Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 ноября 2012 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Трудовое обучение
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВОРСОВЫЙ КОВРИК
Гусейнова Надия
класс 9 «А», МБОУ «Гимназия № 37», г. Махачкала
Гусейнова Перисултан Кадыровна
научный руководитель, почётный работник общего образования и науки РФ, педагог высшей категории, преподаватель ИЗО и трудового обучения, МБОУ «Гимназия № 37», г. Махачкала
Введение
Цели и задачи проекта
·Приобщиться к произведениям народного декоративно-прикладного искусства Дагестана, направляя свой воспитательный процесс в соответствии с традициями народной культуры и искусства.
·Изучить сам процесс изготовления предметов домашнего обихода, имеющих художественно-эстетическую ценность и научиться создавать их.
·Создать эскиз авторского рисунка для ворсового ковра малых размеров, подготовить технический рисунок и выполнить по нему изделие ворсового коврика, которое будет иметь свою художественную ценность.
·Совершенствуя и развивая навыки работы на персональном компьютере, научиться создавать презентации в программе POWERPOINT.
Обоснование проблемы и потребностей
Национальная культура, традиции и народные промыслы родного края, всегда вызывали у меня волнительное уважение. На уроках искусства я с упоением ознакамливалась с орнаментальным искусством народных промыслов Дагестана. Позднее я стала заниматься в студии декоративно-прикладного искусства в нашей гимназии, где смогла вплотную соприкоснуться с народными промыслами Дагестана: ― глиняные изделия, ковроткачество, чеканка, декоративное стекло, роспись ткани, и т. д. Занимаясь в этой студии, я создала свое авторское изделие ворсового ковра по своему эскизу.
Глава 1. Краткие исторические сведения о традициях и инновациях в искусстве ковроделия Южного Дагестана [1].
Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину древности. Секреты мастерства передаются из поколения в поколения, от матери к дочке, оттачиваются узоры и композиции.
Ковроделие в Дагестане является самым распространенным видом кустарного промысла.
Во многих районах Дагестана, населенных лезгинами, табасаранцами, аварцами, даргинцами, кумыками, лакцами сложились самобытные очаги ковроткачества, но особенно прославились производством высокохудожественных ворсовых и безворсовых ковров лезгинские и табасаранские мастерицы. Ковры этих мастериц ничуть не уступали ковровым изделиям Азербайджана и других ковровых центров Кавказа.
Первые тканые изделия выполнялись из волокон, выработанных из смеси камыша и болотной травы-осоки. Изначально ковровые покрытия имели чисто утилитарное значение и служили для утепления земляного пола, например «лезгинские сумахи», имеющие с изнаночной стороны специально для этого оставленный длинный ворс (8―13 см), который создавал воздушную подушку между холодным полом и ковровым покрытием.
Процесс выполнения коврового изделия очень трудоемкий и кропотливый. Для того, чтобы выткать один ряд ковра, мастерица должна выполнить в среднем от 300 до 500 узлов. А сами ковры достигали от 2-х до 3-х метров.
Качество и технология изготовления старинных ковров, сильно отличается от качества современных изделий. Моя учительница, Гусейнова Пери Кадыровна рассказывала мне: ― «После того, как мастерица выткет ковер, по нему пропускали табун лошадей, и если прочность ковра выдерживала подобное испытание, то ковер оценивался дороже, затем ковер очищали в проточной воде, от излишков накопившейся в процессе ткачества пыли и грязи, после чего сушили под лучами палящего южного солнца. И краски такого ковра становились ярче и чище».
В наше время, к сожалению, ковры, вытканные из пряжи, окрашенной современными химическими (анилиновыми) красителями не выдержали бы такой проверки, как те, которые выполнялись из пряжи окрашенной натуральными красителями. Ознакамливаясь на уроках искусства с орнаментальным искусством ковровых изделий, я узнала, что ковровые элементы ручного качества делятся на четыре типа орнаментальных мотивов: растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный. Самый распространенный из них геометрический и растительный.
Орнаменты [1; 3]
Прежде чем составить свою композицию, я стала изучать элементы всех типов орнамента, каждый из которых имел свое значение и название [3]. Больше остальных меня заинтересовал зооморфный и антропоморфный орнаменты.
Зооморфный орнамент― отражает в основном элементы животного мира. Используя этот орнамент можно создать сказочный ковер с тематической сюжетной композицией. Изучая элементы зооморфного орнамента, я столкнулась с такими интересными изображениями и их названиями:
1. Птица ― «Джак»
2. Петух ― «Тат»
3. Лошадь ― «Хайри-Хайван»
4. Корова ― «Хюни»
5. Змея ― «Бит»
6. Собака ― «Курциль»
7. Кошка ― «Гату»
8. Паук ― «Хяш-Хяш»
Антропоморфныйорнамент, встречающийся в коврах раннего периода, считается толкованием своего рода архаических наскальных изображений, которые получили отзвук в традиционных ворсовых коврах Дагестана. Сцены охоты, ритуальные обряды, символистические знаки.
1) Рука ― «Хил»
2) Солнце ― «Кюмхгур»
3) Крест ― «Хяр» 4) Лампада ― «Лампа»
5) Голова ― «Кул» 6) Мужчина ― «Жилюв»
7) Человек ― «Адми»
Растительный орнамент― как геометрический, посредством воздействия окружающей среды, уклада быта в стил. виде.
1. Цветок ― «Кюко»
2. Отросток ― «Чумуч»
3. Виноградная грозд ― «Тутлинхав»
4. Лист ― «Каж»
5. Древо ― «Хав»
Прежде чем использовать элементы коврового орнамента нужно составить схему ковровой композиции, которая состоит из двух частей:
1. Поле ковра
2. Каймы ковра
Поле ковра обычно заполняется 1―2―3 медальонами и дополняется мелкими элементами. Все это обрамляется каймами. Кайма может составлять одну основную и несколько дополнительных каемок. Схемы ворсовых ковров составляется в зависимости от их размеров и предназначения.
Глава 2. Работа над авторским рисунком для ворсового коврика и технологическая часть проекта.
Создавая свой эскиз для ворсового коврика на стульчик, я в первую очередь подготовила композиционную схему, которая состоит из центрального поля и каймы. В композиционном решении центрального поля я взяла за основу элементы из традиционного ковра ― «Сафар-чечне», ― «Саф» ― это звездочка, «чечне» ― это рисунок.
В центральной части своего композиционного решения, я разместила маленький медальончик в виде стилизованного цветка, состоящего из восьми лепестков бордового цвета, между которыми мелькают маленькие ромбики золотисто-коричневого цвета. В центре этого медальончика размещен цветок из четырех лепестков разового цвета дополненных ромбиками синего цвета.
От центрального медальона к четырем углам отходят элементы орнамента в виде оленьих рогов, которые и являются основой в композиционном решении известного традиционного коврового рисунка ― «Сафар-чечне». Они выкрашены в бордовый цвет и дополнены маленькими ромбиками синего цвета. По четырем углам центрального поля, я изобразила жар-птицу в стилизованной форме, которую разработала сама. Птица выкрашена золотисто-коричневым колером.
С двух сторон по бокам основного центрального цветка я разместила две розетки ромбовидной формы синего цвета, в центре которых находятся цветочки золотисто-коричневого цвета на бордовом фоне.
Сверху и снизу центрального цветка, я изобразила узор в виде кустика, зеленовато-синего цветка, который завершается двумя бутонами роз. Основа центрального поля выполнена цветом слоновой кости. Все элементы узора обведены черным контуром. Композиция центрального поля обрамлена каймой бордового цвета с контурным волнистым рисунком черного цвета.
С обеих сторон каймы, проходят узкие каемки пунктирным рисунком чередующегося белого и бордового цвета, обведенным черным контуром.
Технический рисунок на канвовой бумаге в клетку [2].
После того, как готов эскиз коврового рисунка, составляется технический рисунок.
Для выполнения технического рисунка я перенесла схему своей композиции ворсового ковра на канвовую бумагу в клетку. Затем выполнила колористическое заполнение клеток технического рисунка. Используя технический рисунок можно рассчитать плотность коврового изделия из количества узелков на 10 см. в моем коврике плотность ковра составляет 35 узлов в одном ряду на десять см. также, пользуясь техническим рисунком, я с точностью смогла расположить каждый элемент своей композиции во время ткачества.
Необходимое оборудование для создания коврового изделия
1. Простейший ковровый станок.
Первые ковровые станки были изготовлены из дерева и состояли из двух вертикальных и двух горизонтальных брусьев. В вертикальных брусьях делались отверстия, куда вставлялись горизонтальные брусья и путем поднятия и отпускания горизонтальных брусьев производилась регулировка натяжения основной нити.
2. К станку прилагались следующие инструменты:
· Специальная колотушка с железными зубьями для укрепления плотности ковра.
· Ножи для срезания узелковой нити.
· Горизонтальная ремизная балка для перемещения нижних и верхних нитей основы.
· Специальные рейки, которые вставляются между нижними и верхними нитями основы, с помощью которых производится перекидывание уточной нити между ворсовыми рядами для укрепления плотности и прочности коврового изделия.
Техника безопасности:
Работа с ковровым станком требует большого внимания и аккуратности:
При работе с ножницами, их нужно держать обеими руками, обхватив одной рукой лезвия, а другой обратную сторону, вплотную приложить их к ковровому полотну и производить стрижку излишков ворсовой поверхности. Хранить ножницы нужно в сомкнутом виде в специальном ящике для инструментов ковра.
Ковровые ножи имеют очень острое лезвие на конце, которого находится специальный крючок, для перебирания основных нитей. Лезвием ножа срезается узелковая нить. Работать с таким ножом нужно очень аккуратно, чтобы не поранить палец при отсечении узелковой нити.
После работы ножи также кладутся в специальный ящик для ковровых инструментов.
Технологическая часть проекта
Для того, чтобы выполнить ковровое изделие в материале, нужно подготовить ковровый станок, необходимые для работы инструменты и пряжу. На установленный станок первоначально необходимо произвести натяжение основы спералевым перекидыванием нити вокруг горизонтальных брусьев, рассчитывая на каждые 10 сантиметров от 35 и более витков в зависимости от заданной плотности ковра.
· Следующим этапом производится укрепление горизонтальной ремизной балки, которая обязывается нитью вокруг, охватывая основную нить через одну. За счет ремизной балки основа разделяется на нижний и верхний слой нитей. В работе во время ткачества эти слои нитей перемещаются нижние наверх, а верхние уходят вниз. Между ними перекидывается уточная нить, что образовывает технику полотняного переплетения и способствует укреплению каждого ворсового ряда.
· После подготовки коврового станка к работе, нужно подобрать все необходимые цвета шерстяной пряжи в соответствии с композиционным рисунком. Клубочки цветной пряжи прикрепляют к станку.
· Размещается технический рисунок с помощью, которого можно рассчитать каждый элемент коврового рисунка на станке.
· После подготовки станка, к работе используя технический рисунок можно приступить к ткачеству. Перед вывязыванием основной ворсовой части ковра, необходимо соткать несколько рядов полотняного переплетения, для укрепления ворсовых рядов. Затем считывая с технического рисунка, где размещается каждый узел и какого цвета вывязываются ворсовые ряды.
Заключение
Проектную работу «Ворсовый коврик» ― я оцениваю как имеющую художественно–эстетическую ценность.
Считаю, что я справилась с поставленной перед собой задачей.
· Во-первых, я постигла и изучила теорию и технологию искусства ковроделия Дагестана, которое, к сожалению, уходит в прошлое.
· Во-вторых, создавая свой авторский эскиз коврового рисунка, я развила в себе художественный вкус.
· В-третьих, я получила новые навыки работы на персональном компьютере и научилась создавать презентации в программе POWERPOINT.
Список литературы:
- Гаджимурадов С.М. «Основы ковроделия» Махачкала: Дагучпедгиз, 1990, 72 с.
- И.М. Раджабов, Д.Б. Магомедов «Орнаменты народов Дагестана» ― (таблицы и систолические рекомендации) ― Махачкала: МПЦ ДПГУ, 1997 ― 20 с.
- И.М. Раджабов, Г.К. Гамзатова «Декоративно-прикладное творчество в системе ― художественно-эстетического образования» ― Махачкала 1999 г.
дипломов
Комментарии (3)
Оставить комментарий