Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 9(29)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Мелехова Е.Д., Николаев С.Г. ТАБУИРОВАНИЕ, ЕГО ОСНОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 9(29). URL: https://sibac.info/journal/student/29/104899 (дата обращения: 27.04.2024).

ТАБУИРОВАНИЕ, ЕГО ОСНОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Мелехова Екатерина Дмитриевна

студент ИФЖиМКК; Факультет зарубежной филологии,

РФ, г. Ростов-на-Дону

Николаев Сергей Георгиевич

д-р филол. наук, проф., ИФЖиМКК

РФ, г. Ростов-на-Дону

В центр внимания в данном исследовании помещено широко известное, присутствующее в языке и функционирующее во всех сферах коммуникации явление, именуемое в лингвистике термином «табу».  

Вопреки тому, что табу было выделено и терминировано достаточно давно, а в самом языке присутствует с ранних этапов его существования, в трактовке этого явления разными филологами до сих пор сохраняются противоречия.

Явление табу исследовалось в лингвистике целым рядом ученых, среди которых Ж. Марузо [2], О.С. Ахманова [1, 475]. Мы можем найти определение этого понятия в Лингвистическом энциклопедическом словаре, в статье А.А. Леонтьева [4, 501]. Также определенное внимание табу уделяет в своем словаре В.П. Москвин [3, 467]. Общим для определения явления табу является следующее: ученые-исследователи упоминают, что слово табу полинезийского происхождения, в основе которого лежит религиозный подтекст, но также и мифология. Относительно содержания общим признаком можно назвать тот факт, что табу – это слово или выражение, находящееся под запретом. Однако в трактовке термина «табу» обнаруживаются и расхождения.

Условно все изученные нами дефиниции можно разделить на две группы. Первая группа включает в себя описание табу как чисто языкового явления (Ж. Марузо, О.С. Ахманова). Вторая группа вкладывает более широкий смысл в определение данного явления. В этой группе выделяется немаловажный фактор выхода табу за рамки языка (В.П. Москвин, А.А. Леонтьев). Мы считаем, что к истине ближе вторая дефиниция. Впрочем, и она не является совершенной, потому что любое явление, существующее в социуме, будь то запрет на какой-то акт поведения или же установленный общественный порядок, касающийся коммуникации или контактов с людьми, находит отражение в языке. Более того, ознакомившись с разными точками зрения, мы обратили внимание, что они не содержат сущностной характеристики табу, которая заключается в том, что сама эта категория никогда не исчезает из языка.

Актуальность изучения языкового табу заключается в том, что табу –динамическая категория. Суть табу заключается не в том, что именно подвергается табуированию, а в том, что данное явление существовало и будет существовать в языке всегда. Это происходит потому, что язык остается основным средством коммуникации в человеческом общении.

Целью настоящего исследования является определение особенностей и оснований возникновения табу, а также исследование функционирования табу.

В качестве задач выдвинуто следующее:

  1. Выделение критериев в виде интегральных и дифференциальных признаков;
  2. Проведение классификации на основе выделенных критериев;
  3. Определение психологических основ табуирования в речи;
  4. Определение социальных и этических основ табуирования.

В качестве материала исследования использовались различные текстовые источники, прежде всего произведения художественной литературы, тексты СМИ, в том числе средств интернет-коммуникации на английском и русском языках.

Современная лингвистика изменила свое направление в сторону антропоцентризма, поэтому важное место стали занимать такие аспекты изучения табу, как психологический, социальный, этический.

Речь человека можно назвать его вербальным портретом. Успех человека в творчестве, трудовой деятельности, его положение, занимаемое в обществе, напрямую зависят от его речи, умения пользоваться теми или иными средствами коммуникации, от владения нормами литературного языка, от знания и использования языковых средств, позволяющих достигнуть поставленных задач коммуникации, умения соблюдать этику общения. Все это является условиями достижения основной цели коммуникации.

Для того, чтобы ответить на вопрос о психологических основаниях табуирования, необходимо обратиться к психолингвистике. Эта наука помогает разобраться во многих аспектах изучения языка, в том числе в причинах использования табуированной лексики. Психолингвистика рассматривает язык как явление историческое и динамическое. Ученые, занимающиеся психолингвистикой, изучают язык как средство осуществления речевой и индивидуальной речемыслительной деятельности.

Психологические аспекты

В борьбе за существование на протяжении многих веков у человека вырабатывалась целая система защитных функций, которые сохранили наш вид на планете. Многие табу передавались из поколения в поколение. Это и запреты на произнесение имен богов, запреты на то или иное поведение, запреты на сквернословие.

Обращаясь к последнему пункту, стоит указать, что основания использования табуированной лексики лежат глубоко в человеческом сознании.

Для начала необходимо ответить на вопрос: существует ли какой-то общий закон или принцип, согласно которому люди прибегают к использованию табу? Мы считаем, что существует. Также можно выделить ряд целей, для достижения которых человек в своей речи может употреблять ненормативную лексику.

Но для того, чтобы понять первопричину использования ненормативной лексики, необходимо вернуться к основам, а именно, к детству. Когда ребенок рождается, единственная возможность, с помощью которой он может показать свое отношение к чему-либо, – плач. Позже он начинает улыбаться, смеяться, еще позже говорить.

Одним из первых чувств, которые испытывает ребенок, является фрустрация. А единственной доступной естественной реакцией на это чувство являются крик и слезы, после которых наступает фаза успокоения. Подобное деление на «этапы» можно соотнести с реакцией взрослого человека.

В процессе роста ребенок, а затем и подросток, перестает так часто плакать, а способы выражения недовольства становятся более сложными.

Здесь уже можно видеть зарождающееся отношение к агрессии. Большинство людей боятся злости и избегают ее, рассматривая эту эмоцию как «плохую/вредную», ту, которую необходимо скрывать. Но необходимо отметить, что сама агрессия, так же, как и проявление ее, является естественным состоянием для человека [8, 70-72].

Т. Джей проводил эксперимент, подсчитывая частоту употребления американскими детьми инвектив в возрасте от 1 года до 12 лет. До одного года дети могут просто повторять услышанное слово, не придавая ему никакого значения или смысла. С возрастом количество инвектив в словарном составе увеличивается, но употребление или не употребление в своей речи данных слов зависит от окружения человека [Цит. по Montague].

Таким образом, что табуированная лексика, так же, как и плач, представляет собой всего лишь ответ на внешнюю среду, на неудовлетворение наших потребностей. При помощи данной лексики человек избавляется от негативных эмоций. Разница между ними лишь в том, что один является естественным, врожденным инстинктом, а второй приобретенным.

Как уже было сказано выше, ребенок может выражать недовольство только одним доступным ему способом. Дальнейшее развитие словарного состава ребенка будет зависеть от общества, которое его окружает.

На человека прямое воздействие оказывает его окружающая среда – общество, в котором он находится. Желание показать свой статус, выделиться из толпы или же, наоборот, показать причастность к определенной группе – все это проявляется, помимо прочего, с помощью ненормативной лексики.

Социальные аспекты

Как мы уже выяснили, инвективы помогают людям выражать эмоции, и данная проблема тесно связана с проблемой употребления слов-табу в обществе.

Безусловно, прямое влияние на употребление инвектив в речи имеет социальное положение человека. Более высокие слои общества стараются избегать использования некоторых табуированных выражений, которые на их взгляд кажутся резкими, но мы также сталкиваемся с прямо противоположным процессом, когда более низкие слои общества могут не использовать слова и выражения, которые недостаточно ярко изображают их эмоциональное состояние [11]. Например, существует список слов, которые Американцы не могут употреблять в прямом эфире радио- или телепередач: fuck, shit, cunt, cocksucker, motherfucker, tits, twat asshole, cock, dick, nuts. Но такие слова, как hell, damn, ass, bitch, son of a bitch, bastard, nigger, chink, gook, kike, spic, fag/faggot, dyke разрешены для употребления. (Список слов был утвержден Федеральной комиссией по связям (США) [Federal Communications Commission]).

Важным показателем является не только деление общества на социальные слои. Например, при общении с друзьями могут быть использованы более грубые выражения, к применению которых человек не прибегнул бы при общении с малознакомыми.

Здесь стоит отметить не только английский язык. Например, в Греции молодые люди часто используют в своей речи слово malakas, что на английском означает wanker. Невозможно представить ситуацию, чтобы человек использовал данное слово в разговоре со взрослыми или малознакомыми людьми, однако для молодежи оно является лишь синонимом таким словам, как dude, bro, friend.

Употребление слов-табу играет важную роль в жизни определенной возрастной группы в обществе – подростков. Именно в этом возрасте происходит самоутверждение личности, поиск своего места в обществе. Использование слов-табу выполняет множество функций:

  1. Это средство защиты;
  2. Способ показать принадлежность к определенной группе лиц;
  3. Способ самоутвердиться в обществе и показать свой статус;
  4. Способ скрыть свои страхи.

Любой класс общества может частично или полностью отказаться от использования табу. Но невозможно отрицать существование данного пласта лексики в языке. Важным фактом является то, что даже политические деятели в своих речах допускают употребление запрещенные слова, если по той или иной причине считают их уместными. Например, Кирстен Джиллибранд – американский политик и младший сенатор от штата Нью-Йорк, в своей речи употребляет такие слова и выражения, как «fuck», «fucking’s», «bullshit», «pissed off», «they suck», «what the hell is going on?» [10].

СМИ также изменили критерии цензуры. Использование слов ass, shit, fuck стало массовым после 1960-х годов. Проверяя статистику социальных сетей, таких как Twitter, можно обнаружить, что люди здесь используют табуированную лексику в два раза чаще, чем в реальной жизни.

Стоит указать, что последние пункты нельзя рассматривать как исключительно социальные; во многом они подпадают под категорию этических табу, которые также составляют немаловажные аспекты в изучении данной проблемы.

Этические аспекты

Типы табу, которые мы имеем на сегодняшний день, различаются в зависимости от культуры и национального языка. Например, в английском языке в самих названиях (swear и curse) уже скрыта подсказка, которая указывает на религиозный подтекст слов-табу. Мелисса Мор, автор книги «Holy Sh*t», утверждает, что в средние века англичане считали особенно оскорбительным выражение Damn, так как оно называет того, кого боялись верующие. Что же касается названий частей тела человека, они не считались табу. До XVI века в Англии существовали улицы с названием Gropecunt Street. Такое название улицы получили из-за широкого распространения здесь проституции. С течением времени отношение к словам-табу, обозначающим части тела изменилось и улицы были переименованы.

Многими учеными-лингвистами рассматривается проблема соотношения табу и религии. Богохульство во многих религиях играет огромную роль, во многих культурах можно найти грубые выражения, которые включают имя Бога или Дьявола. В иудаизме, например, недопустимо употреблять имя Бога без причины.  В христианстве и в православии, в частности, употребление нецензурной лексики считается серьезным грехом. Но сегодняшнее отношение к религии можно считать скорее чем-то модным, нежели истинным принципом жизни.

Табу изучаются относительно давно, но по-прежнему остается множество вопросов. Интересным является, например, тот факт, что некоторые люди более чувствительно реагируют на слова-табу, буквально боятся их. Ни один другой пласт в лексической системе не может вызвать такую мощную обратную реакцию.

Каждый из этих аспектов имеет огромное значение в современном мире, но не менее важным является и еще одно деление табу – деление на сферы табуирования.

Так как язык является частью процесса социального взаимодействия, то можно считать язык и социальную структуру единым целым. Однако в основе дифференциации языка и структуры социального разделения общества лежит детерминирующее воздействие общества на язык. Из этого можно сделать вывод, что дифференциация языка основывается на разделении общества. А в исследование табуированной лексики можно включить дифференциацию, влияющую на этот аспект языка. Таким образом, можно выделить некоторые типы табу, которые подвержены религиозной, медицинской, политической, военной, социальной и профессиональной дифференциации.

Одной из самых важных сфер является медицинская, потому что любой человек в той или иной мере имеет к ней отношение. Что же такое медицина XXI века и какие табу она в себя включает?

Врачи сегодня используют девиз: do not harm - не навреди. И здесь речь идет не только о самом процессе лечения, не стоит умалять роль слов. Подбор определенных фраз и выражений очень важен, когда речь идет о таких интимных проблемах, как проблемы со здоровьем. Врачам, а также и остальным людям, необходимо научиться подбирать слова правильно, чтобы избежать неловких ситуаций.

На медицинском сайте «www.kevinmd.com», посвященном разным фактам, особенностям, спецификам данной сферы, существует статья, которая называется «Stop saying these 7 shaming words in medicine. Right now».

По мнению автора статьи, нельзя произносить committed suicide. Для человека, который не является носителем языка, сложно почувствовать оттенки значения, которые передает то или иное слово, ведь мы сталкиваемся с переводом, а следовательно, с доступным эквивалентом оригинала. Но если изучить сочетаемость слов, проверить синонимы, то можно понять, почему это слово является табуированным. В английском языке можно употреблять глагол commit в значении «совершить убийство, изнасилование или кражу», то есть какое-либо преступление, но суицид не является преступлением в общем смысле этого слова. Это особое медицинское состояние, название которого долгое время было под запретом.

Нельзя произносить she is bipolar. Биполярное расстройство не изменяет личностной сущности человека. Следует провести параллель с другими видами заболеваний. Никто не говорит she is pneumonia, мы говорим she has pneumonia, то же самое происходит и с психическим расстройством: she has a bipolar disorder. То же самое относится к людям с зависимостью. Нельзя сказать he is an addict, необходимо отметить, что это человек, который страдает той или иной формой зависимости – he has an addiction [13].

Помимо того, что существуют слова-табу в самой медицинской сфере, существуют также запреты для телевидения или газет, где говорится о медицине. Репортер, издатель и основатель контента HealthNewsReview.org. Гэри Швитцер (Gary Schwitzer) поделился своим собственным списком слов и выражений, которые не могут быть опубликованы или озвучены из соображений цензуры. Вот некоторые из них:

Люди не любят, когда их называют жертвами - victims. Это вызывает негативную реакцию, и Швитцер приводит примеры, когда пациенты начинают иронизировать на эту тему: «Жертвами следует называть тех людей, которых обманывают об излечении, которым вселяют пустые надежды, обещают медицинский прорыв» [12].

В современном мире также имеют место политические табу.

У американских политиков существует определенная группа слов, которые могут употребляться в обществе, но употребление их в публичных высказываниях нежелательно. Одним из таких слов является poverty – бедность. Под этим словом понимается недостаток средств у определенной группы людей. В американском политическом дискурсе данное слово практически отсутствует или старательно заменяется. Например, бывший президент США Барак Обама в своей речи упомянул тех, «кто хочет присоединиться к среднему классу».

Некоторые религии предписывают строгий запрет на гомосексуальные связи, а также инцест. Верующие люди, следующие законам, написанным в Библии, знают, что в католичестве половые отношения вообще находятся под запретом среди священников и монахинь. А иудеи и мусульмане имеют запрет, связанные с едой. Например, свинина и ракообразные рассматриваются ими как «грязная еда» (unclean food). Также в мусульманстве запрещены алкоголь и курение табака. Женщины должны быть одеты согласно общепринятым канонам [9].

Табу, связанные с религией, в США не являются столь требовательными. Такие запреты, как курение, употребление алкоголя, наркотиков, рождение детей вне брака – там постепенно входят в норму, но подобное поведение у представителей других религий с более строгими законами вызывает неприязнь.

Стоит также упомянуть и то, что в современном обществе крайне не приветствуется тема, касающаяся материального положения человека. То есть вопросы, касающиеся заработной платы, цен, удобств, сравнение между разными слоями общества – являются крайне некорректной темой для обсуждения в обществе.

Материальное положение человека в обществе – это та тема, которая всегда вызывала и будет вызывать большое количество споров и волнений. Но почему это происходит? Вот некоторые причины:

  1. Большую часть населения составляют люди, относящиеся к «среднему классу»;
  2. немаловажную роль играет человеческий фактор – если доход человека составляет больше среднего, то здесь мы можем встретить такие эмоции как зависть, злость;
  3. некоторые работодатели запрещают распространение информации о доходах своих сотрудников.

Эта тема может затрагивать почти все профессии, но в данной работе рассмотрим ситуацию на примере медицинской сферы. Так, медперсонал; - врачи, медсестры, медбратья – это представители сложных, ответственных профессий, которые требуют большого напряжения и посвящении себя своей работе. Пациенты иногда «теряют связь» с настоящим и перестают воспринимать врача как такого же человека, как и они сами. Поэтому, если врач начинает говорить о своей заработной плате, то пациенты осуждают его за то, что, по их мнению, врач делает свою работу только из-за выгоды, а не потому что хочет помочь остальным.

Но ведь эта абсурдная ситуация не является редкостью. Хотя врач – это такой же человек, как и все остальные и его работа является средством обеспечения его благосостояния.   

В соответствии с проведенным исследованием приходим к следующим выводам:

  1. Нами выделены сферы табуирования и осуществлено распределение слов, согласно этому делению.
  2. Определены психологические основы использования табу в речи: как, когда и почему появляется табу в нашем лексиконе. Рассмотрены первопричины использования ненормативной лексики, а также ее отношение к детскому плачу.
  3. Выделены и проанализированы социальные и этические основы табуирования. Изучена зависимость социального положения и употребления инвектив и рассмотрены такие этические аспекты как религия, культура, индивидуальные ограничения на употребление тех или иных слов и выражений.

Что касается перспектив дальнейшего изучения проблемы соотношения табу и эвфемизмов в разных национальных культурах, мы можем указать лишь некоторые направления, а именно, с точки зрения проблематики межкультурной коммуникации этических установок, а также в аспекте теории перевода и практики.

 

Список литературы:

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. – 2-е изд., стер. – М. УРСС: Едиториал УРСС, 2005. – 571 с.
  2. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс] /  URL: https://enc.biblioclub.ru/Encyclopedia/115_maruzo_zh._slovar_lingvisticheskih_terminov (дата обращения 10.02.18)
  3. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. / В.П, Москвин, 3-е издание, Ростов – на – Дону «Феникс», 2007. – 940 с. 
  4. Ярцева, В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь / В.Н. Ярцева / А.А. Леонтьев, 2-е изд., - М., Науч. Изд. «Большая Российская энциклопедия», 2002.  – 688 с.
  5. Голованова Е.Ю. Диссертация: Эвфемизация табуированных соматизмов: На материале французского и русского языков 2005 // Уфа – 216 c.
  6. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира / В.И. Жельвис, 2-е издание. – М. «Ладомир», 2001. – 356 с.
  7. Mohr M. Holy Sh*t / Melissa Mohr, Oxford university press, 2013. – 324 p.
  8. Montague A. The Anatomy of Swearing / Ashley Montagu, University of Pennsylvania Press, 2001. – 384 p.
  9. Beyer C. Taboos in a religious Context [Электронный ресурс] / URL: https://www.thoughtco.com/taboos-in-religious-context-95750 (дата обращения 22.04.18)
  10. Caton A. Why democrats are dropping more f-bombs than ever. [Электронный ресурс] / URL: https://www.politico.com/magazine/story/2017/04/24/politicians-cursing-tom-perez-democrats-215068 (дата обращения 17.03.18)
  11. Hunter J.S. Intelligent people tend to be messy, stay awake longer, and swear more [Электронный ресурс] / URl: http://www.independent.co.uk/news/science/intelligent-people-tend-to-be-messy-stay-awake-longer-and-swear-more-a7174256.html (дата обращения 21.04.18)
  12. Schwitzer G. 7 words (and more) you shouldn’t use in medical news [Электронный ресурс] / URL: https://www.healthnewsreview.org/toolkit/just-journalists-writing-tips-case-studies/7-words-and-more-you-shouldnt-use-in-medical-news/ (дата обращения 10.04.18)
  13. Wible P. Stop saying these 7 shaming words in medicine. Right now. [Электронный ресурс] / URL: http://www.kevinmd.com/blog/2017/01/stop-saying-7-shaming-words-medicine-right-now.html (дата обращения 22.04.18)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.