Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(231)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11

Библиографическое описание:
Тапалов Н.Н. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ДОМБРЫ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 19(231). URL: https://sibac.info/journal/student/231/290855 (дата обращения: 13.05.2024).

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ДОМБРЫ

Тапалов Нуржан Нурбекович

студент, специальность “Фортепиано” Казахский Национальный Университет Искусств,

Казахстан, г. Астана

Кузбакова Гульнара Жанабергеновна

научный руководитель,

канд. искусствоведения, доц., Казахский Национальный Университет Искусств,

Казахстан, г. Астана

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению проблем особенностей работы концертмейстера в классе домбры. Отсутствие специализированной профессиональной подготовки концертмейстеров к работе в домбровом классе, малое количество методической литературы обуславливает актуальность данного исследования.

В работе рассмотрены профессиональные и личностные качества концертмейстера, которые являются основополагающими для работы в инструментальном классе и позволяют осуществлять данную деятельность. Особенности работы над произведениями для домбры рассмотрены на примере произведений А. Жайымова «Шалқыма».

Выводом предстает понимание роли и значимости концертмейстера в классе домбры и его влияние на учебный процесс. Осуществление данной деятельности требует необходимого комплекса знаний, умений и навыков. В следствии совокупности данных факторов, концертмейстер должен обладать качествами, которые позволят более широко применить теоретические знания при исполнительском анализе партий домбры и фортепиано

 

Ключевые слова: домбыра, концертмейстерство, пианист, аккомпанемент, казахская камерная музыка, фортепианное ансамблевое исполнительство, искусство ансамбля.

 

Слово «accompagner» в переводе с французского языка обозначает «сопровождать». Искусство аккомпанеаторства получило развитие XVI – XVIII вв, в большинстве своем за счет интереса к ансамблевому искусству. В контексте музыкально-исторического развития, процесс выделения аккомпанемента в самостоятельный вид профессиональной работы в XIX в. получил свое название – концертмейстерство.

Буквально концертмейстер – сопровождающий музыкальное исполнение, но работа концертмейстера не ограничена одним сопровождением, его значение более широко. Оно сочетает в себе элементы не только исполнительские и импровизаторские, но и мастерство педагога. Концертмейстерство является главным звеном в процессе формирования отношений педагог-ученик. В этом плане концертмейстер имеет способности быть партнером, единомышленником солиста, помогает учащемуся справиться с психологическими трудностями при выступлении на сцене, найти способы решения художественных и технических задач. Такой человек может быть не только отличным исполнителем с глубокими знаниями репертуара и обладать способностями солиста, но и иметь развитые лидерские, педагогические и коммуникативные навыки. Главной задачей является развить умение находить соответствующее звучание фортепиано звукам других инструментов.

Последние десятилетия утвердили значимость роли домбры в концертной жизни и педагогике. Домбровый репертуар непрерывно расширяется и включает в себя переложение классических произведений, обработки неродных мелодий, оригинальные сочинения, вследствии чего, деятельность концертмейстера в лице пианиста активно развивается, но все еще не получила должной методической разработки.

Работа концертмейстера с казахскими народными инструментами имеет свои особенности. В классе домбры требуется следить за балансом звучания инструментов, в зависимости от разных регистров данного инструмента. Концертмейстер должен иметь представление о базовых приемах звукоизвлечения, штриховой и звукоизобразительной палитре домбры. Звуковая и динамическая природа фортепиано и домбры различны. Являясь ударным и струнно-щипковым инструментами, их совместное звучание требует поиска концертмейстером нужного баланса в звучании.

Правильно подобранные приемы позволяют решить проблемы соответствия штрихов и синхронности в виртуозных фрагментах. Требуется отметить, что работа с домброй часто подводит концертмейстера к поиску новых пианистических приемов, отличных от сольного исполнения, так как целью является достигнуть тембровой и артикуляционной идентичности звучания домбры и фортепиано.

Ритмика домбровых произведений очень необычна. Часто встречаются синкопы, смена размера. Игра домбры напоминает скачки на коне, так как казахи в прошлой жизни, часто кочевали с одного на другой край.

Поэтому домбровые произведения ясно это демонстрируют. Соответственно концертмейстеру нужно учитывать эти факты, и оказывать поддержку солисту.

 

 

Рисунок 1. А. Жайымов “Шалқыма” Главная партия

 

В данном нотном примере можно ясно увидеть активную ритмику, изображающие скачки.

В нынешнее время концертмейстерство является наиболее распространенной формой исполнительской деятельности для пианистов. Во многом успех исполнения почти всегда зависит от мастерства концертмейстера и творческого состояния солиста. Функции концертмейстера носят в большей степени педагогический характер. Именно по этой причине деятельность пианиста в качестве концертмейстера требует не только опыта аккомпаниатора, но и знаний в области смежных исполнительских искусств, музыкознания.

 

Список литературы:

  1. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. Инструментальная музыка казахского народа. - Алма-Ата, - 1985.
  2. Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства. – Тамбов, 2006
  3. Жайымов А. Домбыра ойнау өнері. – Алматы: Республикалық оқу методикалық кабинеті, 1989.
  4. Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. – Алматы: «Жалын», 1978.
  5. Бойченко Л.В. Традиционные направления народно-инструментального искусства сквозь призму концертмейстерского опыта, Материалы II межд. Интернет-конференции. - Екатеринбург, 2008.
  6. Қожырұлы Б. Қазақ елінің атақты музыканттары. – Алматы, 2010.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.