Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 9(179)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2

Библиографическое описание:
Сатурина А.Ю. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ XIX ВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2022. № 9(179). URL: https://sibac.info/journal/student/179/243697 (дата обращения: 26.11.2024).

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ XIX ВЕКА

Сатурина Александра Юрьевна

студент, кафедры вокального искусства и дирижирования, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова,

РФ, г. Симферополь

RUSSIAN FOLK SONG OF THE XIX CENTURY

 

Alexandra Saturina

student, Department of Vocal Art and Conducting, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov,

Russia, Simferopol

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье изучены особенности русской народной песни XIX века. В ходе изложения статьи автором даётся понятие «народная песня», сделана попытка раскрытия роли и важности народной песни в вокальном искусстве России. А так же, выявлены особенности русской народной песни XIX века с точки зрения вокального искусства.

ABSTRACT

This article examines the features of the Russian folk song of the XIX century. In the course of the presentation of the article, the author gives the concept of "folk song", an attempt is made to reveal the role and importance of folk song in the vocal art of Russia. And also, the features of the Russian folk song of the XIX century from the point of view of vocal art are revealed.

 

Ключевые слова: песня, русская народная песня, вокальное искусство, виды народных песен.

Keywords: song, russian folk song, vocal art, types of folk songs.

 

Народная песня является уникальным явлением в мировой культуре. Она поражает разнообразием жанров, стилей, глубиной содержания, непостижимой и несравнимой по своей красоте и простоте поэзии. Недаром народная песня создавалась на протяжении тысячелетий, а, следовательно, прошла огромный исторический отбор. Которого не знал ни один музыкальный жанр. Актуализируя изучаемую проблему что на сегодняшний день существует необходимость детального рассмотрения специфики развития русской народной песни XIX века.

Проблема музыкального народного творчества России нашла отражение в трудах О.И. Алексеева, Б.В. Асафьева, Д.А. Ляпина, А.А. Пискулина, Ю.А. Толмачева и многих других. Исследователи подчеркивали, что красота и совершенство русской народной песни воспето во вдохновленных строках величайших поэтов России, о ней писали ученые, политические деятели, художники, имена которых известны в мировой культуре. Русская народная песня на протяжении столетий вдохновляла и питала творческим вдохновением писателей и музыкантов, художников и писателей. В песне наиболее полно раскрывается историческая сущность народа, его характер и бессмертный творческий потенциал.

Появление песни как вокальной интонации плотно связано с появлением речи. Можно констатировать – как нет народа без своего языка, так нет народа без своей песни. Неоспоримым является то, что язык и песня развивались и обогащались параллельно и в тесной взаимосвязи. Песня такая же древняя, как и речь, является продуктом коллективного труда, произведением многих поколений. Цивилизованный народ оберегает родной язык и песню. Для каждого народа песня была и остается большим и ценным достижением духовной деятельности многих поколений [1].

Песня – это стихотворение лирического или лиро-эпического характера, мелодичный за своим интонационным рисунком и предназначен для пения. Этот жанр является довольно древним по своему происхождению.  Различают два вида песен – народные и литературные, между которыми существует тесная взаимосвязь такого рода, что литературные песни часто фольклоризируються, становясь популярными и распространяясь среди народа, а, наоборот, народные песни (текст или мелодия или и то, и другое) часто служат основой для словесно-мелодической композиционного построения литературно-авторских песен [2].

На формирование интонационной языка народных песен XIX века стремительное влияло: кристаллизация национальной композиторской школы, творчество выдающихся поэтов, постановки популярного музыкально-драматического театра, спектакли которого традиционно были насыщены народными песнями и песнями-романсами литературного происхождения.

Важнейшим этапом в развитии сольной вне обрядовой песни XIX века становится песня-романс, которая была музыкальным воплощением социальных процессов, а именно – интеграции сельской и городской культур. Говоря о том как возникали песни-романсы и песни литературного происхождения отметим, что одним из путей того времени было создание текста на готовую традиционную народную мелодию. Так возникло большинство песен-романсов. Другим путем, который сформировался в связи с распространением, было создание песен на литературной основе, когда к литературному тексту подбиралась народная музыка [4].

Если песня-романс своими корнями еще прочно удерживается в недрах фольклора и органично его продолжает, то песня литературного происхождения завоевывает популярность путем фольклоризации, проб на совместимость с фольклором, который ее абсорбирует.

Вторая половина XVIII века и первая половина XIX века стала значительным этапом в развитии музыкальной фольклористики, появление многочисленных сборников русских народных песен, содержавших образцы песенности. Это прежде всего собрание простых песен с нотами.

Русские народные песни фиксируют в тогдашних рукописные сборники не только любители музыки и пения Москвы, Петербурга, но и многих провинциальных городов России. Эти сборники были весьма популярными, песни из них часто звучали в музыкальных салонах, домашнем быту, а затем с концертной сцены. Поэтому подход авторов сборников к фольклору в значительной мере сформировал типичное представление широкого круга слушателей относительно специфики народной песни, а также традиций ее исполнения [5].

В ранних публикациях песен ощутимы влияние городской культуры, традиций, бытовавших в дворянской среде. В песнях чувствуется влияние прежде всего западноевропейских форм проработки тематического материала, наличие аккордово-гармоничного сопровождения в пределах классической гармонии. Некоторые из песен приближаются по жанру к романсу. Черты представленные в сборниках мелодии использовались многими самыми значительными русскими композиторами, среди которых: А.С. Даргомыжский, А.С. Аренский, П.И. Чайковский, М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, М.Н. Римский–Корсаков, М.И. Глинка, С.В. Рахманинов [2].

Русская народная песня в первой половине XIX века приобретает широкое распространение в профессиональном композиторском творчестве, концертном исполнительстве, домашнем музицировании в значительно адаптированном эстетизированно-романтическом виде: жанровый состав ограничивался тематикой семейно-бытовых песен городского происхождения; вокальная природа песни омрачалась инструментальными принципами ее исполнения; полностью отсутствуют в это время попытки репрезентировать сельские формы бытования песен; воспроизведение живого звучания было подчинено принципам мажорно-минорной системы и четкой метрике; по способу обработки и исполнительским приемам песня приближалась к романсу или оперной арии.

Во второй половине XIX века наряду с традиционными фольклорными жанрами формируется новое направление народного творчества песни –рабочий фольклор. Формирование производства стимулировало расширение географических границ сельского фольклора, который в этот период интегрируется с городским фольклором и профессиональным творчеством. Под влиянием романтических и народнических тенденций в литературе и искусстве меняются формы общественного функционирования фольклора, приобретают большое значение вторичные формы его популяризации: это масштабная исследовательская и издательская деятельность, пропаганда творчества народных исполнителей на концертной эстраде.

В это время в фольклоре ученые начинают отличать «коренной пласт» (первичный, аутентичный), неотличимый от обряда, ритуала, старинных обычаев, и вторичный, вне обрядный [3].

Важным в XIX веке становится сохранение этнического приоритета в песнях, где подчеркиваются сугубо национальные языковые элементы. В XIX песня-романс становится ведущим лирическим жанром русской народной музыки, в котором самобытно ходят крестьянская лирика с образами и интонациями городского песни и профессионального романса. На его формирование повлияли идеи романтизма, согласно которым народная песня является неисчерпаемым источником национальных традиций, вдохновения, воспитания патриотизма. Сочетание народных и профессиональных традиций в это время способствовало активному развитию любительского музыкального творчества. Синтез народного и профессионального начал воплотился в типичных интонационных и ладовых оборотах, гармонии, гомофонно-гармоническом складе песен-романсов.

Во второй половине XIX века происходят активные интеграционные процессы (сельской и городской культуры, народного и профессионального искусства), которые способствуют кристаллизации самобытного жанра сольного исполнительства песни и романса. Народная песня выходит на концертную эстраду. Широкое использование народной песни в театральных спектаклях, сказалось на особенностях ее формы. Традицией становится сокращение текстов, дополнительные вставки, унификация музыкально-выразительных особенностей, текстовая и мелодическая миграции, а то и прямое заимствование. Народная песня часто звучит в исполнении оперных певцов [5].

Таким образом, в ходе изложения статьи был осуществлен анализ исторического развития русской народной песни на протяжении XIX века и выявлена специфика бытования и тенденции постепенно распространения в различных слоях населения (от крестьянской среды до городской) и последующее ее глубокое проникновение в профессиональное музыкальное искусство – композиторское творчество и исполнительство. Наиболее весомое значение для становления профессионального музыкального искусства России народная песня приобрела в период второй половины XIX века, став главной основой композиторского творчества основоположников классической музыки.

 

Список литературы:

  1. Алексеева О. И. Русская народная песня как этнокультурный концепт : Дис. канд. филос. наук : 24.00.01 – Белгород, 2006. – 183 с.
  2. Асафьев Б.В. О народной музыке / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 2017. –247 с.
  3. История русской музыки. В 10-ти тт. Том VI. 50-60-е годы XIX века. / Авторы тома Ю.В. Келдыш, Л.3. Корабельникова, Е.М. Левашев, В.Н. Романова. – М.: Музыка, 1989. – 384 с.
  4. Ляпин Д.А. Исторические песни русского народа середины XIX века / Д.А. Ляпин, А.А. Пискулин. // Антропологический форум. – №1– Елецк, 2009. – С. 40–45
  5. Толмачёв, Ю.А. Народное музыкальное творчество. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.