Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 21(191)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9

Библиографическое описание:
Мустафаева Д.Д. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 21(191). URL: https://sibac.info/journal/student/191/257865 (дата обращения: 20.04.2024).

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ

Мустафаева Диана Диляверовна

студент, кафедра вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF CRIMEAN TATAR PROFESSIONAL MUSIC

 

Diana Mustafaeva

student of the Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В статье описана история создания крымскотатарской профессиональной музыки. Рассматривается становление крымскотатарской музыки. Представлены композиторы, сыгравшие важную роль в развитии крымскотатарской музыки в Крыму. Анализируется значение крымскотатарской музыки в творчестве композиторов. В статье рассматривается деятельность представителей различных направлений.

ABSTRACT

The article describes the history of the creation of Crimean Tatar professional music. The formation of Crimean Tatar music is considered. The composers who played a major role in the development of Crimean Tatar music in the Crimea are presented. The significance of Crimean Tatar music in the works of composers is analyzed. The article examines the activities of representatives of different directions.

 

Ключевые слова: крымскотатарский, музыка, Крым, культура, мелодия, песня, творчество.

Keywords: Crimean Tatar, music, Crimea, culture, melody, song, creativity.

 

Этнические песни представляют собой более древний и более широкий пласт жанра устной литературы. Ключевое значение этнических песен в том, что они выражают внутренний мир, мысли и чувства. Они воспевают привычки, мировоззрение людей с древних времен.

Музыкальная культура Крыма – картина сложная, разнородная – имеет на сегодняшний день сформированность, яркость хода развития в современном мире, занимается вырабатыванием смысловых связей с художественными традициями прочих регионов России. На процесс культурной динамики региона также несомненно воздействуют и исторические события, и географические границы территориального устройства полуострова. К началу ХІХ века в Российской империи межнационального противостояния на полуострове практически не наблюдалось, что дает основания говорить о непрерывности художественных традиций. Таким образом, судьба Крыма в историко-культурном плане представляет уникальный пример взаимодействия и взаимопроникновения на его территории различных цивилизаций, народов, религий и укладов жизни [2].

Положение меняется в ХХ веке. Попытка налаживания музыкального состояние региона - это новый период в Крыму, где геодинамика края сопровождается административно-территориальными процесами, отвечающими положенню географической концентрации.

Образование молодой советской культуры характеризуется несоразмерной просвещенностью уровней схемы порядка музыкальной культуры общества или недостатоком развитости некоторых из них вовсе. В сравнении со схемой музыкальной культуры ХIХ века здесь элементно приумножены все уровни музыкальной культуры, которая тиражируется в ключевых формах по всему полуострову.

Выравнивание по своему значению всех структурных уровней и элементов, развитость и совершенная профессионализация музыкальной культуры отмечается в течение всего периода XX века.

А.В. Яцков отмечает, что творчество, в основном еще не имеет признаков, свидетельствующих о сугубо региональной развитости элементов, связанных с музыкальным профессионализмом (учебные заведения по подготовке композиторов, отечественные композиторы-профессионалы, творческие объединения композиторов, произведения для музыкально высокоразвитых, среднеразвитых, малоразвитых слушателей) [5].

В этом вопросе недостаток информации отчасти восполняют работы талантливого ученика Н. Римского-Корсакова А. Спендиарова, который работал в Крыму на рубеже веков, обосновавшись с 1901 г. в Ялте. Композитор на протяжении 15 лет занимался продуктивной созидательной и общественной деятельностью.

Он особенно много сделал для развития крымскотатарской музыкальной культуры. «Крымские эскизы» - две части песенной симфонии, написанные композитором на основе традиционных крымскотатарских песен. Первая часть состоит из: «Оюн ава», («Плясовая»), «Къайгъылы йыр» («Элегическая»), «Долу» («Застольная»), «Къайтарма оюны» («Плясовая-хайтарма»). Во вторую входят: «Такъсим» («Прелюдия»), «Пешраф» («Интермеццо»), «Севги йыры» («Песнь о любви»), «Багълама оюны» («Плясовая Баглама»), «Келиннинъ агълавы» («Плач невесты»), «Сычан йыры» («Песня о мышке»), «Оюн авасы» («Плясовая ойнава»), «Къайтарма» («Хайтарма»). Также много других произведений создано Спендиаровым на основе крымскотатарских народных мелодий.

По мнению И. Заатова, А. А. Спендиаров был хорошо знаком с культурой крымских татар, свободно владел языком, знал и ценил крымскотатарскую музыку. Крымскотатарские народные мелодии перерабатывались им и использовались в различных музыкальных жанрах (от романсов до симфоний). «В Доме-музее А. А. Спендиарова в Ереване экспонируются многие крымскотатарские музыкальные инструменты и предметы: къавал, зурна, тулуп-зурна, къалпакъ и др. А.К. Глазунов, тоже ученик Римского-Корсакова близкий друг А. А. Спендиарова, часто бывавший у него дома в Крыму, хорошо знал крымскотатарскую музыку и любил ее слушать. Он переработал шесть крымскотатарских мелодий и песен, а также использовал крымскотатарскую музыку при написании 4-й симфонии в 1893 г.» [3].

Значительный вклад в развитие крымскотатарской музыкальной культуры внесли также выдающиеся композиторы и музыкальные деятели: Г. Лобачев, Л. Книппер, И. Чернов, М. Красев, С. Богуславский, А. Гефон, А. Маилян, А. Канкарович, К. Мострас, А. Гольденвейзер, В. Пасхалов, С. Галладжев и другие.

Собиранием крымскотатарской народной музыки в разные годы также занимались: В. Радлов, опубликовавший народные песни в своем фундаментальном произведении «Образцы народной литературы тюркских племён» в 7-м томе в 1896 г., А. Олесницкий, выпустивший сборник «Песни крымских турок» в 1910 г., А. Н. Самойлович «Песни крымских татар про вторую отечественную войну» в 1915 г., В. Филоненко и С. Ефетов – «Песни крымских татар» в 1927 г. З. Бахаревич и А. Одабаш – «Крымскотатарские детские песни» в 1926 г. Востоковед О. Шацкая в этом же году издает научно-исследовательскую статью «Песни крымских татар» в парижском журнале «Джорнал Асиатик». Тексты песен в статье были как на крымскотатарском, так и на французском языках. И в этом же журнале, но уже двумя годами позже, в 1928 г., профессор И. К. Дмитриев издает собранные крымскотатарские песни и частушки (манелер). А в 1938 г. в столице Швеции Стокгольме Х. Янский издает книгу «Крымскотатарские песни». В. Кондараки, известный русский этнограф, также много сделал для сохранения крымскотатарской культуры.

Исследователь, этнограф-музыкант и певец А. Р. Кончевский в 20-30-х гг. XX в. издал сборник песен под названием «Песни Крыма». В него вошли 25 песен с нотами и словами на крымскотатарском и русском языках, 14 из которых были записаны на Южном берегу, а 11 – в степных районах Крыма. Чем благоприятствовал ознакомлению общественности страны с мелодиями, песнями, легендами и преданиями Крыма. Он писал: «Долгое время, – практически более 200 лет, – традиции крымскотатарской средневековой музыкальной классики не имели возможности развиваться, что породило огромный искусственный вакуум в этой сфере, а главное – способствовало формированию неверного понимания вопросов преемственности в развитии крымскотатарской традиционной музыкальной культуры» [4].

Определённую роль в популяризации крымскотатарской музыки сыграл Исмаил Гаспринский (издатель и редактор первой в истории России тюрко-татарской газеты «Терджиман» («Переводчик»), публицист, писатель, крупный книгоиздатель, педагог, реформатор школьного образования у тюрко-татарских народов). Прекрасно владея русским и французским языками, он успешно справлялся с обязанностями секретаря И. С. Тургенева в Париже. Когда у И. С. Тургенева собиралась русская интеллигенция, жившая в Париже, они непременно просили И. Гаспринского сыграть на фортепиано мелодии крымскотатарских песен и танцев [1].

Творчество крымскотатарских композиторов, история которых восходит к выше упомянутым годам, ныне является неотъемлемой частью народной культуры. Развитие крымскотатарского театрального искусства в начале ХХ века также способствовало становлению композиторского творчества. В эти годы с театральными коллективами стали работать молодые композиторы А. Рефатов, Я. Шерфединов, А.Каври, И. Бахшиш, Э. Налбандов.

 

Список литературы:

  1. Башкиров A.C. Крым в его прошлом // Крым. Путеводитель /Под общ. редакцией д-ра И.М. Саркизова-Серазини. - Москва - Ленинград: Издательство "Земля и Фабрика", 1925. - С. 35-54.
  2. Белый Л. К. Культурный процесс в Крыму: диалог культур на рубеже тысячелетий / Л.К. Белый // III междунар. науч.-практ. конф. «Крым в мировой культуре». – Симферополь: НИЦ КРИППО, 2007. – С. 66-68.
  3. Заатов И. А. Как развивалась крымскотатарская музыкальная культура в республике Крым [Электронный ресурс] / И. А. Заатов. – Режим доступа https://tatkonvolut.at.ua/publ/folklor/zaatov_i_a_kak_razvivalas_
  4. Кончевский А. К. Песни и музыка Крыма // Крым. Путеводитель. Москва - Ленинград: Издательство "Земля и Фабрика", 1925. - С. 149-159.
  5. Яцков А.В. Музыкальная культура Крыма 1900-2000 годов: дис. … канд. иск.: специальность 17.00.03 – Музыкальное искусство. / А.В.Яцков. – Киев, 2012. – 202 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.