Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 9(29)
Рубрика журнала: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
НАЦИОНАЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННЫХ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕРЕМОНИЙ ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается проявление национальных и мультикультурных элементов в Церемониях открытия Олимпийских игр (Солт-Лейк-Сити, Турин, Ванкувер, Сочи, Пхёнчхан). Так же будет исследовано многообразие выразительных форм национальной культуры и определен регламент проведения церемониала открытия зимних Олимпийских игр. Работа может стать основой учебно-методических рекомендаций режиссёрам и организаторам массовых спортивных мероприятий.
Ключевые слова: Церемония открытия зимних Олимпийских игр XXI века, театрализованные части церемоний открытия Олимпийских игр, национальное и мультикультурное в церемониях открытия Олимпийских игр.
На сегодняшний день тема такого события, как Международные Олимпийские игры, является крайне значимой. Огромное значение придается Олимпийским играм не только в спортивном, политическом, но в эстетическом, культурном и прочих смыслах. В совокупности Олимпийские игры считаются мультикультурным явлением: и зрители, и спортсмены, и организаторы из разных точек мира воплощают идею мультикультурализма. Но в этом мультикультурном потоке остается место для проявления национальной самобытности и это выражается в театрализованной части церемоний открытия Олимпийских игр.
Мультикультурное общество в рамках национального развития представляет собой совокупность различных культур, существующих в едином пространстве, где люди сосуществуют в контексте единой территории, но различны в культурном мировоззрении, этническом происхождении, вероисповедании и языковой принадлежности. Это создаёт предпосылки взаимодействия культур, а так же рассмотрения вопроса о роли и места отдельных культур в современном театрализованном представлении. Любая страна-хозяйка, выступая на Церемонии открытия Олимпийских игр, в комплексе составляет мультикультурное государство, однако представляя единую нацию, под единым флагом, гербом, гимном.
Именно в театрализованной части Олимпийских игр находит свое выражение национальная самобытность народа. Опасаясь глобальных мультикультурных смешиваний и выступая против давления глобализации, страны-организаторы Олимпийских игр стремятся сохранить свою культуру, религию, язык, традиции и уникальную идентичность,
Театрализованные части церемонии открытия зимних Олимпийских игр включают в себя национальную составляющую, к которой можно отнести: территорию, гражданство, символику, язык, традиции и обычаи, исторических героев.
Национальное самосознание включает в себя исторические и географические образы, социальные и культурные ценности, которые подвержены изменениям с течением времени.
Географический образ и природа (ландшафт и климат) страны присутствуют в идентичности многих государств. В русской истории пространство играло особую роль. По сути, именно оно является одним из главных богатств, а отчасти и оружием своего народа. Поэтому важным будет найти такие выразительные средства, характеризующие национальный колорит, который будет понятен в мультикультурном обществе.
В качестве объединяющих национальных символов выделяется образ истории. История - это все то, что нас составляет. К исторической памяти страны относится культурное наследие, достижения в области науки, выдающиеся исторические личности.
Национальные символы раскрываются и в достижениях в областях науки, культуры, спорта, в том числе участие в праздниках, фестивалях, конкурсах. Представление страны на столь значительном событии как Олимпийские Игры способствует поднятию авторитета на международной арене.
Государственные системы институтов, формирующие устойчивые общенациональные образы в сознании человека являются важным объединяющим фактором.
Наиболее важным объединяющим фактором является язык. В большинстве стран государственным считается один язык, но в ряде стран существует несколько официальных языков. В официальной части приветственное слово предоставляется главе государства, выступающим на официальном языке страны, принимающей Олимпийские Игры. Трансляция игр проводится на французском языке, что является не случайным. Идея возрождения Олимпизма принадлежит французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену.
Звучание национальной музыки характеризует национальное достояние. Еще испокон веков музыка была важной частью повседневной жизни человека. Песни и музыка сопровождали главные события человеческой жизни. В национальной музыке храниться вся кладезь народа на пути к духовной составляющей человека. Зачастую, одним из основных элементов, отражающих колорит того или иного народа является окружающая среда. Природа влияет на национальную музыку, в особенности на рисунок мелодии. У горных жителей большую роль, например, играет эхо; в русской протяжной песне слышится ширь и гладь наших полей и степей и раздолье могучих рек. Музыка отражает характер народа.
К выразительным средствам относится и Олимпийская символика. Она была придумана Международным олимпийским комитетом с целью продвижения идей Олимпийского движения по всему миру. К Олимпийской символике относится: флаг и эмблема, гимн, клятва, девизы и лозунги, медали, Олимпийский огонь, лавровая ветвь, салют, талисманы, эмблема игр.
Олимпийские зимние игры современности длятся 16 дней: Солт-Лейк-Сити с 8 по 24 февраля, Турин с 10 по 26 февраля, Ванкувер с 12 по 28 февраля, Сочи с 7 по 23 февраля, Пхёчхан с 9 по 25 февраля, причем на проведение театрализованной части открытия и закрытия выделяется только по одному дню.
Представление зрителям облика страны, знакомство с национальной культурой и историей воплощено в творческой программе. Обычно содержание шоу программы остается в секрете до последней минуты начала представления. Каждый год режиссеры находят новые методы, чтобы удивить зрителя. Следующая Олимпиада превосходит прошедшие по охвату и использованию новейших технических средств. Организаторам шоу удалось отыскать способы объединения протокольной части церемонии открытия зимних Олимпийских игр с грандиозной шоу-программой, создавая праздничную атмосферу. Но помимо творчества в церемонию открытия Олимпийских игр включена и протокольная часть.
Основными элементами протокола церемоний открытия зимних Олимпийских Игр стали:
- Приветствие официальными лицами;
- Исполнение государственного гимна;
- Парад национальных команд-участников;
- Открытие Олимпийских Игр главой государства принимающей страны;
- Поднятие Олимпийского флага;
- Исполнение Олимпийского гимна;
- Олимпийская клятва атлета, судьи, тренера;
- Появление международного символа – голубя мира;
- Эстафета и зажжение Олимпийского огня;
Протокольная часть является одной из составляющих церемоний открытия Олимпийских игр. Протокол отвечает за мультикультурную составляющую, так как принят в международном значении. Несмотря на жесткий регламент, организаторы пытаются обыграть протокольную часть, как можно емко и насыщенно рассказать о своей культуре, выражая национальные признаки. Каждые четыре года, мы с нетерпением ждем нового вклада в сокровищницу культуры, который внесет страна-организатор, чем запомнится следующая церемония открытия.
Для проведения грандиозных Церемоний открытия Олимпийских игр привлекаются лучшие организаторы массовых шоу, режиссеры, сценаристы, специалисты по спецэффектам со всего мира. Самые известные представители культуры и спорта получают возможность выступить за свою страну. Трансляция Церемоний открытия Олимпийских игр из года в год набирает большую популярность, где каждая страна стремится превзойти предыдущую масштабами и красотой выразительных средств. Каждая Олимпиада является событием, которое меняет отношение к самим себе, способствует укреплению старой дружбы и установлению новых связей. Это отличный повод показать культурной код своей страны, заявить о самобытности и уникальности. Каждая страна-организатор имеет возможность познакомить другие государства со своей культурой, традициями и обычаями, собравшись в одном месте и вспомнить о родстве. Олимпийские Игры являются своего рода культурным наследием. В церемониях открытия показывается национальное достояние, передаваемое из поколения в поколение.
В проанализированных церемониях открытия зимних Олимпийских Игр XXI века в большинстве случаев главным проводником действия являются дети (Солт-Лейк-Сити, 2002, Сочи,2014, Пхёнчхан,2018), что, на наш взгляд, обедняет действо. Дети верят в сказки, им легко фантазировать, да и смотрятся они очень мило на многотысячном стадионе, однако это не делает насыщенной сюжетную линию.
Наиболее скромное проявление художественных средств оказалось на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Несмотря на мощную сценографию театрализованная часть показалась нам более слабой в отличие от последующих церемоний открытия Олимпиад. Сама форма стадиона в форме соленого озера смотрится выйгрышно и эффектно. Так как США является основательницей популярных музыкальных стилей: поп, джаз, кантри, то организаторы сделали основную ставку на привлечение мировых знаменитостей. Таким образом национальное проявилось в большей степени через музыкальную составляющую. Сопровождал действие маленький мальчик с фонарем в руках, олицетворяя тепло и доброту, которую он хотел донести до каждого зрителя и участника.
В двухчасовую шоу-программу программу церемонии открытия Олимпийских игр в Турине уместилась вся прекрасная составляющая национальной культуры страны. На наш взгляд эта церемония получилась самой зрелищной, масштабной, самобытной. Карнавальные шествия, гигантские фигуры-живой фон, флаги и полотнища, привлечение гимнастов, танцоров и акробатов – все это отражало общую идею представления. Средневековая Италия, «Божественная комедия», возрождение Венеры, происхождение «Ферарри» характеризует национальный дух страны. Италия - прародитель оперного искусства, ярким представителем которого является Лучано Паваротти. Выступив на подмостках импровизированной сцены он эффектно завершил церемонию открытия Олимпийских игр в Турине.
Основной акцент театрализованной части церемонии открытия Олимпиады в Ванкувере канадцы сделали на смене времен года. После национальной основы – индейских племен мы увидели времена года: зима, весна, лето и закончился блок осенью с яркими кленовыми листами – символом Канады. Тут организаторы снова вернулись к национальной культуре, где выступили самые известные исполнители.
В отличие от Америки Россия является страной с большой историей, уместить которую не удалось и трехчасовой шоу-программе. По использованию выразительных средств так же не сравниться ни одна Олимпиада. Организаторы мероприятия задействовали здесь все: объемные и подвесные декорации, арт-инсталяции, лазерные проекции, гигантские электронные куклы, 3D меппинг и т.д. Организаторы представили Россию со времен язычества до настоящего времени. Масленица, Эпоха Петра I, Бал Наташи Ростовой, Революция, Подмосковные вечера, Олимпиада-80, Эпоха Бэби-бума все это уместилось в театрализованном представлении. Особенно подробно на наш взгляд был показан XX век. Изобилие объемных фигур, симультанность действия, быстрая смена образов создавала эффект «скомканности». Россия обошлась без привлечения «своих» всемирно известных знаменитостей (за исключением Анны Нетребко, которая исполнила Олимпийский гимн), но некоторые музыкальные части, на наш взгляд, вызывают недоумение, в особенности музыкальный трек группы «Тату» - «Нас не догонят». Вряд ли эта композиция отражает колорит русской культуры.
Состоявшаяся церемония открытия Олимпийских игр в Пхёнчхане не изобиловала элементами напыщенности в отличие от прежних Олимпиад. Как по средствам привлечения затраченных ресурсов, так и по привлечению специалистов в области организации мероприятия. В церемонии открытия было задействовано около двух тысяч человек, из них более трехсот организаторов. На постройку олимпийских объектов и на проведение шоу было потрачено в семь раз меньше средств, чем на Олимпиаду 2014 года. Творческая команда Олимпийской церемонии обошлись практически без привлечения иностранных специалистов. Сам режиссер, Сон Сын Хван, заявляет, что основной акцент сделан не на размах и масштабность действия, а на детали и их качестве. Шоу программа получилась лаконичной и высокотехнологичной, это и было основной идеей организаторов.
Из года в год количество участвующих стран в Олимпийских играх возрастает. Так же в разы увеличивается и количество зрителей, наблюдающих за невероятным зрелищем. А это говорит лишь об одном, что интерес к Олимпийским играм не угасает, а наоборот разгорается новой силой. И поэтому режиссерам-постановщикам театрализованной части церемоний открытия Олимпийских игр необходимо находить новые выразительные средства для поддержания своей национальной культуры на высокой ступени.
Национальное является важным элементом в прямой взаимосвязи с мультикультурным. Проведение массовых мероприятий, таких как Международные Олимпийские игры, является позитивным поводом пропаганды многообразия культур, их единения для сглаживания национальных и государственных конфликтов. Положительная сторона проведения церемоний открытия Олимпийских игр направлена на устранение эмоционального неприятия другого. Она помогает выявить все культурные различия между собой и представителем иной этнической группы, объяснить природу этих различий, предотвратить возможный конфликт и найти оптимальный путь преодоления возможных противоречий. Идентичными средствами проявления национального в контексте мультикультурного в церемониях открытия зимних ОИ заявленных стран (США, Италия, Канада, Россия, Южная Корея) стали:
- Художественное оформление:
✓ Световая колористика, форма площадки, костюмы, национальные узоры;
✓ Образ истории (достопримечательности, знаковые даты и места, достижения в области науки);
✓ Система образов героев (государственные деятели, мифические и литературные герои, выдающиеся люди страны);
✓ Природный образ (климатическая составляющая и географическое положение).
- Выступления всемирно известных знаменитостей-представителей страны;
- Звучание национальной музыки (гимн страны исполняется на родном языке);
- Вынос флага выдающимися общественными деятелями науки, культуры, спорта страны, принимающей Олимпийские игры;
- Открытие игр главой государства;
- Вынос факела и клятва самыми титулованными спортсменами страны.
Несмотря на то, что каждый народ выступает представителем свой нации, вместе они составляют единство. Каждая страна-организатор Олимпийских игр внесла в сокровищницу театрализованного представления лучшие черты своей национальной культуры, раскрыв свой культурный код. Олимпийские игры служат действенным средством пропаганды идей национальной культуры, являются прекрасным средством эстетического воспитания народа. Каждая страна, принимающая Олимпийские игры, разрабатывает индивидуальный сценарий, отображающий национальную специфику страны (культура, быт, географическое расположение, климат, национальная символика, литература, национальные герои, костюмы и т.д). Олимпийские игры не только спортивное, но и культурное событие, которое меняет отношение не только к самим себе, но и другие страны получают культурную информацию, меняющую отношение к стране-организатору.
Список литературы:
- Балицкая, И.В. Мультикультурное образование в многофункциональных странах (Опыт США, Канады, Австралии) : монография / И.В. Балицкая. – М. : МПГУ.: Издательство «Прометей», 2008. – 336 с.
- Генкин, Д.Н. Массовые праздники. : учебное пособие / Д.Н. Генкин. – Москва.: 1975
- Енгалычева, Е. Закулисье Олимпийских игр: записки олимпийского волонтера: увлекательное путешествие девушки из России. / Е.Енгалычева. – Москва.: Эксмо, 2014. – 221 с.: ил
- Куропятник, А.И. Мультикультурализм, нация, идентичность (перспективы мультикультурального развития России) // Глобализация и культура: аналитический подход : сб. науч. материалов / А.И. Куропятник. - СПб.: Янус, 2003. - 137 с.
- Моннэн, Э. От Шамони до Сочи: Chamonix à Sotchi: 100 лет зимних Олимпийских игр. / Э.Моннэн [пер. с фр. К.В. Левиной и др.]. – Москва.: РИПОЛ классик, 2013. – 293 с.: ил
- Мысливцев, В.Г. Генезис этносоциальных новообразований в условиях мультикультурализма и многонациональности : / В.Г. Мысливцев. – Саратов: Издат. центр «Наука», 2007. – 264 с.
- Наследие Олимпийских игр: сравнительный анализ. : монография / общ ред. И пер. З.М. Кузнецовой. – М. : ФЛИНТА, 2016. – 504 с.
- Петров, Б.Н. Массовые спортивно – художественные представления учебное пособие : учебное пособие / Б.Н. Петров – Москва.: ТВТ Дивизион, 2006 – 376 с.
- Хамидулин, И. Олимпия. История возникновения Олимпийских игр и Олимпийского движения : учебное пособие / И. Хамидулин. – Уфа : Изд-во БТТ-принт, 2006. - 176 с.
- Тишков В.А. О национальном идеале и ценностях. [Электронный ресурс] / ВА. Тишков. (дата обращения 10.10.2016)
- Российские и Западные трактовки мультикультурализма [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/data/394/979/1207/Nizamova_9.pdf (дата обращения 08.08.2017)
- Олимпийская хартия (в действии с 15 сентября 2017 г.) [электронный ресурс] URL: http://roc.ru/upload/documents/team/charter/olimpiyskaia-hartiia-15-sentiabria 2017.pdf (дата обращения 27.08.2017)
Оставить комментарий