Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(269)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Белозеров С.А. РОЛЬ КОЛОРИТА В СОЗДАНИИ НАТЮРМОРТНОГО ОБРАЗА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2024. № 15(269). URL: https://sibac.info/journal/student/269/326181 (дата обращения: 06.05.2024).

РОЛЬ КОЛОРИТА В СОЗДАНИИ НАТЮРМОРТНОГО ОБРАЗА

Белозеров Северьян Андреевич

студент, кафедра изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Шаляпин Олег Васильевич

научный руководитель,

доктор пед. наук, проф., Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

THE ROLE OF COLOR IN CREATING A STILL-LIFE IMAGE

 

Severian Belozerov

student, Department of Fine Art, Novosibirsk state pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

Oleg Shalyapin

scientific supervisor, doctor of Pedagogical Sciences, professor, Novosibirsk state pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья рассматривает значение колористического представления в процессе изучения изобразительного искусства на занятиях живописи. Автор поднимает проблемы соотнесения мышления и создания колористического образа натюрморта, неразрывности этих процессов. Отдельное внимание уделяется цветовой гармонии при работе в едином колорите и специфике мышления в данном процессе.

ABSTRACT

This article considers the significance of coloristic representation in the process of studying visual art in painting classes. The author raises problems of correlation of thinking and creation of coloristic image of still life, continuity of these processes. Special attention is paid to color harmony when working in a single color and the specificity of thinking in this process.

 

Ключевые слова: колорит, натюрморт, художественный образ, колористическое представление, мышление, восприятие, представление, цветовая гармония.

Keywords: color, still life, artistic image, coloristic representation, thinking, perception, performance, color harmony.

 

В процессе обучения изобразительному искусству на каждом этапе перед школьниками и студентами стоит задача по созданию художественного образа. Умение создавать колористический образ натюрморта – одна из важнейших компетенций, которыми обучающийся овладевает в процессе овладения живописной грамоты.

Проблемы колористического представления у школьников и студентов поднимали такие авторы как Блохина Н. В., в своих работах рассматривая проблемы целостного восприятия натурной постановки, развития колористического видения у учащихся ДХШ. Демченко Е. В. и Денисенко В. И. поднимают проблемы колористической компетентности у студентов, выводя на первый план уже стоящую перед студентами задачу по созданию художественного образа и достижению выразительности. «Живописец находится в постоянном соприкосновении с природой, отражает красоту окружающего мира путем многообразия колористических решений своих полотен»[2]. Авторы подробно рассматривают действия, необходимые для творческой переработки колорита натурной постановки в процессе создания художественного образа.

Создание колористического образа натюрморта, как один из способов выхода на выразительный образ в живописи, предполагает обязательное предварительное использование разнообразных психологических процессов, таких как восприятие, воображение, мышление. Создание выразительного образа на бумаге невозможно без предварительного создания образа в голове, поэтому работа над живописным натюрмортом начинается с осмысленного восприятия натюрморта. Определение того, как законы изобразительной грамоты влияют на конкретный натюрморт, отличает осмысленное восприятие. Однако все это – уже существующий образ натурной постановки, а перед учащимися стоит задача создать, а не передать образ. Формирование образа происходит в процессе мышления, то есть следующего этапа познания.

Мыслительная деятельность представляет собой набор операций, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция и конкретизация. Ниже будет конкретно рассмотрено, как мыслительные операции находят свое отражение в работе над колористическим решением натюрморта.

 «Мышление – это опосредованное уже достигнутыми знаниями отражение реальности» [3, с. 149]. Стало быть, за репрезентацию восприятия в виде собственного образа отвечают процессы мышления. Каким образом мышление влияет на формирование колористического образа – вопрос достаточно сложный, требующий большого количества уточнений, но именно он является основополагающим для учащихся на занятиях живописи. Разработка колористического решения требует знания теории цвета, то есть умения работать с цветовым кругом, так как работа в одном колорите предполагает исключения определенных цветов из палитры, что как раз обусловлено законами цветоведения.

Работа в едином колорите – стандартная задача на занятиях живописи, так как такой подход позволяет учащимся отработать на практике знания теории цвета. Ограничения, связанные с единым колоритом натюрморта побуждают студентов писать единую постановку, а не отдельные предметы, и фокусировать внимание на таких средствах выразительности и образности, как тоновой контраст, особенно важный в процессе обучения, и цветовые нюансные отношения, работа с которыми помогает учащимся освоить технологию работы с живописными материалами. Другими словами, эта учебная задача ставится с целью оттачивания знаний цветовой гармонии.

«Гармония — это основа прекрасного. Под этим термином понимается стройность, упорядоченность, соразмерность элементов формы и диалектическая взаимосвязь компонентов формы и содержания в системе органически единого целого» [5, с. 41]. Единый колорит натюрморта предполагает использование родственных цветов, то есть наибольший возможный цветовой контраст достигается родственно-контрастными отношениями. Такой подход позволяет абстрагироваться от собственного цвета предмета, и большее внимание уделять влиянию окружения на предмет – свету, рефлексам и глубине. Этот подход как раз и является способом подключать мышление в процесс.

«Анализ есть мысленное разделение целого на части, т. е. разъединение предмета, явления на отдельные стороны, признаки, свойства, составляющие в совокупности этот предмет или явление» [3, с. 151]. Логично, что из всех мыслительных операций именно анализ отвечает за то, чтобы осмыслить данную постановку, выделить имеющиеся цветовые отношения и цветовые гармонии. На этом этапе происходит формирование колористического замысла. Второй основной мыслительной операцией является синтез – мысленное соединение. Наряду с аналитико-синтетической деятельностью мозга включается такой психический процесс как представление – отражение предыдущего опыта. Это некий переходный этап, создание образа в собственном сознании, что позволяет отойти от изображения натуры в сторону создания художественного образа.

Мыслительный процесс происходит на всем протяжении работы над созданием натюрмортного образа. «Постоянный анализ и синтез натуры и изображения – необходимое условие познания натуры для целей изображения, правдивой и точной передачи изображаемого в произведении художника» [3, с. 153]. Другими наиболее наглядными мыслительными операциями в процессе рисования являются обобщение и конкретизация – сначала они влияют на образ, существующий в сознании художника, и лишь потом реализуются как живописные задачи.

Таким образом, проанализировав особенности психических процессов в ходе создания колористического образа натюрморта, а также изучив методические трудности в процессе обучения школьников и студентов на занятиях живописи, становится очевидна роль изучения колористики в общем, и выполнение учебных натюрмортов в едином колорите, в частности, в процессе изучения изобразительной грамоты.

 

Список литературы:

  1. Блохина Н.В. Формирование колористического видения у учащихся детской художественной школы // Преподаватель ХХI век. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-koloristicheskogo-videniya-u-uchaschihsya-detskoy-hudozhestvennoy-shkoly (дата обращения: 18.04.2024).
  2. Денисенко В.И., Демченко Е.В. Формирование основ колористической компетентности студентов начальных курсов бакалавриата художественно-графического факультета // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-koloristicheskoy-kompetentnosti-studentov-nachalnyh-kursov-bakalavriata-hudozhestvenno-graficheskogo-fakulteta (дата обращения: 18.04.2024).
  3. Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 304 с.
  4. Ломов С. П., Аманжолов С. А. Цветоведение: Учебное пособие для вузов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. – 144 с.
  5. Медведев В. Ю. Цветоведение и колористика: учеб. пособие (курс лекций). СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2005. — 116 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.