Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЛИТЕРАТУРА О КРЕСТОВЫХ ПОХОДАХ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ
Поскачин Кирилл
Класс 4 «Д», средней школы № 33, г. Якутска
Поскачина Елена Рудольфовна
научный руководитель, педагог первой категории, сотрудник ИПБК СО РАН, г. Якутска
Иванова Евдокия Ивановна
научный руководитель, педагог высшей категории, преподаватель начальных классов, средней школы № 33, г. Якутска
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена...
И.А. Бунин
Актуальность статьи определяется растущим интересом, современников к событиям крестовых походов и для достоверности фактов необходимо изучения литературных произведений прошлого. Благодаря сохранившимся средневековым литературным произведениям о крестовых походах мы можем восстановить хронику событий. Изучая, анализируя эту тему можно утверждать, что такие исследователи как историки, археологи, этнографы обращаются к литературе средневековья.
Историк, профессор Кембриджского университета Джонатана Райли-Смита, в своем труде «История Крестовых походов», описывает, что раньше при изучении крестоносного движения основное внимание уделялось проблемам: колониально — завоевательного характера, экономики в которых в основном были заинтересованы европейские города и самое, на мой взгляд, интересная тема военной организации. Теперь же, как пишет автор, исследователей по этой теме интересует религии, так как крестовые походы — это в основном военно-религиозная акция, юриспруденции, так как крестоносцам предоставлялась защита со стороны закона, а так же связь с тем как повлияли эти походы на общественную жизнь. Автор упоминает такие манускрипты, рукописи как «Псалтырь Мелисанды», «Арсенальная Библия» «Перуджинском Служебнике», именно благодаря анализу сохранившимся источникам средневековья было установлено, что великие сражения крестоносцев длились семьсот лет [2].
Трактаты рыцарей доминиканского ордена, сохранились до наших дней. На их основе идет интерпретация и оценка фактов в истории. Например, трактат о проповеди святого креста дошел до нас в 23 манускриптах и первопечатном варианте 1495 г., изготовленном в Нюрнберге [6]. Для участников крестовых походов «Крест», является символичным. В своих работах Валентин Полевой анализирует трактат пятого великого магистра ордена доминиканцев Гумберта из Романса. О символизме знака креста в трактате (fol. 101 vb — 102 ra): «Те четыре выгоды, что даются вместе с крестом, обозначены на четырех частях креста (...) В нижней части тебе обещано освобождение от всякого подземного наказания после смерти. В верхней части тебе обещано мгновенное попадание в рай. В левой части — освобождение от всякой враждебной силы. В правой — сообщество святых и уподобление им».
Работы доминиканцев встречаются и в исследованиях советского историка М.А. Заборова в книге «Крестоносцы на Востоке». Так трактаты доминиканца Гийома из Триполи о сарацинах, написанный в 1273 г, доминиканца Винцента из Бовэ о детских походах, доминиканца Бурхарда Сионского о сирийском населении [3].
Носов К.С. в своих исследованиях о эволюции осадного искусства, широко привлекает средневековые источники. Так благодаря труду византийского писателя Прокопия Кесарийского (VI в. н. э.), был точно описан спусковой механизм тенсионных баллист. По его словам: «Велизарий поставил на своих башнях машины (…). Эти машины имеют вид лука; снизу у него выдается (поднимается вверх)» выдолбленные деревянный рог (…)» [5].
Средневековая литература является первоначальным источником по истории Крестовых походов, которые свою очередь способствовали становлению идей, морали рыцарства. Альбрехт Дюрер немецкий художник искусствовед оставил своей след, в истории написав по заказу Максимилиана I, манускрипт «Кодекс Валлерштайна» о правилах фехтования и борьбы. Создавался он на основе манускрипта Паулюс Гектор Маир и крещеного еврея Отт [1].
Филипп дю Пюи де Кленшан, французский писатель, журналист не любивший лжи и алчности в своих исследованиях писал о рыцарской чести, и доблести. В произведениях описывает обряды, традиции рыцарства. Например, при описании церемонии «Посвящения в рыцари» использовал так же древние источник 950 г. сохранившийся в аббатстве Санкт-Албан в Майнц [4].
Таким образом, читая труды исследователей можно с достоверностью считать, что они написаны на основе средневековой литературы. В этих произведениях говориться о сути крестовых походов: презрении рыцарей к предателям, «неверующим», к безжалостным людям и том, как они защищали города и местных жителей от нападения противника, боролись за гроб Господень, в бою всегда вели себя достойно в рамках «кодекса чести», помогали бедным, убогим, слабым. Нас представителей современного общества, в котором царит беспредел, алчность, корысть, бескультурья, эти литературные произведения не только приближают нас к истории но и воспитывают в нас доброту, честность, благородство, собственное достоинство, верность друзьям, милосердию приближая нас к рыцарскому кодексу.
Список литературы:
1.Альбрехт Дюрер и рыцарские манускрипты [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://art-assorty.ru/3920-albreht-dyurer-i-rycarskie-manuskripty.html
2.Джонатан Райли-Смит. История Крестовых походов. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269028470
3.Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука». 1980. — 320 с.
4.Кленшан Пюи дю, Филипп де. Рыцарство. СПб.: Евразия, 2004 г.; 2000; — 192 стр.
5.Носов К.С. Осадная техника античности и средневековья. М.: Эксмо, 2010. — С. 157.
6.Портных В.Л. Символизм креста в проповедях крестовых походов XIII в. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://deusvult.ru/112-simvolizm-kresta-v-propovedyakh-krestovykh-pokhodov-xiii-v.html
дипломов
Оставить комментарий