Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(254)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Колмагорова Е.П. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ МУЗЫКАНТАМИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 42(254). URL: https://sibac.info/journal/student/254/312211 (дата обращения: 26.12.2024).

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ МУЗЫКАНТАМИ

Колмагорова Елизавета Павловна

студент, кафедра современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков, Российский государственный социальный университет,

РФ, г. Москва

Илларионова Людмила Петровна

научный руководитель,

док. пед. наук, проф., Российский государственный социальный университет,

РФ, г. Москва

CONNECTION OF TEMPERAMENT TYPE AND MUSICIANS STAGE EXCITEMENT FORMS

 

Elizaveta Kolmagorova

Student, Department of Modern Pedagogy, Continuing Education and Personal Tracks, Russian State Social University,

Russia, Moscow

Lydmila Illarionova

Scientific supervisor, doctor of Pedagogy, professor, Russian State Social University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу влияния типа темперамента на формирование сценического волнения, а также важности понимания типологических свойств высшей нервной деятельности музыканта в работе над преодолением сценического волнения.

ABSTRACT

This article is about analysis of temperament type influence on forming stage excitement and importance of understanding typological properties of musician highest nervous activity in work on overcoming stage excitement.

 

Ключевые слова: сценическое волнение; темперамент; музыкальная психология.

Keywords: stage excitement; temperament; music psychology.

 

Концертное выступление — это своего рода кульминация деятельности любого музыканта. Неудивительно, что большинство музыкантов подходят к этому этапу с высокой степенью ответственности, которая зачастую может перерастать в тревожность и неконтролируемое волнение. Как результат мы получаем неспособность музыканта сконцентрироваться на творческом процессе, что не может не сказаться на качестве его выступления.

Существует несколько факторов, влияющих на формирование сценического волнения. Ряд авторов склонны считать, что несовершенство в работе памяти является одной из главных причин развития сценического волнения. Например, Ферруччо Бузони писал, что «Память – почти единственная причина волнения перед публичным выступлением. Волнуются прежде всего потому, что бояться забыть» [1, с. 148].

Другие же музыканты делают акцент на наличие сценического опыта у выступающего, говоря, что недостаточное его количество напрямую будет влиять на степень эмоционального комфорта.

Еще одним, дополнительным фактором, способствующим развитию сценического волнения, является прошлый негативный опыт, который мог присутствовать у музыканта. Любая психотравмирующая ситуация, связанная с публичными выступлениями, может негативно сказаться на концертную деятельность музыканта в будущем.

Также, по мнению некоторых психологов, одним из базовых факторов, формирующих чувство сценического волнения, является темперамент или типологические свойства высшей нервной деятельности. Как известно, в психологической науке принято делить темперамент на четыре типа: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Каждому из этих типов присущ свой набор характеристик. В своих трудах А. Готсдинер дает следующие характеристики этих типов:

  1. Исполнитель – сангвиник. Работоспособен, хорошо запоминает музыкальный текст. С легкостью адаптируется к новым условиям, концертные выступления не вызывают дискомфорта, любит быть на публике. Достаточно легко переносит неудачи в концертной деятельности.
  2. Исполнитель – флегматик. Музыкант, обладающий выдержкой, достаточно уравновешен, при этом внутри может переживать волнения, которые при этом не сказываются на уровне его игры. Присуще состояния апатии. В концертной деятельности способен выдавать стабильный результат. На критику реагирует спокойно.
  3. Исполнитель – меланхолик. Низкая работоспособность. Свойственен высокий уровень эмоциональности, высокий уровень сценического волнения, на сцене может быть зажат. Творческие неудачи переживает очень тяжело. Нуждается в большом количестве сценической практики для преодоления психологических трудностей. Относится к слабому типу высшей нервной деятельности.
  4. Исполнитель – холерик. Так же, как и меланхолик, подвержен высокому уровню сценического волнения, но при этом достаточно адаптивен. Вследствие этого в условиях концертного выступления способен выдавать стабильный результат.  К критике относится болезненно, неудачи переживает сложно. В своей игре артистичен и выразителен.

Основа данной классификации была разработана психологом Карлом Юнгом, но также мы можем встретить ее более расширенную версию, созданную американским писателем Изабель Бриггс Майерс (MBTI – один из самых широко используемых личностных тестов).

В данная версия включает в себя уже шестнадцать типов темперамента (таблица 1).

Таблица 1.

Функции и модели MBTI

 

Безусловно, такая классификация способна в еще большей степени помочь преподавателю сформировать представление о типе высшей нервной деятельности ученика и как следствие подобрать комплекс приемов и способов, способствующих формированию оптимального концертного состояния.

Также нужно понимать, что в чистом виде темпераменты встречаются достаточно редко и поэтому педагогу важно своевременно пополнять свои багаж знаний в области психологии и пользоваться результатами научной деятельности психологов, которые позволяют наладить эффективное взаимодействия в работе со своими учениками.

 

Список литературы:

  1. Бузони Ф.  О пианистическом мастерстве – В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып.1, 1962. – 193 с.
  2. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М., 1993. – 193 с.
  3. Майерс И.Б., Майерс П.Б. MBTI: определение типов. У каждого свой дар, Карьера Пресс, 2018. – 320 с.
  4. Юнг К.Г. Психологические типы. Перевод Лорие С., Зеленский В., Академический проспект, 2019. – 538 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий