Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 10(180)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Ткаченко К.К. ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КРЫМА ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 10(180). URL: https://sibac.info/journal/student/180/243789 (дата обращения: 17.11.2024).

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КРЫМА ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ПЕРИОДА

Ткаченко Ксения Константиновна

студент, кафедра вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

VOCAL ART OF THE CRIMEA OF THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD

 

Ksenia Tkachenko

student of the Department of Vocal Art and Conducting Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье на основе анализа научной литературы и исторических источников была исследована проблематика вокального искусства Крыма дореволюционного периода. В ходе исследования было раскрыто понятие «вокальное искусство», рассмотрены особенности вокального искусства Крыма, а так же обоснована специфика становления и развития вокального искусства Крыма в дореволюционный период.

ABSTRACT

In this article, based on the analysis of scientific literature and historical sources, the problems of the vocal art of the Crimea of the pre-revolutionary period were investigated. In the course of the study, the concept of "vocal art" was revealed, the peculiarities of the vocal art of the Crimea were considered, as well as the specifics of the formation and development of the vocal art of the Crimea in the pre-revolutionary period were substantiated.

 

Ключевые слова: вокал, искусство, вокальное искусство, вокальное искусство Крыма, дореволюционный период.

Keywords: vocal, art, vocal art, vocal art of the Crimea, pre-revolutionary period.

 

Для современного человека увлечение творчеством является важной и неотъемлемой составляющей его жизни, а всякое творчество – это всегда искусство, в основе которого прежде всего лежит человеческий опыт, то есть, его эмпирическая (чувственная) сфера бытия. А значит, чем интенсивнее развивается искусство пения, тем богаче человеческий опыт [6].

Пение, наиболее приемлемая форма практического музицирования в жизни человека, является не только самым доступным видом искусства, но и отражение культурного наследия человечества в целом, что и дает возможность пению занять особое место в обществе. Именно поэтому целесообразно знать особенности развития вокального искусства в разные возрастные периоды. В данном исследовании рассмотрим один из этапов развития вокального искусства Крыма, то есть рассмотрим этап его развития в дореволюционный период [4].

Достаточно много исследований на сегодняшний день посвящено изучению вокального искусства. Данная проблематика затронута в трудах Н.Б. Гонтаренко, В.В. Емельянова, Е. Светозаровой. Однако остается не достаточно изученным вокальное искусство Крыма дореволюционного периода, что являлось основополагающим для выбора темы настоящего исследования.

Некоторые аспекты изучаемой проблемы затронуты и нашли отражение в статье А.А. Чергеева «К вопросу о реликтовых и проектных формах хорового искусства Крыма ХІХ – начала ХХІ веков» [3].

Вокальное искусство представляет собой исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами голоса певца идейно-образное содержание музыкального произведения. Именно пение считают одним из древнейших видов музыкального искусства [2].

Н.Б. Гонтаренко отмечает, что пение является наиболее естественным и спонтанным проявлением музыки, поскольку оно чаще всего связано с текстом и может одновременно отражать мысли и эмоции. В то же время голос – это своеобразный духовой инструмент, с помощью которого можно издавать певческий звук. «Уметь петь-значит уметь правильно дышать», отмечал великий знаток возможностей человеческого голоса, выдающийся русский композитор М. Глинка [1, c. 50].

Музыкальное искусство в Крыму возникло в глубокой древности. При раскопках экспедициями были найдены памятники развитого музыкального искусства у древних скифов, населявших причерноморские степи, описанных еще Геродотом. В могильном подземелье мелитопольского кургана, наряду с утварью и другими изделиями, было обнаружено рельефное изображение на золоте, относящееся к 4-3 векам до нашей эры – скифы справляют праздник – поют, пляшут и играют на арфах. Боспорское царство, Херсонес, Ольвия, вероятно, были очагами музыкальной культуры древнего Причерноморья.

К Крыму относится фраза: «Песня – живая история народа». Богатый край у моря, Таврида, привлекала к себе издревле различные народы, и каждый из них, уходя, оставлял по себе памятки песенными напевами [5].

Просторные степи живописные горы и ласковое море вдохновляли на творчество не одно поколение художников и поэтов, писателей и композиторов. В Крыму творили многие. Это Александр Пушкин и Марина Цветаева, Иван Айвазовский и Максимилиан Волошин, Василий Калинников и Александр Спендиаров и другие [5].

Знаменитый художник И. Айвазовский сообщил композитору И. Глинке три татарских напева, и вскоре они появились в Лезгинке и в Анданте в третьем акте оперы «Руслан и Людмила» (Картины Востока). Н. Римский-Корсаков и его ученики А. Глазунов и А. Спендиаров («Крымские эскизы» для оркестра и другое творчество) были потрясены и очарованы необычной ритмикой крымской музыки. На ее основе написал фортепианную фантазию «Исламей» композитор Балакирев [2].

Современные исследования музыкальной культуры Республики Крым свидетельствуют о сформированности в нем коренных форм вокального искусства, в которых сохраняется, обновляется и распространяется социальная информация, необходимая для деятельности людей. Коренные формы определяют культуру, обеспечивают стабильность общества, установившееся в нем соотношение порядка и хаоса, воспроизводство средств его существования [3, с. 161].

Далее детально обоснуем специфику развития и становления вокального искусства Крыма дореволюционного периода.

Дореволюционный период подразделяется на три этапа:

– середина 1860-х – первая половина 1880-х годы;

– вторая половина 1880-х – конец 1890-х годы;

– 1900–1917 годы.

Уже с конца XVIII века звучали в Крыму русские и украинские народные песни. Их пели солдаты и матросы, их пели крепостные крестьяне, переселенные сюда из родовых поместий тех дворян, которым Екатерина II, стремясь ускорить развитие края, раздала пустующие крымские земли за заслуги. Наряду с роскошными прибрежными имениями Воронцовых, Голицыных, Потоцких и других знатных фамилий, тогда появилось много более скромных хозяйств в предгорной части полуострова. Многие десятилетия эти песни были очень популярны и в городах [5].

В крымских степях с конца XVIII века возникли колонии немцев, чехов, эстонские хутора. Все они сохраняли унаследованный от предков жизненный уклад, свою культуру, в том числе песенную, танцевальную.

К сожалению, трагедия этносов крымского полуострова XX века, которой до сих пор так и не дано объективное, всестороннее освещение, сломала не только судьбы сотен тысяч крымчан, но и уничтожила целый пласт истории и культуры. И это большая потеря для всего мира, ибо Крым – уникальное место, аккумулировавшее многие исторически-значимые события. И всё же остались крупицы.

Таким образом, обобщая все выше изложенное отметим, что Крым всегда давал творческую энергию людям самых разных профессий – художникам, поэтам, врачам, инженерам, космонавтам, ученым и даже политикам и военным. На его примере можно убедиться в неразрывной связи любой творческой деятельности и художественного восприятия окружающего мира. Все это нашло отражение и в вокальном искусстве дореволюционного Крыма.

 

Список литературы:

  1. Гонтаренко Н.Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика / Н.Б. Гонтаренко. – Москва: ИЛ, 2015. – 192 c.
  2. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координция и тренинг / В.В. Емельянов. – М.: Лань, Планета музыки, 2015. – 188 c.
  3. К вопросу о реликтовых и проектных формах хорового искусства Крыма ХІХ – начала ХХІ веков / А.А. Чергеев. // Культура народов Причерноморья. – 2014. – № 266. – С. 161–165.
  4. Кармин A.C. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб.: Лань, 2003. – 928 с.
  5. Народная музыкальная культура Крыма / Хелпикс.Орг - Интернет помощник – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://helpiks.org/9-17237.html (Дата обращения 07.12.2021)
  6. Светозарова Е. Дирижерско-хоровое отделение Музыкального училища при Консерватории в воспоминаниях педагогов и выпускников / Е. Светозарова. – М.: Роза Мира, 2019. – 168 c.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.