Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Б.Л.ПАСТЕРНАКА)
Анохина Юлия
класс 11, МОУ СОШ № 43, МОУ Детско-юношеский центр г. Волгограда
Григорян Ольга Юрьевна
научный руководитель, педагог высшей категории, учитель музыки, МОУ СОШ № 43, г. Волгоград
Хомутецкая Елена Сергеевна
научный руководитель, педагог дополнительного образования, методист МОУ Детско-юношеский центр г. Волгограда
Серебряный век русской культуры — уникальное явление. Это время, отмеченное активными художественными и духовными поисками, стремлением к синтезу искусств. Музыка в этот период превращается в особую философско-эстетическую категорию, которая объединяет культуру и природу, самосознание эпохи начала ХХ века и требует разностороннего и подробного изучения. Особенно интересно эти процессы наблюдать на примере творческой судьбы одного из ярких представителей Серебряного века — Бориса Леонидовича Пастернака.
Философ Валентин Фердинандович Асмус писал о Б.Л. Пастернаке: «Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языков, а единым языком искусства» [Цит. по: 6], верно подметив многомерность пастернаковского таланта, перенасыщенность его творчества смыслами и образами, интонационными контрастами.
На сегодняшний момент существует не так много исследований [2, 4, 5, 6], в которых предпринималась бы попытка проследить эволюцию творчества Б.Л. Пастернака в контексте музыкального начала. Наша работа призвана в какой-то мере восполнить этот пробел, что и составляет ее актуальность.
Цель исследования — рассмотреть в культурно-историческом контексте эпохи особенности пастернаковских музыкальных образов.
В процессе работы нами решались следующие задачи:
1. показать влияние музыки на становление личности Б.Л. Пастернака, в связи, с чем отразить биографические данные, связанные с музыкальной стороной жизни его семьи;
2. определить роль А.Н. Скрябина в творческом выборе Бориса Пастернака;
3. проанализировать музыкальные образы в его лирике.
Объектом исследования стали сохранившиеся музыкальные произведения Б.Л. Пастернака, сборники стихов «Близнец в тучах» (1914 г.), «Сестра моя — жизнь» (1917 г.), «Темы и вариации» (1916—1922 гг.), «На ранних поездах» (1936—1944 гг.), «Третья симфония» А.Н. Скрябина.
Предмет исследования — музыкальные образы в пастернаковском творчестве.
Методы и приемы исследования: биографический, системно-семантический, метод ассоциативного эксперимента.
В этой своей статье мы рассмотрим музыкальные образы, возникающие в стихах поэта.
Одна из главных черт пастернаковской натуры заключается в том, что он слышимое воспринимал как видимое, а звучащее как пространственное. На протяжении всей жизни Б. Пастернак не просто озвучивает, но как бы «омузыкаливает» действительность, виртуозно импровизирует ею. Примером этому служит программное «Импровизация» (1915 г.).
«Каскад» метафор-ассоциаций (стая клавиш; хлопанье крыльев, плеск и клекот; крикливые клювы; гортани запруд и т. п.) заставляет читателя задуматься, о чем это стихотворение: о музыке, извлекаемой из клавиш рояля? о птицах? о ночном пруде и шуме воды? Как эти три мотива связаны? Видимо, исходная тема здесь — игра на рояле, но слышим мы и крики птиц, и шум волн. Все произведение «пропитано» внутренней образностью — «образом души поэта» (термин А.Н. Васильевой).
Склонность к музыкальной импровизации объясняет убежденность поэта в том, что «...чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» («Февраль. Достать чернил и плакать...»).
Композиторское умение Б. Пастернака в звуке передавать и внешний, и внутренний мир приводит у него к тому, что подчас звучание, а не привычное значение слов определяют у поэта отбор этих образов:
ОТРоСТки ливня ГРяЗнуТ в ГРоЗДьях
И Долго, Долго, До ЗаРи
КРОПают с КРОвель свой аКРОСТих,
ПуСКая в Рифму ПуЗыРи.
(«Поэзия», 1922).
«Музыкальная» метафора становится стилевой доминантой, «органикой» стихотворения «Пианисту понятно швырянье ветошниц…». Музыка здесь уподоблена и шуршанию ветоши (швырянье ветошниц, таскавшись, вешает, вешалка) и грозовому дождю (военную карту грозы расстелив), как летний ливень она гремит и освежает (дрожащими лапами ливня гремя).
В стихотворениях начальной поры пастернаковского творчества прослеживается и вера поэта в созидательную силу музыки: («Когда за лиры лабиринт…»), и вера во всемогущество времени, способного уничтожить мечту, как недолговечный сон, разрушить слышимую лирическим героем музыку, ее гармонию («Сон»).
С помощью музыкальных «примет» поэт дает свое определение поэзии:
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
(«Определение поэзии»).
Очень часто в своих зрелых стихах поэт обращается к боготворимому им Шопену, и тогда накал его поэзии становится, поистине, полифоническим:
Гремит Шопен, из окон грянув,
А снизу, под его эффект,
Прямя подсвечники каштанов,
На звезды смотрит прошлый век…
Возможно, Борис Леонидович даже импровизирует словесные созвучья, как музыку:
Снаружи вьюга мечется
И все заносит в лоск,
Засыпана газетчица,
И заметен киоск.
Или:
Так играл над землей молодою
Одаренный один режиссер,
Что носился как дух над водою
И ребро сокрушенное тер.
В пастернаковских стихах часто для большей выразительности используются инверсии, сравнительные обороты с использованием музыкальных терминов: арфой шумит ураган, страх фистулой голосил от потуг. На сопоставлениях во многом построено стихотворение без названия из книги «Второе рождение» («Окно, пюпитр и, как овраги эхом…»). Здесь и вещный мир, и природа озвучиваются с помощью музыкальной терминологии. Музыка нужна Б. Пастернаку и тогда, когда ему нужно найти образный эквивалент высшей степени совершенства («Красавица моя, вся стать…»).
Таким образом, звуковой строй создает единство поэта и вселенной, восстанавливает целостность бытия, становясь образным выражением единства разрозненных предметов и явлений, внешнего мира и лирического героя.
Список литературы:
- Баевский В.С. Пастернак. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 112 с.
- Быков Д. Борис Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2005. — 896 с.
- Магомедова Д.М. Лекции по русской культуре конца ХIХ-начала ХХ века. М.: Изд-во РГГУ, 2005. — 67 с.
- Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pasternak.niv.ru/ pasternak/bio/ pasternak-e-b/biografiya. htm
- Платек Я. Верьте музыке. М.: Советский композитор, 1989. — 352 с.
- Растопчина Н. Пастернак, музыка, Шопен // Чайка. 2004. 7 мая.
отправлен участнику
Оставить комментарий