Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 23(43)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Известно, что в настоящее время в российском общем образовании идет переход от классической передачи знаний к личностно-ориентированному подходу в обучении, в ходе которого происходит развитие творческих способностей каждой отдельной личности, ее социализация и ориентация учеников на будущую профессию.
Говоря об историческом образовании, стоит отметить, что основной его целью сегодня является не только и не столько получение хронологических исторических знаний, сколько умение эти знания анализировать, структурировать и делать выводы, тем самым учиться глубинно понимать процессы, происходящие в обществе. Сама система исторических взглядов на сегодняшний день изменилась. В их основе сегодня лежит цивилизованный подход, который изменил структуру исторического знания. В этой связи большое внимание уделяется проблемам развития культуры. Но процесс изменения и преобразования всегда непростой и включает в себя множество аспектов и нюансов. Поэтому говорить о принципиально новом подходе к изучению вопросов культуры в школах пока не приходится. Вся тяжесть этого вопроса ложится на плечи учителя, так как школьные учебники и учебные пособия не ориентированы на раскрытие данной проблемы. Материала в них дается много, но блок культуры, как правило, сжат до основного минимума и не раскрывает сути, к тому же, на изучение этих вопросов отводится мало времени. В связи с такой спецификой школьного курса истории, учителя испытывают трудности в отборе необходимого материала и его изучении. Большинство знаний по культуре школьники получают из уроков мировой художественной культуры, музыки, изобразительного искусства и литературы.
Среди современных учебников по истории России выделяются учебники А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. Они соответствуют требованиям Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. В данных учебниках уделяется значительное место вопросам культуры и быта. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Вопросы обучения истории рассматриваются во многих учебно-методических пособиях. Например, Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова поднимают вопрос о единстве конкретного и абстрактного в процессе обучения, что способствует формированию у учеников исторических знаний путем перехода от конкретных данных к обобщающим понятиям и, как следствие, осмыслению исторического процесса в целом [2].
На сегодняшний день сложились различные подходы к изучению блоков культуры на уроках истории. Как уже говорилось выше, сегодня в большинстве учебников преобладает традиционный или персоналистский подход: параграфы изобилуют именами известных исторических деятелей культуры и фактами о них [3]. Знания эти, безусловно, необходимы, но усвоение большого количества материала в данной форме крайне сложно для школьника. При этом такой подход практически не дает возможности проследить связь писателя или художника с обществом. Материал необходимо подавать исходя из проблемы, показывая связь культурного деятеля с экономикой, политическими и общественными процессами в стране. Также данный подход не совсем уместен при изучении современной культуры.
Наиболее интересным является ценностный подход, который позволяет постичь философскую основу культурно-исторического знания. В произведениях искусства ученики вместе с учителем выявляют символику и мифологию, благодаря чему имеют возможность познать экономические, политические и ментальные основы общества изучаемого периода [3]. В условиях современного образовательного процесса ценностный подход является более уместным, нежели искусствоведческий, суть которого заключается в сущностном анализе произведений культуры.
Также стоит отметить эстетический подход, который основывается на формировании у современных школьниках совокупности взглядов в таких категориях как: прекрасное и ужасное, трагическое и комичное и т.п. Культурно-исторический материал крайне богат и дает возможность развить у детей чувство прекрасного. В современной школе встречается дублирование курсов истории и МХК, поэтому применение эстетического и искусствоведческого подходов на данных уроках позволяет решить эту проблему [3].
Спорным, на мой взгляд, является так называемый диалогический подход, который основывается на идее внутреннего диалога человека. Основоположником данной идеи является М.М. Бахтин, русский философ, культуролог и теоретик европейской культуры и искусства. Суть диалогического подхода заключается диалоге с Богом, традициями и обществом, в который вступает творец при создании своего произведения. Ученик же познает суть изучаемого материала через этот диалог, тем самым понимает, что автор хотел сказать своим творением. Считается, что такой подход формирует у детей сознание, свободное от монокультурного восприятия действительности.
Давно известен и активно применяется на уроках истории личностно-ориентированный подход. Для изучения культуры он является достаточно продуктивным, так как направлен на индивидуальное усвоение школьником заданного материала, основанное на его личном творческом потенциале, личном опыте и эмоционально-ценностном отношении к произведениям культуры. Данный подход строится на основе субъективного мышления ученика.
В последнее время наиболее популярным стал проектный подход к изучению. Учебный проект дает возможность учащимся самостоятельно создавать что-то интересное, проявлять творческую смекалку и применять свои знания на практике. Такой способ позволяет изучать не только произведения искусства, но и повседневную культуру общества [3].
Самым распространенным и, на мой взгляд, продуктивным выступает в школьном образовании интегрированный подход. Он основывается на совместном рассмотрении всех сфер жизни общества, не выделяя культурно-исторический материал в отдельный блок. Такой подход позволяет рассмотреть материал по культуре как составляющую часть социальных, экономических и политических явлений, и наоборот изучить данные явления через призму историко-культурных фактов [3].
Таким образом, применение какого-либо одного подхода к изучению культуры на уроках истории является нецелесообразным. Исходя из темы, подобранного материала и способов подачи, учитель сам выбирает, какой подход или подходы поспособствуют наиболее эффективному усвоению информации.
Все вышеперечисленные подходы включают в себя различные методики, которые позволяют задействовать у учащихся различные каналы получения информации, а также развивать творческие способности учеников.
Методические приемы изучения культуры на школьных уроках истории могут быть следующими:
- Монологическое и диалогическое изложение информации (лекция, беседа, семинар, дискуссия, виртуальная экскурсия и т.д.);
- Метод постановки проблемных вопросов (в ходе урока создается проблемная ситуация, например, дается несколько разных точек зрения на одну проблему);
- Исследовательский метод (работа с книгой, анализ информации, создание презентаций и т.д.);
- Игровой метод (построение урока в виде игры, соревнования) [1].
На сегодняшний день методические пособия предлагают нам изобилие различных методов обучения, среди которых каждый учитель найдет подходящие именно ему.
Изучение культурных блоков на уроках истории – вопрос сложный. Длинные перечни имен, памятники культуры, которые упоминаются в учебниках, зачастую ничего не говорят ученикам, когда на самом деле за каждым именем и памятником стоят значимые культурные явления. Изучая культуру в рамках школьного курса истории, следует помнить о многих аспектах. Во-первых, в содержательной составляющей культурный материал всегда не самостоятелен и должен рассматривать в контексте исторической эпохи и ее событий. Здесь просматривается очевидная истина, что вне человеческой истории культура не существует. Во-вторых, памятники культуры всегда очень емко отражают важные исторические процессы и общественные явления, что необходимо прослеживать в курсе истории. В-третьих, если говорить о произведениях искусства, то они всегда богаты на эмоции и глубоко индивидуальны, поэтому умение понимать видение автора поможет найти связь с его современностью. В-четвертых, учитель не может разбираться во всех направлениях искусства и сферах культуры. Поэтому на уроках необходимо концентрироваться на нескольких из них, закономерности которых, и их связь с историческим развитием понятны самому учителю и могут быть доступно донесены до учеников.
Изучение вопросов культуры на уроках истории способствует формированию у учащихся ценностных установок, на основе личностного осмысления исторического опыта, восприятия идей гуманизма и чувства любви к своей родине. А также развивает интерес к истории и культуре своего и других народов, бережное отношение к культурному наследию страны. История формирует современное историческое сознание каждого отдельного школьника [4].
Список литературы:
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории. – М., 1999.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В. История образования в современной России. – М., 1997.
- Короткова, М.В. Проблема изучения культуры в школьном курсе истории: взгляд методиста // Преподавание истории в школе. – 2010. – № 5. – С. 3-7.
- Ямбург Е.А. Воспитание историей. – М.: «Знание», 1989. – 80 с.
Комментарии (1)
Оставить комментарий