Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 15(15)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал

Библиографическое описание:
Райзман Э.А. ЭКСПРЕССИВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2017. № 15(15). URL: https://sibac.info/journal/student/15/83778 (дата обращения: 19.04.2024).

ЭКСПРЕССИВНЫЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Райзман Эльвира Айратовна

магистрант филологического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ),

РФ, г. Челябинск

Аннотация

В статье анализируется, какие экспрессивные синтаксические конструкции употребляют современные писатели в своих произведениях, и определяется, какие функции они выполняют.

Ключевые слова: экспрессивность, синтаксический уровень языка, парцелляция, сегментация, вставные и усеченные конструкции, номинативные предложения.

 

В последние годы в лингвистике большое внимание уделяется изучению средств стилистического своеобразия художественного текста. Одной из наиболее часто исследуемых языковых категорий является экспрессивность.

Экспрессивность делает текст эмоционально окрашенным, является одним из средств речевого воздействия на читателя. Этот термин определяется следующим образом: это «совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают её способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи. Экспрессивность свойственна всем уровням языка» [4, с.591].

В данной статье рассматриваются особенности экспрессивности на синтаксическом уровне языка.

Современная русская литература полна экспрессивно окрашенными синтаксическими конструкциями. Употребление таких конструкций связано с влиянием разговорной речи на художественную литературу. К таким явлениям относятся парцелляция, сегментация, лексический повтор, цепочки однородных компонентов в предложении, обособленные члены предложения, вставные конструкции и другие.

Наиболее тесно экспрессивность связана с эмоциональностью, оценочностью. Экспрессивные синтаксические средства помогают читателю понять замысел автора, отношение автора к героям произведения и изображаемому.

В настоящее время существует много исследовательских работ по изучению экспрессивного синтаксиса с современной литературе.

Так, например, А.Е. Белькова проводится анализ экспрессивного синтаксиса произведений Л. Петрушевской и приходит к выводу, что наиболее частотными экспрессивными средствами в ее творчестве являются парцеллированные и сегментированные конструкции. Среди них А.Е. Бельковая выделяет расчленение простого предложения на самостоятельные высказывания (парцелляция), прерванные и недосказанные предложения, лексический повтор [1, с.75].

А.Е. Белькова отмечает аграмматизм в творчестве Л. Петрушевской (намеренное нарушении грамматической системы русского литературного языка). Это явление проявляется в нарушении ввода чужой речи в рассказах Л. Петрушевской. Например, безабзацное включение прямой речи, смешение несобственно-прямой и прямой речи [1, с.76].

Такой анализ позволяет А.Е. Бельковой сделать вывод о том, что рассматриваемое построение предложений и аграмматизм Л. Петрушевской являются признаком авторской индивидуальности, выразительности и экспрессивности в текстах постмодернистской направленности.

Для оценки функционирования конструкций экспрессивного синтаксиса Т.Ф. Глебская обращается к творчеству Ю. Полякова. В его творчестве наиболее яркими выступают такие экспрессивные средства, как вставные и усеченные конструкции.

Вставные конструкции представлены разными синтаксическими единицами: словосочетаниями, простыми и сложными предложениями. Они выполняют функции уточнения, пояснения, разъяснения и др. [2, с.161-162]. Чаще всего вставные конструкции в творчестве Ю. Полякова передают реалии прошлой советской жизни и представляют параллельный пласт повествования. Благодаря вставным конструкциям осуществляется оценочная функция и передается чужое мнение.

Усеченные конструкции в текстах Ю. Полякова встречаются часто. Такие конструкции характеризуются отсутствием интонации законченности, показателем ее незаконченности является многоточие. Т.Ф. Глебская отмечает, что такие конструкции Ю. Поляков использует, когда герой рассуждает по какому-либо поводу [2, с.163].

Т.Ф. Глебская обобщает: перечисленные выше экспрессивные конструкции делают прозу Ю. Полякова «более интересной, насыщенной множеством значимых деталей, несущих на себе «внесюжетный поток» информации» [2, с.165].

Одним из ярких экспрессивных средств является парцелляция. Этому явлению посвящено достаточное количество исследований. Например, А.А. Добрычева рассматривает парцелляцию осложняющих компонентов как одно из продуктивных средств экспрессивного синтаксиса, характерных для прозы Сергея Довлатова. По наблюдениям автора синтаксис С. Довлатова лаконичен, преобладают простые предложения. А.А. Добрычева выделяет следующие типы парцеллят: парцеллят-дополнение, парцеллят-определение, парцеллят-обстоятельство, где средством связи чаще всего выступает союз «причём», реже – «да ещё» [3, с.20]. Парцеллированные конструкции в творчестве С. Довлатова усиливают коммуникативное членение текста, содержат дополнительную предикативность и представляют собой предложения, осложненное сравнительным оборотом.

По мнению А.А. Добрычевой, парцелляция в произведениях С. Довлатова является ведущим средством организации текста, актуализирующим важную информацию.

Другое исследование творчества С. Довлатова рассматривает особенности функционирования номинативных предложений. Автор Перфилова М.С. выявляет и анализирует функции номинативных предложений как средства экспрессивного синтаксиса. Такие предложения, определяет автор, занимает особое место в творчестве С. Довлатова. Номинативные предложения прослеживаются при изображении интерьера, используются для описания пейзажа, внешности героя.

М.С. Перфилова приходит к выводу, что номинативные предложения позволяют создать динамизм, акцентирую внимание на «важных деталях интерьера, пейзажа, портрета, психологической характеристики» [5, с.6].

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: экспрессивные элементы синтаксического уровня разнообразны и многочисленны. Современные писатели часто используют средства экспрессивного синтаксиса в своих произведениях с целью затронуть эмоциональную сторону внутреннего мира читателя, а также правильно расставить акценты восприятия действительности.

Благодаря экспрессивным синтаксическим конструкциям выражается индивидуальный стиль автора, эти конструкции придают тексту яркость и выразительность. Экспрессивный синтаксис является одной из наиболее исследуемых лингвистических категорий в настоящее время.

 

Список литературы:

  1. Белькова А.Е. Экспрессивный синтаксис постмодернистской прозы Людмилы Стефановны Петрушевской Ученые записки // Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 2 (71). – С. 74-77.
  2. Глебская Т.Ф. Функционирование конструкций экспрессивного синтаксиса в прозе Ю. Полякова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3 (131). – С. 161-166.
  3. Добрычева А.А. Парцелляция осложняющих компонентов предложения в прозе Сергея Довлатова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2013.
  4. Лингвистический словарь,  М.: Советская энциклопедия, 1990. – С. 591.
  5. Перфилова М.С. Номинативные предложения в прозе С. Довлатова // Гуманитарные научные исследования. – 2017. – № 5

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.