Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(283)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Голубенко П.В. АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК НАТЮРМОРТА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 29(283). URL: https://sibac.info/journal/student/283/342426 (дата обращения: 19.12.2024).

АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК НАТЮРМОРТА

Голубенко Полина Витальевна

магистрант 2 курса, направление «Изобразительное искусство», Институт искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Шаляпин Олег Васильевич

научный руководитель,

д-р пед. наук, доц. кафедры изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и является ведущей дисциплиной в системе художественного образования.

Анализ натуры – отправная точка. Это пункт, без которого ни один рисунок не будет выполнен корректно и достаточно качественно. Рисунок с натуры начинается с анализа предмета и его положения в пространстве, в ходе которого путем логического размышления необходимо собрать всю доступную информацию и выяснить:

  • что представляет из себя данный предмет;
  • как он устроен;
  • как этот предмет расположен в пространстве относительно линии горизонта;
  • под каким углом зрения (ракурс) предмет находится относительно рисующего.

Процесс изображения. Процесс изображения начинается с выбора формата изобразительной плоскости, который зависит от характера натурной постановки:

  • форма вытянута по высоте – горизонтальный формат
  • форма лежит по ширине – вертикальный формат

Изображение натюрморта имеет свою определенную закономерность и последовательность. Поэтому в художественной практике существует метод последовательной работы над постановками, основанный на принципе: от общего к частному и от простого к сложному.

Количество предметов в постановке должно быть минимальным, не более трех, которые нужно подбирать в соответствии с поставленной перед собой задачей (изучением конструктивной формы).

Поскольку у вас уже есть некоторый опыт в рисовании предметов, то рисование их в группе не будет вызывать больших затруднений. Следует добиваться точности построений и соотносить между собой все части рисунка.

1) Анализ формы предметов постановки.

Анализ натуры. На этом этапе нужно провести мысленный анализ всей постановки натюрморта и его конструктивных особенностей.

2) Композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги

Процесс изображения начинается с выбора формата листа, который зависит от характера натурной постановки и должен быть нарисован крупно, мелом на классной доске. При изображении натюрморта из трех предметов быта чаще всего пользуются горизонтальным форматом.

Композиция – это размещение рисунка на изобразительной плоскости так, чтобы весь лист был равномерно заполнен.

Чтобы грамотно закомпоновать изображение на выбранном формате, необходимо решить три основные композиционные задачи, для чего учащиеся должны знать правила:

Задача №1. Определить величину пятна всей постановки на плоскости (рисовать нужно в натуральную величину или чуть меньше натуральной величины. Крупнее натуральной величины рисовать нельзя).

Задача №2. Определить положение пятна всей постановки на выбранном формате (рисунок должен находиться в центре листа, но чуть выше середины).

Задача №3. Определить характер пятна всей постановки (характер пятна всей постановки (рисунок натюрморта из трех бытовых предметов) определяется касательными линиями, которые соединяют габаритные размеры предметов).

3) Конструктивный анализ формы и перспективное построение рисунка на плоскости.

После того как определили величину, положение и характер всей постановки, ограничив, таким образом, поле, в котором будет находиться изображение основных частей натюрморта, можно от общего перейти к частному, то есть наметить место (величину, положение и характер) каждого предмета относительно друг друга, а также плоскость, на которой они установлены.

Построение рекомендуется начать с самого крупного и сложного предмета и вести процесс построения всех частей натюрморта одновременно по этапам. Причем мелкие предметы можно передвигать, если предмет касается (прилип) или происходит совпадение осей и т.д. Можно условно наметить плоскость стола, на котором стоит натюрморт.

4) Выявление объемной формы предметов светотенью.

5) Полная тональная проработка формы. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс.

На этом этапе работы необходимо определить общий тон всей постановки, а также найти большие тоновые отношения в натюрморте по пятнам. Светотеневая проработка формы предметов и фона на классной доске мелом делается условно. Обозначаем блики, полутона, собственную и падающую тени. Штрихи накладываем по форме предметов. Необходимо показать самые светлые места (блики), постепенный переход от света к тени (полутон), самые темные места (тень). Линии построения не стираются, а постепенно затушевываются.

6) Подведение итогов работы над рисунком. Обобщение элементов и уточнение.

 

Рисунок 1. Построение натюрморта

 

Список литературы:

  1. Ли, Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник – М: ЭКСМО,2005. – 480 с.
  2. Шаляпин, О.В. Педагогический рисунок. Рисование на классной доске: учебно-методическое пособие / О.В. Шаляпин. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 119 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.