Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(188)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10

Библиографическое описание:
Самарина К.А. ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КРЫМСКИХ КОМПОЗИТОРОВ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 18(188). URL: https://sibac.info/journal/student/188/252703 (дата обращения: 26.04.2024).

ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КРЫМСКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Самарина Катерина Андреевна

студент, кафедры вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

VOCAL CREATIVITY OF CRIMEAN COMPOSERS

 

Katerina Samarina

student, Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье описана специфика вокального творчества композиторов Крыма. Дано определение «вокальная музыка», раскрываются особенности вокального творчества крымских композитор в разные исторические периоды, а также характеризуется жанрово-композиционная основа произведений композиторов Крыма.

ABSTRACT

This article describes the specifics of the vocal creativity of Crimean composers. The definition of "vocal music" is given, the peculiarities of the vocal creativity of Crimean composers in different historical periods are revealed, and the genre-compositional basis of the works of Crimean composers is also characterized.

 

Ключевые слова: вокальное искусство, жанр, композиция, композиторы Крыма.

Keywords: vocal art, genre, composition, composers of the Crimea.

 

Вокальная музыка по мнению А.Д. Алексеева представляет собой «наиболее приемлемую форму практического музицирования в жизни человека, является не только самым доступным видом искусства, но и отражением культурного наследия человечества в целом, что и дает возможность вокалу занять особое место в обществе. Инструментом певца, как известно, является его организм, (в отличие от музыкантов-инструменталистов, у которых рабочий инструмент создан людьми)» [1, c. 49].

Таким образом, вокалисту необходимо постоянно, в процессе пения, настраивать свой голосовой аппарат, приспосабливать к исполнительской манере и художественному заданию.

Необходимость постоянной настройки голосового аппарата, то есть изменение его акустического и физиологического строя буквально для каждого звука, для каждой гласной и согласной, -вот то, что существенно отличает вокалиста от других исполнителей и является самой сложной формой деятельности высшей нервной системы человека. Поэтому, овладение хотя бы элементарными вокально-техническими навыками требует немалой затраты силы и энергии в течение длительного периода жизни певца, а главное, соответствующей вокальной школы.

Подготовка исполнителей сольного пения осуществляется по принципам определенной вокально-педагогической школы и поэтому это понятие широкое и разнообразное. Оно косвенно включает то или иное направление в вокальном творчестве композитора (стиль, музыка), соответствующее характеру этого творчества вокальное исполнительство и определенную целенаправленную организационную систему, совокупность принципов и приемов обучения, воспитания и образования вокалистов, систему подготовки новых поколений певцов и педагогов для конкретной, исторически изменяемой исполнительской деятельности [2].

На протяжении тысячелетий вопрос о сущности, природе музыкального искусства, о тайне его влияния на человека занимал и волновал разум философов, поэтов, музыкантов. Еще в IV веке до нашей эры Платон писал: «Ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее». Величайший из мыслителей античности Аристотель утверждал: «не должна Ли музыка, помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить еще более высокой цели, а именно: влиять своим действием на человеческую этику и психику». Шекспир спустя столетие писал: «нет на земле живого существа более жесткого, резкого, адски злого, в котором не смогла хотя бы на час музыка совершить перевертыша» [3].

Музыкальное искусство в Крыму возникло в глубокой древности. При раскопках, произведенных научными экспедициями Академии наук СССР, найдены памятники развитого музыкального искусства у древних скифов, населявших причерноморские степи, описанных еще Геродотом. В могильном подземелье мелитопольского кургана, наряду с утварью и другими изделиями, было обнаружено рельефное изображение на золоте, относящееся к 4-3 векам до нашей эры скифы справляют праздник поют, пляшут и играют на арфах. Боспорское царство, Херсонес, Ольвия, вероятно, были очагами музыкальной культуры древнего Причерноморья [2].

В прошлом обучались музыке в пещерах с хорошим резонансом, благодаря чему заметна была малейшая фальшь в исполнении. Бытовала даже поговорка: Если хочешь учиться писать, бери перо и бумагу марай, а если хочешь учиться музыке, бери скрипку и иди в пещеру. В родовой крепости крымских караимов Чуфут Кале поныне известна музыкальная или скрипичная пещера (кэманэ коба), где учились музыке [3].

К Крыму относится фраза: «Песня живая история народа». Богатый край у моря, Таврида, привлекала к себе издревле различные народы, и каждый из них, уходя, оставлял по себе памятки песенными напевами. Генуэзцы, владычествовавшие на южном берегу Крыма целое столетие, с 1380 года, оставили кроме башен своих крепостей и канцонетты, которые живы в Крыму; прошедшие через творчество крымских татар, они не потеряли своей итальянской певучести, но приобрели узорчатую звуковую окраску Востока. Самая распространенная из таких канцонетт, которую можно услышать в горной и степной части Крыма, а также на южном берегу, это: «Кыналы пармак ез тырнак». Арабы, торговавшие в давние времена с Тавридой, оставили свои мелодии. Песни южного берега Крыма находятся под сильным влиянием турецких песен. Это объясняется частыми торговыми отношениями южно-бережных татар с Турцией морским путем, а также политическими условиями. Эмигрантские волны крымских татар, откатываясь частично обратно в Крым, распространяли турецкие песни по всей территории Тавриды. Много песен из Малой Азии, куда многочисленные эмигранты направлялись из Крыма [3].

В начале ХХ века большой интерес к музыкальной культуре караев, как и других народов Крыма, проявлял композитор А. Спендиаров. В этом плане интересны воспоминания Л. Ефетовой-Габай (1990): «У моей мамы С.Э. Бобович-Ефетовой была большая и очень музыкальная семья. Хорошо пели все. Но особенно тонкий слух, природно поставленные голоса были у мамы и ее брата. Семья жила под Карасубазаром. Как-то в гостях собралось много народу и музицировали. Маму услышал А. Спендиаров. Он был поражен ее голосом и слухом. В то время композитор работал над оперой «Эльмаз» (Алмаст), и мама для нее напела много восточных мелодий. Композитор часто посылал за мамой, часами наигрывал ей мелодии, созданные по мотивам, напетым мамой. У него была целая тетрадь восточных мелодий с надписью «Напето С.Э. Бобович» [2].

С крымскотатарской музыкой в своем творчестве соприкасались такие титаны русской музыкальной культуры, как, например, М.И. Глинка, который из трех крымскотатарских мелодий, наигранных ему великим художником-маринистом И. К. Айвазовским, две использовал при написании лезгинки, а третью («Каледен-калее» – «Из крепости в крепость») в сцене Ратмира части «Анданте» третьего акта оперы «Руслан и Людмила». Это был первый опыт использования русским профессиональным музыкантом крымскотатарской народной музыки в своем творчестве [3].

Таким образом, музыка повсюду и во все времена одаривала и будет одаривать нас всё новыми и новыми жанрами и стилями, но главное, чтобы современным людям всегда было, что сказать, используя этот невообразимо богатый и удивительный инструмент – человеческий голос. Крымская вокальная школа как уникальное явление мировой музыкальной культуры, развивалась и складывалась, как самобытное направление вокального исполнительства и вокальной педагогики.

 

Список литературы:

  1. Алексеев А.Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины ХХ века / А.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1995. – 328 с.
  2. Глазунов, А. Песни крымских татар. Гул земли: литературно- научный и художественный сборник / А. Глазунов. – Ленинград, 1928. – С. 148–153.
  3. Джеппарова А.Б. Композиторы Крыма – [Электронный ресурс] // Сайт Инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-po-vneurochnoy-deyatelnosti-kultura (Дата обращения: 11.03.2022).

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.