Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Прикладное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КОМПЛЕКС УКРАШЕНИЙ НЕВЕСТЫ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДОВ

Емельянова Ирина

класс  11  «Б»  СОШ  №  11,  г.  Павлодара,  Казахстан

Научный руководитель Белогурова Светлана Михайловна

преподаватель  истории,  СОШ  №  11,  г.  Павлодара

Введение.

Цель:  Изучить  комплекс  украшений  невесты  русского  и  казахского  народов.  Установить  их  общие  черты  и  отличительные  особенности.  Гипотеза:  Комплексы  украшений  невесты  казахского  и  русского  народов  имеют  общие  черты  и  взаимное  влияние.

Для  доказательства  данной  гипотезы  были  поставлены  следующие  задачи:  1.Дать  характеристику  комплекса  украшений  невесты,  как  составной  части  ювелирного  искусства.  2.Изучить  и  выделить  особенности  и  закономерности  украшений  невесты  казахского  и  русского  народов.  3.Сделать  сравнительную  характеристику  комплексов  украшений  невесты  двух  народов.  4.  Сформулировать  выводы

Актуальность:  Актуальность  данной  темы  не  вызывает  сомнений.  Молодое  поколение  возвращается  к  обычаям  и  традициям  предков.  В  эпоху  стандарта  мы  должны  вернуться  к  своим  историческим  традициям  и  сделать  более  содержательным,  интересным,  разнообразным  наряд  и  комплекс  украшений  невесты.  Совместные  казахстанско-российские  фундаментальные  исследования  и  прикладные  разработки  осуществляются  в  соответствии  с  приоритетами  научно-технического  развития  обоих  государств  в  рамках  программы  казахстанско-российского  сотрудничества  в  области  науки  и  техники,  а  также  в  развитие  патриотизма.  В  данное  время  в  обоих  государствах  ярко  проявляется  проблема  социализации  и  патриотизма.  Решение  данных  проблем  должно  базироваться  на  знании  своих  исторических  корней.  Почему  мы  должны  изучать  свои  исторические  корни?  Это  поможет  нам  быть  национально  идентифицированными,  будет  способствовать  формированию  правильного  национального  самосознания.  «Ведь  культура  является  существенным  компонентом  социальной  модернизации,  влияющим  на  формирование  и  развитие  современного  человека»  —  отметил  Президент  Республики  Казахстан  Н.А.  Назарбаев  в  своем  обращении  «20  шагов  к  обществу  всеобщего  труда»27.01.2012  [10]. 

Владимир  Путин  подписал  Указ  от  20  октября  2012  года  «О  совершенствовании  государственной  политики  в  области  патриотического  воспитания».  В  данном  указе  основными  задачами  являются:  подготовка  в  пределах  своей  компетенции,  обобщение  и  представление  Президенту  Российской  Федерации  и  Руководителю  Администрации  Президента  Российской  Федерации  материалов  и  предложений  по  укреплению  духовно-нравственных  основ  российского  общества,  совершенствованию  работы  по  патриотическому  воспитанию  молодежи,  разработке  и  реализации  общественных  проектов  в  этой  области»  [15].

В  процессе  исследования  использовались  такие  методы  как  анализ  письменных  и  вещественных  источников,  сравнения  и  сопоставления,  классификации  стилей  и  направлений  объектов  творчества.  Данный  проект  является  вторым  этапом  исследования  по  проблеме  о  взаимовлиянии  и  отличительных  особенностях  ювелирного  искусства  тюрков  и  славян.  В  процессе  работы  над  данной  темой  возникла  идея  более  глубокого  изучения  комплекса  свадебных  украшений  невесты,  представляющих  отдельный  пласт  ювелирного  искусства  этих  народов,  сформировавшихся  на  общем  евразийском  пространстве.  Систематизированных  исследований  о  свадебных  украшениях  на  данный  момент  практически  нет.  В  работе  сформулированы  общие  черты  и  формы  взаимовлияния  комплекса  украшений  невесты  казахского  и  русского  народов,  что  в  условиях  многонационального  государства,  каким  является  Казахстан  и  Российская  Федерация,  помогает  расширить  знания  о  культуре  народов,  и  обогащает  в  целом  культуру  общества.  В  связи  с  тем,  что  в  своем  программном  выступлении  Президента  РК  Н.А.  Назарбаева  поставил  проблему  «недостаточности  таких  приемов  духовно-нравственного  воспитания  детей,  подростков  и  молодежи,  которые  бы  нацеливали  на  решение  индивидуальных  задач  их  взросления  и  успешной  социализации»  [11]. 

Таким  образом,  Российская  Федерация  и  Казахстан  —  процветающие,  многонациональные  страны,  поэтому  сопоставление  комплексов  украшений  невесты  разных  народов,  поможет  расширить  знания  о  культуре  народов  и  обогатит  в  целом  духовную  сферу  обществ,  будет  содействовать  воспитанию  патриотизма  и  толерантности  у  подрастающего  поколения.

Основная  часть.

Структура  комплекса  украшений  невесты.

Общая  структура  комплекса  украшений  невесты:  Головной  убор,  височные  украшения,  кольца,  нагрудные  украшения,  браслеты.

 

казахсакая невеста 

Рисунок  1.  Комплекс  украшений  невесты  казахского  народа

 

Рисунок  2.  Комплекс  украшений  невесты  русского  народа

 

Поэлементный  анализ  комплекса  украшений  невесты.

Головной  убор.

Главной  деталью  казахского  свадебного  ансамбля  был  головной  убор  —  «сәукеле».  Саукеле  передавался  из  поколения  в  поколение.  Саукеле,  как  и  все  головные  уборы  казахов,  имеет  высокий  семантический  статус.  Так,  наибольшую  нагрузку  несут  орнаментальные  изображения,  например,  «священное  древо  жизни»,  «бараньи  рога»,  а  также  сами  материалы.  В  древности  считалось,  что  серебро  обладает  защитной  силой,  оберегают  от  злого  языка  и  наговоров.  Широко  известна  магическая  функция  камней:  коралл  оберегает  от  порчи  и  сглаза,  сердолик  —  символ  благополучия  и  радости,  бирюза  приносила  счастье  в  дом.  Саукеле  имел  металлические  ажурные  навершия,  диадему  (иногда  ее  делали  из  золота  со  вставками  самоцветов  или  с  нитками  жемчуга,  кораллов),  височные  подвески  и  украшения  подбородка.  Каркас  саукеле  покрывали  тканью  и  пришивали  на  нее  накладные  металлические  бляхи  различной  конфигурации,  в  гнезда  которых  вставлялись  драгоценные  и  полудрагоценные  камни.  Бляхи  были  самые  разнообразные,  крупные  и  мелкие.  Саукеле  украшали  как  можно  ярче  —  золотыми  бляшками,  жемчугом,  драгоценными  камнями.  Обилие  украшений  подчеркивало,  что  свадьба  была  кульминационным  моментом  в  жизни  любой  женщины  и  одним  из  самых  важных  [2]  (рис.  3,  4)

 

Рисунок  3.  Невеста  казахского  народа

 

Рисунок  4.  Свадебный  головной  убор  невесты-казашки.  Саекеле

 

Русские  народные  головные  уборы,  как  в  любой  традиционной  культуре,  имели  свои  неповторимые  особенности.  Самым  роскошным  являлся  женский  головной  убор.  Свадебный  головной  убор  «сорока»  состоял  из  трех  частей:  кички  с  маленькими  острыми  рожками,  позатыльня  и  собственно  сороки  каблукообразной  формы.  Сорока  является  древним  по  происхождению  и  способу  ношения  головным  убором  русской  женщины.  Сорока  являлась  самым  богатым  из  женских  головных  уборов;  к  началу  XX  века  сорока  вышла  из  употребления..  Сорока,  украшенная  шитьём  или  драгоценными  камнями  называлась  саженая;  была  также  сорока  крылатая  (с  боковыми  лопастями  с  завязкам,  или  крыльями):  волосы  стягиваются  сдерихой  на  затылке.  Иногда  спереди  сороки  добавлялась  жемчужная  подвязь  на  самой  сороке  (она  же  очелы).  Если  поверх  сороки  повязывался  платок,  то  она  назвалась  «сорока  с  повоем».  Сорока  была  украшена  драгоценными  камнями:  жемчугом,  бирюзой,  кораллами.  А  также  узоры  на  ней  вышивались  золотыми  нитями  с  учетом  цветочного  орнамента  [4]  (рис.  5,  6).

 

Рисунок  5.  Невеста  русского  народа

 

Рисунок  6.  Свадебный  головной  убор  русской  невесты.  Сорока

 

Височные  украшения.

В  свадебном  наряде  славянской  невесты  височные  украшений  прикреплялись  обычно  возле  висков.  Так  они  получили  названия  «Височные  кольца».  Славянские  женщины  подвешивали  височные  кольца  к  головному  убору  на  лентах  или  ремешках,  красиво  обрамлявших  лицо.  Девушки-невесты  в  день  своей  свадьбы  особенно  нуждались  в  защите  от  злых  сил,  ведь  они  должны  были  беречь  не  только  себя,  но  и  будущих  младенцев  —  надежду  народа.  Носили  височные  кольца  по  нескольку  штук  (до  шести)  на  виске.  Височные  кольца  могли  представлять  собой  бусы,  нанизанные  на  проволоку.  Бусины  украшались  мелкой  зернью  или  витой  сканью.  Височные  украшения  —  это  изделия  высококачественные,  что  свидетельствует  о  достаточно  высоком  уровне  развития  культуры  и  мастерства  ювелиров  [1]  (рис.  7).

 

Рисунок  7.  Височные  кольца  русской  невесты

 

Невеста-казашка  обязательно  надевала  височные  украшения  «шекелик»,  крепящиеся  за  петли  головного  убора  саукеле  или  за  волосы  у  виска.  Масса  таких  украшений  достигала  полутора  килограммов.  Популярны  были  височные  украшения  треугольной,  пиковидной,  лепистковидной  форм.  При  изготовлении  височных  украшений  применялись  различные  техники,  но  особо  эффектно  выглядят  обсыпанные  зернью  ажурные  височные  украшения  со  сложными  подвесками,  которые  могли  тянуться  до  локтя  девушки.  Височные  украшения  подвешивали  к  головному  убору  ремешками  или  вытканными  лентами.  В  ювелирных  украшениях  воплощалось  вечное  тяготение  человека  к  прекрасному,  надежда  на  счастье,  вера  в  чудодейственные  силы  природы,  способные  защитить  от  недугов,  бед  и  зла  [13]           (рис.  8). 

 

Рисунок  8.  Височные  украшения  казахской  невесты

 

Кольца.  Перстни.

Следует  сказать,  что  в  материалах  о  славянской  свадьбе  очень  мало  внимания  уделяется  украшениям.  Чаще  других  упоминается  кольцо,  перстень.  Колечко  служило  залогом  согласия  девушки  выйти  замуж  за  сватавшегося  парня.  Оно  являлось  символом  брака  и  употреблялось  не  только  в  церковном  венчании.  «Оковывание»  молодых  кольцом  происходило  при  участии  родственников  [9].  Перстень  для  славян  служил,  как  и  амулет,  его  привязывали  на  шнур  или  вешали  на  цепочку  и  одевали  на  шею.  Такие  перстни  защищали  от  сглаза  и  наговора.  Кольцами  обменивались  молодые  при  венчании.  Основной  материал,  из  которого  выполняли  перстни  и  кольца  были:  золото,  серебро,  бронза.  Украшения  декорировали  различными  способами,  а  именно  инкрустацией  камнями,  а  также  орнаментальным  декором,  преимущественно  растительным,  ведь  растительный  орнамент  придавал  невесте  свойства  красоты,  изобилия  и  плодородия.  .  Кольца,  которые  одевали  при  венчании  жених  и  невеста,  являлись  символом  любви  и  согласия.  Гармоничным  соотношением  декора  и  формы,  художественной  законченностью  отмечаются  круглые  перстни  с  декором,  символизирующим  солнце.  Широко  были  распространены  перстни  литые,  ажурные,  а  также  кованые,  декорированные  чернью,  гравировкой,  эмалью,  чеканкой,  штампованным  узором  [3]  (рис.  9  ,10).

 

Рисунок  9.  Славянский  перстень

 

Рисунок  10.  Обручальное  кольцо  славянской  невесты

 

Кочевой  народ  верил  в  очистительную  силу  колец  и  перстней,  это  явлений  получило  широкое  распространение  среди  азиатских  народов.  Каждая  женщина  должна  была  носить  кольцо  или  перстень,  в  противном  случае,  пища,  приготовленная  ею  будет  не  чистой.  Кольца  являлись  повседневными  украшениями,  их  носили  по  3—4  штуки,  а  иногда  даже  в  определенном  порядке.  Наибольшее  распространение  имели  перстни  со  вставкой  из  камня,  стекла.  В  одних  случаях  декоративную  основу  составляет  камень,  его  цветовая  насыщенность,  глубина  тона,  в  других  —  сам  каст,  его  форма  и  орнаментация.  Особый  интерес  представляют  перстни  в  виде  спирального  или  зернистого  конуса.  Такой  перстень  надевали  на  палец  невесты  —  она  должна  была  продолжить  род  своего  жениха.  Форма  кольца  представляла  собой  конус,  устремленный  ввысь.  Большие  перстни  называли  «тасбака  жузик».  На  востоке  черепаха  —  символ  долголетия,  поэтому  считалось,  что  эти  перстни  удлиняют  жизнь.  В  наборе  женских  украшений  можно  встретить  перстни  типа  «кус  тумсык»  —  птичий  клюв.  Птица  —  символ  счастья,  независимости,  доброго  начала  в  жизни.  Перстень  надевали  на  палец  девушки  перед  тем,  как  отправить  ее  в  семью  будущего  мужа.  Вера  в  магическую  и  очистительную  силу  колец  и  перстней  —  общеазиатское  и  общеевразийское  явление.  Защитная  сила  перстней  усиливалась  и  символикой  формы.  Массивные  перстни  свах  (кудаги  жузик),  рассчитанные  на  два  пальца,  символизировали,  единение  двух  начал,  двух  семей.  Такие  перстни  дарила  мать  невесты  матери  жениха  в  знак  слияния  двух  родов  и  в  надежде  на  доброе  отношение  к  своей  дочери  [12]  (рис.  11,  12,  13).

 

Рисунок  11.  Обручальное  кольцо  невесты-казашки

 

Рисунок  12.  Перстень  казахского  народа

 

Рисунок  13.  Двойной  перстень

 

Серьги.

В  жизни  казахской  женщины  ювелирные  украшения  играли  существенную  роль.  В  прошлом  сватали  невесту  в  9—12  лет.  При  сговоре  ей  обязательно  дарили  серьги.  Серьги  в  ушах  —  значит  девочка  на  выданье,  и  наоборот,  незавидна  была  судьба  девушки  без  серег.  Серьги  —  постоянное  украшение  женщин.  Это  древнейший  оберег.  Существует  множество  типов  и  вариантов  серег.  Широко  распространены  орнаментальные  плоские  серьги  различных  форм.  Очень  популярны  серьги-лунницы,  в  середине  которых  вырезается  звезда.  Цветовой  звучностью  привлекают  серьги,  основу  которых  составляют  вставные  драгоценные  камни.  Сережка  состояла  из  двух  элементов:  дужки,  похожей  на  полумесяц  и  нижней  части  с  драгоценными  камнями  —  «солнца».  Такая  символика  была  важна  для  древнего  человека  как  объединение  двух  энергий.  К  тому  же  момент  вдевания  серег  соединял  два  начала:  мужского  (серьги)  и  женского  (мочки  уха).  Ношение  серег  полезно  и  по  медицинским  показаниям.  Серьги  по  форме  и  исполнению  были  различны,  но  выполнялись  в  основном  из  серебра  и  украшались  различными  драгоценными  камнями  и  очень  часто  использовали  орнаментальный  декор  [13]  [14]  (рис.  14,  а,  б).

 

 

                               а)                                                        б)

Рисунок  14.  Серьги  казахской  невесты

 

Любимейшее  украшение  женщин  русского  народа  это:  серьги.  Аналог  серьги  в  древности  —  височные  кольца,  серьги  как  отдельный  аксессуар  не  проявляется.  Их  так  же,  как  и  височные  кольца,  подвешивали  к  головному  убору  женщины,  вплетали  в  волосы.  С  течением  времени  они  менялись,  и  в  обиход  вводились  проволочные  серьги.  Символика  славянской  серьги  многозначна.  Пара  голубей  у  Древа  Жизни  —  символ  брачного  союза,  охраны  рода.  Растительный  орнамент  —  символ  изобилия  и  плодородия.  Росток  олицетворяет  собой  появление  новой  жизни.  Переплетался  в  сознании  древних  славян  с  образом  женщины,  ожидающей  ребенка  [8]  (рис.  15,  а,  б).

 

 

                             а)                                               б)

Рисунок  15.  Серьги  русской  невесты

 

Браслеты.

У  русского  народа  браслеты  один  из  самых  древних  украшений,  женщины  их  носили  на  обеих  руках  или  на  одной,  от  1  до  7  штук.  Существует  многообразие  видов  браслетов:  плетеные,  пластинчатые,  створчатые,  витые.  У  славян  браслеты  именовали  как  «обручи»,  «наручи»  —  то  есть  то,  что  охватывает  руку.  Делали  их  из  различных  материалов;  металлические  —  из  меди,  бронзы,  серебра,  железа  и  золота.  Ювелиры  украшали  браслеты  и  наполняли  их  смыслом,  изображаю  животных,  птиц,  мифологических  созданий.  Орнамент  из  кругов  и  точек  —  магическое  заклинание,  символ  изобилия,  плодородия.  Крестообразная  схема  орнамента  распространяла  блага  по  четырем  концам  света  —  «Пусть  все  вокруг  цветет  и  процветает»  [7]  (рис.  16,  а,  б,  в)

 

 

                а)                                        б)                                      в)

Рисунок  16.  Браслеты  и  наручные  украшения  русской  невесты

 

У  казахского  народа  браслет  обычно  носили  по  одному  или  парно  на  обеих  руках,  иногда  надевались  на  руки  два  браслета.  Браслеты  могли  быть  сплошные  или  составные:  образующиеся  из  2—3  частей,  соединенных  шарнирным  способом  или  при  помощи  створок.  Ювелиры,  декорируя  браслеты,  придерживались  метода  усиления  цветовой  насыщенности  вставками  из  камней,  преобразования  фактуры  накладной  сканью,  зернью,  сквозной  резьбой,  рельефной  чеканкой,  организации  пространства  гармоничным  орнаментом.  Территория  Казахстана  обширна.  И  в  каждом  из  регионов  была  своя  специфика  изготовления  браслетов.  В  регионах  Центрального  Казахстана  в  основном  преобладали  тонкие  по  ширине  браслеты,  в  южных  областях  —  цельные  литые,  а  на  западе  и  юго-востоке  -  объемные  с  позолотой  и  драгоценными  камнями.  В  восточных  и  юго-восточных  регионах  Казахстана  в  основном  были  распространены  округлые  или  четырехгранные  кованые  браслеты.  Первый  свой  браслет  девушка  получает  в  подарок  от  своего  жениха.  Украшение  на  руке  свидетельствует  о  том,  что  девушка  уже  сосватана  [6]  (рис.  17,  а,  б).

 

 

                            а)                                        б)

Рисунок  17.  Браслеты  казахской  невесты

 

Подвеска.  Нагрудные  украшения. 

Нагрудные  украшения  были  незаменимым  атрибутов  комплекса  украшений  невесты  русского  народа.  Виды  нагрудных  украшений  были  различными.  Ожерелья  делали  из  бус,  нанизывая  их  на  нитку,  и  иногда  дополнялись  привесками  —  бубенчиками,  крестиками.  Подвески  имеют  тайный  магический  смысл,  охраняя  свою  владелицу  от  негативной  энергии.  Усиливают  обережную  силу  подвесок  священные  изображения  животных  и  птиц.  Изображения  совы  –  символ  мудрости;  сокола  —  символ  власти.  Растительный  орнамент  —  знак  плодородия  и  процветания.  Клиновидный  орнамент  —  символ  изобилия  и  благополучия  [5],  [7]  (рис.  18).

 

Рисунок  18.  Нагрудное  украшение  славянской  невесты

 

Костюм  невесты  казахского  народа  покрывали  украшений,  словно  мерцающим  ковром,  от  головного  убора  до  самых  сапожек.  Ожерелья  занимали  особое  место.  Ювелиры  на  них  изображали  великолепный  орнамент,  выполненный  зернью  или  сканью,  преимущественно  треугольной  формы.  Подвески  инкрустировали  драгоценными  камнями.  В  последующем  ожерелье  представляло  собой  тумар  —  амулет.  Однако  следует  постоянно  помнить  о  магико-религиозном  значении  украшений,  призванных  в  данном  случае  не  только  подчеркнуть  красоту  молодой  девушки,  но  и  обезопасить  ее  в  один  из  самых  важных  и  ответственных  моментов  ее  жизни  [14]  (рис.  19).

 

Рисунок  19.  Нагрудное  украшение  казахской  невесты

 

Таблица  1. 

Сравнительная  характеристика  комплекса  ювелирных  украшений  невесты  русского  и  казахского  народов

Критерии

Комплекс  ювелирных  украшений  невесты  русского  народа.

Комплекс  украшений  невесты  казахского  народа.

Материальность

Необходимым  элементом  костюмы  русской  невесты  были  различные  украшения  и  амулеты.  Сделанные  в  основном  из  золота,  бронзы  и  серебра.  Именно  поэтому  частой  находкой  в  курганах  Причерноморья  и  Сибири  являются  тигельки  и  казаны,  в  которых  плавили  золото,  серебро  и  бронзу.  Повсеместно  использовалась  инкрустация  драгоценными  камнями:  бирюзой,  алмазами,  жемчугом.

Основной  металл  из  которого  изготавливали  казахские  ювелиры  изделия  —  это  серебро,  а  на  втором  плане  золото.  Так  как  блеск  серебра  ассоциировался  с  лунным  светом.  Не  случайно  гости  со  стороны  жениха  дарили  серебро  при  этом,  говоря  «Пусть  ваше  счастье  будет  светлым  как  это  серебро».  Инкрустация  камнями  носила  магические  свойства.  Так  янтарь  лечил  зоб,  перламутр  защищал  от  злого  языка,  коралл  оберегал  от  порчи  и  наговора,  жемчуг  способствовал  жизненному  благу,  бирюза  приносила  счастье,  особенно  широко  у  казахов  распространен  сердолик  —  камень  благоденствия.

Цветовая  гамма

Девушки-славянки  выходили  замуж  в  платьях  византийского  кроя.  Они  собой  представляли  просторные,  широкие  туники  с  длинными  рукавами,  шили  которые  из  плотной  ткани  и  украшались  драгоценными  камнями.  Причем,  цветовая  гамма  платья  могла  быть  самой  разнообразной,  и  в  тон  ему  подбирались  камни,  которые  нашивались  на  наряд.

Для  невест-казашек  особое  место  занимал  цвет  платья.  Преобладала  красная  или  синяя  цветовая  гамма.  Красный  цвет  свадебного  платья  означает  юность,  активность  и  молодость  невесты.  Синий  свадебного  платья  означали  мир  над  головой,  этот  цвет  символизировал  небо,  свет,  мир,  тепло  и  уют.

 

Орнаментальность

Первоначальный  орнамент  в  виде  точек,  зубчиков,  кружочков.  Присутствовали  мотивы  растительного  орнамента.  В  будущем  орнаментальный  декор  более  усложнялся.  Чаще  всего  изображали  грифонов,  львов,  птиц  с  человеческими  головами,  различных  фантастических  зверей.  Русские  украшения  данной  группы  являются  результатом  эволюционного  развития,  усовершенствования  технических  приемов  и  декоративных  решений  ювелирного  искусства  гуннского  периода.

Стилизованные  изображение  плодов  и  семян  растений  в  украшениях  должны  были  передавать  носящему  их  человеку  свои  свойства,  в  частности  изобилие  и  плодородие.

Преобладают  стили  орнамента:  геометрический,  симметричный,  звериный.  В  украшениях  «геометрического  стиля»  выявляются  яркие  аналогии  с  ювелирными  изделиями  гуннской  эпохи.  Украшения  декорировались  по  центру  вставками  из  сердолика,  по  краям  —  витой  сканью,  а  в  остальной  свободной  части  —  треугольниками  из  зерни.

 

Техника  исполнения

 

Русские  ювелиры  в  совершенстве  владели  различными  техниками  —  чернь,  зернь,  скань-филигрань,  тиснение,  эмаль.

Техника  чернения  требовала  много  усилий.  Первоначально  ювелиры  готовили  черневую  массу  из  смеси  металлов  (серебро,  медь,  бронза),  а  затем  этим  составом  наносили  рисунки  на  кольца,  браслеты  и  другие  украшения.  Совсем  других  методов  работы  требовала  зернь:  маленькие  серебряные  зернышки,  каждое  из  которых  в  5-6  раз  меньше  булавочной  головки,  припаивались  к  ровной  поверхности  изделия.  Вершиной  древнерусского  ювелирного  мастерства  стала  перегородчатая  эмаль.  Эмалевой  массой  служило  стекло  со  свинцом  и  другими  добавками.  Эмали  были  разных  цветов,  но  особенно  любили  на  Руси  красный,  голубой  и  зеленый.

 

В  целом  казахские  ювелиры  в  совершенстве  владели  различными  техниками  обработки  металлов:  ковка,  гравировка,  чернение,  инкрустация,  филигрань,  насечка,  зернь,  скань.  .Применялась  и  техника  тиснения  на  тонких  золотых  или  серебряных  листах.  Их  сильно  прижимали  к  бронзовой  пластинки  с  нужным  изображением,  и  оно  переходило  на  металлический  лист.  Тиснением  выполняли  изображения  зверей.  Обычно  это  лев  или  барс  с  поднятой  лапой.  Когда  на  изделие  напаивались  узоры  из  тончайших  серебряных,  золотых  проволочек  или  полосок,  то  получалась  скань.  Из  таких  нитей-проволочек  создавался  подчас  невероятно  затейливый  рисунок.

 

Символическое  значение

При  анализе  свадебного  ансамбля  ювелирных  украшений  невесты,  как  и  всего  русского  и  казахского  ювелирного  искусства  следует  постоянно  помнить  о  сложном  семантическом  и  магико-религиозном  значении  украшений,  призванных  в  данном  случае  не  только  подчеркнуть  красоту  молодой  девушки,  но  и  обезопасить  ее  в  один  из  самых  важных  и  ответственных  моментов  ее  жизни.

 

Таблица  2. 

Выявление  общих  черт  и  особенностей  комплекса  ювелирных  украшений  невесты  русского  и  казахского  народов

Комплекс  украшений  невесты  казахского  народа.

Общие  черты.

Комплекс  украшений  невесты  русского  народа.

Особой  чертой  ювелирных  украшений  невесты  казахского  народа  является  изысканное  чередование  узора  и  фона,  что  позволяет  проследить  определенную  симметрию.  Ценность  материала,  сложность  форм,  технические  приемы  у  казахских  ювелиров  отошли  на  второй  план,.  Они,  прежде  всего,  подчеркивали  орнаментальный  декор,  в  котором  отображались  все  верования,  а  также  соблюдение  традиции  предков.

Наиболее  полно  это  можно  видеть  в  украшениях  так  называемого  «геометрического  стиля»  и  «Звериного  стиля».

По  украшению  можно  было  догадаться  об  имущественном  положении,  возрасте  и  территориальной  принадлежности  человека..  Ювелиры  работали  в  одиночку  и  свое  мастерство  передавали  по  наследству.  Важно  отметить,  что  мастера  в  совершенстве  владели  сложными  техниками  ювелирного  дела:  штамповой  гравировкой,  чеканкой,  зернением,  сканью,  насечкой,  чернением.  В  качестве  материала  использовали  золото  и  серебро,  которое  в  представлении  всех  народов  обладало  очистительным,  оберегающим  и  магическим  свойствам.  Общим  для  двух  народов  является  структура  комплекса  украшений  невесты,  символическое  значение  украшений  и  техника  исполнения.

Особой  чертой  комплекса  украшений  невесты  русского  народа  является  содержание,  стиль,  материалы  и  технологические  приемы;

Отличительной  особенностью  также  является  разнообразие  цветочных  и  животных  мотивов.  Различные  мотивы  ярких  расцветок  и  запутанных  форм  родились  под  воздействием  восхищения  обильной  красотой  матери-природы.  Цветочный  дизайн-  один  из  наиболее  популярных  мотивов  русских  ювелирных  изделий.

 

Заключение.

Проведенное  исследование  позволяет  сформулировать  определенные  выводы.  Выдвинутая  гипотеза  подтверждена:  комплексы  украшений  невесты  казахского  и  русского  народов  имеют  общие  черты  и  взаимное  влияние.  Это  прослеживается  в  совпадении  их  структурных  компонентов,  входящих  в  комплекс  украшений  невесты:  головной  убор,  височные  украшения,  нагрудные  украшения,  кольца,  браслеты.  Комплексы  украшений  полностью  совпадают  по  своим  социальным  и  культурным  функциям.  При  анализе  свадебного  ансамбля  ювелирных  украшений  невесты,  как  и  всего  русского  и  казахского  ювелирного  искусства  следует  постоянно  помнить  о  сложном  семантическом  и  магико-религиозном  значении  украшений,  призванных  в  данном  случае  не  только  подчеркнуть  красоту  молодой  девушки,  но  и  обезопасить  ее  в  один  из  самых  важных  и  ответственных  моментов  ее  жизни.  Очень  близкой  является  техника  исполнения  украшений.  Для  украшений  ювелиры  использовали  различную  технику  —  чернь,  зернь,  скань-филигрань,  тиснение,  эмаль.  Таким  образом,  традиции  изготовления  комплекса  украшений  невесты  двух  народов  формируются  под  влиянием  единого  евразийского  пространства.

Вместе  с  тем  исследуемые  комплексы  украшений  невесты  каждого  народа  имеют  некоторые  особенности,  обусловленные  историческими  традициями,  менталитетом,  отличительными  чертами  ювелирных  школ  каждого  из  данных  народов.  При  выделении  особенностей  можно  отметить  следующие  технические  показатели:  орнаментальность,  материальность,  цветовая  гамма.

Казахские  ювелиры  в  отличие  от  славянских  мастеров  во  главу  угла  ставили  не  ценность  материалов,  а  орнаментальный  декор.  Основным  материалом  из  которого  изготавливали  ювелирные  украшения  было  серебро,  хотя  на  территории  Казахстана  издревле  добывалось  и  обрабатывалось  золото,  о  чем  свидетельствуют  находки  ювелирных  украшений  периода  раннего  железа(VIII—III  в.  до.  н.  э)  в  захоронениях  сакских  племен.  Украшения  данного  периода  относятся  к  звериному  стилю,  который  был  распространен  не  только  в  Казахстане,  но  и  на  юге  России.  В  эпоху  позднего  железа  преобладает  у  кочевых  племен  Казахстана  преобладает  полихромный  ювелирный  стиль,  в  котором  и  зарождаются  такие  технические  приемы,  как  зернь,  скань,  инкрустация,  а  также  наблюдается  широкое  использование  серебра  и  полудрагоценных  камней.  Орнаментальный  декор  основывался  на  двух  стилях:  геометрический  и  звериный  (зооаморфный).  Неподражаемая  выразительность  достигалась  даже  в  самых  мелких  деталях  при  помощи,  изысканное  чередование  узора  и  фона,  что  создаёт  ощущение  симметрии  в  расположении  узоров.  Данный  фактор  обусловлен  принадлежностью  казахского  народа  к  исламской  религии.  Данные  факты  подчеркивают  своеобразие  эволюции  ювелирного  искусства  казахского  народа.

Комплекс  украшений  невесты  русского  народа  отличается  в  свою  очередь  изысканным  подбором  материалов  и  драгоценных  камней,  ярко  выделяется  и  отличается  от  украшений  невесты  казахского  народа  использованием  техники  перегородочной  эмали.  Основным  материалом,  который  использовали  русские  ювелиры,  было  золото.  Данный  факт  подтверждают  находки  ювелирных  изделий,  найденные  при  раскопках  древнего  некрополя  в  урочище  Пазарык  (Алтай)  Украшения  были  красочно  оформлены  в  скифо-сибирском  зверином  стиле.  Отличительной  особенностью  комплекса  украшений  русской  невесты  является  разнообразие  цветочных  и  животных  мотивов. 

Этим  приемом  ювелиры  подчеркивали  богатство  природы,  восхищение  ее  красотой,  утверждали  идею  того,  что  человек  является  частью  природы,  а  процесс  создания  и  формирования  семьи  сравнивали  с  весной,  плодородием,  единение  природа  и  семьи,  как  части  человеческого  общества.  Природа  является  условием  существования  семьи. 

Данное  исследование  поможет  выйти  за  рамки  школьного  учебника,  расширить  знания  учеников  в  сфере  духовной  и  этнической  культуры.  Практическим  использованием  является  презентация  этих  комплексов,  которую  можно  использовать  как  наглядное  пособие  при  изучении  развивающих  курсов,  рассматривающих  проблемы  культурологи,  этнографии,  краеведения.  Использование  этих  знаний  возможно  в  программе  детских  художественных  школ  и  колледжей,  а  так  же  в  работе  краеведческого  и  художественного  музеев. 

Дальнейшие  перспективы  работы  можно  определить  в  двух  направлениях:  теоретическом  и  практическом.  Во-первых,  провести  более  глубокое  исследование  влияния  звериного  стиля  на  технику  исполнения,  орнаментальность,  форму  и  содержание  ювелирных  изделий  русского  и  казахского  народов.  Во  вторых,  при  использовании  данного  исследования  о  комплексе  ювелирных  украшений  невесты  разработать  современную  модель  с  учетом  исторических  и  культурных,  а  также  при  возможность  впустить  в  производство.  Свадьба  —  это  переломный  момент  в  жизни  каждый  девушке  и  один  из  самых  важных.  В  процессе  подготовки  этого  события  должно  учитываться  все,  а  особенно  традиции.  Если  каждая  девушка,  будет  выходить  замуж  с  учетом  традиций  и  национальных  обрядов,  то  она  в  будущем  покажет  яркий  пример  патриотизма  своему  поколению,  и  будет  воспитывать  в  своих  потомках  чувство  патриотизма,  национального  самосознания,  уважение,  как  традиций  своего  народа,  так  и  традиций  всех  других  народов,  проживающих  в  государстве.

 

Список  литературы.

  1. Голик  Ю.В.  История  славянской  культуры.  М  —  2005  —  214  с.
  2. Женский  свадебный  головной  убор.  (Мир  одного  предмета)  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  nfo@kunstkamera.ru  (Дата  обращения:  3.09.12). 
  3. Зеленин  Д.К.  Восточнославянская  этнография.  Направления:  Антропологии  и  этнографии.  §  81.  Вышивка.  §  96—97.  Головные  уборы  женщин.
  4. Ильина  Т.В.  История  Искусств  /  Т.В.  Ильина.  —  М.:  Высшая  школа,  2005.  —  368  с. 
  5. Книга  «Международные  связи  Северо-Восточной  Руси  в  X—XIV  вв.»  Марии  Евгеньевны.  Глава  4,  с  35.  Глава  6,  с  66.
  6. Лебедева  Ю.Л.  Древнерусское  искусство  X—XVII  в.  Живопись  и  архитектура.  Пособие  для  учителя  /  Ю.Л.  Лебедева  —  М.:  Учпедгиз,  1994.  —  488  с. 
  7. Любимов  Л.Д.  Искусство  Древней  Руси  /  Любимов  Л.Д.  —  М.:  АСТ,  2004.  —  256  с.
  8. Музей  славянской  мифологии.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://slavput.ru.  (Дата  обращения:  02.10.2012).
  9. Народная  одежда  в  обрядах  и  обычаях  восточных  славян.  Украшения.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://judis.ru/.  (Дата  обращения:  15.09.12). 
  10. Обращение  Н.А.  Назарбаева  «20  шагов  к  обществе  всеобщего  труда»  Поручение  12.
  11. Обращение  Н.А.  Назарбаева  «20  шагов  к  обществе  всеобщего  труда»  Поручение  18.
  12. Статья  «Магия  перстня»  С.  Уахасова  №  51  от  20.12.2007  г. 
  13. Фонд  Казахстанского  государственного  музея  золота  и  драгоценных  металлов.
  14. Фонд  Краеведческого  музея  г.  Павлодара.  Экспозиция  «Ювелирные  украшения  древности».  Фонд  Алма-атинского  государственного  музея.  Экспозиция:  «Национальные  украшения».
  15. Указ  Президента  Российской  федерации  В.  Путина  «О  совершенствовании  государственной  политики  в  области  патриотического  воспитания».
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Ольга Александровна 25.02.2016 03:04
на рисунке 10 подписанное как кольцо русской невесты - кольцо с явно видными буквами языка иврит ( ламед, тав, рейш, бэт), что явно не возможно на славянском кольце - оно еврейское.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом