Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(199)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ
В современных педагогических исследованиях, которые связаны с проблемами совершенствования функционирования педагогических систем и повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, который вызывает наибольший интерес, является выявление, обоснование и проверка педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности.
Решение данной задачи нередко вызывает затруднения у исследователей, что может быть обусловлено следующими причинами: одностороннее представление исследователя о феномене ключевого понятия «условия»; подбор педагогических условий, принадлежащих к разным классификационным группам; нечеткое понимание направленности выявленных условий; слабая обоснованность выбора именно данных условий и т.д. Предупреждение возникновения подобных затруднений становится возможным при реализации исследования по нескольким направлениям: анализ и конкретизация содержания понятий «условия» и «педагогические условия», уточнение классификационных групп педагогических условий в соответствии с их ориентацией на характер и природу проблем, которые призваны решить эти условия.
Изучение и анализ результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогической науки имеют место различные типы педагогических условий: организационно-педагогические; психолого-педагогические; дидактические условия.
Все вышеперечисленные типы, логичным образом дополняют и расширяют понятие термина «педагогические условия, а также, позволяют сделать педагогический процесс более комфортным и продуктивным.
С введением федеральных государственных требований (ФГТ) в художественных школах возникает необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства и ведения пленэрной практики, которые способны успешно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и творческого развития школьников.
В детской художественной школе занятия изобразительным искусством направлены на развитие образного мышления учащихся. При проведении занятий педагог учитывает возрастные особенности обучающихся и создает благоприятный эмоциональный настрой, который основан на знании индивидуальных психологических особенностей младших школьников, учитывает психологические совместимости обучающихся.
В соответствии с задачами обучения в детской художественной школы и психологическими особенностями учащихся 10–12 лет можно выделить следующие необходимые педагогические условия:
Квалифицированный педагог. Педагогическое мастерство требует специальной подготовки и упорного труда, так утверждает Н. М. Сокольникова. Учитель изобразительного искусства должен владеть передовыми технологиями, направленными на творческое саморазвитие личности учащихся, осознанное приобретение ими личного опыта, понимания и переживания искусства, навыков изобразительной деятельности и пленэрной деятельности.
Искусство преподавания требует и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимания закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса, и умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Педагогическое мастерство приходит не сразу, а в процессе ежедневного и кропотливого труда. Преподавателю необходимо постоянно совершенствоваться, овладевать новыми методиками, изучать передовой опыт. Преподавание становится искусством, когда педагог проявляет интуицию, умеет перестроить учебный процесс даже в неожиданно возникшей ситуации и творчески подходит к делу.
Речь педагога, также является важной ролью для продуктивного развития художественно–образного мышления, поэтому необходимым является стадия умственного образного моделирования, речь должна быть грамотной и понятной. Основополагающим психолого–педагогическим условием развития образного мышления учащихся 10–12 лет является создание эмоциональной, творческой и дружелюбной атмосферы на уроке.
Методы обучения. К педагогическим условиям относится использование в процессе обучения изобразительному искусству таких методов обучения, как проблемно-поисковый и исследовательский.
Исследовательский метод, при осуществлении которого учащиеся должны самостоятельно решать поставленные задачи пейзажной живописи на пленэре. В.И. Загвязинский, характеризует этот метод так: «После анализа, постановки проблем и задач, краткого устного или письменного инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно». Исследовательский метод рассчитан на самую сложную продуктивную деятельность учащихся.
Проблемный метод обучения. Проблемное обучение понимается как средство развития образного мышления учащихся, как одно из важных условий становления личности. Проблемно-познавательная деятельность учащихся направлена на решение трех основных проблем: это усвоение приемов изобразительной деятельности, усвоение способов создания художественного образа и познание способов, методов художественного творчества, которые в совокупности должны составлять систему последовательно усложняющихся проблемных задач.
Метод проблемного обучения является одним из основных методов в структурной организации формирования образного мышления. Через постановку проблемы и демонстрации ее решения этот метод определяется определённой системой правил объяснения и подготовки учебного материала. Происходит формирование способов поисковой деятельности у учащихся, а также понятий о способах решения учебно-творческой проблемы и представлений о способах творческой деятельности. При проблемном обучении тренируется образное мышление. Зачастую обучающиеся могут найти способ неординарного и индивидуального решения проблемы.
Принципы обучения. Принцип доступности - делать обучение доступным, значит правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся, определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам данной возрастной категории. А также, правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Этот принцип предлагает обеспечивать соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучающихся.
Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых.
Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из занятий рисунка, живописи и композиции. Таким образом, пленэрная работа становится намного правильнее и совершеннее.
Достаточные принципы обучения. Принцип сознательности, а также активности учащихся — это умелое использование разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Чем интереснее изложить материал, тем больше будет интерес у учащихся к познавательной деятельности и запоминанию информации.
Принцип систематичности и последовательности. Суть заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний. По мысли Коменского, процесс обучения должен вестись в строгой последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу к завтрашнему. Грамотное и систематически выстроенное выполнение пейзажа на пленэре дает возможность успешного развития образного мышления школьников и другие психические процессы.
Необходимым принципом обучения также являются межпредметные связи с дисциплиной рисунок - как основой живописного произведения, Композицией, так как удачная компоновка изображения есть важнейший этап в выполнении любого рисунка, и конечно же с историей искусств, ведь без опоры на прошлое не будет основы познания.
Материально-техническое обеспечение и техника безопасности на пленэрной практике. В условиях небольшой комплектации учебных групп в детской художественной школе для проведения пленэрной практики необходимо иметь: этюдник или планшет необходимого формата, стульчик, акварель, кисти разных размеров, листы акварельной бумаги, зажимы или малярный скотч, пластиковая палитра, емкость для воды.
Неотъемлемой частью учебного процесса на пленэре являются наглядные пособия и учебная литература. Синтез образов наглядных пособий, зрительно воспринимаемых учениками, и активной мыслительной деятельности – необходимый ключ к возникновению художественного образа и активному функционированию их воображения. Наглядные пособия включают в себя таблицы и репродукции, изданные в промышленных условиях или изготовленные самим учителем. Динамические пособия, интерактивно взаимодействуя с учеником, наглядно показывают методическую последовательность выполнения работ, объясняют способы передачи пространства. Например, использование такого динамического пособия как «Плановость в этюде» помогает обучающихся лучше понять построение планов в пейзаже, а также задействует образное мышление.
Перечисленные ранее средства способны существенно повысить качество обучения на пленэре, создать нужный эмоциональный настрой в группе, настроить их на проявление инициативы и самостоятельное выполнение заданий.
На основе проведенного анализа педагогических условий можно сделать вывод, что без применения перечисленных методов, принципов, и условий обучения педагогический процесс обучения акварельной живописи посредством пленэрной практики не является возможным. Все эти условия дают устойчивый результат в развитии творческой активности учеников, вызывают большой интерес к изобразительной деятельности, способствуют более быстрому развитию образного мышления на пленэрной практике.
Список литературы:
- Василенко, П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности / П. Г. Василенко. // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №8. – С. 148-151.
- Зинченко, Н.В. Развитие творческой самостоятельности студентов на пленэрной практике (в работе над пейзажем): авто-реф. М. 2008
- Рощин С.П. Живопись. Основы теории и практики. М: Центр Медиа Проектов «АБФ», 2008. – 216 С.
- Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.
Оставить комментарий