Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 39(83)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Сердюкова Н.С., Кравченко К.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЗАМЫСЛА НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 39(83). URL: https://sibac.info/journal/student/83/159978 (дата обращения: 19.11.2024).

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАМЫСЛА НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА

Сердюкова Надежда Сергеевна

студент, кафедра изобразительного искусства, новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

канд. пед. наук, доц. ВАК РФ, проф. кафедры изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет

РФ, г. Новосибирск

FORMATION OF A CONCEPT BASED ON A LITERARY SOURCE

 

Serdyukova Nadezhda Sergeevna

Student, Department of Fine Arts, Novosibirsk state Pedagogical University,

 Russia, Novosibirsk

Kravchenko Ksenia Alekseevna

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor Higher attestation commission of the Russian Federation, Professor department of fine arts, Novosibirsk State Pedagogical University

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье освещена проблема формирования замысла в процессе создания иллюстрации. Путь решения данной проблемы рассматривается в поэтапной творческой работе.

ABSTRACT

This article highlights the problem of formation a concept in the process of creating illustrations. A way to solve this problem is considered in a phased creative work.

 

Ключевые слова: иллюстрация, замысел, выразительный образ.

Keywords: illustration, concept, expressive image.

 

Формирование замысла — это один из ключевых этапов осознанной работы над изобразительным произведением. Без четко сформулированного замысла невозможно грамотно передать выразительный образ. Без выразительного образа иллюстрация теряет свой смысл, поскольку не является побудителем к прочтению произведения или в должной мере не раскрывает замысел литературного источника. Тем самым низкое качество творческих работ можно предотвратить добросовестным отношением к этапам творческой работы.

Создание иллюстраций — сложный процесс, требующий от художника-иллюстратора раскрытие литературного текста через художественные образы. Этот процесс имеет ряд ограничительных особенностей, которые необходимо учитывать, чтобы создать полноценную и достойную иллюстрацию.

За свою многовековую историю, художественное творчество собрало многочисленные и различные концепции понимания сознательного и бессознательного в процессе создания изобразительного произведения. Так, французский философ А. Пуанкаре подчеркивал взаимосвязь сознательного подхода с бессознательным, только при условии осмысления «некого озарения» с последующей сознательной работой. Опираясь на исследования А.Пуанкаре, Ж.Адамар выделял этапы творческой работы, называя их «подготовкой», «инкубацией» и «озарением» [1, с. 31]. Таким образом появляются осознанные концепции последовательной работы над изобразительным произведением. Позже многие исследователи, такие как Ж.Адамар, А.Л. Лук и Р. Захаров единодушно выделяли замысел, как необходимый элемент творческой деятельности [3 с. 98]. Понятие творческого замысла включает в себя исходное представление художника о своем будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческая работа. Но большинство людей сталкивается с проблемой формирования замысла на основе литературного источника. Из-за чего творческая деятельность над иллюстрацией проходит хаотично и создает множественные проблемы в воплощении выразительного образа. Для решения этой проблемы необходимо вести свою творческую деятельность последовательно. Вышеупомянутые деятели, такие как Ж.Адамар, А.Л. Лук и Р. Захаров также рассматривали и выделяли стадийный характер замысла в творчестве [3 с.98]. Как правило, формирование замысла проходит через четыре основных этапа: возникновение замысла, вынашивание замысла, воплощение замысла, восприятие замысла.

Возникновение замысла при создании иллюстрации невозможно без фундаментальной работы с отобранным текстом. Исследование выбранного произведения проводится путем многократного и осознанного прочтения. Первостепенно стоит обратить свое внимание на заложенные идеи автора, поскольку смысл иллюстрации заключается в визуальной интерпретации этих идей по средствам графической передачи персонажей и эмоционального окружения. Для этого отбираются описания персонажей и указываются литературные средства используемые автором для создания того или иного образа. Данный подход даст понимание конкретных и намеренных стилистических приемов автора как основы для представления будущих образов персонажей в собственной творческой работе. Кроме выявления стилистических приемов автора необходимо вычленить каждое действие героев и выбрать ключевые моменты способные приблизить к пониманию произведения в иллюстрации.

Уже на этапе прочтения литературного источника у иллюстратора могут возникнуть ассоциации с использованием определенной графической техники. Если этого не происходит, значит стоит уделить время на расширение собственных знаний в особенностях каждого графического материала в книжном искусстве и сопоставить их качества на изобразительной плоскости с проведенным анализом произведения. Выбранный художественный материал должен визуально раскрывать достоинства эмоциональной атмосферы произведения.  

Когда сюжетно-изобразительная основа определена, полезно обратиться к истории изобразительного искусства и проанализировать работы художников прошлых лет, посвященные данному произведению. Это поможет выявить не только обширный выбор интерпретации одного и того же произведения, но и соотнести в сравнении свое понимание и виденье будущей работы с существующими иллюстрациями. Такой подход расширяет запас собственных решений и обогащает представления будущей работы. Не исключается и факт вдохновения работами одного из художников, впечатления от которых может отразиться в иллюстрациях.

На этапе вынашивания замысла создаются множественные вариации сюжетно-изобразительных эскизов, в которых рассматриваются различные композиционные решения и подходящие средства графики для создания художественного образа. Графические средства визуально упорядочивают эмоциональную динамику и смысловую нагрузку произведения с учетом особенностей линии, пятна, точки, штриха и их всевозможных комбинаций. Так, применение пятна, выстраивает силуэтную структуру фигуры, а пластичность линии раскрывает воздушность образа. Расположение точек относительно друг друга выстраивает разнообразное тональное распределение листа, точно также, как и штрих. Различные комбинации, как например, линия и пятно, придают изображению острое сочетание и изысканность. Равноценное сочетание линии и штриха может служить как для декоративного характера, так и для передачи вполне реального характера изображения [2 с. 92]. Отбор средств должен сопоставляться характерным особенностям лирического героя и его окружения. Для придания большей выразительности художественного образа используется одно средство графики или два контрастных. Не рекомендуется сочетание всех элементов, поскольку такой подход является самым сложным в соподчинении средств и организации изобразительной плоскости.

Этап воплощения замысла — этап создания выразительного образа путем отбора поискового материала и его уточнения.

Восприятие замысла — последний этап, в котором анализируется решения поставленных задач на этапе возникновения и вынашивания замысла. Для этого необходимо вернуться назад к иллюстрированному произведению и оценить проделанную работу. Стоит еще раз проанализировать художественный образ с лирическим и соотнести первоначальный возникший замысел с готовой иллюстрацией.

Поэтапное формирование замысла способствует пониманию и определению выразительного образа будущей иллюстрации как визуальной интерпретации литературного источника.

 

Список литературы:

  1. Адамар Ж. Исследование психологии в области математики/ под.ред. И.Б. Погребысского. — М.: Сов. радио, 1970. — 240 с.
  2. Бесчастный Н. П. Черно-белая графика: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Владос, 2013. — 272 с.
  3. Гевленко Ю. А. Художественный замысел как творческая процедура // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2013. — № 9. — С.96—99.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.