Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 27 декабря 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ В СОВРЕМЕННОМ БЫТОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ»

Тростина Ева

5 А класс, МОУ «Средняя школа № 37», г. Саранск

Лазарева Светлана Николаевна

научный руководитель,педагог первой категории, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя школа № 37», г. Саранск

 

Еще в глубокой древности люди научились наблюдать за окружающим миром, таящим для древнего человека много опасностей. Все происходящее связывалось с вмешательством «духов», злых сил, которые могли принести сильный вред человеку [9, с. 296]. Не пытаясь разобраться в причинах происходящего, наш предок был предельно внимателен к природным явлениям, поведению животных, растений, птиц. В древности по-другому невозможно было никак понять и разузнать, какие будут погодные условия и чего ожидать от природы. Ведь тогда не было никаких специальных метеоприборов и метеостанций, поэтому единственное чему верило человечество, были предсказания — народные приметы, основанные на наблюдениях за явлениями природы. Древнему человеку приходилось уметь ориентироваться в мире природы, чтобы вовремя собрать или посеять урожай или начать другие земледельческие работы. Свои наблюдения он обобщал и передавал детям и внукам в виде примет. К огромному сожалению, многие из них были утеряны, но даже оставшаяся малая часть несет в себе полезную, правдивую и интересную информацию.

Погодные приметы мы разделили на несколько групп, в зависимости о прогнозируемой ситуации (к хорошей или плохой погоде). В большой части этих примет прогноз определяется нестандартным, привлекающим внимание человека поведением животных и растений («Ягнята кричат — к хорошей погоде» (3), «Лягушки квакают — к дождю»(7)). Такое поведение животных заметить легко, как и изменение во внешнем виде (росте, форме и т. д.) у растений. И если метеорологи считают, что такие, к примеру, приметы как «Если собаки много спят и мало едят — будет дождь» (1), «Собаки катаются по земле — быть дождю или снегу» (1) юмористичны и забавны, то такие приметы, как: «Серёжки на клёнах — сей свеклу» (2), «Зацвела фиалка — сей морковь и петрушку» (2), «Если лист березы развернется полностью — можно сажать картофель» (2), «Кусты жасмина и сирени перед дождем сильнее пахнут» (10), являются обоснованными, так как растения реагируют на изменения температуры, влажности в окружающей среде и ведут себя соответствующим образом: начинают цвести какие-то деревья или же цветок раскрывается и начинает издавать более сильный запах, и много других признаков, указывающих на изменения в погоде.

К примеру, хорошим метеорологом является одуванчик — цветок, который растет повсюду. Примета о нем гласит: Если одуванчик в солнечную погоду закрылся — быть дождю (15).А бывает и наоборот: небо нахмурится, по нему плывут тучи, а цветки одуванчика открыты, — значит дождя не будет. Легкие пушистые парашютики одуванчика разлетаются даже от легкого дуновения ветра, вся пушистая корзинка облетает, оставляя обнаженное цветоложе. Отсюда и название растения — одуванчик. Но это в сухую погоду. А перед дождем же ветер никак не может сорвать словно приклеенные семянки. А все потому, что, чувствуя изменение погоды, растение складывает свой пушистый шарик, как зонтик.

С конца июня, весь июль и август поля картофеля покрываются бело-фиолетовыми цветками. Это не только ценное растение, из клубней которого можно получить более 200 различных продуктов, но и своеобразный барометр. Перед наступлением ненастной погоды цветоножки картофеля наклоняются, и цветки поникают.

Ель опускает свои ветки перед дождем, чешуйки ее шишек сжимаются, а перед ясной погодой ветви поднимаются вверх. Наблюдательные сибиряки-таежники издавна по состоянию кроны елей довольно точно определяют предстоящую погоду.

Цветущая морковь в огороде также предсказывает погоду. Ее белый семенной зонтик перед дождем никнет.

Среди животных, находящихся постоянно в поле зрения человека, выделяется кошка. Она очень чувствительна к перемене погоды и передает это своим поведением. Люди издревле наблюдали за этим домашним животным и оформили свои наблюдения в такие погодные приметы:

Кошка крепко спит кверху брюхом — будет жарко(8).

Кошка спит, свернувшись клубочком — к морозу (8).

Кошка чешет за ухом — к дождю или снегу (8).

Кошка скребет когтями стену — к сильному ветру (11).

Кошка чихает — будет дождь (8).

Некоторое сходство можно найти и в поведении собак: Собака свернется калачиком — к холоду, растянется, раскинув ноги, — к теплу, валяется в снегук метели или оттепели (15).

Также много примет связано с домашними птицами, например:

Куры все время ощипываются, купаются в песке и хлопают крыльями — к ненастью (1).

Куры хвостами вертят — к метели (1).

Петух вечером поет — к перемене погоды (4).

Петух поет в морозы — к ранней весне (4).

Утки плещутся и без конца ныряют — быть ненастью (5).

Другую часть погодных примет составляют те, которые предвещают изменения в погоде по каким-либо нестандартным ситуациям или явлениям, произошедшим в жилище человека или в мире неживой природы («Если на небе звезды мигают, то это к неустойчивой погоде» (7), «Закат солнца при легком тумане — к дождю» (7)). Приметы данной группы более загадочны для современного человека, поскольку ему не всегда ясна логика прогноза. Наиболее объяснимы из них те, в которых перемена погоды предсказывается явлением природы («Небо над лесом посинеет— к теплу», «Утренняя обильная роса — к жаре» (9)),то есть подкреплены многовековыми наблюдениями человека за сходными ситуациями. Действительно, изменения в погоде происходят не сиюминутно, а постепенно. И в приметы данной группы находят признание и объяснение не только у деревенских жителей, но даже у метеорологов.

По источнику прогноза данные приметы можно разделить на: приметы по облакам («Перед восходом солнца облако светлое — день будет хороший» (13), Если облако темноватое — день пасмурный или дождливый» (13), «Если на небе красные облака, то это к ветру» (13)); приметы по солнцу («На восходе солнце красное — к большому ветру» (13). «Солнце с светлою зарею восходит — к ведру и ясному дню» (14)); приметы по природным явлениям («Гром зимой — к сильным ветрам» (11), «Если на лужах большие дождевые пузыри — к ненастью и сильным дождям» (11), «Молния зимой — к урагану» (9), «Если радуга скоро пропадает после дождя — к ясной погоде, стоит долго — к ненастью» (9)), приметы по звездам («Если на небе звезды ясные, спокойные, то это к ясной, хорошей погоде» (7), Если на небе звезды мигают, то это к неустойчивой погоде» (7)), приметы по луне и месяцу («Если луна ясная и круглая, то это зимой к стуже, летом — к ведру» (16), «Вокруг луны кольцо — к ветру» (11), «Месяц в синеве — к дождю» (11)).

Отдельные приметы данной группы не всегда объясняется информаторами. Деревенские бабушки на вопрос: «А почему так?» — отвечают: «Это все знают» или «Так люди говорят». К числу таких примет относятся, например, такие: «Если на крыше трава вырастет, то это к урожаю» (6)или«Белый огонь в печи — к теплу» (4). Хотя первую примету можно попытаться объяснить следующим образом. Крыши в крестьянских домах были соломенными. Солома со временем спрессовывалась и перегнивала. В ней формировался плодородный слой, в котором при благоприятных условиях могли произрастать растения. Поскольку крыша ближе к солнцу, то в засушливое лето трава расти не могла — засыхала. Следовательно, активный рост травы на крыше — это свидетельство урожайного лета.

Классифицировать погодные приметы можно и по хронологическому принципу, то есть в соответствии с годовым циклом: приметы зимние, весенние, летние и осенние, например: «Если на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодной» (10), «Ранний снег — к ранней весне» (10). «Много сока у березы — к дождливому лету» (9).

Если сделать эту классификацию более детальной, то можно расписать приметы по месяцам года, например: «Если январь холодный — июль будет сухой и жаркий» (9), «Если первые дни апреля ветрены — в июне будут обильные дожди» (9).

Многовековые наблюдения человека за миром природы, обобщенные в виде примет, составили народный календарь, в котором каждой дате соответствуют день именин святого и связанные с этим днем приметы. В городе и деревне в наше время люди с большим интересом слушают утреннюю информацию в новостях о том, какой сегодня день по народному календарю и чего от него следует ожидать в дальнейшем. Вот как это выглядит:

13 марта. Василий Исповедник, Василий Капельник, Василий Теплый. Длинные капельники (сосульки) — долгий лен. Если дождь, быть лету доброму. Смотрят, как тают круги вокруг дерева круты края, так крута будет весна, пологи — весна протяжлива. «На Василия Теплого солнце в кругах - к урожаю». «Если дождь быть лету мокрому».

14 марта. Евдокия Плющиха. Название дано от состояния снега: подтаивая, он сплющивается. Другое название — Евдокия Замочи Подол.

Коли на Евдокию курочка воды напьется, то на Егорьев день (6 мая) овечка травы наестся. 14 марта считалось всегда «твердым» летоуказателем: каков день, таково и лето. На Евдокею кличут весну: «Весна-красна, что ты нам принесла красное летичко» [8, с. 510].

Таким образом, погодные приметы, возникшие в глубокой древности и активно пополнявшие состав на протяжении всего пути развития этого жанра, остаются актуальными и в наши дни. Они являются важным и достоверным источником информации о метеоусловиях в той или иной местности не только на ближайшее время, но и на весь календарный год в целом.

Примет, предвещающих перемены в жизни человека, гораздо больше, чем погодных. Они касаются буквально всего с чем (кем) соприкасается человек ежедневно из года в год: посуды, мебели, одежды, рабочих инструментов, продуктов питания, домашних животных и даже соседей и родственников. Людям во все времена было интересно узнать, что ждет их в будущем, какие сюрпризы преподнесет судьба. И тогда многое происходящее вокруг становилось знаком, подсказкой, предостережением. Предсказания во много связывались с суевериями, то есть верой в существование в духов природы, которые могли при определенных условиях принести вред или пользу.

Классифицировать житейские приметы сложно прежде всего по причине их многочисленности. В интернет-источниках распространено деление примет по источнику прогноза. Выделяются в отдельные группы приметы, связанные с волосами, зеркалом, водой, предметами быта и т. д.: Зеркало разбилось — жди беды (7). Найти волос в еде — примета к счастью: хорошую новость получишь (7). Веник растрепался — хозяйке битой быть или получить от мужа неприятность (13).

Такое деление напоминает алфавитные сонники, рассчитанные на широкий круг читателей. В них несложно ориентироваться: в алфавитном указателе легче найти интересующий предмет, а затем получить на страницах книги интересующую вас информацию.

Можно также классифицировать приметы по типу прогнозируемой ситуации: к счастью или несчастью. Однако если в погодных приметах прогноз (к ведру или ненастью, к урожаю или его отсутствию) имеет в большинстве случаев научное объяснение, то прогноз житейской приметы не всегда объясняется здравым разумом. На это есть ряд причин. Дело в том, что со временем вера в магическую силу отдельных предметов и явлений утрачивается, и не все могут объяснить, чем, к примеру, опасна черная кошка или острый угол стола. Разобраться в этом поможет обращение к мифологии, этнографии, истории и другим наукам.

Примечателен тот факт, что у большинства житейских примет наряду с символическим есть и практическое, бытовое объяснение, о котором ученые нередко забывают. Приведем разные толкования отдельных житейских примет.

1.  Посуда бьется — к счастью (7).

«Так говорят, чтобы ссоры в доме не было. Жалко посуду-то. Кто-нибудь и начнет ругаться. Вот и придумали такую примету» (16).

2.  Если ведро с водой крышкой не закрывать и не закрестить — нечистый заведется (15).

По народным поверьям, черт в избе выбирал именно сосуд с водой (молоком). Чтобы предотвратить его появление, нужно перекрестить сосуд и закрыть его крышкой [8, с. 587].

«Так, конечно, закрыть надо, чтобы мусор в воду не падал» (2).

3.  Волосы после стрижки не выбрасывают — иначе человек болеть будет (7).

Волосы, по народным поверьям, имеют магическую силу. Относиться к ним нужно бережно. Они являются частью самого человека, носителями его энергии, жизненной силы [8, с. 588].

«Раньше в домах девок по десятку в каждом было. Опосля бани сядут и начнут волосы чесать. И каждая сколько их на пол роняет? Кому понравится, если все бросать будут? Вот и надо их собрать в кучу и в одно место складывать» (10).

4.  После Ильина дня купаться — к болезни или смерти (1).

Ильи́н день — традиционный народный праздник у восточных и южных славян, приуроченный к церковному дню памяти пророка Илии, одного из наиболее чтимых на Руси святых. Отмечается 20 июля (2 августа). Купаться запрещалось по причине того, что в воду с этого дня, по народным поверьям, возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос — с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание приводит к появлению нарывов и фурункулов на теле, а также во время купания человека нечисть может утопить [4, с. 217].

«Так ведь уже август. Вода холодная в реке становится. По ночам уж роса ледяная и даже заморозки бывают. Заболеть можно в такой воде. Да если жарко, то и купаются — и ничего» (6).

5.  Свистеть дома — денег не будет (6).

Согласно русским народным представлениям, «свистать вообще считается грехом, в особенности — в избе; так как свист постонародием называется «подражание чертям», и о свистящих говорят, что «засвистал, как черт». «В Вол[огодской] губ. говорят, что не следует свистать в избе, чтобы не высвистать домового» [5, с. 318].

«Кому понравится, когда кто-то свистит дома? Мешает людям. Вот и говорят — деньги просвистишь» (6).

6.  Зеркало разбить — к несчастью (14).

Зеркало — в народных представлениях символ «удвоения» действительности, граница между земным и потусторонним миром. Как и другие границы (межа, окно, порог, печная труба, водная поверхность и т. п.), зеркало считается опасным и требует осторожного обращения. Разбитое зеркало сулит несчастье, т. к. означает нарушение границы [15, с. 56].

«Зеркало на осколки бьется. Можно сильно руку или ногу порезать. И рана может быть глубокой, и кровь трудно бывает остановить. Можно и в больницу попасть» (10).

7.  Хранить дома битую (треснувшую) посуду — к несчастью (14).

Эта примета также имеет славянские корни. У славян в старину горшок (почти единственная на то время разновидность посуды) считался символом благополучия, точнее символом языческого бога Солнца (Ярило), и разбить горшок означало навлечь на себя гнев этого могущественного бога [3, с. 309].

«Нельзя посуду битую хранить. На ней трещины есть. Не дай Бог заденешь или стукнешь — разобьется на кусочки. И руку можешь поранить. Только у бедных такая посуда может быть. У них и без того счастья нет. Так что не страшно» (2).

8.  Через порог не здороваются — беда будет (11).

Древние славяне поклонялись духам умерших предков и верили, что предки эти могут вмешиваться в жизнь человека, влиять на нее. Порог же считался местом пребывания духов, так как в старину под порогом погребали покойников, как и у других народов мира в древности, когда покойников хоронили в доме или рядом с домом. Отсюда и пошла примета, что здороваться через порог не к добру [15, с. 71].

Среди житейских примет широко распространены те, в которых будущее прогнозируется по поведению того или иного животного. Объяснение этим приметам можно дать, обратившись к мифологии. Древние славяне верили, что ворон, сорока, филин, сова, кот, мышь, крыса, змея — «нечистые», а голубь, петух, пчела, медведь, волк — враги нечистой силы. Именно поэтому «нечистые» животные трактуются в приметах как вестники несчастья («Ворон каркает к несчастью, ворона — к ненастью» (7), «Заяц перебежал дорогу — добра не жди» (9), «Змея заползла в деревню — к болезням» (9)).

Наиболее зловещими вестниками несчастий считались филин и сова, в которых будто бы превращаются злые духи («Если филин сядет на крышу дома — смерть одному из домашних» (10), «Сова не приносит добра» (10)).

Перемены в судьбе, по народным поверьям, предвещает встреча с черной кошкой. Именно черная, а не какая другая кошка — один из наиболее зловещих символов в славянской мифологии. Она напрямую связана с нечистой силой, с ведьмами, ею оборачиваются колдуньи и т. д. Соответственно считается, что перебежавшая дорогу черная кошка может навлечь на человека неудачу. Но беды можно избежать с помощью «магических» действий:

1.  повернуться вокруг своей оси, то есть начать путь заново, «с нового витка»;

2.  разломать прут, то есть разомкнуть замкнутую кошкой дорогу, сделать ее открытой и чистой;

3.  скрестить пальцы (иногда — взяться за пуговицу), то есть прибегнуть к помощи символического креста (пуговицы нередко пришиваются нитками, образующими форму крестика).

Отдельную группу житейских примет составляют приметы, которые констатируют совершающееся в настоящее время действие, не видимое человеку по причине его отдаленности от данного места, по какому-либо признаку, например.

Уши горят — ругает кто-то (12).

Если правое ухо горит — про тебя правду говорят. Если левое — напраслину (12).

Если икаешь — кто-то тебя вспоминает (12).

Некоторые житейские приметы в отличие от погодных дают человеку возможность предотвратить прогнозируемый неблагоприятный результат. Для этого рекомендуется совершить специальные магические действия. Например, «Соль просыпать нечаянно — к ссоре» [5, с. 315] — чтобы отвратить неприятность, посыпали солью голову или кидали щепотку ее за спину.

Отдельную группу среди житейских примет составляют приметы-правила, функция которых — дать совет, привлечь удачу на свою сторону. Обратим внимание на то, что некоторые тексты занимают пограничное положение между собственно приметами и ритуалами. Это некие действия, совершающиеся для привлечения удачи на свою сторону, перешедшие в определенные словесные высказывания, по структуре своей напоминающие приметы. Такие приметы-ритуалы строятся по модели: «если совершить определенные действия (или, категорически не совершать определенных действий) над тем, что тебе доступно, можно повлиять на то, что тебе доступно в меньшей степени», например:

«Чтобы деньги водились, нужно показать их молодому месяцу со словами: «Месяц, дружочек, дай денег полный кошелёчек!» (2)

«Чтобы черти в дом не попали, нужно над входной дверью чертополох повесить» (9)

«Чтобы в семье счастье было, молодым надо чаще в одно зеркало глядеться» (10).

В целом, житейские приметы являются в большей своей части продуктом народных суеверий, в эпоху интенсивного развития науки и техники утративших свою актуальность. Вместе с тем они выступают важным источником, содержащим информацию о мифологии, духовной культуре, нравственных ценностях, этике народа. Ценными из них остаются «полезные» приметы, обучающие правильно выстраивать свое поведение, хотя и, с точки зрения современного человека, весьма «спорным» способом:

Не сиди на колодце — голова заболит (14).«Голова может закружиться, и человек не ровен час упадет в этот колодец» (7)

«Это уже вечер. Все после работы устали. Кому охота мусор выносить! Поэтому, чтобы не ссориться, и придумали» (6). После шести часов вечера мусор не выбрасывают — денег не будет (6).

Наблюдение за бытованием примет в наши дни привело к следующим выводам:

1.  Народная примета представляет собой достаточно древний, но в то же время активно функционирующий и развивающийся в современном обществе жанр малой фольклорной прозы.

2.  Мифологический смысл большинства народных примет свидетельствует о существовании повседневного фольклорного мышления, характерного человеку. Ученые еще не пришли к единому мнению по поводу жанровой специфики приметы. Не существует и самого определения приметы. В толковых словарях она рассматривается как один из синонимов слова «суеверие». Но суеверие согласно толкованию, содержащемуся в словаре Владимира Даля, представляет собой некое ложное, пустое, ошибочное верование во что-нибудь. Например, вера в ворожбу, сверхъестественное, приметы и многое другое. Примета же, как мы убедились, являет собой итог народных наблюдений, обобщает знания, проверенные на практике.

3.  Всё многообразие примет, бытующих в народной среде можно разделить на два больших пласта: приметы погодные и житейские.

4.  Погодными называются приметы, прогнозирующие метеоусловия в конкретной местности на ближайшее и отдаленное время. Прогноз в таких приметах определяется поведением животных, растений, а также явлениями природы, окружающей действительности.

5.  Житейские приметы, основанные на мифологических представлениях людей, прогнозируют перемены в судьбе человека. Логика прогноза в них нередко подкрепляется нормами поведения человека в быту, семье, обществе.

6.  Житейские приметы могут строиться по структуре примет-

7.  прогнозов, примет-толкований и примет-правил.

8.  Приметы-правила занимают пограничное положение между собственно приметами и ритуалами. Это некие действия, совершающиеся для привлечения удачи на свою сторону, перешедшие в определенные словесные высказывания, по структуре своей напоминающие приметы

9.  Поэтика примет определяется их стремлением к назидательности, краткости, сосредоточенности на передаче прямого смысла. Примета имеет четкую двухчастную структуру. Приметы-прогнозы и приметы-правила в левой части содержат условие, описание ситуации, а в левой — ее результат. Приметы-толкования сообщают об одновременно совершающихся действиях: в левой части представлен результат того, о чем сообщается в правой.

10.  Прогнозы погодных примет являются в основном логически обоснованными и правдивыми.

Прогнозы житейских примет не всегда находят разумное объяснение, по-видимому, в связи с утратой народного знания об их мифологических истоках. Вместе с тем они выступают важным источником информации о духовной культуре, этике, нравственности, обычаях и традициях русского народа.

11.  Примета как малый жанр фольклорной прозы недостаточно исследована учеными. Не решена проблема классификации примет, их жанровой природы и т. д. Изучение примет является перспективным направлением в отечественной фольклористике.

12.  Знание примет расширяет наше представление о стране, дает возможность понять историю и культуру русского народа.

 

Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: учебник для вузов / В.П. Аникин. — М.: Высш. школа, 2004. — 735 с.
  2. Афанасьев А.Н. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература / А.Н. Афанасьев. — М.: Сов. Россия, 1986.— 368 с.
  3. Большая книга примет / авт.-сост. Е.Л. Исаева, О.В. Белякова, А.Е. Кузнецова, Ю.М. Спасская. — М.: Эксмо, 2007. — 512 с.
  4. Власова М.Н. Русские суеверия: энциклопедический словарь / М.НВласова. СПб.: Азбука, 2000. — 672 с.
  5. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа: материалы по русской демонологии / В.И. Даль. — СПб.:Литера, 1996. — 477 с.
  6. Даль В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. — СПб.: Диамант, 1996. — 478 с.
  7. Зуева Т.В. Русский фольклор : словарь-справочник / Т.В. Зуева. — М.: Просвещение, 2002. — 334 с.
  8. Максимов С.В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила / С.В. Максимов. — Смоленск: Русич, 1995. — 672 с.
  9. Павлова Е.Г. Опыт классификации народных примет / Е.Г. Павлова// Паремиологические исследования. — М.: Наука,1984. —С. 294—299.
  10. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора / В.Я. Пропп // Пропп В.Я. Фольклор и действительность: избранные статьи. — М.: Наука, 1976. — С. 46—82.
  11. Харченко В.К. Язык народной приметы / В.К. Харченко // Русский язык в школе. — 1992. — № 1. — С. 75—78.
  12. Христофорова О.Б. К вопросу о структуре приметы / О.Б. Христофорова // Arbor mundi = Мировое древо. — М., 1998. — Вып. 6. — С. 30—47.
  13. Христофорова О.Б. Приметы и гадания [Электронный ресурс] / О.Б. Христофорова. — Режим доступа: URL: http://www.ruthenia.ru/folklore
  14. Шанский Н.М. Вмире слов:книгадля учителя/ И.М. Шанский.М.: Просвещение, 1985. — 255 с.
  15. Шахнович М.И. Суеверные приметы в современном мире. Почему еще верят дурным предзнаменованиям? / М.И. Шахнович // Приметы верные и суеверные: психологические очерки народного знания и бытового суеверия. — Л.: Лениздат, 1984.— 190 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.