Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 27(197)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4

Библиографическое описание:
Руднева В.С., Руднева А.И. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ХРАНЕНИЯ НА КАЧЕСТВО КЛАССИЧЕСКИХ ГИТАР // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 27(197). URL: https://sibac.info/journal/student/197/262310 (дата обращения: 23.11.2024).

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ХРАНЕНИЯ НА КАЧЕСТВО КЛАССИЧЕСКИХ ГИТАР

Руднева Вера Сергеевна

студент, кафедра естественнонаучных дисциплин, Калининградский филиал Российского университета кооперации,

РФ, г. Калининград

Руднева Анжелика Ивановна

старший преподаватель, Калининградский филиал Российского университета кооперации,

РФ, г. Калининград

ANALYSIS OF THE INFLUENCE OF STORAGE CONDITIONS ON THE QUALITY OF CLASSICAL GUITARS

 

Vera Rudneva

student, Department of Natural Sciences, Kaliningrad Branch of the Russian University of Cooperation,

Russia, Kaliningrad

Angelika Rudneva

senior lecturer, Kaliningrad Branch of the Russian University of Cooperation,

Russia, Kaliningrad

 

АННОТАЦИЯ

В статье структурируются и обосновываются возможные негативные факторы, возникающие при неправильном хранении классических гитар. А также формулируются рекомендации по сохранению качества данных инструментов.

ABSTRACT

The article structures and justifies possible negative factors that arise from improper storage of classical guitars. Recommendations are also formulated to preserve the quality of these tools.

 

Ключевые слова: эргономика, гигроскопичность, капиллярная и коллоидно-связанная влага, равновесная влажность, линейная деформация.

Keywords: ergonomics, hygroscopicity, capillary and colloidal-bound moisture, equilibrium humidity, linear deformation.

 

Современные тенденции импортозамещения создают необходимость расширения отечественного производства музыкальных инструментов, в том числе, классических гитар. Классическая гитара - основной представитель семейства гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как аккомпанирующий, сольный и ансамблевый инструмент, обладающий широкими художественно-исполнительскими возможностями и большим разнообразием тембров. [1]

В зависимости от способа получения и сборки деталей классические гитары бывают серийного и индивидуального производства. Серийный выпуск данных инструментов начался в СССР в начале ХХ столетия. Музыкальные инструменты, предназначенные для широкого круга потребителей, должны были иметь доступную стоимость, которая обеспечивалась недорогими материалами и большими объемами производства.

Высокая цена на гитары, выполненные по специальному проекту определенным мастером (мастеровые) обусловлена отличным качеством материалов (в частности дерева), эргономикой, уникальностью звука и гарантированно длительным сроком эксплуатации.

Мастеровые гитары в России изготавливали давно. Профессионалам известны такие умельцы как Андрей Осипович Сихра (1773, Вильно, Речь Посполитая - 3 декабря 1850, Санкт-Петербург), Федор Михайлович Циммерман (1806, Тамбовская губерния – 1888, там же), Иван Яковлевич Краснощёков (приблизительно 1798, Рязанская губерния – 1875, Москва). Качество таких музыкальных инструментов отмечалось наградами на выставках (например, в 1872 г. гитара работы Краснощекова была удостоена золотой медали на Московской политехнической выставке). [2]

В современной России производство мастеровых гитар продолжается, и спрос на них растет.

Однако недостаточно создать качественней инструмент, необходимо сохранить его характеристики в течение длительного времени, в том числе при транспортировании, эксплуатации и хранении.

Основные требования к условиям транспортирования, хранения и эксплуатации классических гитар обусловлены в основном особенностями деталей, изготовленных из различных пород дерева. Часто встречаются грифы из красного дерева или кедра, верхние деки из ели или кедра, задние деки из красного дерева, кипариса или палисандра (иногда – скрипичного клена).

Древесина обладает высокой гигроскопичностью вследствие особенностей биологического строения – наличия пор и каналов, по которым циркулирует влага, обеспечивая растение необходимыми питательными веществами. Такая капиллярная (свободная) влага испаряется при атмосферной сушке, влияя на физико-механические характеристики изделия. Помимо свободной влаги в древесине находится трудно испаряемая коллоидно-связанная влага, содержащаяся в клетках дерева и обеспечивающая свойства надежности и долговечности материала. Кроме того, в состав химических веществ входит химически связанная вода. Если условия настолько изменить, что произойдет удаление связанной влаги, то инструмент изменит размеры и форму, а также потеряет прочность. Разбухание и усушка древесины происходит неравномерно в различных направлениях – вдоль волокон менее чем поперек (в тангенциальном направлении).

Равновесная влажность древесины (состояние, когда вся имеющаяся внутри структуры влага распределилась по всему объему равномерно) при относительной влажности воздуха 50% и температуре 200С составляет 8 - 9%. Для музыкальных инструментов влажность древесины должна быть 6 – 7 %.

Если влажность воздуха падает до 30%, а температура поднимается до 250С, то равновесная влажность древесины изменится приблизительно в два раза и составит 4 - 5%. Этот процесс неизбежно будет сопровождаться линейными деформациями, а также сопровождающими их деформациями в виде изгиба или кручения. [3]

При этом с гитарой могут произойти трансформации, указанные в таблице 1.

Таблица 1.

Изменения качественных характеристик гитары при снижении равновесной влажности

Изменяющиеся факторы

Сущность изменений

Верхняя и нижняя деки

Теряют изгиб, становятся «плоскими»

Швы

Образуются трещины и щели между сопряженными деталями

Лады

Могут выступить за накладку грифа

Струны

Из-за уменьшения расстояния между струнами и ладами струны могут «лечь» на гриф. Струны начинают «дребезжать»

Гриф

Гриф гнется в сторону пятки. В месте соединения грифа и корпуса может образоваться «горб»

Звук

При незначительном снижении влажности может ненадолго улучшиться, по мере прогрессирования усыхания инструмент расстраивается полностью

 

Увеличение относительной влажности воздуха также имеет негативное влияние на качественные характеристики классической гитары. При этом необходимо учитывать, что скорость изменений будет зависеть от вида древесины. Например, увеличение равновесной влажности всего на 2% (с 9% до 11%) у дуба происходит за 40 суток, а у бука – за 12 суток.

При увеличении влажности все деревянные детали увеличиваются в размерах. В результате в местах соединения возникают силы, работающие на сжатие, которые будут сопровождаться возможными трансформациями инструмента, указанными в таблице 2.

Таблица 2.

Изменения качественных характеристик гитары при повышении равновесной влажности

Изменяющиеся факторы

Сущность изменений

Верхняя и нижняя деки

Выгибаются «наружу»

Швы

Несимметрично выделяются места склеек, так как клеи могут впитывать влагу

Лады

Расстояние между струнами и ладами увеличивается

Струны

На верхней деке поднимается подставка под струны. Ускоренный износ

Гриф

Гриф изгибается, нижняя дека давит на верхний клец (доска, к которой приклеиваются правая и левая обечайки, и в которой вырезается гнездо для крепления грифа) и заставляет гриф подниматься вверх

Звук

Многие детали увеличивают массу и теряют упругость, что негативно сказывается на звуке

 

Кроме того, необходимо принимать во внимание температурный режим. Резкое снижение температуры влияет на покрытие полиэфирным лаком, которое может отслоиться и ухудшить внешний вид инструмента. В данном случае основным фактором уменьшения адгезионной прочности служит выход растворителя из лакового слоя. Глянцевое лакированное покрытие имеет свойство «пузыриться» под действием нагрева и солнечного света.

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать рекомендации по условиям хранения, транспортировки и эксплуатации классических гитар.

  1. Оптимальные условия хранения – влажность воздуха в помещении от 40% до 50% при температуре около 240С. Допустимо некоторое время держать инструмент при температуре от 100С до 250С и влажности воздуха до 60%. В случае невозможности обеспечения данных условий использовать компактные микроувлажнители, ил влагопоглатители, помещенные в кофр или чехол.
  2. Не допускать воздействия прямых солнечных лучей и лучей прожекторов.
  3. Не оставлять в темном сыром месте. Избегать сквозняков.
  4. Не держать длительное время в кофре или чехле, регулярно проветривать на специализированной стойке, подставке или настенном креплении.
  5. Не допускать резких перепадов температур. При выходе в зимний период предварительно подержать около часа инструмент в неотапливаемом помещении (лоджия, коридор), при входе в отапливаемое помещение с улицы некоторое время не открывать кофр.
  6. Расстояние от инструмента до отопительных приборов, окон и дверей должно быть не менее 1,5 м.
  7. При длительном хранении без игры (более месяца) и транспортировании необходимо ослабить струны.
  8. При транспортировании обеспечить безопасность от механических воздействий и попадания пыли, грязи и влаги, используя специальные футляры.
  9. Периодически применять специальные масла и полироли для сохранения качественных характеристик корпуса, а также средства для очистки струн.

До 1992 года условия хранения, транспортирования и эксплуатации классических гитар определялись требованиями ГОСТ 25956-83 Инструменты музыкальные струнные щипковые. Общие технические условия. С 1 января 1992 года данный нормативный документ был отменен. В настоящее время обязательную сертификацию в системе технических регламентов проходят только электроинструменты. Таким образом, обеспечение сохранности качества классической гитары стало задачей исключительно самого музыканта.

 

Список литературы:

  1. Зряковский, Николай Николаевич. Общий курс инструментоведения : Учеб. пособие для муз. училищ и консерваторий / Н. Н. Зряковский. - 2-е изд., испр. - Москва : Музыка, 1976. - 479 с.
  2. Имханицкий, Михаил Иосифович. История исполнительства на русских народных инструментах : Учеб. пособие для музык. вузов и училищ / М. И. Имханицкий. - М. : Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002 (Электросталь : Книж. ф-ка ј 1). - 351 с.
  3. Новодержкин, Александр Михайлович. Материалы для производства муз. инструментов : Учебник для техникумов деревообрабатывающей пром-сти / А. М. Новодержкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Лег. индустрия, 1971. - 246 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.