Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Бондаренко Т.В. РОЛЬ АРХИТЕКТУРНЫХ АНСАМБЛЕЙ ПЛОЩАДЕЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ГОРОДОВ СИБИРИ С XVII ПО ПОСЛЕДНЮЮ ТРЕТЬ XVIII вв. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ АРХИТЕКТУРНЫХ АНСАМБЛЕЙ ПЛОЩАДЕЙ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ГОРОДОВ СИБИРИ С XVII ПО ПОСЛЕДНЮЮ ТРЕТЬ XVIII вв.

Бондаренко Татьяна Викторовна

канд. искусствоведения, доцент ИнАрхДиз АлтГТУ, г. Барнаул

E-mail: 

 

В конце XVI— начале XVII в. начинается освоение сибирских земель, ведётся закладка зимовий и острожков, затем острогов и крепостей, которые постепенно обрастают посадами и превращаются в города. В XVII в. резко возрастает необходимость развивать горноруд­ное и металлургическое производства, что способствует закладке заводских поселений. Рассматриваемые города: Томск (1604), Крас­ноярск (1628), Иркутск (1661), Бийск (1709), Омск (1716), Барнаул (1730), Змеиногорск (1736) и городские поселения: Колывань (1726), Павловск (1764), по их основным функциям подразделялись на про­мышленные и оборонительные. Данная классификация относительна, так как функции поселений различных типов перекрещивались. Так, приписные крестьяне принимали участие в заводских работах, заводские поселки имели оборонительные укрепления, соответственно заводские площади имели сходство с крепостными площадями.

Планирование и строительство первых сибирских городов практически никем не регулировалось. Первые архитектурные ансамбли площадей городов-крепостей, городов-острогов и городов-заводов Сибири формировали случайности или невыявленные закономерности, связанные с народными традициями. Особенности градостроительного освоения Восточной Сибири отличались от особенностей градострои­тельного освоения Западной Сибири. Русские первопроходцы на территории Западной Сибири основывали поселения в местах предва­рительно ими изученных, что способствовало возведению крепостей (капитальных рубленых построек). Продвижение же по территории Восточной Сибири велось наугад, поэтому первопроходцы стремились строить зимовья и острожки (дерево-земляные крепостные сооружения небольших размеров), а уже затем начинали сооружать мощные укрепления долговременного характера.

На выбор места для основания города-острога и города-крепости влияло его первоначальное назначение. Возводили остроги при слиянии нескольких рек, что способствовало связи с огромными территориями Сибири. Города-остроги и города-крепости Сибири являлись важными опорно-оборонительными и транспортно-перевалочными пунктами. И города-остроги, и города-крепости с момента своего зарождения постоянно развивались и выполняли целый ряд функций. Первоначально и город-острог, и город-крепость — это военная крепость, затем - торговый центр и, наконец, город как центр развития торговли, определённых промыслов, ремёсел, центр сельскохозяйственной округи. Первоначально обширная крепостная площадь городов-острогов и городов-крепостей выполняла одно­временно три функции городского центра: административно-общест­венную, торгово-хозяйственную и соборно-приходскую. С увеличе­нием размеров городской территории (вторая половина — конец XVIIIвека) происходит функциональное разделение площадей — формирует­ся три типа площади: торговая, административная и соборная.

В процессе становления и формирования архитектурных ансамб­лей площадей городов Сибири, не зависимо от их градообразующего фактора, культовым сооружениям отводилась ведущая роль в решении градостроительных задач. Как правило, и крепостные, и предзаводские площади формировались около культового сооружения (Томск, Красноярск, Иркутск Омск, Бийск, Змеиногорск, Колывань, Павловск), или в непосредственной близости от него (Барнаул). Культовые сооружения возводились следом за крепостными стенами или одновременно с ними, выполняя несколько назначений: храма, казнохранилища, оборонительно-сторожевой башни. Храм являлся последним оплотом при осаде крепости. Крепостная площадь являлась общественным центром крепости и занимала центральное место на её территории. Торговые (базарные, хозяйственные) площади формиро­вались при въезде в главные ворота крепости. С исчезновением укреп­лений между крепостной (острожной) и общегородской (посадской) застройкой, культовые сооружения, первоначально возводившиеся внутри острогов, переносятся в непосредственную близость от укреплений, формируя соборные (приходские, церковные) площади.

Красноярск (1628), Иркутск (1661) — города-остроги Восточной Сибири, возникновение которых связано с выполнением военно-стра­тегической и ясачной функций. Томск (1604), Бийск (1709), Омск (1716) были основаны, как компактные укрепленные поселения (крепости) с доминирующей военно-стратегической функцией на тер­ритории Западной Сибири. Вследствие продвижения вглубь Сибири дружины под предводительством Ермака определяется место для закладки Качинского (Красноярского) острога на р. Енисее. За два столетия своей истории Красноярск прошел путь от острога-крепости к самому крупному на юге бассейна Енисея товарораспределительно­му центру. Архитектурно-планировочным центром Красноярского острога являлась крепостная площадь, доминантой которой была церковь во имя Преображения Господня.

6 июля 1661 г. на р. Ангаре начинается возведение постоянного русского острожка для ясачных нужд. В первой трети XVIIIвека в городе-остроге Иркутске насчитывалось около семи площадей. Две обширные крепостные площади на территории острога: первая - в Малом остроге, доминантой которой являлась Спасская соборная церковь, вторая — в Большом остроге — доминанта Богоявленский собор. На городской территории сформировалось четыре приходские (соборные) площади, доминантами которых были:Прокопьевская, Владимирская, Тихвинская и Троицкая церкви.

Главный градообразующий фактор Томска в XVIIвеке — оборо­нительный (возник в качестве укреплённого форпоста Русского государства в 1604 г). До середины XVIIIвека Томск сохранял функцию военной крепости. К последней трети XVIII века в городе Томске сформировалось четыре площади: площадь без названия в центре крепости, композиционной доминантой которой была церковь во имя Святой Живоначальной Троицы; Базарная (другие её названия в разные периоды времени — Богоявленская, Базарно-Гостиная, Гостиная, Ленина); Соляная; Конная.

Весною 1716 года была основана Омская крепость на левом берегу Оми. Основателем первой Омской крепости в 1716 году был Иван Дмитриевич Бухольц. Градообразующий фактор Омска в начале XVIIIвека — оборонительный (возник как военная крепость для защиты русских владений на юге Западной Сибири). К последней трети XVIII века в городе Омске сформировалось две площади: площадь без названия в центре первой крепости, крепостная площадь - в центре второй крепости. В центре первой крепости Омска распола­галась открытая площадьбез названия (позже — Ильинская, Республи­ки, Ленина), доминантой которой была деревянная церковь во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, недалеко от неё — кирха. На территории второй крепости Омска формируется так же обширная крепостная площадь (плац), в центре которой с 1769 по 1773 год возводится первое каменное здание Омска — церковь во имя Воскресения Христова.

18 июня 1709 г. был заложен первый Бикатунский острог. Градо­образующий фактор Бийска в начале XVIIIвека — оборонительный (был пограничным городом, стоящим на страже южносибирских рубежей Российского государства). Первый острог, возведённый на берегу реки Бии, был необходим для «оберегания ясачных волостей» и для хозяйственной деятельности на новых землях. К 50-м гг. в центре Бийской крепости сформировалась крепостная площадь с деревяннойПетропавловской церковью, являющейся доминантой площади.

Барнаул (1730), Змеиногорск (1736) и городские поселения: Колывань (1726), Павловск (1764) являются примерами поселений, главный градообразующий фактор которых связан с развитием горнорудного и металлургического производств — горно-заводской, приведший к формированию заводских площадей. Заводские площади Барнаульского медеплавильного и сереброплавильного завода, Колы­вановоскресенского медеплавильного завода, Змеиногорского рудника и Павловского завода в структуру которых, входили производственные здания, формировались как общественно-административные центры и являлись важным элементом хозяйственно-экономической жизни городов-заводов. Заводские площади влияли на зарождение плани­ровочной структуры городов-заводов, они концентрировали наиболее значительные общественные, казенные и церковные здания. Культовые сооружения в городах-заводах возводились позже, чем промышленные, административные и жилые сооружения заводских поселений, иногда располагались в непосредственной близости от предзаводской площади, формируя соборную площадь.

В течение полутора столетий завод являлся главным градообра­зующим фактором в становлении и развитии Барнаула. Строительство велось людьми уральского заводчика А. Н. Демидова. Завод распола­гался на берегах Барнаулки, вблизи ее впадения в Обь. К последней трети XVIII века в г. Барнауле сформировалось пять площадей: площадь бывшего Сереброплавильного завода (Лесопильная пл.) (планировка заводской площади сохранилась без изменений до настоящего времени), Сенная (М-Олонская) площадь (ныне не существует), Торговая (Базарная) площадь (в настоящее время на ней располагаются торговые ряды и павильоны Центрального рынка), Соборная площадь (ныне— площадь Свободы), Конюшенная площадь (не существует).

История зарождения Колывани начинается с деятельности А. Н Демидова на Алтае. Завод начал действовать в 1729 г. Он был назван Колыванским, потом по имени построенной при заводе церкви Воскресения Христова переименован в Колывано-Воскресенский. Особое место отводилось обширной свободной площади с церковным зданиемво имя Вознесения Христова (1736).

Своим рождением город Змеиногорск обязан основанием Змеиногорского рудника в 1736 году на р. Корболиха и ее притоке реке Змеевке. В 1736 году строится первая Змеиногорская крепость, которая вошла в состав укреплений Колывано-Кузнецкой оборони­тельной линии, сложившейся к 1757 г. В конце XVIII— первой поло­вине XIX в. закладывается историческое ядро Змеиногорска, в струк­туру которого входила обширная площадь, выполняющая функции и заводской, и крепостной площади.

В 1763—1764 гг. основывается новый комплекс Павловского сереброплавильного завода на месте слияния речек Касмолы и Фунтовки. Доминантой площади общественного центра Змеиногорска служила церковь — Преображения Господня, Колывани — церковь во имя Вознесения Христова, Павловска — церковь во имя введения Пресвятой Богородицы. Постепенно в горнозаводских поселениях помимо заводских площадей, формируются торговые площади, контрастирующие с узкими улочками. Торговые площади с гостиными дворами, лавками и торговыми рядами занимают несколько обособ­ленное место и располагаются ближе к жилой застройке и пристаням.

 

Список литературы:

  1. Баландин С. Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII веке. Новосибирск, 1994.
  2. Бондаренко И. А. Древнерусское градостроительство: традиции и идеалы: [Учебное пособие для вузов по спец. «Арх-ра»], М., 2002, 107 с., с. 2
  3. Вилков О. Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XVII веке. М., 1967.
  4. Кудрявцев Ф., Вендрих Г. Иркутск. Иркутск. 1971.
  5. Кочедамов В. И. Первые русские города Сибири. М., 1978.
  6. Спутник по городу Красноярску. Изд. В. И. Щипанова, Репритное воспроизведение издания 1911 года, Красноярск, 1991.
  7. Степанская Т. М. Архитектура Алтая в XVIII— начала XX века, Барнаул, 1995.
  8. Туманик А. Г. Архитектура православных кафедральных храмов Сибири второй половины XIX века Новосибирск, 2003.
  9. ЦХАФ АК ф. 50, оп. 13
  10. ЦХАФ АК ф. 50, оп. 21
  11. ЦХАФАК, ф. 50, оп. 18
  12. ЦГВИА, ф. 349, д. 3408.
  13. ЦГВИА, ф. 468, оп. 19, д. 4
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.