Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное искусство
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИСТОРИЯ ГРАФФИТИ
Шурочков Никита
класс 4 «Б», МБОУ лицей № 8, г. Нижний Новгород
Барахтанова Екатерина Львовна
научный руководитель, педагог высшей категории, преподаватель начальных классов, МБОУ лицей № 8, г. Нижний Новгород
Я заинтересовался граффити, когда мне было ещё 7 лет, но всерьёз начал заниматься им примерно год назад. Познакомился я с граффити так: увидел интересные рисунки на улице и спросил у родителей, что это такое. Мне ответили — это граффити. Я любил рисовать и стал сам пробовать делать тексты в разных стилях. Знакомые подарили мне журнал о граффити. Я стал пытаться срисовывать чужие работы. Чуть позже я понял, что пора задуматься и о саморазвитии. С тех пор я начал писать своё имя («тэгов», то есть псевдонимов, у меня было много, но сейчас я остановился на одном) и развитие пошло довольно быстро. Меня стало интересовать все, что связано с граффити: его стили, информация об истории его возникновения, журналы с работами наших и зарубежных райтеров (от английского “write” — так называют художников граффити), сайты и блоги о граффити в Интернете. В этой статье — самое интересное из того, что я узнал. Все приведенные рисунки — мои авторские работы.
Граффити — это изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные красками или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити относится любой вид уличного раскрашивания стен: просто написанные слова, лозунги, портреты, сюжетные картинки, даже изысканные рисунки. Но, конечно же, написание нецензурных выражений относится не к искусству, а к вандализму.
Граффити появилось еще во времена первобытных людей. Слово «граффити» происходит от итальянского "graffito", то есть «нацарапанный». В древности это были рисунки или надписи, нацарапанные на металлических изделиях, сосудах, стенах. Даже наскальные рисунки первобытных людей можно назвать граффити. В наше время, это в основном сделанные от руки надписи на стенах зданий.
Древние образцы граффити находят по всему миру, но современное граффити появилось в США. Многие знают, что граффити тесно связано с хип-хоп-культурой и зародилось в нью-йорском метро в конце 1960-х годах. Но не только. Считается, что первое современное граффити появилось в начале 1920-х годов — это были рисунки и надписи на товарных вагонах в США. Также граффити использовали различные политические деятели для распространения своих идей. Другая разновидность граффити — гангстерское граффити — это зашифрованные надписи, которыми члены уличных банд обозначали «свою» территорию. Со временем, из секретного вида связи граффити превратилось в обычное средство общения подростков.
Те граффити, которые мы знаем сейчас, возникли в 1960-ые годы в Америке сразу после появления маркеров. В это время везде стали появляться подписи («теги») райтеров из Нью-Йорка: Lord, Cornbread, Cool Earl, Topcat 126. Самым известным первым райтером стал TAKI 183 — подросток из Манхэттена. Его тег TAKI 183 состоял из его имени и номера улицы, на которой он жил. Таки подрабатывал курьером, поэтому ему приходилось часто ездить на метро [10]. И он стал оставлять свои теги на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Скоро и другие подростки стали «тэгать» свои имена, и главной их целью было заявить о себе, привлечь внимание прохожих.
Рисунок 1. NYC vs Orlando
Граффити зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп-культуры. Поэтому в слэнге граффитчиков большое количество хип-хоповских словечек. Авторов граффити называют «писателями», а не художниками, потому что корни граффити — в написании слов на разных поверхностях. Это писательство начиналось с «тэгов» — «автографов» или простых по форме авторских логотипов. Чаще всего нью-йоркские подростки выбирали для своих художеств поезда подземки. Граффити уже не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послания, нарисованные на вагоне подземки, представали перед глазами жителей разных районов многомиллионного города. В 1975 году впервые было сделано граффити размером в целый вагон, а через год — уже весь состав мог быть разрисован [9]. Но к 1990-м годам власти ужесточили меры против подобных изображений на стенах и вагонах метро. После этого замысловатые, мастерски выполненные работы в подземке сменились простыми тегами, сделанными обычными маркерами.
Теперь Нью-Йорк не считается больше столицей граффити, этот вид уличного искусства «гастролирует» по всему миру. Но американцы остались родоначальниками граффити — это здесь появились его многочисленные стили и направления. Вот некоторые из них: “old school” с «надувными» буквами, объемный “3D”, очень сложный “wild style”. В нем невероятно запутанные буквы сплетаются в сложные узоры.
Рисунок 2. Trane
Генри Чэлфант, автор книги “Subway Art”, считающейся своего рода Библией среди граффитчиков, пишет: «Стиль — для всякого «писателя» — понятие вполне конкретное. Определется оно прежде всего формой самих букв и тем, как они соединяются». «Не существует легких способов для освоения сложного стиля, и время, которое ты тратишь на учебу, не заменишь ничем. Лучшая учеба здесь — это повторение. Ты должен еще раз пройти всю историю искусства граффити. От простого к сложному» [8].
Рисунок 3. Noes
Я встречал такое определение граффити, как искусство бетонных заборов. Если работа красива и мастерски сделана — это так. Стать настоящим райтером хотят многие. Но граффити — это не пачканье стен. Как и в любом деле, здесь нужен талант и трудолюбие. Тогда граффити становится уличным Искусством! Но часто встречаются малохудожественные каракули, и поэтому обычные люди связывают граффити с хулиганством. Граффити всегда подвергалось гонениям: с начала своего существования оно преследовалось по закону. В большинстве стран мира нанесение подобных изображений на чью-либо собственность без разрешения владельца является актом вандализма, нарушители отвечают перед правоохранительными органами. Во многих мегаполисах граффитчикам отводят специальные места (чаще всего заброшенные фабрики, склады), где они могут творить [6]. Мне посчастливилось побывать в одном из таких мест — в легендарном 5POINTZ в Нью-Йорке. Это социальная программа, в которой город дает райтерам возможность порисовать на здании старой фабрики. Но за нелегальные работы можно получить даже тюремный срок.
В 1990-ые годы из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики перебрались в Европу, продолжая там свое развитие. Например, в Великобритании граффити стало заметной частью поп-культуры [1]. Многие граффитчики работают в рекламе, компьютерном дизайне, музыке. В последние годы в Европе появилось много местных райтеров. Сегодня первые места по развитию граффити занимают Германия, Польша, Франция, есть итальянское, чешское граффити, уличные художники работают в Финляндии и Швеции. Есть даже японское граффити с мрачными фантастическими сюжетами [4]. Теперь работы уличных райтеров используются клипах, оформлении клубов, дискотек и журналов. В Германии, Дании, Норвегии и других странах существуют пункты граффитчиков, где они выполняют работу на заказ, расписывают автотранспорт, оформляют помещения [3].
История нашего (тогда еще советского) граффити началась в 1985 году — одновременно с модой на брейк-данс. Рэп-музыка, брэйк-данс и граффити — часть культуры хип-хоп. Одним из основоположников российского граффити считают калининградца Макса-Навигатора. В своем интервью он рассказывает, что в середине 1980-х по стране в течение пяти лет проходили break-фестивали: в Прибалтике, Калининграде, Горьком, Донецке и других городах СССР. И первые граффитчики оформляли фестивальные декорации [2]. В закрытом Советском Союзе не было информации об уличном искусстве Запада, и наши первые райтеры добывали заграничные журналы у моряков, побывавших в Америке. Конечно, это был культурный шок, когда в этих журналах они впервые увидели разрисованные поезда нью-йоркской подземки. Первые настенные граффити появились в СССР на улицах Риги, Калининграда и Питера. В северной столице первыми графитчиками были Баскет и Бармалей (Баскет потом переехал в Москву, сейчас он высококлассный дизайнер). Через десять лет граффити появилось, наконец, и в Москве.
Сегодня наше граффити помолодело. Рядом с тридцатилетними первыми райтерами, которым до всего приходилось доходить собственным умом, все чаще можно увидеть новичков в два раза их моложе. Для большинства граффити — это мода, для некоторых — коммерция: открываются магазины краски, продается одежда в этом стиле, выполняются заказы. Но многие наши молодые графитчики рисуют не хуже, а иногда даже интереснее художников из соседних европейских стран [5].
Граффити сегодня — уже не просто средство самовыражения, это отдельный вид изобразительного искусства. Работы графитчиков — часть городского образа жизни. Во многих странах музеи проводят выставки граффити. Это уже настоящая молодежная субкультура со своими традициями, атрибутами, слэнгом. Но до сих пор ведутся споры вокруг граффити, между властью и райтерами, которые считают, что место настоящего граффити на улице [7].
Да, я увлекаюсь граффити. Для меня это слово объединяет много вещей. В моем понимании граффити конечно может быть искусством, но не все, что называют граффити — искусство. Большинство тэгов и бомбинга — граффити. Но к искусству имеет отношение только то граффити, которое ставит себе целью развитие и стремление сделать работу еще лучше. Настоящее граффити переплетается с другими видами искусства, музыки, кино. Мне не нравится, что многие стали интересоваться граффити, потому что это «модно». Граффити — один из способов самовыражения, развития своих способностей, и необязательно, чтобы им занимались все. Ведь неинтересно будет, если все вдруг начнут, например, писать стихи, потому что это модно.
Рисунок 4. Wall
Сейчас я уже не могу точно сказать, почему меня во всё это так сильно привлекло. Но одно я могу сказать точно: граффити — это вид искусства, которым, если серьёзно заняться, то отказаться от него очень трудно. Самое главное в граффити для меня — это самовыражение и саморазвитие. С каждым рисунком я стараюсь подняться на более высокий уровень. Также граффити помогло мне в изучении английского языка (большинство названий и терминов на английском). Конечно, хочется, чтобы твою работу увидели и оценили, но для меня это не главное…
Список литературы:
1.Букин Д.С., Симонов А.В. Школа граффити. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 38 с.
2.Граффити — сцена // Russian Graffiti Catalogue Urban Roots. — 2008. — № 5 — С. 134.
3.Интервью с Hill // OUTLINE. — 2009. — № 1. — с. 64.
4.Интервью с Kasp // Cod Red Graffiti Magazine. — 2008. — № 5 — С. 89.
5.Интервью с Kels // Russian Graffiti Catalogue Urban Roots. — 2012. — № 7 — С. 66.
6.Интервью с Snek // F.AIM Magazine. — 2008. — № 1. — С. 28.
7.История всегда повторяется // Cod Red Magazine. — 2010. — № 6 — С. 47.
8.От граффити к искусству // Petrograff. — 2012. — № 2 — С. 122.
9.Павел 183, Некрасова Н. Люди рисуют. // OUTLINE. — 2009. — № 1. — с. 66.
10.Первопроходцы бомбинга // Good Morning. — 2012. — № 2. — С. 67.
дипломов
Комментарии (27)
Оставить комментарий