Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 29(199)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Башкатова В.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 29(199). URL: https://sibac.info/journal/student/199/263287 (дата обращения: 08.07.2024).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХОРОВАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Башкатова Виктория Александровна

магистрант, кафедра «Вокального искусства и дирижирования», Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

РФ, г. Симферополь

PROFESSIONAL CHORAL CULTURE OF RUSSIA FIRST HALF OF THE XX CENTURY

 

Victoria Bashkatova

Master student, Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical Fevzi Yakubov University,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В статье представлена информация о том, какое общественное значение приобрело хоровое искусство в начальные годы XX века, каким масштабом определялось распространение хоровых ансамблей, каким содержанием их репертуара и активностью участия в жизни народа.

ABSTRACT

The article provides information about the social significance of the choral art in the early years of the 20th century, the scale of the distribution of choral ensembles, the content of their repertoire and the activity of participation in the life of the people.

 

Ключевые слова: хор, ансамбль, репертуар, искусство, капелла.

Keywords: choir, ensemble, repertoire, art, chapel.

 

Произошедшие ключевые изменения в области хоровой культуры после Великой Октябрьской социалистической революции дали огромный импульс для появления колоссальных возможностей ее дальнейшего развития.

Цель статьи обусловлена необходимостью изучения хорового искусства для создания целостной картины развития российской национальной культуры первой половины ХХ века.

Советское государство приняло все меры к тому, чтобы хоровое искусство стало подлинно народным, чтобы лучшие достижения хоровой музыки превратились в достояние всех слоев населения, от простого трудового народа до интеллигенции.

На этом пути возникли трудности, закономерно обусловленные обстоятельствами недавнего исторического прошлого. В годы реакции после поражения революции 1905 года и во время первой мировой войны прекратили существование почти все любительские хоры и хоровые объединения. Такие профессиональные хоровые капеллы, как Синодальный хор и Петербургская певческая капелла, переживали кризисный период и нуждались в коренном преобразовании. В основном все частные хоры пришли к распаду (уцелел только хор А. Архангельского) [1, С. 125-126]. И в последствии во многом организацию хорового дела приходилось создавать почти заново.

В тоже время, необходимо было сохранить связь с драгоценными традициями русского певческого искусства. Это стремление получило горячую поддержку со стороны лучшей части художественной интеллигенции. Огромную роль сыграли здесь выдающиеся русские дирижеры А.Д. Кастальский, А.В. Александров, Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, А.В. Свешников, А.А. Архангельский, И.И. Юхов, М.Г. Климов, У.И. Авранек, Г.А. Казаченко. С первых дней Советской власти они встали на путь активного служения своим искусством советскому народу.

В 1918 году был подписан декрет о национализации Московской и Петроградской консерватории, что положило начало проведения модернизации Петербургской певческой капеллы и Московского Синодального училища, которые в последствии этого стали Народными хоровыми академиями.

Художественный руководитель капеллы, замечательный русский дирижер М.Г. Климов, широко связанный с советскими композиторами, организовал концерты из произведений А.Ф. Пащенко, А.А. Егорова, АА. Давиденко, М.В. Коваля, В.А. Белого, В.Я. Шебалина. Широко пропагандировалась русская и западная классика, произведения современных иностранных авторов: И. Стравинского, А. Онеггера, К. Вейля и других.

Интересной частью репертуара стали созданные М. Климовым хоровые a-cappell’ные транскрипции инструментальных произведений: венгерских танцев Брамса, «Неоконченной симфонии» Шуберта и других. Основное же место в репертуаре занимали произведения классической и советской хоровой литературы.

В начале Великой Отечественной войны капелла была эвакуирована в город Киров, где продолжалась большая концертная работа под руководством Е. П. Кудрявцевой. В 1943 году художественным руководителем капеллы назначен был Г.А. Дмитриевский, который за двенадцать лет работы в коллективе подготовил и исполнил с хором большое количество сложнейших монументальных вокально- инструментальных произведений, а также программ из произведений для хора a-cappella.

В 1942 году был организован Государственный академический Русский хор СССР, художественным руководителем стал А.В. Свешников, один из выдающихся деятель советской музыкальной культуры. Во главе хора после него находились выдающиеся хоровые дирижёры: И.Г. Агафонников (художественный руководитель с 1980 по 1987 год); В.Н. Минин (с 1987 по 1990 год); Е.С. Тытянко (с 1991по 1995 год); И.И. Раевский (с 1995 по 2007 год); Б.Г. Тевлин (с 2008 по 2012 год), с 2012 года Е.К. Волков. В настоящее время дирижером хора является Геннадий Дмитряк.

Организация Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. Александрова привела к рождению абсолютно нового вида хорового пения. В 1928 году под руководством А.В. Александрова небольшая группа певцов и танцоров с баянистом и чтецом выехала в воинские части. Вскоре ансамбль приобрел среди воинов Советской Армии огромную популярность.

В репертуаре ансамбля было свыше пятисот песен, кантаты, фрагменты из опер и ораторий. Исполнению Краснознаменного ансамбля присуща торжествующая жизнерадостность, чеканность ритма, отточенное мастерство.

В 1978 году Ансамблю присвоили звание «Академический» (Дважды Краснознамённый ордена Красной Звезды академический ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова).

С 2012 года название ансамбля переименовалось в Федеральное государственное казённое учреждение культуры и искусства «Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова» Министерства обороны Российской Федерации [3].

В 1928 году возник русский академический хор в системе радиовещания (ныне Большой хор Всесоюзного радио и телевидения). Основатель хора А.В. Свешников. Он исполнял произведения самых различных жанров- от детских и массовых песен до ораторий и оперных номеров (хоры). В 1936 году художественным руководителем хора был назначен И.М. Кувыкин. Под его руководством Большой хор радио впервые исполнил ряд новых тогда, весьма значительных сочинений советских композиторов: ораторию «Емельян Пугачев» Коваля, «Здравицу» Прокофьева, «Киров с нами» Мясковского, оперы «Мастер из Кламси» Кабалевского, «Даиси» Палиашвили, «Тихий Дон» Дзержинского и многие другие [1, С. 140- 141].

С 1950 года художественным руководителем Большого хора Всесоюзного радио и телевидения был К.Б. Птица. Хору принадлежит инициатива первого исполнения многих ораторий и опер советских композиторов («На страже мира» Прокофьева, кантата «Слава партии» Хачатуряна, «Двенадцать» Салманова, «Октябрь» Мурадели). Хор радио обогатил нашу концертную жизнь успешным исполнением ряда выдающихся произведений зарубежных композиторов (например, «Лоэнгрина» и «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера, «Ромео и Джульетты» Берлиоза, «Фауст-симфонии» Листа, «Carmina burana» К. Орфа, «Профаны» Б. Бартока, «Царя Эдипа» И Стравинского).

Многие музыкальные деятели мирового масштаба, дирижеры и солисты, выражали большое творческое удовлетворение от совместной работы с ним.

В 1942 году на основе хора организована Республиканская русская хоровая капелла. С 1958 года по 1973 год художественный руководитель и дирижер народный артист России Александр Юрлов. В 1973 году Капелле присвоили его имя. В настоящее время с 2004 года руководителем является Геннадий Дмитряк.

За своё время коллектив озвучил много известных кинофильмов: «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Мы из Кронштадта», «Цирк».

В 1957 году создан Государственный московский хор под руководством В.Г. Соколова. Этот хор являлся самым молодым из профессиональных академических хоров РСФСР. Имел свой оригинальный творческий облик, своеобразную манеру пения. Репертуар от молодежных песен, обработок народных мелодий до «Весны» С.В. Рахманинова и Реквиема Д.Б. Кабалевского от хоров a-cappella молодых советских композиторов до произведений мастеров эпохи Возрождения. Хор с большим успехом выступал как на родной земле, так и за рубежом.

В 1944 году была создана Магнитогорская государственная капелла (художественный руководитель - С.Г. Эйдинов). Этот хор вел просветительскую работу, выступал в лекториях и тематических музыкально-образовательных концертах. Значительный интерес представляет завершенный в 1962 году цикл концертов «Антология русской советской хоровой музыки».

Одним из примечательных явлений певческой культуры стали народные хоры. Они имеют свою историю. 2 марта 1911 года в зале Благородного собрания состоялся первый «крестьянский» концерт народного хора, организованный М.Е. Пятницким. В составе хора были жители Воронежа, Рязани и Смоленска, работающие на различных предприятиях Москвы.

С 1956 года, руководителем хора был Мариан Коваль (советский композитор). А с 1962 года хор возглавлял Валентин Сергеевич Левашов, известный композитор, чьи песни вошли в репертуар коллектива. Левашов привлекал к сотрудничеству композиторов, среди которых были: А. Новикова, А. Пахмутова, В. Мурадели, В. Соловьёв-Седой, Э. Колмановский, С. Туликова. Новым жанром обновился репертуар хора.

50-е годы XX века – время, когда новое поколение только вступало на путь самостоятельного творчества и находилось в теснейшем контакте с отечественной классической традицией. Поколение, которое сегодня достойно представляющее отечественную хоровую музыку: это Родион Щедрин, Сергей Слонимский, Роман Леденев, Владимир Рубин. В этот период появляется значительное количество ораторий, отразивших тягу к гражданственной теме, к классическим средствам ее воплощения («Поднявший меч» Н. Сидельникова, «Песни войны и мира» А. Шнитке, «Слово о полку Игореве» Р. Леденева).

К концу 50-х годов в хоровом творчестве прослеживается стремление к расширению системы музыкально-выразительных средств. Так возник следующий этап, важнейший смысл которого в начале 60-х годов заключался в смелом развитии закономерностей фольклора.

Хоровое искусство всегда строилось на слаженной работе композиторского и исполнительского творчества. Обширное хоровое наследие, которое накопилось в результате многовековой певческой практики в России, служит сокровищницей хоровой культуры, которая способствует дальнейшему развитию [2, с. 13]

 

Список литературы:

  1. Паисов Ю.И. Современная русская хоровая музыка (1945-1980)/ Ю.И. Паисов. – М., 1991.
  2. Соколов В.Г. Работа с хором/ В.Г. Соколов. – Москва: Музыка,1983. -192 с.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ансамбль_песни_и_пляски_Российской_армии_име ни_А._В._Александрова

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.