Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(84)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
АННОТАЦИЯ
Данная статья рассматривает, какие виды «традиционного» и «нетрадиционного» изобразительного искусства существуют у коренных народов Севера. Определяются основные художественные образы, используемые в творчестве обских угров. Рассматривается появление живописи у коренных народов Севера.
Ключевые слова: изобразительное искусство, коренные народы Севера, живопись, этнос, обские угры.
Искусство Севера составляет одну из интереснейших граней духовного богатства нашей страны. Малочисленные народы были территориально разбросаны, разделены суровым климатом и далеки от центров цивилизации.
История изобразительного искусства обских угров насчитывает много столетий. Оно развивалось под влиянием исторических событий, взаимодействия художественных культур местных этнических групп. Осталось коренных народов Севера не так много и главная цель этих народов сохранить и передать память предков новому поколению. Одним из основных способов передачи наследия служит изобразительное искусство.
Народное творчество коренных народов Севера донесло до наших дней элементы древней языческой культуры, а их традиционные промыслы и ремесла свидетельствуют о тесной связи с природой.
Одним из первых видов «традиционного» народного творчества являлись изделия из бересты. Изготовлением данных предметов занимались только женщины. Они выполняли различные предметы быта такие как: ковши, ведра, миски, коробки. Также берестяные изделия были украшены различными изображениями зверей и птиц.
Еще один вид декоративно-прикладного искусства, характерный для малочисленных коренных народов стала – вышивка. На одежду, которую женщины шили сами из шкур и меха животных, они наносили различные узоры и изображения с помощью различных видов нитей и бисера. Также одежду украшали орнаментом.
При полном отсутствии письменности у обских угров, пиктография (картинное письмо) – была единственным способом записи различных событий. В основном данные зарисовки изображались мужчинами, после возвращения с охоты. Они оставляли «знак» на дереве пойманного животного. Редко встречались и повествовательные рисунки с изображением людей, например сидящих на нартах. Во всех таких изображениях отсутствует какое-либо обозначение земли или фона.
Изображения религиозного содержания можно было встретить, прежде всего, на предметах культа, так и на некоторых предметах хозяйственного и бытового назначения. Здесь изображались образы животных и божеств.
Образы животных и божеств, предавали огромную роль в народном творчестве малочисленных коренных народов Севера. Они использовались абсолютно во всех видах изобразительного искусства.
Художественные образы, создаваемые на тему мифологии – глубокая внутренняя потребность. Художники коренных народов пытаются понять ее для себя и открыть другим. Богами они считали все вокруг. Солнце, луна, вода, огонь играли очень важную роль в их жизни.
Одним из самых часто встречаемых художественных образов является образ оленя. Олень для коренных народов Севера один из божественных существ. Он служил им и едой, и одеждой, и «напарником» по охоте[5,c.1786].
Изображение на бумаге, у коренных народов Севера, появились довольно поздно, даже в 1910-г. данный вид творчества не был еще характерен. Самым первым графическим рисунком как раз таки стало изображение оленя. Не смотря на то, что они не владели художественными средствами создания художественного образа, с первого раза коренной житель Севера, хорошо передал форму и типичные особенности животного. В некоторых случаях намечаются глаза, причем иногда два глаза рядом даже на рисунках в профиль[4, c.24].
C появлением русских красок, рисунки и изделия коренных народов Севера начали приобретать цвет, становились ярче и красочнее, таким образом, начал зарождаться «северный стиль».
Практически единственным примером проявления цвета в живописи XIX века являются «шторки», впервые исполненные примерно в 1823 году. Так называемые «шторы» представляют собой писанные на сшивных прямоугольных полотнищах миткаля тушью с акварельной раскраской много композиционные рисунки, напоминающие картографию. Данные изображения содержали в себе несколько сюжетов, носящие, в основном, исторических характер. Среди «сюжетов» встречались также изображения оленей, построек, лодок, охотничьих ловушек и т.д. [6,c.37]. Следом за «шторками» появилась и первая картина маслом.
Далее после такого начала цветных изображений в творчестве коренных народов Севера наступило «затишье». Лишь только в 1920-30 годах начал окончательно приобретать характерные черты «северный изобразительный стиль». Для него характерны: плоскостность, декоративность изображения, отсутствие линейной и воздушной перспективы. Стали появляться первые народные художники-живописцы.
Первые художники коренных народов Севера были самоучками, но с появлением художественного образования, «суровый стиль» начал приобретать перспективу[1,c.128].
Основными образами, по-прежнему, являлись духи, бога, животные. Новым образом в живописи стал человек. Начали появляться тематические композиции и портреты.
В тематических композициях был представлен быт коренных жителей Севера. У одних художников он был представлен очень лаконично, количество бытовых предметов минимально, основными акцентами являлась яркая и богато декорированная одежда персонажей; цвет и контур выступали главными средствами выразительности. Другие же показывали быт, совсем наоборот, придавая значение не художественному образу человека, а предметам быта (через натюрморт).
Портретная же живопись представляла собой передачу человеческого образа через подчеркивание национальных черт лица и одежды. Художники акцентировали внимание на главной фигуре, посредством «замыливания» фона. Портретируемые, изображаются в праздничном богатстве одежд и предметов быта, при этом каждая деталь, в свою очередь, оказывается вплетенной в целое. В основном объектом для портрета служила хантыйская женщина.
Цвета в живописи в начале появления «северного стиля» были локальными, колорит очень ярок[6, c.11]. Потом цветовая палитра имела земельные оттенки. Сейчас же живопись коренных народов Севера пришла к более реалистичному изображению. Художники стали писать свои работы грамотно, с соблюдением всех правил, но главной особенностью искусства коренных народов Севера так и осталось сохранение и передача опыта через полотна и различные изделия.
Список литературы:
- Болотов И. Живопись малочисленных народов Российского Севера // Югра. № 6. С. 10-15.
- Большева А.В. Стилевые основы композиций панно Н. Шахова из коллекции МАЭ // Сборник музея и антропологии и Этнографии Х. Изд. Академии Наук СССР. М., Л., 1949. С. 34-38.
- Иванов, С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX–начала ХХвека. Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. Отв. ред. Л.П.Потапов // Труды Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т.XXII. М.; Л., 1954.–839с.
- Лебедева А. В. Олень в изобразительном искусстве хантов и манси // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1786–1790. [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL: https://e-koncept.ru/2016/96276.htm (Дата обращения 08.12. 2019)
- Сязи А.М. Декоративно-прикладное искусство хантов нижней Оби. Тюмень, 1995. –169 с.
- Федорова, Н.Н Северный изобразительный стиль. Константин Панков. 1920-1930-е годы. Текст, составление. Издание журнала «Наше наследие», М., А/О «Новомедия трейдинг ЛТД», Финляндия, 2002. 128 с.
Оставить комментарий