Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 14(268)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена исследованию проблем развития образного мышления у подростков на занятиях по сюжетно-тематической композиции. Развитее образного мышления играет ключевую роль в формировании креативности, абстрактного мышления и способности к аналитическому мышлению у подрастающего поколения.
ABSTRACT
This article is devoted to the study of problems in the development of imaginative thinking in adolescents in classes on plot-thematic composition. The development of imaginative thinking plays a key role in the formation of creativity, abstract thinking and the ability to think analytically in the younger generation.
Ключевые слова: образное мышление, воображение, подростки, сюжетно-тематическая композиция, развитие.
Keywords: imaginative thinking, imagination, teenagers, plot-thematic composition, development.
Современное образование ставит перед собой задачу не только передачи знаний, но и развития творческих способностей учащихся. Одним из ключевых аспектов этого процесса является развитие образного мышления, которое играет важную роль в формировании личности и успешном решении творческих задач. Особенно значимо оно на занятиях по сюжетно-тематической композиции, где требуется не только понимание текста, но и способность к творческому восприятию и интерпретации информации.
«Мышление- высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений и имеющихся между ними закономерных связей» [2, с. 149].
Известно, что творческая деятельность подразумевает задействование психических познавательных процессов: восприятия, мышления и воображения.
Пиаже выделяет четыре стадии когнитивного развития детей:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (до 2 лет)
На этой стадии, свободной от языка и представлений, младенцы познают мир посредством активного взаимодействия с физическими объектами. Они манипулируют предметами, изучают их свойства и учатся координировать свои действия с сенсорной информацией.
2. Стадия дооперационального интеллекта (2-7 лет)
Эта характеризуется появлением языка и представлений. Дети начинают решать задачи путем мысленного манипулирования образами и символами. Они также демонстрируют эгоцентрическое мышление, то есть неспособность принимать во внимание другие перспективы помимо своей собственной.
3. Стадия конкретных операций (8-11 лет)
На этой стадии дети преодолевают эгоцентризм и развивают способность рассуждать логически. Они понимают обратимость операций, например, что воду можно перелить из одного стакана в другой, а затем обратно в первый стакан. Они также умеют классифицировать объекты и понимать отношения между ними.
Образное мышление доминирует у детей от 4–5 до 8–11 лет. Это означает только то, что перед ребёнком существенно расширяются познавательные горизонты, его ум решительно вторгается в те области действительности, которые до этого были ему недоступны. Не скованное наглядными образами мышление позволяет разделять разные признаки предметов и оперировать такими признаками вне зависимости их друг от друга. Так, ребёнок способен понять, что форма и количество вещества не связаны одно с другим, а масса объекта не зависит от материала, из которого он состоит.
4. Стадия формальных операций (12-15 лет)
Эта стадия знаменует собой переход к абстрактному мышлению. Подростки начинают оперировать логическими высказываниями, выстраивать гипотезы и решать проблемы с использованием формальных рассуждений. Они демонстрируют склонность к теоретизированию и стремление познать мир через абстрактные принципы.
Чтобы художественное развитие подростка проходило успешно, все когнитивные способности должны развиваться во взаимной связи. Первостепенное значение следует уделять навыкам восприятия окружающего мира, так как в этом процессе заложены основные предпосылки для создания композиции.
В период подросткового возраста происходит интенсивная трансформация сознания, обусловленная значительными сдвигами в системе отношений подростка с окружающим миром и людьми. Ведущую роль играют социальные связи и поиск собственного места в обществе. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что в сюжетных рисунках отражаются важные аспекты отношения подростка к действительности и окружающим людям.
Воображение подростков играет активную роль в процессе познания и способствует личностному восприятию учебного материала. Благодаря воображению усваиваются не только знания, но и формируется эмоциональное отношение к происходящим событиям. Именно в этом возрастном периоде усиливается стремление к творческой деятельности.
Подросток вполне способен к целенаправленным и организованным наблюдениям, но еще нуждается в руководстве преподавателя. Для лучшей организации процесса наблюдения и развития наблюдательности необходимо научить подростка ставить перед собой задачу наблюдения, осознавать для какой цели он проводит наблюдение, что он хочет узнать в результате наблюдения, намечать пути осуществления поставленной цели.
Наблюдения психологов за подростками доказывают, что первое впечатление накладывает отпечаток на восприятие. В восприятии наглядного материала у подростка начинает большее место занимать мыслительный процесс. Именно в этот возрастной период развивается логическое восприятие.
В. Д. Гуржапов, исследуя рисунки подростков, выявил в них нарушение целостности замысла, которое выразилось в изменении оценки главного и второстепенного в событии, что не позволяло достичь желаемого результата, так как они не могут верно спланировать свою работу. Анализируя детские рисунки, можно выделить три уровня развитости замысла:
Низкий уровень. Учащиеся на этом уровне характеризуются рядом признаков:
- ограниченный запас образов наблюдений и представлений;
- трудности в самостоятельном поиске идей и замыслов для рисунка;
- существенная опора на образцы или предоставленную учителем информацию;
- повторение одних и тех же объектов в рисунках с незначительными вариациями (например, пейзажи, натюрморты);
- поверхностный характер изображаемых объектов, отсутствие внимания к деталям и пластическим особенностям.
Средний уровень:
- при наличии подсказок от учителя или одноклассников дети способны создавать интересные и оригинальные рисунки;
- в отсутствие внешней стимуляции они зачастую используют шаблонные решения, копируя знакомые образы;
- рисунки могут содержать более разнообразные сюжеты, но их изобразительное решение все еще ограничено и не отличается оригинальностью.
Высокий уровень:
- они без труда генерируют замыслы для своих рисунков, даже при отсутствии конкретных указаний или подсказок со стороны;
- рисунки отличаются оригинальностью и необычным выбором сюжетов;
- в своих работах они демонстрируют гибкость и разнообразие изобразительных средств, умело используя различные техники и материалы;
- высокий уровень образно-творческого мышления позволяет детям создавать рисунки, которые отражают их собственные идеи, эмоции и творческий потенциал.
Анализ работ подростков доказывает, что с формированием замысла, поиском художественного образа у большинства из них существуют проблемы.
Проблемы развития образного мышления у подростков на занятиях по сюжетно-тематической композиции могут быть преодолены путем использования разнообразных методов обучения, стимулирования интереса, развития аналитических навыков и поощрения креативности. Также важно проводить индивидуальную работу с каждым учеником, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Это позволит ученикам раскрыть свой творческий потенциал и успешно развивать свое образное мышление.
Список литературы:
- Гуружапов В. А. Образ человека в замыслах сюжетных рисунков детей 9-10 лет // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. С. 94-98.
- Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. - 4-е изд., испр. - М. ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 304 с.
- Пиаже Ж.В. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 416 с.
Оставить комментарий