русских  народных  сказках  чаще  всего  встречается  лиса,  которая  всегда  умудряется  перехитрить  сильных  и  проиграть  слабым. 

Второй  по  распространенности  персонаж  в  русских  сказках  —  это  волк.  Волк  является  сильным,  но  глупым  персонажем.  Практически  всем  зверям  удавалось  с  лёгкостью  его  обмануть.  Его  обманывал  не  только  самый  хитрый  персонаж  —  лиса,  но  и  козлята,  зайцы,  поросята  и  т.  д.  Помимо  данных  зверей  в  русских  народных  сказках  часто  используют  петуха,  который  всегда  является  смелым,  хвастливым  и  самоуверенным  и  зайца,  который  олицетворяет  ребёнка,  является  наивным,  трусливым  и  доверчивым.

Прочитав  эти  сказки,  мы  можем  выделить  следующую  структуру  сказок:  В  основном  сказка  начинается  с  того,  что  кто-то  в  западне  (лиса,  прячущаяся  от  охотников,  лиса,  упавшая  в  яму  и  т.  д.)  или  с  того,  как  доброго  персонажа  обманывают  (верблюд,  отдавший  свои  рога  и  хвост  или  мальчик,  пустивший  к  себе  в  дом  волка  не  подумав,  что  это  дикое  животное,  инстинкты  которого  сильнее  разума.)  Затем  идёт  развязка  сюжета,  где  более  подробно  рассказываются  обстоятельства  данной  ситуации.  В  конце  сказки  мы  можем  заметить,  что  виновный  в  происшествии  всегда  расплачивается. 

В  результате  анализа  сказок  мы  определили  некоторые  особенности  казахских  и  русских  сказок.  Итак,  в  казахских  сказках,  мы  заметили  то,  что  в  начале  сказки  речь  идёт  либо  о  том,  как  кто-то  пытается  выбраться  из  сложной  и  запутанной  ситуации  или  же  главный  персонаж  сказки  попадает  в  впросак,  позволив  себя  обмануть.  В  сюжете  русских  сказок  мы  так  же  можем  обнаружить  определённую  закономерность.  Например,  то,  что  в  представлении  русского  народа,  чем  слабее  являлся  персонаж,  тем  умнее  суждено  ему  быть.  В  русских  сказках  чаще  встречаются  дикие  и  домашние  птицы  (тетерев,  гусь,  петух)  чем  в  казахских  сказках.  Это  также  говорит  об  особенностях  быта  русского  народа  в  деревнях,  и  этот  страноведческий  аспект  находит  свое  отражение  в  сказках. 

Цель  казахских  и  русских  сказок  одна  —  воспитание  добрых,  порядочных,  смелых,  отзывчивых  и  умных  детей.  Сказки  несут  и  воспитательное  значение  для  взрослых.  Так  как  в  самом  раннем  детстве  сказки  читают  малышам  их  родители,  и  идея  сказки  заставляет  задуматься  и  взрослых. 

Проанализировав  казахские  и  русские  сказки,  мы  пришли  к  следующим  результатам:

·     В  казахских  и  русских  сказках  встречаются  домашние  и  дикие  животные,  которые  имеют  значение  для  данного  народа.

·Названия  сказок  отображают  животных,  о  которых  пойдет  речь.

·Сказки  строятся  на  противоположностях:  добрый  и  злой  персонаж,  хитрый  и  глупый,  сильный  и  трусливый  и  т.  д.

·В  конце  сказки  добро  побеждает  зло.

·Структура  казахских  и  русских  сказок  о  животные  идентична:  постановка  проблемы,  развязка  сюжета  и  концовка,  имеющая  воспитательное  значение.

·Сказки  о  животных  имеют  обучающее  значение:  дают  представление  об  образе  жизни,  повадках  животных,  которые  упоминаются  в  сказках.

Итак,  мир  сказок  о  животных  интересен  и  поучителен.  Сказка  в  себе  несет  как  воспитательное,  так  и  обучающее  значение.  Сказка  имеет  в  себе  колоссальную  информационную  составляющую,  передаваемую  из  поколения  в  поколение,  вера  в  которую  основана  на  уважении  к  своим  предкам.

 

Список  литературы:

  1. История  Казахстана  (с  древнейших  времён  до  наших  дней).  В  пяти  томах.  Том  3.  Алматы:  Атамура,  2000.  —  451  с.
  2. Кузембайулы  А.,  Абиль  Е.  История  Республики  Казахстан.  Астана:  Фолиант.  2002.  —  368  с. 
  3. Пропп  В.Я.  Русская  сказка.  Л.,  1984.  —  416  с.
  4. [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:http://kaz-lit.kz/kazahskie-skazki/  (дата  обращения  15.05.2014).
  5. [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:http://hyaenidae.narod.ru/  (дата  обращения  25.05.2014).

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.