Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(87)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Сердюкова Н.С., Соколова К.Д., Кравченко К.А. РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ (НА ПРИМЕРЕ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ГРАФИКИ) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 1(87). URL: https://sibac.info/journal/student/87/165741 (дата обращения: 19.11.2024).

РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ (НА ПРИМЕРЕ ИЛЛЮСТРАТИВНОЙ ГРАФИКИ)

Сердюкова Надежда Сергеевна

студент, кафедра изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Соколова Кристина Дмитриевна

студент, кафедра изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

канд. пед. наук, доц. ВАК РФ, профессор кафедры изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет

РФ, г. Новосибирск

THE DEVELOPMENT OF VISUAL-FIGURATIVE THINKING OF YOUNGER ADOLESCENTS AGE IN THE MATIC COMPOSITION AT THE CHILDREN'S ART SCOOL (FOR EXAMPLE ILLUSTRATIVE GRAPHICS)

 

Serdyukova Nadezhda Sergeevna

student, Department of Fine Arts, Novosibirsk state Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

Sokolova Kristina Dmitrievna

student, Department of Fine Arts, Novosibirsk state Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

Kravchenko Ksenia Alekseevna

candidate of Pedagogical Sciences, associate professor Higher attestation commission of the Russian Federation, Professor department of fine arts, Novosibirsk State Pedagogical University

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье освещены проблемы выполнения иллюстраций, которые могут воспрепятствовать развитию наглядно-образного мышления младшего подросткового возраста. Пути их решений рассматриваются в поэтапной методической последовательности выполнения работы.

 

ABSTRACT

This article highlights the problems of performing illustrations, which can impede the development of visual-figurative thinking in younger adolescents. Ways to solve them are considered in a phased methodological sequence of work.

 

Ключевые слова: иллюстрация, подростковый возраст, наглядно-образное мышление, сюжетно-тематическая композиция.

Keywords: illustration, adolescence, visual-figurative thinking, plot-thematic composition.

 

Развитие образного мышления играет важную роль в современных реалиях нашего мира.  Поскольку грамотно созданный образ ценится не только среди преподавателей школы искусств, но и среди обычного окружения, не связанного с изобразительным творчеством. Во время не развитое наглядно-образное мышление у учащихся младшего подросткового возраста может привести к неполноценности свободно мыслить художественными образами в будущем. Значит, к неспособности создавать новое и решать многочисленные художественные задачи.

Для развития наглядно-образного мышления на занятиях по сюжетно-тематической композиции была выбрана иллюстрация, поскольку, учащийся уже имеет общие представления о функциях и разновидностях подобного типа изображения. При этом для подростка открывается многочисленный выбор литературных образов и способов их интерпретации.

Наглядно-образное мышление — это динамический процесс, складывающийся из ощущений, восприятия, понятий, представлений, воображения: это способность человеческого сознания отражать действительность в наглядно-образной форме, что является свойством всякой развитой личности [4]. Из этого следует, что развитие наглядно-образного мышления способствует не только преобразованию личности, но и изменению интеллекта, поскольку благодаря наглядно-образному мышлению увеличивается уровень способности к поиску новых творческих решений в жизни ребенка. Проблема низкого уровня развития наглядно-образного мышления будет неотъемлемо связана с любой формой творческой деятельности ребенка, и в будущем станет преградой в реализации себя в различных изобразительных сферах. Неспособность видеть и воспринимать натуру с последующей трансформацией увиденного с целью создания художественного образа, приведет к скупому воспроизведению натуры в своих работах. Так, по мнению деятеля науки нашего времени И. З. Посталовского, способность создания художественных образов и возможность управлять ими должны быть обязательными общеучебными навыками [3]. Конкретно в обучении композиции Е.И. Игнатьев, утверждал, что «создание образа, выражение идейного замысла и передача смысловой связи изображаемых объектов в рисунке – это отправные моменты для учащихся в создании сюжетных рисунков» [2]. Поэтому развитие наглядно-образного мышления является одной из важнейших задач в обучении сюжетно-тематической композиции. В ходе работы над созданием иллюстрации учащийся уже имеет готовый литературный образ и примеры иллюстраций различных художников к выбранному произведению. Таким образом сюжетно-тематическая композиция на примере иллюстрации является одной из самых удобных средств для развития наглядно-образного мышления.

Так, процесс создания иллюстрации – это, прежде всего, создание какого-либо образа на изобразительной плоскости. В отечественной педагогике, проблемами создания структуры образа и его отражением в реальной жизни занимались советские педагоги Ф. Е. Василюк и В. П. Зинченко. «У человека создаётся определённое, свойственное только ему восприятие окружающего его мира, и с помощью фантазии, он передаёт это в своих образах» — писал Ф.Е. Василюк. Он делал особый акцент на восприятии и воображении, как неотъемлемой части профессиональной деятельности, при создании образа [1]. Но при создании образа в иллюстрации, у подростков может возникнуть ряд проблем, которые следует решать по мере их появления, придерживаясь методической последовательности выполнения задания.

Первая проблема, с которой может столкнуться большинство учащихся и преподавателей – это выбор темы. Тема должна быть интересной и должна вызывать отклик у подростка. Другими словами, подросток должен заинтересоваться темой и на подсознательном уровне представить готовый образ и пути его достижения. Без заинтересованности к выбранной теме, у учащихся будут сложности в представлении и создании какого-либо образа. Поэтому выбирая тему, следует учесть интересы группы и каждого учащегося. Желательно, найти межпредметные связи с другими дисциплинами общеобразовательной школы или школы искусств. Например, предложить тему, которую учащиеся изучают на уроках литературы или на уроках по истории искусств.

Следующая проблема, с которой встречаются подростки, создавая иллюстрации – это нарушение последовательности создания сюжетно-тематической композиции. Чтобы создать достойную и правильную сюжетно-тематическую композицию, нужно пройти большой и кропотливый путь, и, как правило, начиная от создания поискового материала: набросков, эскизов, зарисовок, этюдов. Но, обычно, учащийся не уделяет должного внимания поисковому материалу, а переходит к основной работе на формате, не разобравшись в композиции. Чтобы такого не происходило необходимо беседовать с учащимися не только о литературном образе, который они хотят изобразить, но и о возможных вариантах будущей работы. Задавая подросткам конкретные вопросы, которые могут побудить их к созданию нового поискового материала, стимулируется их воображение и представление.

Одной из важнейших проблем развития наглядно-образного мышления состоит в том, что подросток не знает, как выглядит тот или иной предмет. Это может означать, что у подростка нет воспоминаний или зрительных образов в голове, чтобы перенести их на бумагу. Возможен, и такой вариант, что подросток знает, как выглядит предмет, но не знает, как его изобразить. В подобных случаях может помочь рисование с натуры или анализ наглядных пособий.  Это индивидуальная работа с учащимся заключается в том, что преподаватель должен предоставить подростку предмет и разобрать его конструкцию вместе с учеником. Ученик должен понять, как изобразить предмет и его отдельные части на бумаге и какие для этого существуют способы. Расширение знаний благополучно влияет не только на творческий опыт обучающегося, но и умственное развитие, поэтому не стоит пренебрегать использованию наглядных пособий в процессе обучения композиции.

В процессе выполнения эскизов, можно отдельно выделить проблемы создания композиции. Правильно построенная композиция влияет на восприятие её окружающими. Преподавателю следует объяснять детям, какие правила существуют и какие свойственно соблюдать при создании замысла. Таким способом, у подростков формируется понимание как создавать более выразительный образ, в котором осознанно и целенаправленно применены законы композиции.

Переходя на выбранный формат у подростка, возникает новая проблема с композицией. Учащийся, как правило, увлекается детализацией работы, и тем самым, преобразует композицию в распадающуюся и более дробную. Зачастую подросток не умеет работать от главного к второстепенному. Педагог должен своевременно указать на ошибку и проследить, чтобы ученик придерживался выбранных им композиционных решений и детализировал те элементы, которые выделяют композиционный центр, а нарушают целостность работы.

Таким образом, при создании иллюстраций у подростков могут возникнуть множество распространенных проблем в изобразительном процессе, которые осложняют развитие наглядно-образного мышления. Соблюдая методическую последовательность выполнения работы, при решении возникнувших проблем, учащиеся не только осваивают новые знания, но и обучаются ведению грамотной работы над созданием сюжетно-тематической композиции. Развитие наглядно-образного мышления имеет существенное значение для учащихся в последующей профессиональной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Василюк, Ф.Е. Структура образа / Ф.Е. Василюк // Вопр. психол. 1993. № 5. – С. 5-19.
  2. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И.Игнатьев. – М: Академии педагогических наук РСФСР, 1959. – 190 с.
  3. Посталовский, И.З. Тренировка образного мышления: тренажеры, упражнения / И. З. Посталовский. – Одеса: Маяк, 1997. – 165 с.
  4. Рудой Д. А. Определение уровня развития художественно-образного мышления учащихся детской художественной школы в изобразительной деятельности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-urovnya-razvitiya-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-uchaschihsya-detskoy-hudozhestvennoy-shkoly-v-izobrazitelnoy (дата обращения: 14.12.2019).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.