Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЛЮБОВЬ И КРАСОТА В ПОНИМАНИИ ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ (ПО РАССКАЗАМ «СОНЯ» И «САМАЯ ЛЮБИМАЯ»)
Акчулпанова Айсылу
класс 11 «Г», МБОУ БГИ № 2 им. А. Валиди, г. Ишимбай Республика Башкортостан, Россия
Исхакова Гульназ Фарисовна
научный руководитель, педагог первой категории, преподаватель русского языка и литературы, МБОУ Башкирская гимназия-интернат № 2 имени Ахметзаки Валиди, г. Ишимбай, Республика Башкортостан
Тема моей научно-исследовательской работы «Любовь и красота в понимании Татьяны Толстой (по рассказам «Соня» и «Самая любимая»). Во второй половине XX века в России было написано много произведений о любви и красоте. «Просто время такое было», — можем подумать мы. Любовь и красота — «вечные» темы, волновавшие людей и по сей день. Это и побудило меня к исследованию темы. На вопрос «что есть любовь и красота?» нельзя ответить однозначно: каждый понимает по-своему. Точек зрения множество, их разнообразие можно проследить на примере произведений Татьяны Толстой.
Гипотеза исследования. При изучении произведений русской литературы о любви и красоте я серьёзно задумалась над этими понятиями. В преддверии окончания школы и начала нового этапа в моей жизни меня всё больше волнуют эти вечные проблемы. Думаю, что в наше время особенно актуальны эти темы, так как, к сожалению, утрачиваются многие моральные ценности.
Цель моей исследовательской работы — изучение и осмысление вечных тем — любви и красоты в рассказах Татьяны Толстой «Соня» и «Самая любимая».
Поставила перед собой такие задачи:
· прочитать рассказы «Соня» и «Самая любимая» Т. Толстой;
· проанализировать рассказы Т. Толстой и сопоставить главных героев;
· провести беседу с учителями, родителями и сверстниками;
Тема любви и красоты — вечная тема русской литературы, но понимались эти категории разными писателями по-разному.
Как бы ни относились к любви русские классики 19 века, она оставалась великим чувством, определяющим человеческую жизнь, судьбу. Конец 20 — начало 21 века — век катастроф. Изменил ли он отношение к «вечной теме»?
Татьяна Толстая — наследница русской классической традиции. Меня особенно заинтересовали рассказы «Соня» и «Самая любимая». Эти рассказы о любви. В центре событий женщины, жизнь которых не сложилась, но которые были по-своему счастливы.
Что же общего есть в этих рассказах, что их объединяет?
Героини близки по судьбе, по духу; люди относятся к ним одинаково, используя их доброту и относясь к ним как к существам «не от мира сего». Обе героини не молоды, но автор называет их по имени, причем здесь звучит какая-то детскость. Особенно остро это чувствуешь, когда читаешь про Женечку и понимаешь, что героиня годится в бабушки рассказчице.
Я обратилась к значению имен. В переводе с греческого имя «Софья» обозначает «мудрость», а «Евгения» — «благородная». Случайно ли героини носят такие имена, что они обе так и не повзрослели до полных имен с отчествами? Чтобы ответить на эти вопросы, я сравнивала героинь. Соня и Женечка имеют много общего во внешнем облике и душевных качествах. Обе они некрасивы. Толстая пишет, что у Сони «голова как у лошади», а Женечка прихрамывала на одну ногу, пользовалась слуховым аппаратом.
Соня и Женечка были наивными. Первая не понимала чужих издевательств, вторая была исполнена желания помогать всем и поэтому вставала рано, причем не потому, что любила утро, а потому что считала, что «с утра принесет больше пользы». Всё это было лишь проявлением чистоты, красоты души. Обеих героинь объединяет общее качество: Соня и Женя любили детей. С детьми они чувствуют себя лучше, чем со взрослыми.
Соня была чуткой, «романтичной и по-своему возвышенной». Образ героини сливается с деталью — брошью с голубками. Брошь была безвкусной, но Соня всегда носила ее. Образ голубя символичен. О влюбленных говорят, что они воркуют, словно два голубка. Таким образом, можно сказать, что эта деталь — брошь с голубками — в рассказе символизирует любовь и красоту. Женечка-часть сада, который она вырастила. Образ Сони ассоциируется с голубками, для Женечки «говорящая» деталь — цветы. У меня рождаются светлые ассоциации: красота, любовь. Любительница цветов Женечка хотела жить вечно, и, глядя на нее, все верили в бессмертие. Символы, связанные с образами Сони и Женечки, переживают самих героинь.
Соня спасает жизнь Аде во время блокады, а сама погибает. Брошь остается единственной памятью о ней. Толстая пишет, что Ада не могла сжечь брошь, «ведь голубков огонь не берет». Голубки прошли трудное испытание, но сохранились. Значит, и любовь, душевная красота, остаются неизменными, несмотря ни не что. Женечка, как учительница русского языка и литературы, воспитала многих детей, вложила в них свою душу. Она останется в их памяти на всю жизнь. Красивый сад и после ее смерти будет приносить людям радость: ее бывшие ученицы приезжают сюда, чтобы встретиться со светлыми образами детства. Женечка бессмертна: ее душевная красота растворились в этом мире — в саду, в сердцах людей. Любовь заставляла Соню и Женечку творить добро, их дела пережили их самих. Они наивны, как дети, беспомощны, но без таких людей, наверное, жизнь бы остановилась.
Действительно, любовь и красота всегда будут являться «двигателем» мира. Я ещё раз убедилась в этом после беседы с учителями и воспитателями нашей школы, родителями и сверстниками.
Самат Сабитович — учитель математики, отличник образования РБ.
Любовь — понятие обширное. Любовь к семье, к детям, к Родине. Все делается ради любви. Любовь — это двигатель. Мне уже 60 лет, до сих пор продолжаю что-то открывать для себя, потому что жизнь — это любовь, красота.
Вахитова Файма Галимьяновна — старший воспитатель.
Любовь — это взаимопонимание, взаимоуважение. Любовь — это дети. Красота-чистота, доброта, умение оставаться Человеком с большой буквы.
Агишева Диана — обучающаяся 11 Г класса, пишет стихи. На вопрос « Что такое любовь?» ответила своими стихами:
Что такое любовь?
Она алая, как кровь,
Которая бежит к месту.
Где бьется твое сердце.
Мне очень понравились рассказы Татьяны Толстой. Проза писательницы, бесспорно, талантлива. После всего прочитанного и исследованного я пришла к выводу, Татьяна Толстая не сказала ничего нового о любви и красоте. Она просто еще раз доказала, что «красота и любовь спасут мир».
Заключение
Вспомнив классические произведения о любви и красоте, прочитав рассказы «Соня» и «Самая любимая» Толстой, побеседовав с учителями и сверстниками, можно сделать следующие выводы: во-первых, в рассказах Толстой поднимаются актуальные проблемы. Во-вторых, доказали, что проза писательницы, бесспорно, талантлива. Авторская речь близка к устной, разговорной, с жаргонизмами, нелогичностью. В-третьих, нам, молодому поколению, нужно обращаться к произведениям, которые воспитывают в нас нравственные ценности. Мне очень понравились рассказы Татьяны Толстой.
Я ставлю перед собой цель продолжить исследовательскую работу по данной теме на примере романа «Тихий Дон» М. Шолохова.
Считаю, что каждый должен уметь видеть внутреннюю красоту человека, по-настоящему любить людей. Мне, как будущему специалисту по социологии, думаю, необходимы эти качества. Мой долг: готовить себя быть хорошим и милосердным человеком, Человеком с большой буквы, способного на добрые дела, достойным гражданином своей Республики Башкортостан и России.
Перспективный план:
· анализировать страницы о любви и красоте в романе «Тихий Дон» М. Шолохова
· воспитывать в себе чувство красоты, любви, сострадания.
Список литературы:
- Библиографический словарь. М.: Знание, 1980 — 448 с.
- Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: ТЕРРА, 1998 — 667 с.
- Маранцман В.Г. Литература. М.: 2008 — 324 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: 1971 — 900 с.
- Шолохов М.А. Избранные сочинения. М.: Литература, 1979 — 814 с.
- Электронный ресурс — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%EE%EB%F1%F2%E0%FF,_%D2%E0%F2%FC%FF%ED%E0_%CD%E8%EA%E8%F2%E8%F7%ED%E0
дипломов
Комментарии (19)
Оставить комментарий