Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 апреля 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗ  ЖЕНЩИНЫ  В  ОПЕРЕ  ДЖ.  ВЕРДИ  «ТРАВИАТА»

Меркачева  Полина

Класс  11  «П»,  муниципальное  автономное  общеобразовательное  учреждение  «Средняя  общеобразовательная  школа  №  33  с  углубленным  изучением  отдельных  предметов»,  г.  Верхняя  Пышма,  Свердловской  области

Егорова  Анна  Михайловна

научный  руководитель,  учитель  музыки  и  МХК  высшей  категории,  МАОУ  «СОШ  №  33»,  г.  Верхняя  Пышма,  Свердловской  области

 

Гениальный  итальянский  оперный  композитор  Джузеппе  Верди  —  последний  великий  классик  в  трехвековой  истории  итальянского  оперного  искусства.  Нет  в  мире  музыкального  театра,  в  котором  не  ставились  бы  оперы  Верди.  «Травиата»,  «Риголетто»,  «Аида»  и  другие  принадлежат  к  популярнейшим  операм  и  пользуются  любовью  в  самых  широких  массах  слушателей. 

«Травиата»  была  впервые  представлена  публике  6  марта  1853  года  в  оперном  театре  Ла  Фениче  в  Венеции  и  сначала  потерпела  провал,  однако,  переработанная,  стала  одной  из  самых  знаменитых  опер  за  всю  историю.  Постановки  в  Европе  шли  примерно  в  одно  время  с  выходом  «Дамы  с  камелиями»  Дюма.

Необычным  для  оперной  постановки  того  времени  являлся  в  первую  очередь  выбор  главной  героини  —  куртизанка,  умирающая  от  неизлечимой  болезни.  Как  и  ранее  в  «Риголетто»  и  «Трубадуре»  Верди  поставил  на  центральную  роль  персонаж,  отвергнутый  обществом.

Я  выбрала  для  изучения  оперу  «Травиата»,  потому  что  меня  глубоко  затронула  судьба  главной  героини,  и  я  решила  подробней  изучить  это  произведение.  С  оперой  я  познакомилась  на  уроке  в  музыкальной  школе.  Позже,  услышав  на  концерте  арию  Виолетты,  я  захотела  посмотреть  оперу  целиком.

Для  раскрытия  темы  я  рассмотрела  историю  итальянской  оперы,  жизнь  и  творчество  Джузеппе  Верди,  написавшего  музыку  к  опере  и  историю  создания  «Травиаты»,  привела  разбор  музыкального  материала  и  судьбы  женщины  в  операх  Верди.

Опера  возникла  в  конце  XVI  в.  в  Италии.  Флорентийские  композиторы  провозгласили  господство  поэзии  над  музыкой,  стремились  создать  искусство,  способное  правдиво  выразить  человеческие  чувства.

В  первой  половине  XVII  века  камерные  спектакли  флорентинцев  сменились  пышными  театральными  постановками,  теперь  музыка  стала  брать  перевес  над  текстом.

Развитие  итальянской  оперы  во  второй  половине  XVII  и  в  XVIII  в.  связано  с  пышным  расцветом  вокального  искусства.  Данный  этап  характеризовался  перегруженностью  вокальных  партий.  Приобретая  внешний  блеск,  музыка  постепенно  теряла  эмоциональную  выразительность.

В  первые  десятилетия  XIX  в.  эстетическим  выразителем  прогрессивных  идей  в  искусстве  становится  романтизм.  Итальянские  композиторы  отказались  от  традиционных  мифологических  сюжетов,  они  обращались  к  человеку,  к  его  душевному  миру.  Новые  оперы  впервые  вывели  на  сцену  простых  крестьян  и  других  персонажей  из  низов  общества,  в  них  неистово  бурлили  житейские  страсти.  Среди  композиторов  новой  формации  был  Джузеппе  Верди.

Верди  по  праву  считается  классиком  итальянской  музыкальной  культуры.  Его  музыке  присущи  благородство,  красота  и  неисчерпаемый  мелодизм.

Джузеппе  Верди  все  свои  силы  уделял  именно  оперному  искусству.  Да,  у  него  были  духовные  произведения,  струнный  квартет,  несколько  романсов,  но  опера  занимает  главное  место  в  творчестве  композитора.  Верди  написал  двадцать  шесть  опер.  Он  стремился  к  воплощению  на  оперной  сцене  драмы  сильной,  простой  и  значительной.  Композитор  считал  главным  в  оперном  сюжете  правдивые  и  рельефные  драматические  ситуации,  остро  очерченные  характеры.

В  понимании  Верди  опера  немыслима  без  заострения  конфликтных  ситуаций.  Сюжет  для  него  —  это  средство  раскрытия  идеи  произведения.

Так  же  композитор  придавал  огромное  значение  постановке  оперы,  сам  отбирал  певцов,  вмешивался  в  работу  дирижера,  тщательно  проходил  с  певцами  их  партии,  добиваясь  нужных  ему  средств  вокальной  выразительности.  Верди  придавал  большое  значение  не  только  вокальным  данным  исполнителей,  но  и  актерским.

Таким  образом,  начиная  от  выбора  сюжета  и  напряженного  труда  с  либреттистом  и  заканчивая  воплощением  оперы  на  сцене.

Тяготение  к  народной  итальянской  музыке,  глубокое  ощущение  ее  природы  навсегда  вошли  в  творчество  Верди  как  главные  его  свойства,  и  сделали  композитора  одним  из  важнейших  представителей  национальной  музыкальной  школы.

Сюжет  этой  печальной  истории  про  Травиату  принадлежит  Александру  Дюма-сыну,  написавшему  два  произведения  о  «травиате»  (traviata  —  падшая)  Маргарите  Готье,  с  реальным  прототипом  которой,  Мари  Дюплесси,  он  был  знаком,  —  роман  (1848)  и  драму  (1852);  оба  под  названием  «Дама  с  камелиями»,  которые  принесли  автору  известность.  Ныне  могилы  писателя  и  Дюплесси  находятся  рядом  на  одном  из  парижских  кладбищ  и  являются  местом  паломничества  влюблённых,  окруживших  их  таким  же  поклонением,  как  Ромео  и  Джульетту. 

На  премьере  пьесы  в  Париже  присутствовал  Верди.  Вскоре  после  этого  он  взялся  за  создание  оперы.  Либретто  оперы  принадлежит  Пиаве,  одному  из  лучших  итальянских  либреттистов  того  времени.

Казалось  бы,  талантливый  композитор  вполне  мог  ограничиться  простым  цитированием  успешного  произведения.  Но,  по  мнению  некоторых,  «Травиату»  можно  оценивать  и  как  оду  любви  композитора  к  Джузеппине  Стреппони.  Личная  жизнь  Верди  в  период  работы  над  оперой  была  очень  схожа  с  происходящим  в  романе.  Так  что  это  не  простое  переложение  красивой  и  печальной  истории  на  музыку  выдающегося  композитора.  Это  рассказ  о  своём,  о  том,  что  болит,  и  на  том  языке,  который  был  доступен  Верди.  Перекрёсток  миров,  средоточием  которого  стала  Женщина.

Идея  оперы  —  трагическая  судьба  женщины  в  буржуазном  обществе.  Автор  осуждает  общественную  мораль  того  времени,  жертвой  которой  стала  Виолетта.  Все  действо  сосредоточенно  вокруг  нее,  сначала  легкомысленной,  а  потом  переродившейся  на  глазах  у  зрителей.  Она  глубоко  страдает,  отказываясь  от  любви  из-за  предрассудков  общества.  В  этом  основной  конфликт  оперы.

В  основе  оперы  —  крупные,  пронизанные  непрерывным,  «сквозным»  действием  сцены.  При  такой  структуре  большое  значение  приобретает  речитатив  —  «музыкальный  разговор»  персонажей,  несущий  важную  нагрузку  в  развитии  действия.  Вместе  с  тем  Верди  не  отказывается  от  развернутой  арии.

«Травиата»  представляет  собой  образец  лирико-психологической  интимной  оперы,  сюжетной  основой  которой  является  личная  драма,  приобретающая  социальный  смысл.  Песенно-танцевальные  жанры  в  «Травиате»  —  важнейшее  средство  характеристики  отдельных  образов,  чувств  и  переживаний.  Действие  оперы  получает  музыкальное  раскрытие  через  песню  и  танец.  Наиболее  важную  роль  в  музыке  оперы  играют  интонации  и  ритмы  вальса,  и  Верди  очень  чутко  меняет  образно-эмоциональный  смысл  вальсовости  в  зависимости  он  ситуации.

Почти  через  все  свои  драмы  Верди  проводит  один  и  тот  же  женский  тип:  любящая  женщина,  жертвующая  собой  ради  мужчины  или  приносимая  им  в  жертву.  Виолетта,  чтобы  не  бросить  тень  на  любимого,  отрекается  от  своей  великой  чистой  любви,  озарившей  её  ветреную  жизнь,  и  не  может  пережить  своего  отречения.

Женщины  в  операх  Верди  олицетворяют  явление  жертвы  и  страдания.  Верди  видел  в  женщине  не  только  источник  наслаждения,  но  пораженное  болью  человеческое  существо,  к  которому  чувствовал  сострадание,  робость  и  преклонялся  ему.  Именно  это,  возможно,  вело  его  к  образам  тех  несчастных  девушек,  которые  стали  героинями  его  опер.  Сострадание  к  женщине  —  ключ  ко  всей  музыке  Верди.

В  юности  Верди  иногда  сопровождал  знакомого  доктора.  Однажды  тот  пошел  к  пациентке,  а  Джузеппе  остался  его  ждать.  Воздух  пронзили  женские  крики,  показавшиеся  юноше  настолько  безобразно-неестественными,  что  у  него  замерло  сердце.  Он  с  трудом  выдержал  тот  истерзанный  мукой  человеческий  голос,  не  знавший  ни  хрипоты,  ни  усталости.  Позже  оказалось,  что  это  кричала  роженица. 

Этот  день  произвел  такое  впечатление  на  Джузеппе,  что  тот  несколько  недель  не  мог  прийти  в  себя,  обещая,  что  никогда  не  притронется  к  женщине.  Уже  в  зрелом  возрасте  Верди  считал,  что  за  эту  свою  вину  мужчины  должны  многое  прощать  женщинам.

Верди  всю  способность  любить,  всю  свою  духовную  и  творческую  жизнь  тратит  на  оперу  «Травиата».  Композитор  вложил  в  нее  всю  свою  способности  любить,  глубочайшее  познание  человеческой  души  —  то,  что  не  позволял  себе  в  жизни.  «Травиата»  —  это  его  абсолютная,  совершенная  мелодия  любви.  Любви,  сметающей  все  на  своем  пути,  преодолевающей  все  препятствия.  Все  внимание  композитора  сконцентрировано  на  Виолетте,  драма  раскрывается  именно  в  ее  действиях  и  поступках  –  любовь,  мнимая  измена,  смерть.  Виолетта  почти  все  время  находится  на  сцене,  другие  персонажи  оперы  почти  не  интересуют  композитора,  они  лишь  поднимают  образ  Виолетты.  Все  внимание  Верди  сосредоточенно  на  превращении  женщины  полусвета  в  человека,  из  товара  в  существо,  способное  любить  и  страдать.

В  «Травиате»  Ф.М.  Пиаве  дал  музыкальному  театру  современную  хронику,  а  Верди  создал  совершенный  образ  главной  героини,  «божественной»,  словно  предназначенной  воплотить  всё  очарование  примадонн  XIX  века  и  одновременно  очень  убедительный  женский  тип,  какого  больше  не  будет  в  операх  композитора.  Виолетта  освещает  всё  действие  и  каждого  персонажа,  который  в  свою  очередь  призван  осветить  её.  С  большим  мастерством  Верди  удалось  показать  три  ипостаси  любовного  опыта  героини:  культ  свободы,  свойственный  этой  красавице,  её  страсть  к  возлюбленному,  наконец  самопожертвование.  Только  героини  Пуччини  будут  обладать  подобной  эмоциональной  силой,  но  и  тогда  мы  не  увидим  сочетания  всех  этих  трёх  аспектов,  всех  этих  трёх  характеров  в  одном  лице,  словно  взывающих  к  разным  исполнительницам  в  каждом  из  действий.

Первая  постановка  «Травиаты»  в  Венеции  в  марте  1853  года  провалилась.  Причина  провала  заключалась  в  необычности  сюжета  для  того  времени:  бытовая  драма  Дюма-сына  «Дама  с  камелиями»,  в  которой  главная  героиня  —  куртизанка,  падшая  женщина,  казалось  дерзостью  на  оперной  сцене.

6  марта  1854  года  состоялась  вторая  премьера  оперы  в  театре  Сан  Бенедетто.  Действие  оперы  перенесли  на  сто  лет  назад,  костюмы  были  заменены  старинными  (Верди  очень  неохотно  согласился  на  этот  «маскарад»).  Состав  исполнителей  подобрали  со  всей  тщательностью.  Опера  имела  выдающийся  успех,  слушатели  не  только  поняли  ее,  но  и  полюбили.  Вскоре  «Травиата»  стала  популярнейшей  оперой  в  Италии.

Первое  исполнение  в  России  состоялось  1  ноября  1856  года,  Виолетту  пела  знаменитая  итальянская  певица  Анджелика  Бозио.  В  сердцах  простых  зрителей  «Травиата»  нашла  самый  горячий  отклик,  как  находит  его  и  теперь.  Сам  Верди  как  профессионал  выше  ставит  «Риголетто»,  но  как  любитель  предпочитает  «Травиату».

В  настоящее  время  «Травиата»  занимает  едва  ли  не  первое  место  по  распространению  в  репертуаре  и  по  популярности. 

Постепенно  становилось  ясно,  что  выбор  сюжета  и  стиль  оперы  —  не  случайный  «каприз»  или  слишком  вольный  эксперимент  композитора,  а  значительное  явление  в  истории  итальянской  и  мировой  оперной  культуры,  тесно  связанное  с  общими  тенденциями  искусства  и  литературы  того  времени. 

В  работе  мной  была  рассмотрена  история  появления  оперы,  жизнь  и  творчество  итальянского  оперного  композитора  Джузеппе  Верди  и  одна  из  известнейших  его  опер  «Травиата».  Для  раскрытия  темы  я  пользовалась  книгами  Д.  Тароцци,  Б.  Левика,  М.  Друскина,  несколькими  энциклопедиями,  а  также  электронным  ресурсом. 

Данная  работа  удовлетворила  мою  познавательную  потребность  в  области  оперного  искусства,  во  время  изучения  творчества  Верди  я  узнала  об  операх,  которые  нужно  обязательно  посмотреть,  научилась  работать  с  литературой,  выделять  главную  мысль  в  тексте  и  высказывать  свои  мысли  по  заданной  теме. 

Я  бы  порекомендовала  своим  сверстникам,  познакомится  с  этой  оперой  и  творчеством  Джузеппе  Верди  в  целом,  так  как  композитор  поднимает  в  своих  произведениях  изъяны  общества.  Проблема  Виолетты  встречается  и  в  наши  дни.  Многие  люди  теряют  возможность  построить  свое  счастье  из-за  предрассудков,  царящих  в  обществе.  Окружающие,  делая  вид,  что  сожалеют,  никак  не  помогают,  а  иногда  и  усугубляют  ситуацию,  как  отец  Альфреда  Жермон.  Посмотрев  эту  оперу,  я  надеюсь,  многие  люди  смогут  пересмотреть  свои  взгляды  на  жизнь  в  лучшую  сторону. 

 

Список  литературы:

  1. 100  опер  /  Ред.  сост.  М.  Друскин.  —  7-е  изд.,  доп.  Л.:  Музыка,  1981.  —  488  с.
  2. Верфель  Франц.  Верди.  Роман  оперы.  М.:  Армада,  1998.  —  412  с. 
  3. Детская  энциклопедия.  Для  среднего  и  старшего  возраста.  Изд.  2,  Т.  12.  «Искусство».  М.:  «Просвещение»,  1968.  —  640  с.
  4. Кошмина  И.,  Ильинский  В.  Путешествие  в  мир:  Музыка.  М.:  ОЛМА  —  ПРЕСС  Гранд,  2003.  —  256  с.
  5. Музыкальная  литература  зарубежных  стран:  учеб.  пособие,  вып.  4.  —  9-е  изд.  М.:  Музыка,  1987.  —  481  с.
  6. Музыкальный  энциклопедический  словарь  /  Гл.  ред.  Г.В.  Кельдыш.  М.:  Советская  энциклопедия,  1990.  —  672  с.
  7. Музыкальный  энциклопедический  словарь  /  Гл.  ред.  Г.В.  Кельдыш.  М.:  Советская  энциклопедия,  1973.  —  1972  с.
  8. Тароцци  Д.  Верди.  Сокр.  пер.  с  итал.  И.  Константиновой.  М.:  Молодая  Гвардия,  1984.  —  352  с.
  9. Травиата.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://ru.wikipedia.orgwiki/%D2%F0%E0%E2%E8%E0%F2%E0  (дата  обращения  12.04.  2013).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.