Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 27 декабря 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗЫ ЦВЕТОВ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Кудряшов Эдуард

класс 7, МКВ(с)ОУ «В(с)ОУ № 7» при ЛИУ, г. Ленинск-Кузнецк

Машинистова Оксана Валериевна

научный руководитель, педагог первой категории, преподаватель русского языка и литературы, МКВ(с)ОУ «В(с)ОУ № 7» при ЛИУ ,г. Ленинск-Кузнецк

 

Предлагаемая работа посвящена исследованию авторского мастерства русских поэтов в написании лирических произведений, посвященных цветам, а также знакомство с селамом — языком цветов, легендами и мифами, трактующими названия цветов.

Гениальность и величие классиков русской литературы не нуждается в доказательствах, тем более моих. Но галерея цветов, представленная в русской поэзии, не может не поразить: практически каждый русский поэт открывает нам настроение природы, разнообразие ее состояний, каждый упоминающийся цветок имеет право на свою жизнь. По подсчетам исследователей, более тридцати цветов «живут» в произведениях авторов. И каждый герой — цветок имеет свое лицо, характер! Хочу отметить, что лица эти очень запоминающиеся. Какие же цветы чаще всего встречаются в поэзии, что они олицетворяют, что несут читателям? Это мы и решили выяснить в ходе исследования.

Объектом исследования стали образы цветов, встречающиеся в русской поэзии, язык цветов.

Предмет исследования — стихотворения русских поэтов, легенды и мифы о цветах.

Цель работы — выявление специфических особенностей создания различных образов цветов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.  Ознакомиться с работами, посвященными образам цветов в русской поэзии, языку цветов.

2.  Выявить частотность употребления образа цветка в произведениях русских поэтов.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы: изучение научной литературы по теме, сбор и систематизация материалов, анализ и интерпретация полученных данных.

Материал исследован и обработан в период с сентября 2012 года по декабрь 2012 года.

Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования, а также списка использованной литературы.

Для осуществления данного исследования потребовалось ознакомиться с рядом источников. Разрабатывая понятие образ, мы использовали «Словарь поэтических образов» Н. Павловича, в котором дается толкование законов, по которым создаются поэтические образы. Словарь помог понять сущность образа и оценить частоту его появления в литературе.

Изучив работу Г.И. Иванова «Формулы творчества или как научиться изобретать», выяснили, какие художественные средства использовали писатели и поэты, создавая свои поэтические образы цветов.

Поскольку нас интересовал язык цветов, легенды и мифы происхождения отдельных цветов, внимательно рассмотрели энциклопедию «Эмблемы и символы». Большую помощь в работе нам оказала статья Веселовского А.Н. «Из поэтики розы», книга Смирновой «Цветок в русской лирике начала XIXвека», из которых мы узнали, как часто использовались образы этих цветов в русской поэзии.

Главным источником практической части исследования стали тексты стихотворений русских поэтов, легенды и мифы о цветах.

С древних времен цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слез Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слез которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем. Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в ее развитии играют русские писатели и поэты, считающиеся непревзойденными общепризнанными мастерами описания природы. Русский свободный дух и восхищение необъятными просторами, вот что выгодно отличает авторов русской школы от их коллег из душной индустриальной Европы. Даже ярким представителем символизма в литературе, в своем возмущении массовой урбанизацией, протесте против бездушного городского хаоса, не мог пройти мимо мирного созерцания природы.

Цветки убогие северной весны,

Веете вы кротостью мирной тишины

пишет он в своем стихотворении «Фиалка» в 1912 году.

Поэзия же Афанасия Фета, напротив, не соответствовала духу времени и накаляющейся социально-политической обстановке второй половины XIX-го века. Его стихи не были признаны широкой публикой при жизни поэта, но в то же время находили своих восхищенных поклонников в литературных кругах.

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей.

Эти строки, точно передающие настроение природы и разнообразие ее состояний, ставят Фета в этой области литературы в один ряд с таким столпом русской поэзии, как Федор Тютчев. Достоевский сравнивал Тютчева, как лирического поэта с Пушкиным, а Толстой считал, что он даже превосходит его. Но в отличие от других поэтов, описывающих природу, описания Тютчева не детализированы, а носят общий, абстрактный характер. Тютчев очень часто, в своих стихах, говорит о цветах, но только в единичных случаях называет их. Тем самым, передавая не конкретику природы, а общий ее настрой и энергетику. Но все же и у него есть исключения:

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет…

Какие глубокие, насыщенные, переполненные грустью и состраданием строки.

Совершенно другим автором был Александр Блок. В первую очередь при разговоре о цветах в литературе, его имя и ассоциируется с розами и Иисусом Христом из поэмы «Двенадцать»: «В белом венчике из роз / Впереди — Иисус Христос». Но Блок был еще и автором поэмы «Ночная Фиалка», написанной в 1906 году. Поэма, где реальность слита с книжной романтикой, с нами и мифами, ожиданием чуда и наступления царства красоты. Не мог Александр Блок не писать так ярко и самобытно, как и не мог он забыть того старого сада его детства, с главным его украшением — сиренью. Сада, принадлежащего его тете, поэтессе Екатерине Андреевне Бекетовой, автору прекрасных слов:

Поутру, на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать…

Эти стихи впоследствии были положены на музыку Рахманинова и стали одним из самых популярных романсов своего времени. А разве можно не упомянуть здесь такого великого писателя, как Ивана Тургенева с его строчками:

И ты срываешь стебель зыбкой.

В петлицу бережной рукой

Вдеваешь, с медленной улыбкой,

Цветок, погубленный тобой…

И только ему свойственными стихами в прозе: «Она увидела розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня, и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами».

А Анну Ахматову, с ее огромным количеством фиалок, лилий, георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении? А Александра Сергеевича Пушкина, хранившего подаренный ему Анной Керн гелиотроп?

В описании цветов, не отстают от поэтов и прозаики. Один из них, незаслуженно забытый в настоящее время, Валентин Катаев. Как не вспомнить его волшебную историю «Цветик-Семицветик»? Добрую и озорную сказку, воспитавшую у многих поколений чувства сострадания и милосердия. А кто не помнит русскую народную сказку «Аленький цветочек», рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову и записанную им в 1885 году? Сколько волшебных минут было прожито с этой сказкой каждым из нас. В переживаниях за честную, добрую и верную своему слову дочку младшенькую, и осуждении жадных и корыстных дочерей старших, доброго, но такого недальновидного купца. И с какой детской наивностью радовались мы счастливой, волшебной и неожиданной развязке.

Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются — вечны. И как сказал Яков Хелемский о русском поэте Иване Мятлеве:

Остаться можно в памяти людской

Не циклами стихов и не томами прозы,

А лишь одной — единственной строкой:

«Как хороши, как свежи были розы!»

Веками существовал специальный поэтический язык, язык, для которого решающее значение имеют устоявшиеся формулы, берущие начало в культовой традиции, фольклоре, исторически развивающиеся от одной поэтической системы к другой. В данной работе я попыталась проследить, какие же поэтические формы, слова находили поэты для характеристики цветов, какие мифы и легенды помогали им создавать такие яркие и красочные образы. Читая стихотворения русских поэтов: А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета. Ф. Тютчева, В. Брюсова, К. Бальмонта, С. Есенина, И. Бунина, А. Ахматовой — я пришла к выводу, что первенство в русской поэзии одержал скромный, но очень душистый цветок — ландыш. Сколько талантливых людей вдохнули скромные белые колокольчики с душистым ароматом! Они были любимыми цветами Н. Карамзина, И. Бунина, А. Куприна, И. Репина, Д. Менделеева, П. Чайковского. Пылким поклонником майской лилии долин был П.И. Чайковский. Еще в детстве он с нетерпением ждал цветения ландышей, надеясь подкараулить гномов, которые зазвонят в маленькие белые колокольчики. Затем в Клину старательно разводил их. Однажды из Италии л брату Модесту: «В первый раз в жизни мне удалось написать в самом деле недурные стихи, к тому же глубоко прочувствованные… Хотя они достались мне с большим трудом, но я работал над ними с таким удовольствием, как и над музыкой». Стихи эти были найдены при разборе личного архива композитора уже после его смерти и опубликованы в «Русском вестнике» в 1894 г.:

…Я жду весны. И вот волшебница явилась.

Свой саван сбросил лес и нам готовит тень.

…И речки потекли, и роща огласилась,

И, наконец, настал давно желанный день.

Скорее в лес! Бегу знакомою тропою.

Ужель сбылись мечты, осуществились сны?

Вот он! Склонясь к земле, я трепетной рукою

Срываю чудный дар волшебницы весны.

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры.

А затем они были положены на музыку А. Аренским и стали знаменитым романсом. Романсы, посвященные ландышу,— не редкость. В поэзии вообще море лирических метафор и образов, связанных с ландышем.

В. Брюсов: «Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез…»

С. Есенин: «Я по первому снегу бреду, в сердце ландыши вспыхнувших сил».А вот Ахматова — Б. Пильняку:

…Когда бессонный мрак вокруг клокочет,

Тот солнечный, тот ландышевый клин

Врывается во тьму декабрьской ночи…

Она же, вспоминая о первой встрече с О. Мандельштамом, писала: «Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с ресницами в полщеки». И может, неслучайны в стихах М. Цветаевой, посвященных А. Ахматовой, трогательные строки: «Полюбился ландыш белый одинокой резеде…»

Б. Пастернак лаконично и ярко описывает заросли майской лилии долин:

Но ты уже предупрежден.

Вас кто-то наблюдает снизу:

Сырой овраг сухим дождем

Росистых ландышей унизан.

Многие поэты, в частности, М. Лермонтов, А. Фет совершали по весне прогулки специально для того, чтобы полюбоваться майской лилией долин. И много еще можно приводить примеров, но исчерпать их — вряд ли возможно. Удивительной притягательностью обладает этот неброский цветок!

Цветок, который по праву занимает также лидирующее положение — это роза. Роза — один из древнейших поэтических образов. Его корни уходят в античность, фольклор, религию. Розу любили и воспевали с незапамятных времен. Ей поклонялись, о ней слагали легенды, предания. Самые первые сведения о розе встречаются в древнерусских сказаниях. В древней индии существовал закон, по которому каждый, принесший царю розу, мог просить у него все, что пожелает.

В символике античности на первый план выступал миф о смерти Адониса, возлюбленного Афродиты, из крови которого, по преданию, произросли первые красные розы. Благодаря этому они стали символом побеждающей смерть любви и возрождения.

Наши мастера художественного слова очень верно поди красоту, и силу, и нежность, которой обладают розы. Они всегда притягивают к себе взгляд! Невозможно пройти, не взглянув на это чудо, созданное природой:

Цвела она пышно,

Цвела она праздно,

Цвела все отчаянней

День ото дня,

Любимая

Белая роза моя. (В. Федоров)

 

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна. (А. Фет).

Сколько экспрессии, чувства заключено в этих строчках! Эпитеты и метафоры приходят на помощь поэтам, даруя красоту и поэтичность, оживляя образ этого цветка, делая его царственным и неподражаемым.

Много теплых строчек посвятили поэты ромашкам, василькам, одуванчикам, незабудкам. И каждое стихотворение остается в душе читателя. Вряд ли найдется равнодушный к поэзии, обращенной к цветам. Многие поэты признавались, что интерес к этой флористической теме возник после прочтения мифов и легенд о цветах. Обратимся и мы к ним.

В течение многих веков на Востоке как символ, иносказание использовался селам — язык цветов, способ выражения мыслей и чувств при помощи растений и их сочетаний. Признанием в любви служила ветка цветущей вишни, белая гвоздика — знаком доверия, красная гвоздика или роза выражала страсть, клевер — печаль, астра — ожидание. По числу цветков гиацинта назначался день свидания, а колокольчик помогал определить его час. Активно использовалась цветочная символика в средневековье. Предлагая даме руку и сердце, рыцарь посылал ей розу с миртом, а к дама в знак согласия отправляла маргаритки. В Японии силу, счастье, долголетие и выносливость символизирует сосна, надежду и вечное обновление — цветущая ветка сливы, а Цветущая ветка яблони — пожелание мира в семье. Почти у всех народов символ любви — роза, а у древних греков белая роза была знаком молчания. Интересны символические значения сочетаний некоторых растений. К примеру, ирис для японцев — символ мужества и доблести, а в сочетании с ситником — знак простоты. В свою очередь, композиция сосны с розой символизирует вечную молодость, а с сакурой — преданность и рыцарство.

Появление этих символов закономерно. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного ее изучения, созерцания, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес. Определенные значения, закрепленные за растениями, порой переменчивы и противоречивы, поэтому не являются чем-то неизменным. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. Это связано с тем, что на цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами.

Мы не ставим перед собой задачу рассказать обо всех растениях и их символике. Упомянем только некоторые из них. История возникновения многих растений на протяжении многих лет была связана с небольшими легендами и мифами, создаваемыми в разных странах. И неудивительно, что символизм, присущий тем или иным цветам, берет свое начало как раз из этого народного творчества.

Астра — символ ожидания, печаль; звезда, вечность красоты; чувство, задумчивость. В Древней Греции носили как амулет на счастье. По легенде, ее происхождение звездное, она выросла из пылинки, упавшей со звезды. Существует поверье, что если ночью встать среди астр и прислушаться, то можно услышать перешептывание — это цветы общаются со своими сестрами звездами.

Боярышник — символ любви и любовных обрядовых празднеств; символ целомудрия. В Древней Греции ветки боярышника сжигали на алтарях Гименея — бога счастливого брака, а цветами растения осыпали и украшали невесту. Гименей изображался стройным юношей с факелом в левой руке и с венком боярышника — в правой. По русским преданиям, деревенская девушка очень любила составлять букеты, плести венки, включая в них цветы, листья и ягоды боярышника. Ее красоту заметил внук Чингисхана, будущий Бату — хан, и пытался заговорить с ней, но она избегала его — у девушки был жених. Но Бату выследил ее и хотел добиться своей цели. Тогда русская девушка встала спиной к любимому кусту боярышника, выхватила спрятанный кинжал и, ударив себя в грудь, упала под растение. В ее честь на Руси всех девушек величали боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярынями.

Василек — доверие, веселость, верность; простота, правда, красота жизни (Япония). Греки называли цветок «центауре», по имени Центавра (Кентавра) — мифологического существа, залечившего соком василька раны, нанесенные ему Гераклом. По древнеримской легенде, прекрасный юноша Цианус никогда не покидал полей, пока на них цвели васильки. Он плел из них венки и гирлянды и одевался в платье одного с ними синего цвета, а потом юношу нашли мертвым среди любимых цветов. Богиня Флора за его постоянство превратила тело Циануса в василек, с тех пор все васильки стали называться по-научному «цианус», что значит — синий.

Гвоздика — постоянство и верность; символ любви и чистоты; утонченность, признание в страстной влюбленности, страсть; символ борьбы и революции, честь, свобода; пылкие чувства; белая гвоздика — жизнь ради любви, желтая — неверие, презрение, полосатая — отказ (Япония). О ее происхождении повествует греческий миф. Рассерженная богиня охоты Артемида обвинила играющего на свирели пастуха в том, что он своей музыкой спугнул всю дичь и помешал ее охоте. Она в гневе вырвала у него глаза. Потом, раскаявшись и желая увековечить эти жалобно смотревшие на нее глаза, Артемида бросает их на тропинку. В ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики. Воины Франции и Италии верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман. С красной гвоздикой были связаны храбрость и беззаветная отвага, поэтому Наполеон I, учреждая орден Почетного легиона в 1802 году, выбрал ленту для него красного цвета. После этого сторонники Бонапарта своим символом выбрали красную гвоздику, а сторонники Бурбонов выбрали белую.

Гиацинт — символ горя и печали: постоянного возрождения природы; грации и нежности; склонность к продолжительной привязанности. В переводе с греческого языка значит «цветок дождей», так как на родине в Малой Азии начинает распускаться с наступлением теплых весенних дождей. В древнегреческой мифологии любимцем Аполлона был Гиацинт, прелестный сын спартанского царя. Юноша не уступал богам ни в красоте, ни в силе, ни в ловкости. Гиацинт погиб во время состязаний по метанию диска. Маленький божок легкого ветерка Зефир завидовал юноше из–за внимания Аполлона и дунул на диск, повернув его в обратную сторону. Диск врезался в голову бедного Гиацинта. На месте гибели прекрасного юноши, из его крови, и появился удивительный цветок. Раньше по числу бутонов гиацинта узнавали день встречи.

Гладиолус — символ победы; символ благородства, памяти; безразличие; скрытность, сила характера, дружба, верность. В Древнем Риме считался цветком гладиаторов, его корень как амулет носили на груди. По легенде, в гладиолусы превратились мечи двух верных друзей — Севта и Тереса., не захотевших сражаться друг с другом по желанию императора и за это преданных смерти. Из-за узких длинных листьев, торчащих, как острые шпаги, гладиолус называют «шпажником».В средние века было поверье, что, если носить покрытую жесткой кожицей луковицу шпажника на груди, она делает человека неуязвимым. Рыцари надевали на грудь такой амулет и называли его «неодолимый панцирь».

Ирис — символ мужества, доблести, достоинства; символ страдания Богоматери. В переводе с греческого — «радуга». У древних греков был посвящен богине радуги Ириде, которая опускалась на землю, чтобы сообщить людям волю богов. У христиан острые листья цветка олицетворяли страдания сердца Богоматери.

Тюльпан — символ гордости, великолепия; удовлетворенность отношениями, благородство. Также считается цветком счастья. По легенде, в золотистым бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, никак нельзя было открыть бутон. По лугу шла женщина с ребенком, он вырвался и со смехом подбежал к цветку — и венчик тюльпана впервые раскрылся на звук радостного смеха ребенка. Первые сведения о цветке пришли из Персии, где он вырвался «дульбаш» — турецкая чалма, от этого слова произошло слово «тюрбан».

Ландыш — символ чистоты, нежности, верности, счастья и любви; тайная любовь, излияние сердца, ласка, Древние римляне считали, что цветок возник из капелек душистого пота богини охоты Дианы, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. Проходят дни, годы, меняются взгляды и привязанности людей, но любовь к цветам остается, интерес к истории происхождения не ослабевает, а лишь становится сильнее. Подводя итоги, отметим, что авторы — флористы-художники с необычайной способностью создания ярких портретов цветов. Они являются сверхнаблюдательными людьми и тонкими психологами, мастерами художественного сравнения, они подарили миру сотни выразительных, узнаваемых и незабываемых героев и героинь.

Перечитывая нетленные строки поэзии русских поэтов, по-новому вглядываясь в завораживающие строки стихотворений, я убедился, что поэзия неисчерпаема. За рамками представленной работы осталось много интересного: портреты лугов, парковых и элитных цветов, о которых написано много строк, цветовая гамма цветов, которая также несет в себе особый смысл. Эти направления могут стать перспективой дальнейшей работы по исследованию текстов стихотворений, посвященных цветам. Кроме того, интересным кажется сопоставление образов цветов у разных поэтов, а также их интерпретация в музыке и иллюстрациях.

 

Список литературы:

  1. Бидерман Г. Энциклопедия символов [Текст] / Г. Бидерман; Пер. с нем.; Общ. ред. и предисл. Свенцицкой И.С. — М.: Республика, 2000. — 335 с.
  2. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях [Текст]/ Н.Ф. Золотницкий — М.: Просвещение,2001.
  3. Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать [Текст]: рекомендации юным авторам учебных исследований и их руководителям/ Г.И. Иванов. — Л.: Детская литература,1999. — 187 с.
  4. Павлович Н. Словарь поэтических образов [Текст] / Н. Павлович. — СПб.: Славия, 2000.
  5. Словарь литературных терминов [Текст] / Ред. сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. — М.: «Просвещение», 2002.
  6. Смирнова Н.В. Цветок в русской лирике начала XIX века [Текст] / В.Н. Смирнова — Ек.: Издательство Уральского университета,2003.
  7. Энциклопедический словарь юного филолога [Текст] / Сост. М.В. Панов. — М.: Педагогика, 2002.
  8. Энциклопедия эмблем и символов [Текст] / М.: Норма,2000.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.