Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 ноября 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное искусство
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КРАСКИ СВОИМИ РУКАМИ
Путилина Софья
класс 4 «Г», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28», г. Киселёвск Кемеровской области
Бобрышева Елена Васильевна
научный руководитель, педагог первой категории, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28», г. Киселёвск
Савельева Ольга Владимировна
научный руководитель, педагог высшей категории, методист ГОУ НПО профессиональное училище № 8, г. Киселёвск
Однажды летом, перебирая ягоды для варенья, испачкала майку соком черной смородины. Заметила, что и руки тоже стали красно-фиолетовыми. Ягодой можно рисовать?!. Значит, можно попробовать сделать краски для рисования. Задумалась: «Какие ещёрастения, растущие в нашей местности, подойдут для этой цели?»
Оказалось, что таких растений очень много растет у нас на даче. Поэтому предметом моего исследования стали растения, растущие в нашем районе, а объектом — их способность окрашивать.
Мне захотелось выявить красящие способности различных растений, узнать, возможно ли получить растительные краски в домашних условиях, и можно ли рисовать такими красками. Для этого необходимо решить ряд задач:
·Проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования.
·Расширить представления о разнообразии и способов использования природных красок.
·Попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях.
·Узнать мнение профессионалов (художника, парикмахера) о возможности использования природных красок в наше время.
·Провести социологический опрос среди детей и взрослых, чтобы узнать их мнения по теме исследования.
·Создать коллекцию колера природных красок.
·Нарисовать рисунки, используя природные краски.
·Провести для одноклассников мастер-класс по рисованию картин красками, изготовленными из природных компонентов.
Начиная исследование я предположила:
1. Если растения имеют разную окраску, то они могут окрашивать предметы в разные цвета (имеют способность окрашивать).
2. Если растения имеют способность окрашивать, то ими можно рисовать.
3. Если растения могут окрашивать предметы, то из них можно сделать краску и рисовать ею.
4. Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?
5. Если краска получена из природных компонентов, то её можно есть без вреда для здоровья.
Во время исследования использовала разные методы: наблюдение, анкетирование, опыт, сравнение. Впервые попробовала взять интервью.
Для проверки первых двух гипотез рассматривала, какие разные цвета у растений, которые растут вокруг. Интересно, какие цвета подарят моим рисункам все эти растения?
Стала экспериментировать. Отщипывала (отрезала) кусочки растений, плодов или ягод и проводила ими по белому листу бумаги и кусочку ткани. Смотрела, окрашиваются ли они? В какой цвет?Составила таблицу.Сравнила полученные результаты. Они получились разные: растение давало неожиданные оттенки или несколько цветов. Рисовать частями растений тоже можно, но не удобно (удерживать трудно, пачкаются).
Вывод. Все растения имеют разную окраску. Но лучше рисовать растениями, имеющими сочный насыщенный цвет (свекла, черника). Рисунки получаются яркими, красочными.
Но мне всё же хотелось самой попробовать создать на основе растений свою краску для рисования, как гуашь или акварель. Пересмотрев разные источники, узнала чтокраски — это просто вещества. В толковых словарях нашла определение слов «красить» и «окрашивать» [1, с. 117; 4, с. 78].Узнала, что самым первым художником был древний человек. Одновременно с первыми наскальными рисунками зародилось и изобразительное искусство [2, с. 67—74; 5, с. 54—58]. Самые древние рисунки найдены в Иране. Их возраст более 40000 лет, а краска, изготовленная нашими далекими предками для этих картин, не выцвела и не поблекла до сих пор [3, с. 32]. Древняя наскальная живопись есть и на территории нашей области в музее-заповеднике «Томская писаница». Во время экскурсии мы сфотографировали такие рисунки. Онибыли цветные! Где же взяли краски древние люди? Первой краской была глина разных цветов — прародительница гуашевых красок. Древние люди смешивали её с жиром животных и этой смесью рисовали.А черной краской им служила обыкновенная сажа от костра [3, с. 32]. В книгах ещё встретилось словосочетание натуральные пищевые красители — окрашенные соки плодов и овощей [4]. Такими красителями можно красить и продукты питания, и различные напитки. Например, морс из воды и варенья. Яркие, разные по цвету и полезные краски! Такие красители содержат витамины и микроэлементы необходимые для человека. Ониимеют различные ароматы, что повышает пищевую ценность содержащих их продуктов. Кроме того, ещё в Древней Руси одежду красили, используя зверобой, березу, ноготки, чернику, считая её наиболее красивой [5, с. 55].
Много интересного узнала об окрашивании волос природными красками (басмой, хной) из беседы с парикмахером-визажистом Е.С. Масловой.
Чем больше я об этом читала, слушала взрослых, тем интересней было самой получить краски из природных компонентов. Провела опыты.
Опыт № 1. Выжила сок из ягод (смородина, клубника, вишня). Он был очень ярким, поэтому и ткань окрасилась в яркие цвета. Бумага окрасилась, но сильно размокла.
Опыт № 2. Взяла луковую шелуху. Фиолетовая шелуха лука окрасила кожу рук в темно-синий цвет, а отвары из шелухи золотистого, белого и фиолетового цвета окрасили белые яйца и белую ткань в одинаково коричнево-золотистый цвет!
Опыт № 3. В отваре из еловых веток белая ткань приобрела красивый серый цвет.
Вывод.Все взятые соки ягод, отвары овощей и еловых веток красят белые ткани в яркие цвета. Из них можно делать краски, но они могут не совпадать по цвету с источником красителя. На изменение цвета влияют горячая вода и кипячение.
Все соки ягод и отвары поместили на палитре для красок. Оказалось, что их невозможно отличить по внешнему виду.Попробовала рисовать своими красками на белой ткани и бумаге. Бумага для этой цели оказалась не пригодна: сильно размокает, при высыхании коробится, краска растекается за контур рисунка, образуя неровные края.На ткани эти краски рисовали лучше, но контур рисунка всё равно был размытым, неровным.
Как же всё-таки при рисовании добиться желаемого результата? Обратилась за помощью к профессиональному художнику — Киселеву Владимиру Ивановичу, преподавателю Детской художественной школы № 9. Во время интервью он посоветовал рисовать не соками овощей, а кусочками ставить штампы, получая нужный рисунок. Можно взять свеклу, морковь, красный перец. А зелени добавить обыкновенной зеленкой. Что я и сделала вместе с моими одноклассниками.
У меня краски получились. Интересно, а мои друзья делали когда-нибудь краски сами? По данным анкетирования 16 из 27 ребят нашего класса делали. А ответы на 4 следующих вопроса анкеты дали 100 % положительный результат. Анкетирование родителей показало, что только 6 мам красят волосы синтетической краской, 1 мама — не красит волосы, а, значит, 20 мам пользуются натуральной краской для волос. На Пасху только 2 мамы используют для окрашивания яиц синтетическую краску. Так, результаты анкетирования показали, что в нашем классе и дети, и взрослые стараются использовать натуральные краски в личных целях.
Итак, в ходе исследования выяснила, краски везде вокруг нас! Среди растений нашего города есть красящие. Из них можно сделать краски, ноэто очень хлопотно, можно получить совершенно не тот цвет, какой хотелось бы. Следовательно, синтетические краски просто необходимы. Они необходимы ещё и для того, чтобы не губить растения (особенно дикорастущие). А натуральные, самодельные краски безопасны, позволяют воплотить свои творческие замыслы, используя непривычный для рисования материал и нетрадиционные техники.
В следующем своём исследовании хочу узнать, много ли красок вокруг нас в повседневной жизни? Например, есть ли в нашем шахтерском городе улицы с названиями красок?
Список литературы:
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. —Москва: Просвещение, 1998. —224 с.
- Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? —Минск: БЭСТ, 2008. —257 с.
- Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. —Москва: Белый город, 2002. — 215 с.
- Словарь «Википедия» [Электронный ресурс] // Режим доступа. URL: Wikipedia/org (Дата обращения: 23.08.2011)
- Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова —Москва: Росмэн, 1997. —117 с.
дипломов
Комментарии (5)
Оставить комментарий