Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2014 г.)

Наука: Филология

Секция: Русский язык

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ГЕНДЕРНЫЙ  АСПЕКТ  ИЗУЧЕНИЯ  ПОЭТИЧЕСКОЙ  РЕЧИ  УЧАЩИХСЯ

Кобцев  Ярослав

Класс  8  «Г»,  Краснодарское  ПКУ,  РФ,  г.  Краснодар

Гатовкина  Оксана  Петровна

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории,  преподаватель  ОД  «Русский  язык  и  литература»  ФГКОУ  «Краснодарское  ПКУ»,  РФ,  г.  Краснодар

 

I.    Введение

Центром  ценностных  ориентиров  на  рубеже  XX—XXI  веков  становится  индивидуальность  человека,  свобода  выбора  или  путей  самореализации  вне  зависимости  от  половой  принадлежности  [5,  с.  17].  Изучение  отражения  этого  культурологического  факта  в  языке  является  наиболее  актуальным,  поэтому  гендерный  аспект  изучения  письменной  речи  подростков  становится  наиболее  значимым.

Цель  работы  —  выяснить,  как  влияет  гендер  на  письменную  речь  подростков.

Задачи  исследования:

·     выявить  круг  тем,  затронутых  воспитанницами  и  воспитанниками;

·     сравнить  литературные  опыты  воспитанниц  и  воспитанников  с  помощью  системы  О.В.  Пермяковой,  учесть  возрастные  особенности  участников  исследования  и  составить  собственную  критериальную  таблицу  гендерной  дифференциации  признаков  письменной  речи  учащихся  Пансиона  и  Краснодарского  ПКУ;

·     установить  отличительные  черты  литературной  речи  воспитанниц  и  воспитанников.

II. Описание  работы

Исследовательская  часть.  Информация,  собранная  и  обработанная  исследователем. 

Исследование  гендера  в  языкознании  затрагивает  две  группы  проблем:

1.  язык  и  отражение  в  нем  социального  пола(отражение  в  языке  образов  окружающего  мира)  [1,  с.  134];

2.  речевое  и  коммуникативное  поведение  мужчин  и  женщин,  предпочтения  в  выборе  лексики  —  т.  е.  специфика  мужского  и  женского  говорения  и  письма  [1,  с.  134].  Мы  согласны  с  такими  авторами,  как  Земская  Е.А.  и  Китайгородская  М.А.,  которые  считают,  что  ассоциативные  поля  в  мужской  и  женской  речи  имеют  разные  фрагменты  картины  мира:  спорт,  охота,  профессиональная,  военная  сфера  (для  мужчин)  и  природа,  животные,  окружающий,  обыденный  мир  (для  женщин)  [2,  с.  90—136].  На  основании  этого  мнения  определим  круг  интересов  ребят,  а  также  тематику  их  сочинений,  которые  мы  будем  рассматривать.  Художественный  текст  в  этом  случае  будет  нами  рассматриваться  как  поле  функционирования  гендерных  стереотипов  (принятых  в  обществе  представлений  о  маскулинности  и  фемининности),  гендерных  ролей  (образцов  поведения,  ожидаемых  от  мужчин  и  женщин)  [7,  с.  6].

В  соответствии  с  возрастом  воспитанниц  и  воспитанников,  попавших  в  репрезентативную  выборку  данного  исследования,  мы  выделили  следующий  круг  тем:

Таблица  1. 

«Тематические  разделы  и  направления  творчества»

№п\п

Тематические  разделы  и  направления

Девочки

Мальчики

Примечание

1.

Патриотическое  направление

Стихотворения,  посвящённые  обороне  Москвы

Суворовские  чтения,  стихотворения  и  проза,  посвящённая  великим  полководцам  России.

 

2.

«Второй  дом»

Проза  и  стихотворения,  посвящённые  Пансиону.

Стихотворения,  посвящённые  Училищу

 

3.

Окружающий  мир

О  море,  о  цветах

Стихотворения  о  цветах,  деревьях

 

4.

Чувства

Любовь  к  миру,  родине,  человеку,  стихи  о  дружбе. 

Стихотворения  о  маме,  о  родине,  о  кадетской  дружбе,  жизненной  цели.

 

5.

Произведения  на  вымышленные  сюжеты

Сказки,  эссе

Рассказы,  эссе

 

 

Стихотворения  для  анализа  выбирались  по  схожести  образов  —  настолько,  насколько  это  было  возможно.

В  основу  анализа  детских  работ  мы  положили  критериальную  систему  дифференциации  женской  и  мужской  письменной  речи  О.В.  Пермяковой  [6,  с.  9].

Таблица  2. 

«Критерии  дифференциации  мужской  и  женской  письменной  речи  по  О.В.  Пермяковой»

Признаки  женской  речи

Признаки  мужской  речи

Лексико-грамматический  уровень:

Лексико-грамматический  уровень:

$1·          использование  диминутивов(слов  с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами,  существительных  со  значением  действия)  для  передачи  многогранных  отношений  с  миром;

$1·          использование  приблизительных  обозначений;

$1·          тенденция  к  гиперболизированной  экспрессии,  использование  слов-интенсивов;

$1·          высокая  концентрация  эмоционально  оценочных  слов;

$1·          использование  неопределенных,  растянутых  во  времени,  эмоционально  насыщенных  имен  качества  и  состояния;

$1·          частое  употребление  междометий; 

$1o      функционирование  конструкций  с  местоимениями  такой,  так,  какой  с  положительной  и  отрицательной  коннотацией.

$1·           употребление  диминутивов  при  описании  ситуаций  с  детьми  или  близкими,  а  также  при  указании  размеров  или  объемов  обозначаемого  предмета;

$1·           тенденция  к  точности  номинации,  терминологичности  словоупотребления;

$1·           активное  использование  багажа  профессиональных  знаний  вне  сферы  профессионального  общения;

$1·           тенденция  к  использованию  экспрессивных,  стилистически  сниженных  средств;

$1·           употребление  стилистически  нейтральной  оценочной  лексики; 

$1o    использование  конкретных  имен  качества,  ограниченных  во  времени  имен  состояния.

Синтаксический  уровень:

$1·          предложения  и  тексты  развернуты,  подробны  и  экспрессивны;

$1·          частое  использование  инверсии;

$1·          употребление  восклицательных  и  вопросительных  предложений;

$1·          использование  модальных  конструкций,  выражающих  различную  степень  предположительности,  неопределенности;

$1·          преобладание  простых  и  сложносочиненных  предложений; 

$1o    предложение  как  «механическое  соединение  идей  и  деталей».

Синтаксический  уровень:

$1·           отдельные  предложения  и  тексты  лаконичны,  предметны  и  менее  динамичны;

$1·           однообразие  приемов  при  передаче  эмоционального  состояния;

$1·           предпочтение  в  использовании  сложноподчиненных  предложений.

Общая  характеристика  речи:

$1·             стремление  к  гармоничной  коммуникации;

$1·             речевое  поведение  прямолинейно,  однозначно  и  открыто; 

$1o     грамотное  письмо.

Общая  характеристика  речи:

$1·           склонность  к  конфликтной  коммуникации; 

$1o    речевое  поведение  неоднозначно,  стремление  к  демонстрации  статусного  неравенства.

 

А)  Анализ  стихотворений  патриотической  направленности.

Таблица  3. 

«Стихотворения  патриотической  направленности»

Капустина  Дарья,  6  «Ж»  класс

ПРО  ДОБЛЕСТЬ  И  СЛАВУ

Война  прошла!

Застыли  слёзы,

И  поле  бранное  всё  снегом  замело,

И  сколько  крови  пролито  на  груди?

О  подвигах  земля  родна  молчит.

А  сколько  гибло  их  в  атаках?

За  счастье  и  мир  на  этой  Земле,

Но  нужно  было  солдатам,

Ведь  мать  и  дитя  вдалеке.

Земля  всё  помнит  и  хранит,

Но  о  доблестях  наших  не  говорит!

Россия  —  матушка  сильна,

Нас  бережёт  одна  она!

А  мы  должны  всех  защищать,

Детей  своих,  свою  же  мать!

Нашу  славу  и  доблесть

Будут  помнить  всегда!

За  ушедшие  жизни,

За  спалённые  города,

За  убитых  детей,  за  убитую  мать!

Они  знали,  что  делать!

Они  шли  воевать!

Алексеев  Андрей,  7  «Г»  класс

ГЕНЕРАЛИССИМУС  СУВОРОВ

Генералиссимус  Суворов

Капралом  начинал  свой  путь, 

Штурмуя  с  ротой  мушкетёров

Наук  пороховую  суть.

И  после  боя  отдыхая,

Вздыхал  всей  грудью  генерал,

Когда  в  простреленной  палатке

Свой  план  победы  рисовал.

Фельдмаршалом  шагнул  сквозь  Альпы,

С  французом  бился  напролом.

Со  снеговых  вершин  свалился

На  головы  врагов,  как  гром.

Мы  —  современные  кадеты-

В  душе  храним  твои  победы!

И  подвиг  твой,  и  ратный  труд

В  веках,  как  знамя,  пронесут!

 

Стихотворения  патриотической  направленности  отвечают  темам,  актуальным  для  данных  учебных  заведений.  Для  Пансиона  —  оборона  Москвы.  Для  КПКУ  такой  темой  стали  Всекубанские  суворовские  чтения.  Оба  стихотворения  проникнуты  духом  патриотизма,  любви  к  родине,  восхищения  доблестью  её  защитников.  Но  образный  ряд  заметно  разнится.  Если  во  втором  стихотворении  это  конкретное  историческое  лицо  -  великий  полководец  Суворов-защитник  России,  то  основным  образом  первого  стихотворения  является  сама  Россия-родина.  В  финальных  строках  обоих  стихотворений  звучит  призыв  к  молодому  поколению  продолжать  традиции  беззаветной  преданности  своему  Отечеству:  «А  мы  должны  всех  защищать,  детей  своих,  свою  же  мать!»,  «И  подвиг  твой,  и  ратный  труд  в  веках,  как  знамя,  пронесут!  Однако  первое  стихотворение  проникнуто  большей  долей  лиризма:  выражения  «застыли  слёзы»,  «земля  всё  помнит  и  хранит»,  «Росси-матушка  сильна»  (фольклорный  мотив),  отчётливое  подражание  Блоку  —  «о  доблестях,  о  подвигах,  о  славе»,  обыгрывание  мотивов  Земли-заступницы,  прообраза  Богоматери  с  её  великим  покровом  —  она  «всё  помнит  и  хранит»,  «нас  бережёт  одна  она»  —  выражают  характерные  «женские  нотки»  поэзии,  в  которых  отражается  тенденция  к  гиперболизированной  экспрессии,  использование  слов-интенсивов;  высокая  концентрация  эмоционально  оценочных  слов;  использование  неопределенных,  растянутых  во  времени,  эмоционально  насыщенных  имен  качества  и  состояния;  усиливает  личностный  эффект  частое  использование  личных  и  притяжательных  местоимений,  в  конце  стихотворения  автор  активно  использует  причастия  —  ушедшие,  спалённые,  убитых  —  для  создания  небывалого  эмоционального  колорита.  Ритм  произведения  напоминает  то  лирическую  народную  песню,  то  чеканность  ахматовского  реквиема  и  призывные  нотки  её  же  «Мужества».

Стихотворение  воспитанника  Алексеева  по  своему  ритму  напоминает  марш.  Чеканный  стиль  стихотворения  с  перекрёстной  рифмовкой,  женскими  и  мужскими  клаузулами,  чёткой  композицией  вслед  за  сюжетной  линией  отражает  мужское  представление  о  подвиге,  долге  перед  Отечеством  и  идеале  мужской  доблести.  Автор,  активно  используя  глаголы,  деепричастия  и  наречия,  рассказывает  о  нелёгком  ратном  пути  Суворова-от  капрала  до  фельдмаршала.

Разница  между  этими  стихотворениями  явно  заметна  именно  в  эмоциональном  отражении  содержания.  Воспитанница,  пропускает  через  себя  то,  о  чём  пишет,  она  как  бы  ставит  себя  на  место  лирической  героини,  иногда  кажется,  что  «застыли  слёзы»  у  неё  самой,  что  она  участница  событий,  о  которых  так  эмоционально  упоминает  в  стихотворении.  Достигается  это  за  счёт  приподнятой  риторики:  вопросов,  восклицаний,  притяжательных  местоимений,  частиц,  лексических  повторов.  («А  мы  должны  всех  защищать,  детей  своих,  свою  же  мать!»).  В  синтаксическом  строе  также  есть  разница.  Воспитанница  использует  двусоставные  нераспространённые  восклицательные  предложения,  также  предложения  с  причастиями,  сложносочинённые  предложения.  Воспитанник  использует  простые  осложнённые  предложения  с  деепричастиями,  деепричастными  оборотами  и  сравнительными  оборотами,  а  также  сложносочинённые  конструкции.

Б)  Анализ  стихотворений  о  любви

Таблица  4. 

«Стихотворения  о  любви»

Юрова  Валерия  6  «Ж»  класс

Я  РАСКРАШУ  НЕБО...

Я  раскрашу  небо  голубым  карандашом,

Нарисую  звёзды  яркие  на  нём,

Море  нарисую  тоже  голубое

Нарисую  жёлтым  солнце,

А  под  ним  меня  с  тобою.

Я  раскрашу  платье  ярким 

Красным  цветом,

И  назову  рисунок  этот  «Летом».

Изображу  зелеными  деревья,

А  карими  изображу  твои  глаза,

Нарисую  тебе  алые  губы,

И  белоснежные  в  море  паруса.

Прощенко  Владимир  7  «В»  класс

ОТКРОВЕНИЕ

Сиял  закат  над  заводью  речною.

Мелькали  блики  солнца  на  воде.

Глаза  твои  о  многом  говорили,

Молчали  губы,  тишь  была  везде.

Держались  за  руки  мы,  берегом  шагая,

Смотрели  вдаль,  и  не  хотелось  говорить,

Ведь  обо  всём  глаза  твои  сказали

И  понял  я,  зачем  я  должен  жить.

 

В  этом  стихотворении  нас  привлекла  цветовая  гамма,  избранная  воспитанницей  для  изображения  чувств.  Образный  ряд  имеет  чёткую  градацию:  от  неба  —  к  земле.  Преобладает  голубой  цвет  и  яркие  пятна  тёплых  оттенков.

В  первой  строфе  мы  видим  цепочку  природных  образов:  небо-солнце-звёзды-море  и  там  же  появляется  лирическое  Я  героини.  Автор  через  личные  местоимения  задаёт  тему  стихотворения:  Я  и  ТЫ.  В  следующей  строфе  через  цвет  обозначается  время.  Это  время-лето,  которому  соответствуют  яркие  насыщенные  краски.  Третья  строфа  продолжает  тему  лета.  Образный  ряд  этого  стихотворения  —  это  ряд  ассоциаций  из  воображения  художницы-поэта:  зелёные  деревья,  алые  губы,  карие  глаза,  белоснежные  паруса.  Строка  «А  карими  изображу  твои  глаза»  звучит  особенно  отчётливо  благодаря  сочинительному  противительному  союзу  а,  который  противопоставляет  цвет  глаз  всем  другим  оттенкам  в  этой  строфе,  как  и  всем  образам  строфы,  сразу  ясно,  что  глаза  здесь  —  главный  образ.  Автор  выражает  идею  стихотворения  тоже  через  цвет.  Это  картина  с  изображением  «голубой  мечты»,  «ярких  воспоминаний»,  «белоснежных  романтических  чувств».  Яркой  должна  быть  встреча  и  нежными  отношения.  Интересна  композиция  произведения.  Удивительно  переплетены  образы.

Жанровая  принадлежность  произведения  необычайна.  Мы  знаем  прозаические  жанры:  «роман  в  романе»  «Мастер  и  Маргарита»  М.  Булгакова,  «рассказ  в  рассказе»  «Старуха  Изергиль»  М.  Горького,  а  сейчас  перед  нами  стихотворение,  которое  по  жанру  —  «картина  в  лирическом  обрамлении»  Юровой  Валерии.

Во  втором  стихотворении  нет  такой  экспрессии,  как  в  первом.  Лирический  образ  раскрывается  не  через  цвет  и  ассоциации,  а  через  глаголы  мысли,  чувства  и  речи.  Образы  людей  и  их  эмоции  в  первом  стихотворении  растворены  в  природе,  а  во  втором  —  природа  является  романтическим  фоном  для  разворачивающихся  событий.  Кажется,  что  ничего-то  и  не  происходит,  просто  идут  двое  по  берегу  реки,  но  как  много  можно  здесь  прочесть  между  строк.  Это  стихотворение  —  немой  монолог,  во  время  которого  будут  приняты  судьбоносные  решения.  В  этом  стихотворении  нет  ни  одного  прямого  указания  на  цвет.  Зато  это  стихотворение-само  действие,  в  нём  на  две  строфы  12  глаголов  и  1  деепричастие.  А  первое  стихотворение-картина,  что  и  доказывает  обилие  местоимений  —  их  здесь  9.

В)  Анализ  стихотворений,  отражающих  явления  окружающего  мира.

Таблица  5. 

«Стихотворения  о  цветах»

Чижикова  Екатерина  8  «Г»

РОЗА

Согретая  лучом  небесного  светила,

Пылая  алым  бархатом  в  тени,

Пустила  корни  в  землю  роза,

Чтоб  неподвижно  жизни  путь  пройти.

Её  пурпурный  нежный  взгляд  бутона

Всё  озарил  тончайшим  светом  чистоты,

Её  зелёные  листочки  пропускают

Игристые  солнечные  лучи.

Но  есть  у  сего  дивного  цветка

Другая  сторона…

И  не  подпустит  он  к  себе  уж  никого!

Есть  у  него  шипы  на  стебле  тонком.

Грибовский  Глеб  8  «Е»

Подснежник

Стебель  нежный  не  боялся  —

Он  искал  себе  пути.

Очень  тщательно  старался

Слишком  рано  расцвести.

Он  под  снегом  народился

Вместе  с  раннею  травой,

С  первым  солнцем  пробудился,-

Я  несу  его  домой.

 

Тема  этих  стихотворений  —  художественное  описание  свойств  цветов. 

В  первом  стихотворении  автор,  описывая  розу,  говоря  о  том,  как  она  «Пустила  корни  в  землю  роза,\Чтоб  неподвижно  жизни  путь  пройти»,  подчёркивает  её  двойственную  «природу».  С  одной  стороны,  —  это  красивый  цветок,  пылающий  «алым  бархатом  в  тени»,  всё  озаривший  «тончайшим  светом  чистоты»,  а  с  другой  —  это  растение-недотрога,  цветок  с  шипами  «на  стебле  тонком»,  и  «не  подпустит  он  к  себе  уж  никого!».  Художественный  образ  в  стихотворении  создаётся  при  помощи  олицетворений:  «пустила  корни  в  землю  роза»,  «жизни  путь  пройти»,  «листочки  пропускают»,  «он  не  подпустит  никого»;  метафор:  «жизни  путь»,  «взгляд  бутона»,  «свет  чистоты»;  эпитетов:  «пурпурный  нежный  взгляд  бутона»,  «тончайшим  светом  чистоты»,  «дивный  цветок»;  определение  высокого  стиля  речи  «дивный»;  также  в  этом  стихотворении  роль  изобразительно-выразительных  средств  играют  деепричастные  и  причастные  обороты  —  одни  дорисовывают  действие,  выраженное  глаголом-сказуемым,  другие  дают  признак  предмету  по  его  действию:  «Согретая  лучом  небесного  светила,  \Пылая  алым  бархатом  в  тени,  \Пустила  корни  в  землю  роза». 

Что  касается  морфологического  состава  стихотворения,  здесь  снова  мы  видим  преобладание  местоимений  (в  том  числе  личных),  их  на  две  строфы  —  8;  используются  формы  с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами  (листочки),  а  также  форы  степеней  сравнения  прилагательных  (тончайший).  Синтаксическая  характеристика  более  широка,  чем  обычно.  Здесь  мы  видим  и,  сложноподчинённые  предложения,  и  бессоюзные  сложные  предложения. 

Во  втором  стихотворении  речь  идёт  о  цветке  ранней  весны  —  подснежнике.

В  стихотворении  автор  активно  использовал  глаголы,  их  7  на  две  строфы  стихотворения.  Местоимения  использованы  только  личные  он  —  3  раза  и  я  —  1  раз.  Явный  акцент  угадывается  на  действиях.  Авторский  замысел,  вероятно,  и  состоял  в  описании  того,  как  подснежник  старается  выжить,  расцвести  в  суровых  условиях,  чтобы  радовать  глаз  человека  и  возвестить  о  приходе  весны,  оживлении  природы.  То,  что  стихотворение  наполнено  активным  действием,  говорит  и  последняя  фраза:  «Я  несу  его  домой».  Синтаксис  несложен,  но  используются  бессоюзные  сложные  предложения.

Г)  Анализ  стихотворений,  посвящённых  Пансиону  и  Краснодарскому  ПКУ.

Таблица  6. 

«Стихотворения  о  Пансионе  и  КПКУ»

Чижикова  Екатерина  8  «Г»

ПАНСИОН

Мой  милый  пансион!

Тебе  слова  я  благодарности  кричу.

Ты  нас  соединил  и  подружил.

Заставил  стать  лицом  к  лицу, 

Плечом  к  плечу,

Во  взрослую  семью  объединил!

И  все  мы  —  сёстры  здесь,  и  все  равны,

Мы  делим  пополам  все  беды,  все  невзгоды.

Самостоятельности  ты  нас  научил

И  не  зависеть  от  изменчивой  погоды.

Давайте  не  забудем  никогда

Наш  дом,  наш  Пансион  —  ты  покровитель!

Пускай  промчатся  долгие  года,

Мы  все  вернёмся,  чтоб  его  увидеть!

Мария  Ткачук  6  «В»

ПАНСИОН

Пансион  —  это  сказка,  мечта…

Открывает  прекрасные  дали.

И  войдя  в  эту  сказку  едва,

Мы  принцессами  будто  бы  стали.

Мы  скучали  по  маме,  по  папе,

Но,  попав  в  карусель  этих  дней,

Мы  в  сто  крат  всех  счастливее  стали!

С  каждым  днём  этот  дом  всё  родней!

Жидков  Андрей  7»В»

МОЁ  УЧИЛИЩЕ

Моё  училище  красиво,

Как  лучик  солнца  золотой,

Нас  очень  быстро  всех  сдружило

И  вдаль  по  жизни  повело.

Кадетства  дружною  семьёю

Я  окружён  со  всех  сторон.

И  дружбой  верной,  и  мечтою

Кадет  здесь  каждый  окрылён.

Черняцов  Егор  8  «Д»

ЗВУКИ  МОЕГО  УЧИЛИЩА

Вхожу  я  в  училище:  всё  тихо  и  строго.

Пушистый  ковёр  скрывает  шаги.

Но  вдоль  кабинетов  проходит  дорога,

И  фразы  уроков  слышны.

Там  говорят  о  Земли  притяженье,

Спряжения  учат,  читают  стихи,

Глаголов  английских  зубрят  исключенья  –

Слышны  отовсюду  слова  ребятни.

А  в  окна  к  мальчишкам  весна  заглянула,

Весело  птицы  поют.

И  на  плацу,  маршируя  умело,

Кадеты  шагают  в  строю.

А  ритм  тем  шагам  создают  барабаны-

Звонки  и  чётки  ребята  в  строю.

Песня  звонка  прерывает  занятье:

Ждёт  перемена  сейчас  детвору.

Звуки  училища  -  милая  песня.

Без  них  я  скучаю,  их  берегу.

С  ними  я  скоро  совсем  повзрослею,

С  ними  во  взрослую  жизнь  я  уйду!

Мышев  Никита  8  «В»

ЗВУКИ  МОЕГО  УЧИЛИЩА

Я  иду  среди  кадетов,

Гордо  уши  «разевая».

Какофония  предметов

Здесь  от  края  и  до  края:

Теоремы,  цифры,  даты,

Петр  I  и  экватор,

Бунин,  «Детство»,  композитор,

Ноты,  ритмы,  инквизитор.

Пестик,  атом,  фуэте,

London,  краски  и  Моне.

Топот  ног,  мяча  бросок…

И  звенит,  звенит  звонок!

Одного  здесь  звука  нету:

Смеха  девочек  не  слышно.

 

Тематика  данных  стихотворений  немного  отличается.  Они  посвящены  учебным  заведениям,  но  под  разным  углом  зрения  раскрывают  тему.  В  стихотворениях  девочек  мы  видим  обобщённый  образ  Пансиона  воспитанниц.  Стихотворения  мальчиков  более  конкретны.  Основные  мысли  —  это  сбывшаяся  мечта,  чем  явилось  поступление,  красота  и  эстетичность  учебного  заведения,  дружба,  взаимовыручка,  жизнь  в  большой  дружной  семье  единомышленников,  общие  интересы,  планы  на  будущее:  «Пускай  промчатся  долгие  года,  \Мы  все  вернёмся,  чтоб  его  увидеть!»,  «Звуки  училища  —  милая  песня.  \С  ними  во  взрослую  жизнь  я  уйду!»

У  мальчиков  в  стихотворениях  намного  больше  конкретики:  это  внимание  к  внутреннему  интерьеру  училища  и  его  деталям,  звукам  и  той  жизни,  которой  живёт  учебный  корпус.  В  их  стихотворениях  штрихи  реальной  жизни:  уроки,  занятия  в  кружках,  интересы  и  мечты:  «Там  говорят  о  Земли  притяженье,\Спряжения  учат,  читают  стихи,\Глаголов  английских  зубрят  исключенья…»,  «Ноты,  ритмы,  инквизитор.\Пестик,  атом,  фуэте,\London,  краски  и  Моне.\Топот  ног,  мяча  бросок…»,  «Одного  здесь  звука  нету:\Смеха  девочек  не  слышно».

У  девочек  Пансион-это  сказка,  путь  к  самостоятельности,  счастливый  дом.  Стихотворения  воспитанниц  тяготеют  к  классической  манере.  Ритм  стихотворения  Мышева  Никиты  чем-то  напоминает  стиль  Маяковского.  В  произведении  отчётливо  проявляются  черты,  о  которых  в  своей  системе  говорила  О.  Пермякова:  «использование  профессиональных  знаний  вне  сферы  профессионального  общения;  тенденция  к  точности  номинации,  терминологичности  словоупотребления;  использование  стилистически  сниженных  средств  —  в  данном  случае  —  жаргонных  и  просторечных  выражений:  «уши  «разевая»,  «нету»,  окказиональной  сочетаемости  слов:  «какофония  предметов».  Эффект  энергичного  движения  в  стихотворении  достигается  отнюдь  не  глаголами,  а  рядами  однородных  существительных.  В  стихотворении  всего  3  глагола,  1  деепричастие  и  1  причастие.  Зато  30  существительных.

Всего  нами  рассмотрено  15  стихотворных  и  5  прозаических  произведений  воспитанниц;  30  стихотворных  и  11  прозаических  произведений  воспитанников. 

На  основе  анализа  фактического  материала  попытались  составить  свою  систему  критериев  дифференциации  письменной  речи  воспитанниц  и  воспитанников  в  возрасте  от  12  до  15  лет  на  основе  гендерного  восприятия  окружающего  мира. 

Таблица  7. 

«Критериальная  система  дифференциации  письменной  речи  воспитанниц  и  воспитанников  по  итогам  исследования»

Признаки  речи  девочек

через  восприятие  окружающего  мира

Признаки  речи  мальчиков

через  восприятие  окружающего  мира

Авторская  картина  мира,  характер  сознания

Глубокий  личностный  эффект

описание

цвет

Действие

Конкретность

детализация

Проблемно-тематическая  специфика

Защита  Родины

Любовь

Цветы,  природа

Пансион

Ощущение  Бога

Родина

Философские  раздумья

Великие  люди-защитники  Родины

Свидание

Цветы  -  секрет  названия

Природа

Училище

Религиозные  праздники

Малая  родина

Основные  мотивы  произведений

Фольклорные  мотивы

Большая  доля  лиризма

Эпичность, 

историзм

Жанр  и  сюжетно-композиционная  организация

Народная  лирическая  песня

«Картина  в  лирическом  обрамлении» 

Эссе

Сказка

Послание

Ассоциативная  композиция

Рисование  словом

Композиционное  кольцо

Марш,  баллада

«Немой»  монолог

Рассказ,  послание

Чёткая  композиция

Речь

Лексико-грамматический  уровень:

--примеры  гиперболизированной  экспрессии; 

--использование  слов-интенсивов; 

--высокая  концентрация  эмоционально  оценочных  слов; 

--стремление  к  использованию  высокой  лексики;

--использование  неопределенных,  растянутых  во  времени,  эмоционально  насыщенных  имен  качества  и  состояния; 

--частое  использование  личных  и  притяжательных  и  указательных  местоимений,  прилагательных,  причастий

Лексико-грамматический  уровень:

--Лаконизм  при  передаче  эмоций  и  настроений;

--цветовая  гамма  неширока;

--терминологичность  речи; 

--нет  тяготения  к  эмоционально-экспрессивной  лексике;

--есть  примеры  использования  низкой  лексики:  жаргонизмов,  окказиональной  сочетаемости  слов,  просторечия;

--частое  использование  глаголов,  деепричастий,  существительных.

Синтаксический  уровень:

--двусоставные  нераспространённые  восклицательные  предложения, 

--предложения  с  причастиями;  сложносочинённые  предложения.

Синтаксический  уровень:

--простые  осложнённые  предложения  с  деепричастиями; 

--деепричастные  обороты  и  сравнительные  обороты;

--сложносочинённые  конструкции.

--предпочтение  отдано  сложноподчинённым  предложениям.

Изобразительно-выразительные  средства

Эпитеты,  метафоры

Изобразительно-выразительные  средства

Олицетворения,  сравнительные  обороты

Общая  характеристика  речи:

--Стремление  к  гармоничной  коммуникации;

--речевое  поведение  однозначное  и  открытое, 

--стремление  к  полной  откровенности,

--  в  раскрытии  художественного  образа  преобладает  метафоричность;

--описательный  характер  речи;

--письмо  грамотное.

Общая  характеристика  речи:

--нет  стремления  к  гармонии  в  речи;

--речевое  поведение  неоднозначное;

--нет  стремления  к  полной  откровенности;

--в  раскрытии  художественного  образа  преобладают  олицетворения  и  сравнения;

--повествовательный,  действенный  характер  речи;

--факультативные  знаки  препинания.

 

III.  Заключение

1.  Выводы

· круг  тем,  затронутых  воспитанницами  и  воспитанниками,  следующий: 

патриотические  стихотворения,  «Второй  дом»  —  Пансион,  КПКУ;  окружающий  мир,  мир  человеческих  чувств;  произведения  на  вымышленные  сюжеты;

·  на  основе  сравнительного  анализа  литературных  опытов  воспитанниц  и  воспитанников  с  помощью  системы  О.В.  Пермяковой  учли  возрастные  особенности  участников  исследования  и  составили  собственную  критериальную  таблицу  гендерной  дифференциации  признаков  письменной  речи  учащихся  Пансиона  и  Краснодарского  ПКУ,  которая  включила  в  себя  следующие  разделы:

А.авторская  картина  мира,

Б.  проблемно-тематическая  специфика,

В. основные  мотивы  произведений,

Г.  сюжетно-композиционная  организация.

Д. речь:  лексико-грамматический,  синтаксический  уровни,

Е. общая  характеристика  речи.

·     установили  4  общие  отличительные  черты  литературной  речи  воспитанниц  и  воспитанников:

А.высокая  концентрация  эмоционально  оценочных  слов;  стремление  к  использованию  высокой  лексики  —  у  девочек  и  отсутствие  этого  у  мальчиков;

Б.  преобладание  метафоричности;  описательный  характер  речи  —  у  девочек  и  преобладание  олицетворений  и  сравнений,  повествовательный,  действенный  характер  речи  —  у  мальчиков;

В. следующие  части  речи  примерно  встретились  у  девочек:  местоимения  —  65  раз,  прилагательные  —  58,  причастия  —  35;  у  мальчиков:  глаголы  —  72,  деепричастия  —  55,  существительные  —  47;

Г.  предпочтение  отдано  у  девочек  сложносочинённым  предложениям,  у  мальчиков  —  сложноподчинённым  предложениям.

В  результате  исследования  мы  пришли  также  к  выводу  о  том,  что  не  существует  «немужских»  или  «чисто  женских»  тем,  есть  мужской  или  женский  подход  к  реализации  темы,  к  раскрытию  художественного  образа,  гендерный  набор  лексических,  морфологических,  синтаксических  единиц.

Практическое  применение  данной  работы  мы  видим  в  том,  что  она  помогает  составить  представление  о  лексических,  морфологических  и  синтаксических  особенностях  речи  мальчиков  и  девочек,  о  том,  что  социальный  пол  отражается  и  в  языке  и  в  мировосприятии.  Эта  работа  может  помочь  специалистам  —  психологам  и  преподавателям  —  в  разработке  программ  воспитания  и  обучения  девочек  и  мальчиков  с  учётом  гендерного  аспекта  их  языкового  развития.

Исследования  будут  продолжены,  но  акцент  будет  сделан  на  прозаических  опытах  воспитанниц  и  воспитанников.

 

Список  литературы:

  1. Бородич  С.А.,  Гендерный  подход  в  обучении  лексики  на  материале  английского  языка.\\  Сборник  материалов  конференции  Минского  университета.  Минск,  2010.
  2. Земская  Е.А.,  Китайгородская  М.А.,  Розанова  Н.И.  Особенности  мужской  и  женской  речи  //  Русский  язык  в  его  функционировании/  Под  ред.  Е.А.  Земской  и  Д.Н.  Шемелева.  М.,  1993.
  3. Краковский  А.П.  О  подростках  (содержание  возрастного,  полового  и  типологического  в  личности  младшего  и  старшего  подростка).  М.:  Педагогика,  1970.
  4. Мелешко  Т.  Современная  отечественная  женская  проза:  проблемы  поэтики  в  гендерном  аспекте:  учеб.  пособие  по  спецкурсу  /  Т.  Мелешко.  Кемерово:  Кемеровский  гос.  ун-т,  2001.  —  121  с.
  5. Охотникова  С.  Гендерные  исследования  в  литературоведении:  проблемы  гендерной  поэтики  /  С.  Охотникова  //  Гендерные  исследования  и  гендерное  образование  в  высшей  школе:  в  2  ч.  Иваново,  —  2002.  —  Ч.  2.  —  с.  273—279.  Или  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.a-z.ru/women_cd1/html/gender_issledovanija_v_literature.htm
  6. Охотникова  С.  Гендерные  исследования  в  литературоведении:  проблемы  гендерной  поэтики  /  С.  Охотникова  //  Гендерные  исследования  и  гендерное  образование  в  высшей  школе.  Ч.  2.  Иваново,  2002.  —  С.  113.
  7. Пермякова  О.В.  Явление  гендерной  стилизации  в  современной  женской  литературе  (на  материале  французского  и  русского  языков):  Автореф.  дис.  …  канд.  филол.  наук:  спец.  10.02.19  /  О.В.  Пермякова;  Перм.  гос.  ун-т.  Пермь,  2007.  —  С.  9.
  8. Пермякова  О.В.  Указ.  соч.  —  С.  6.
  9. Рюткенен  М.  Гендер  и  литература:  проблема  «женского  письма»  и  «женского  чтения»  /  М.  Рюткенен  //  Филологические  науки.  —  2000.  —  №  3.  —  С.  5—17.
  10. Словарь  гендерных  терминов  //  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.ow1.ru./gender
  11. Трофимова  Е.И.  На  руинах  «большого  стиля»:  женская  литература  в  поисках  новых  гендерных  конструктов  /  Е.И.  Трофимова  //  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.topos.ru/article/2281

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.