Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(241)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Еханина Е.С. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 29(241). URL: https://sibac.info/journal/student/241/300170 (дата обращения: 04.05.2024).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ

Еханина Евгения Сергеевна

магистрант, Институт искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

 РФ, г. Новосибирск

Шаляпин Олег Васильевич

научный руководитель,

д-р пед. наук, проф., Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TEACHING PAINTING TO STUDENTS OF CHILDREN'S ART SCHOOLS IN THE CONDITIONS OF PLEIN-AIR PRACTICE

 

Ekhanina Evgenia

Master's student of the Department of Fine Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

Oleg Chaliapin

scientific supervisor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Fine Art, Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются педагогические условия обучения пейзажной живописи учащихся детских художественных школ в условиях пленэрной практики.

ABSTRACT

This article discusses the pedagogical conditions of teaching landscape painting to students of children's art schools in the conditions of plein-air practice.

 

Ключевые слова: пленэр, пейзаж, живопись, педагогические условия, мотивация.

Keywords: plein air, landscape, painting, pedagogical conditions, motivation.

 

На сегодняшний день в учебных программах детских художественных школ пленэрной практике отводится небольшое количество часов. Это становится проблемой ввиду того, что пленэрная практика открывает для учащихся большие возможности развития самых разнообразных компонентов творческой деятельности, так как включает в себя и соединяет важнейшие профессиональные дисциплины: рисунок, живопись, цветоведение и композицию.

Рассматривая особенности обучения живописи учащихся детских художественных школ в условиях пленэрной практики, нужно обратить особое внимание на создание благоприятных педагогических условий для ее проведения. Как считал А.Я. Найн, педагогические условия – это совокупность возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [2]. Таким образом, понятие «педагогические условия» включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.

В процессе разработки педагогических условий важно создать определенную творческую среду для учащихся, которая характеризуется высокой внутренней мотивацией и сопровождается эмоциональным подъемом. Когда ученик проявляет активный интерес к изобразительной деятельности и с удовольствием занимается ею, тогда достижение высоких результатов в процессе работы становится наиболее вероятным.

В соответствии с задачами обучения в системе дополнительного образования и психологическими особенностями детей старшего школьного возраста можно выделить следующие необходимые педагогические условия:

1. Создание мотивации учащихся к изобразительной деятельности в процессе прохождения пленэрной практики.

2. Роль учителя в организации и проведении пленэрной практики.

3. Использование в обучении проблемно-поисковых ситуаций.

4. Самостоятельная работа учащихся.

1. Создание мотивации учащихся к изобразительной деятельности в процессе прохождения пленэрной практики.

Развитие устойчивого, мотивированного интереса к изучению природы, ее многообразных состояний – является необходимым условием проявления художественного творчества учащихся. Для активизации внутреннего побуждения учащихся к образовательному процессу, нужно уделить особое внимание организации пленэрной практики, содержанию занятий, определению целей и задач каждого упражнения, используя различные приемы и методы обучения.

Мотивация – это сложное психическое явление, включающее внешний и внутренний факторы. Внешняя мотивация – это социальная мотивация, связанная с деятельностью и общением человека. Она выражается в желании получить похвалу, признание достоинств в профессиональной деятельности окружающими. Внутренняя мотивация – это получение удовольствия от самого процесса творческой деятельности, удовлетворения от решения задач для достижения поставленной цели. Для подростка важна учебная деятельность, так как она является основой для дальнейшего успешного функционирования в обществе. Формированию положительной устойчивой мотивации учебной деятельности будет способствовать также качественный анализ выполненных заданий, подчеркивание всех положительных моментов и указание на недостатки. Данный анализ должен направляться на вырабатывание у учащихся адекватной самооценки проделанной работы. Кроме того, мотивационная сфера учебной деятельности должна опираться на интерес учащегося к учению.  Для того, чтобы пробудить у учащегося интерес, полагал А. Н. Леонтьев, нужно создать мотив, а затем открыть для них возможность нахождения цели [1]. Учащиеся старшего школьного возраста при постановке целей исходят из своего жизненного самоопределения, из своих планов на будущее.

Во время пленэрной практики преподаватели и ученики образуют единый творческий коллектив, связанный общими целями и задачами, мотивами и потребностями. Благодаря чему создается комфортный психологический климат в группе участников пленэра. Кроме того, данные факторы способствуют стремлению учащихся к творчеству и желанию добиться успеха.

2. Роль учителя в организации и проведении пленэрной практики.

Главная задача современного преподавателя – активизировать учебный процесс, настроить обучаемых на работу на всех этапах деятельности, вызвать у них потребность приобретать знания как самостоятельно, так и под руководством преподавателя.

Влияние окружающей среды на природный мотив является существенным отличием живописи на пленэре от работы в аудитории и создает определенные трудности в изобразительной деятельности учащихся. И здесь очень важны консультации с преподавателем. Положительным настроем для учащихся является также практика, когда педагог сам пишет этюды на пленэре. Для установления положительных взаимоотношений с учащимися преподаватель должен проявлять уважение и доброжелательное отношение к каждому ученику, помогать в выявлении и исправлении ошибок, радоваться их успехам и победам, это особенно важно во время выездных практик, в небольшом коллективе, участники которого продолжительное время находятся вместе.

3. Проблемно-поисковые ситуации обладают большим образовательным потенциалом. Проблемно-поисковые ситуации не предполагают готовых решений, а ставят ученика на позицию исследователя, учат его наблюдать, анализировать процессы и явления, происходящие в окружающем мире. Проблемная ситуация должна учитывать психологические и возрастные особенности учащегося, соответствовать его уровню знаний и умений, вызывать исследовательский интерес и быть личностно значимой для него. В процессе поисковой деятельности происходит развитие мыслительных способностей учащихся и стимулирование самостоятельной деятельности по выполнению творческого задания. Проблемное обучение, применяемое в пленэрной практике, дает большие возможности для самореализации учащихся, помогает добиться желаемых результатов и получить новые знания, проверенные на собственном опыте.

4. Самостоятельная работа учащихся.

Самостоятельная учебная изобразительная деятельность учащихся является неотъемлемой частью художественно-педагогического образования и пленэрной практики, в частности. Педагог выступает в роли разработчика, организатора программы летней практики. С его стороны ставятся цели и задачи планируемых заданий, осуществляется помощь, контроль и анализ самостоятельных работ учащихся (эскизы, этюды, выполнение краткосрочных упражнений и этапы длительных заданий). Пленэрная практика стимулирует творческое вдохновение учащихся, побуждает их на самостоятельную деятельность для решения поставленных задач.

Таким образом, при организации оптимальных педагогических условий на занятиях пленэрной живописью у учащихся детских художественных школ происходит закрепление имеющихся знаний, умений и навыков и приобретение новых, развивается творческая активность и художественно-эстетический вкус, что способствует более эффективному обучению.

 

Список литературы:

  1. А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. Факультет психологии МГУ. http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/5-4.html
  2. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований/ А.Я. Найн // Педагогика. – 1995. - №5. – С. 44-49.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.