Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(84)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Кабачевская А.В., Кравченко К.А. ОБРАЗЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СТАНКОВОМ ИСКУССТВЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 40(84). URL: https://sibac.info/journal/student/84/161271 (дата обращения: 26.12.2024).

ОБРАЗЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СТАНКОВОМ ИСКУССТВЕ

Кабачевская Анастасия Викторовна

студент 3 курса, Институт искусств, ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет",

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

канд. пед. наук, доц. ВАК РФ, проф. кафедры изобразительного искусства Института искусств ФГБОУ ВО "Новосибирский государственный педагогический университет",

РФ, г. Новосибирск

Одной из животрепещущих проблем искусствоведения является проблема передачи образа Великой Отечественной Войны в станковом искусстве. В военные годы в каждом виде искусства возникали определенные задачи и находились сугубо индивидуальные способы их решения. В данной статье рассматриваются способы передачи художественных образов в станковом искусстве военного и послевоенного времени.

Затруднение в раскрытии данной темы состоит в том, что нет однозначного взгляда на образы войны. С течением времени отношение художников к минувшим событиям менялось. Как правило, история периодически  переписывается, появляются новые факты, какие-то события отодвигают на дальний план, какие-то, напротив, выделяют из контекста. Соответственно автор, творящий в определенный отрезок времени выражает в основном всеобщее видение событий. Он, как элемент общества пытается передать взгляд на войну при помощи современных изобразительных приемов через призму сложившихся в данный момент взглядов. Другая грань вопроса в том, каким путём передать образ войны так, чтобы это было понятно и доступно всем слоям населения.

Важно выделить, что советское искусство формировало у людей такие высокие нравственные качества, как преданность социалистической Родине и коммунистическим идеалам, глубокая убежденность в правоте своего дела, готовность до конца отстаивать революционные завоевания. Оно раскрывало характер и цели войн, стремилось довести до сознания каждого человека сущность захватнических целей фашизма. Другими словами искусство обеспечивало духовную победу над врагом [1].

Имеет значение то, что образы войны в русском искусстве с течением времени претерпели существенные изменения. Прослеживая историческое развитие военной тематики в изобразительном искусстве, можно сделать вывод, что структура и внутренняя организация сюжетных композиций усложнялись со временем. Справедливо утверждать, что  военные образы нашли не только новые пути решения в станковом искусстве, но и стали существенно совершеннее и натуралистичнее в своих проявлениях, пройдя долгий путь развития с учетом эстетических требований общества [2].

Графика 1941-1945 годов интересна и многообразна в своих проявлениях. Задача станковой графики военного периода была  в передачи образа неизбежной победы честности и нравственности над подлостью и бесчестием немецких захватчиков. Художники применяли различные средства выразительности, чаще всего это линейные или пятновые зарисовки. Четко прослеживался условный характер рисунка, образность композиций. Широкое распространение имел серийный способ изображения военных образов. Станковая графика военного периода достигла небывалого развития и размаха, ее характерной чертой является изобилие образов и тем, а так же активные художественные поиски.

После Великой Отечественной войны в художественном сознании советских графиков прошла переоценка ее значимости и влияния на человека. Мирное время позволило художникам иначе взглянуть на прошедшие события и переосмыслить значимость их в общественной жизни. Усилились художественные поиски, появились новые пути решения поставленных задач. Работы создавались в соответствии с царящей в обществе эстетикой. Распространенным видом графики послевоенного периода является офорт и линогравюра. Творчество художников-графиков направлено на изображение мирного настоящего и светлого будущего. Анализируя жизнь советского общества через призму злополучных событий войны, художники выводят своим искусством вечную формулу жизни, провозглашая мир и любовь единственной истиной [3].

Живопись периода Великой Отечественной войны подчинена идейному направлению в советском искусстве. Одной из ее основных черт на данном этапе развития является изображение боевых подвигов советского народа. В годы войны государство было в значительной мере заинтересовано влиянием искусства на общественное сознание людей. Так как на данный исторический этап пришлось развитие социалистического  реализма, а для него характерна народность и социальная направленность, то стоит отметить, что в военный период одной из важнейших идей была идея показать мужество и героизм советского человека. Показывая доблестные качества советского солдата, художник тем самым говорил о возможности каждого человека встать в один ряд с героем и послужить своей родине.

Годы Великой Отечественной войны совпали с формированием социалистического реализма в искусстве СССР. Его возникновение и развитие связано с распространением социалистических идей в разных странах и росту революционного рабочего движения. Социалистический стиль  представляет собой эстетическое выражение социалистически-осознанной концепции мира и человека, продиктованное эпохой борьбы за установление и создание социалистического общества. Основные художественно-структурные принципы искусства обуславливают образ жизненных идеалов и содержание. Поскольку главной концепцией искусства соцреализма становится позитивный, оптимистичный настрой, ориентация на созидание, утверждение ценностей советского строя, то и в военной живописи художники пытаются не отрываться от главных задач искусства и создают жизнеутверждающие, внушающие надежду на скорую победу, произведения.

В своем докладе на тему социалистического реализма А.В.Луначарский  рассуждал о массовом характере искусства. Порицая буржуазные взгляды, он выдвигает следующую концепцию: «искусство для искусства» должно быть заменено лозунгом «искусства для народа». Суть социалистической реальности  Луначарский видел в его динамике:  «Социалистический реалист понимает действительность как развитие, как движение, идущее в непрерывной борьбе противоположностей. Но он не только не статик, он и не фаталист: он находит себя в этом развитии, в этой борьбе, он определяет свое классовое положение, свою принадлежность к известному классу или свой путь к этому классу, он определяет себя как активную силу, которая стремится к тому, чтобы процесс шел так, а не иначе. Он определяет себя как выражение исторического процесса, с одной стороны, а с другой стороны, — как активную силу, которая определяет собой ход этого процесса» [4, стр. 497].

В живописи послевоенных лет прослеживается переосмысление значения Великой Отечественной войны на развитие общества и влияние на душу человека. В работах художников отразились положительные результаты послевоенного строительства, высокий нравственный подъем человека, утверждение коммунистических идеалов в обществе. В данный временной период широкое распространение получают жанровые композиции. Художники изображают людей в различных жизненных обстоятельствах. В искусстве появляется новое направление «суровый стиль». Художественные средства выразительности послевоенного периода лаконичны и образны по своему характеру. Живописцы при помощи новых методов изображают образ народа-победителя. Грабарь утверждал, что «из периода Великой Отечественной войны советская живопись вышла закаленной и возмужавшей, вобравшей в себя огромный жизненный опыт…» [5].

В целом искусство периода Великой Отечественной войны является подлинным образцом непреходящей истины, предстающей перед человеком в волнующих впечатлениях и художественных образах. Произведения искусства на военную тему раскрывают не гаснущий во времени подвиг советского народа.

 

Список литературы:

  1. 1.История советского искусства. Живопись, скульптура, графика. т. 2.–М.: Искусство, 1968, С. 153–154, 268–270.
  2. Художник: журнал/глав. Ред. В.А.Юдичев.–Москва: ежемесячный журнал союза художников РСФС, 1977, 6-64 с.
  3. Художественная летопись Великой Отечественной: Графика, живопись, скульптура, театр.-декорац. искусство, нар. искусство / Е. В. Зайцев. - М.: Искусство, 1986. – 495.
  4. Луначарский, А.В. Собрание сочинений. Литературоведение. Критика. Эстетика, [Текст], в 8 т., Академия наук СССР, Институт мировой литературы им. А. М. Горького ; [редкол.: И. И. Анисимов (гл. ред.) и др.], Т. 8, Эстетика, литературная критика. Статьи, доклады, речи (1928-1933) Москва: Художественная литература , 1967 .- 653 c.
  5. Грабарь, И. Э., Лазарев В. Н.,  Кеменов В. С. История русского искусства: в 13 т. М.: Издательство АН СССР, 1960. Т. 12. 616 с.

Оставить комментарий