Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 ноября 2012 г.)
Наука: Филология
Секция: Русский язык
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО БАСЕН И.А. КРЫЛОВА
Гумбатов Никита
класс 7 «А», МБОУ СОШ № 2, г. Куйбышев
Терентьева Ольга Георгиевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики КФ НГПУ,г. Куйбышев
Ежедневно в своей жизни человек пользуется собственными именами. Обращаясь друг к другу мы используем индивидуальные онимы, для привлечения внимания или обращения к собеседнику, названия городов, рек, озер — для конкретизации или уточнения.
Имена собственные (далее ИС) образуют в языке обширный пласт лексики и с давних пор изучаются лингвистами. Особенности ИС позволили выделить их изучение в отдельную науку — ономастику, которая изучает основные закономерности происхождения, развития и функционирования ИС. Ономастика состоит разделов, изучающих частные области, а именно антропонимику, топонимику и т. д. ИС любого типа — это оригинальный компонентом в идиостиле каждого писателя или поэта. Выбирая имёна своих персонажей автор обращает внимание на их звучание и структуру, которые способны передавать дополнительные эмоционально-экспрессивные оттенки. При этом автор ориентируется на реальные имена, которые существуют культурном пространстве народа. Онимы, обозначающие имена людей могут передать информацию о национальности, возрасте, социальном статусе героя.Имена собственные используются для обозначения широкого и разнообразного круга предметов, явлений и понятий Ономастическое пространство с точки зрения функционирования онимов представлено многочисленными группами и подгруппами. Так, например, группа «топонимия» распадается на подгруппы: гидронимы, ойконимы, оронимы, хоронимы, урбанонимы, микротопонимы и др. Группа антропонимов подразделяется на 3 подгруппы. Индивидуальные онимы, т. е. фамилия, имя и отчество человека фиксируемые в официальных документах. Вторая подгруппа включает в себя клички и прозвища людей, меняющиеся от возраста и статуса человека. В третью подгруппу включены канонические онимы, т. е. имена, которые люди получают при крещении (или обращении в другую веру) и которые известны только носителю этого имени. Данная классификация не является полной, потому что в настоящее время появилась многочисленная группа антропонимов — Ники, для общения в социальных сетях, Интернет играх и различных сайтов. Эта подгруппа обширная и интересная, но в данной работе мы рассматривать ее не будем, т. к. она не входит в ономастическое пространство басен Крылова.
Имена собственные в художественном тексте отличаются от общеязыковых и функционально, и семантически. Так как в реальной жизни нет внутренней связи между антропонимом и его носителем. В художественном произведении связь между именем и носителем установлена только волею автора.
Особенно актуальным сегодня представляется анализ специфики употребления имен собственных в поэтических текстах, т. к ИС вносят определенные эмоционально–экспрессивные оттенки в семантическую структуру идиостиля писателя. Стремление автора максимально использовать возможности имен собственных в поэтическом тексте приводит к тому, что они становятся одним из важнейших средств для создания ярких, неожиданных образов.
Исследованию функционирования имен собственных в поэтическом тексте посвящены также работы А.В. Пузырева, В.Н. Михайлов, О.И. Фоняковой, Ю.А. Карпенко, Л.М. Бумтян, Э.Б. Магазанник и др. Эти исследования направлены изучение и описание функций имен собственных в структуре художественного текста.
Целью настоящего исследования является описание имен собственных как элементов идиостиля И.В. Крылова. Для достижения этой цели следует решить следующие задачи:
1. Собрать ономастический материал для исследования.
2. Выявить, онимы каких групп включаются в ономастическое пространство басен.
Источником для сбора материала послужил сборник басен И.В. Крылова в двух томах. Сбор материала для исследования проводился путем сплошной выборки имен собственных из текстов басен. В результате нами создана база исследования в количестве 156 языковых единиц. Для анализа собранного ономастического материала мы использовали описательный метод, который позволил нам раскрыть изобразительные возможности онимов в басенных текстах Крылова.
Ономастическое пространство басен Крылова представлено ИС, которые помогают читателю воспринимать художественно-поэтический замысел писателя
1. Антропонимы: группа имен, куда мы относим антропонимы, взятые Крыловым из реального списка имен для наименования придуманных им персонажей. Она представлена 12 онимами.
Антропонимическая модель в этой группе однословная и выражена личным именем, употребляемым в разных формах.
· личное имя, представленное в официальной форме: Демьян (2), Трафим, Клим, Мирон, Егор, Степан, Фаддей, Фома, Андрей
· личное имя, используемое в неофициальной форме:
a. имя, имеющее сокращенную форму основы онима: Федя, Федюша, Сеня, Сенюша
b. имя, содержащее субъективную оценку, чаще всего уничижительного характера. Как правило, такие онимы образованы от полной и основы путем сокращения или суффиксации, например суффикс — к — Тришка.
В одной из басен встречаются онимы «отчества» (без имени носителя) для особой формы привлечения внимания: Карпыч, Климыч
В баснях встречаются антропонимы, которые автор использует по прямому наименованию, учитывая гендерные особенности носителя, например, Человек (2), Мальчик (2), Мужик (2), Всадник .
К особой подгруппе антропонимов можно отнести наименование людей по их различной профессиональной деятельности и социального положения и образа жизни — крестьянин, дворяне-помещики, чиновники, извозчики, купцы, пастухи, и т. д. Всего в баснях встречается 31 оним, относящийся к этой подгруппе.
В отдельную подгруппу можно выделить неодушевлённые предметы, которые художественный замысел автора переводит в группу антропонимов (Котел, Горшок, Ларец, Мешок, Очки, Зеркало, Бочка (2), Пушка, Гребень, Червонец). Такой переход имен нарицательных в имена собственные можно назвать индивидуально–авторской находкой. Эта подгруппа включает 10 онимов.
Как показал анализ, в текстах басен И.А. Крылова встречается немало реальных имен и индивидуально-авторских номинаций.
2. Топонимы. Эта категория реальных онимов в баснях Крылова является, немногочисленной в количественном отношении (всего 6) и включает: хоронимы, гидронимы и оронимы.
Хоронимы в баснях поэта представлены группой.
Названия стран и городов: Греция, Рим
Название водного объекта — гидронима в басне Крылова представлено одной языковой единицей: Каспийское море
В текстах басен Крылова встречается прием «вторичная номинация», т. е. переход нарицательных имен в разряд собственных.
Пошли просить себе управы у Реки,
В которую ручьи и речки те впадали. (Крестьяне и Река)
Название горного объекта — оронима представлено одной языковой единицей: Кавказские горы
Все топонимы, включенные в ономастическое пространство басен Крылова, являются реальными, так как они не созданы фантазией поэта и их можно найти на географической карте.
3. Зоонимы. Героями басен Крылова являются разные животные (лисица (22), волк (19), лев (16), осёл (13), собака (12), медведь(10), овца (14), мышь и кот (6), обезьяна (5), слон (4), вол, лошадь и крот (3), барс, свинья, белка, сурок (2), ёж, лань, заяц, тигр, крыса (1); птиц (орел (6), кукушка и соловей (4),ворона, голубь (3), сокол, петух (2), курица, гусь, скворец, лебедь, воробей, журавль, чиж, ласточка, синица, дрозд, филин); насекомых (муха (3), пчела (4), муравей (2), комар (2), стрекоза, паук, комар) и рыб (щука (3), лещ). Персонажи Крылова связаны с древнейшими образами животных из мифов, поэтому имеют скрытую тотемистическую сущность и восприниматься читателями в качестве аллегорического изображения человеческих характеров и типов. Поэтому большинство зоонимов представлено реальными антропонимами, которые прямо указывают на героев и характеризуют их.
Лиса (Лисица) — это осторожное, хитрое, льстивое существо, которое часто побеждает глупых и простодушных зверей. Образ Лисы складывается из хитрости, лести и лживости одновременно. Волк — существо злобное, подчиненное чувству голода и неблагодарное. Вечно голодный волк, «евши, никогда костей не разбирает». Осел баснях Крылова тупой, глупый, невежественный, упрямый. С образом Льва связывают также ум, благородство, великодушие, доблесть, справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность, храбрость. В баснях Лев — властный, могучий царь зверей. Свинья в басне выступает ленивым и невежественным персонажем. Медведь у Крылова грубый, неловкий, неуклюжий, сильный, но наивный и доверчивый. Кот — во многих сюжетах оказывается разбойником и воришкой. Орел — властелин воздуха и царь птиц. Ворона в баснях Крылова птица глупая, смешная и слишком доверчива. Муха прославилась в баснях своей назойливостью и нечистотой. Пчела и Муравей у Крылова символизируют неутомимых тружеников, Паук в басне выступает как паразит, а Стрекоза — легкомысленная бездельница.
Ирреальные онимы.
В онимическое пространство басен Крылова включены такие категории ИС, как мифонимы и теонимы, которые представляют собой наименование несуществующих объктов и предметов.
1. Мифонимы — это самая многочисленная группа ирреальных онимов. Она представлена 10 лексическими единицами.
a. Мифоперсонимы — это имена собственные, которые автор заимствовал из легенд и мифов разных народов, например, Алкид, Пилад, Орест, Апеллес, Музы, Амфитрида, Оракул, Платон (2)
Пилад и Орест — персонажи древнегреческой мифологии, два неразлучных друга. Их имена символизируют нерушимую дружбу.
b. Мифотопонимы в пространстве басен Крылова представлены 2 онимами — Парнас и Олимп
2. Теонимы — имена богов, представлены 6 онимами.
Зевс (Юпитер), Феб, Фортуна, Афина и Нептун.
Проведенный анализ показал, что ономастикон басен поэта разнообразен и многопланов. Он представлен классами онимов, различающимися по структуре и семантике. Количество ИС разных групп в онимическом пространстве басен неодинаково. В баснях преобладают реальные онимы. Выбирая определенный ономастический материал для построения своих текстов, автор тем самым воплощает особую ономастическую картину мира. Каждый оним, каждая модель занимают свое место, создавая целостное восприятие поэтического пространства басен Крылова.
Список литературы:
1. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе: филологические этюды / М.В. Горбаневский. — М., 1988. — 256 с.
2. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе // Филологические науки / Ю.А. Карпенко. М., 1986. — № 4. — С. 135—158.
3. Кимягарова Р.С. Словарь языка басен Крылова / Р.С. Кимягарова. — М., 2006. — 297 с.
4. Крылов И.А. Сочинения в двух томах. / И.А. Крылов. — Т. II. — М.: «Правда», 1984. — 512 с.
5. Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. Ред. А.В. Суперанская. 2-е изд. М.: Наука, 1988. — 192 с.
6. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного / А.В. Суперанская. — М., 1973. — 248 с.
дипломов
Комментарии (16)
Оставить комментарий