Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 18(146)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6

Библиографическое описание:
Анциферова Д.А. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНО-КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (12-13 ЛЕТ) СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 18(146). URL: https://sibac.info/journal/student/146/212365 (дата обращения: 26.12.2024).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНО-КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (12-13 ЛЕТ) СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Анциферова Дарья Александровна

студент, Новосибирский государственный педагогический институт,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. ВАК РФ, Проф. кафедры изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический институт,

РФ, г. Новосибирск

Для определения уровня развития композиционно-образного мышления учащихся подросткового возраста необходимо обосновать основные критерии оценки работ учащихся, основанные на объективных закономерностях построения образа в живописной композиции.

Критерии оценки – это количественные показатели, эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии. Эти показатели выводятся в количественную оценку. Отражение зависимости качества изображаемого от качества представления, косвенно и прямо можно встретить в научно-методических трудах П.Я. Павлинова, Н.Н. Ростовцева и других ученых, художников-педагогов. В данном случае, разработаны следующие критерии оценки, которые представлены на трех уровнях.

Уровень восприятия.

1. Наличие первоначального композиционного замысла - процесс формирования замысла проходит в несколько стадий: первая - из предложенной темы учителя у ребенка происходит композиционный мыслительный процесс, основанный на опыте, в котором возникает, развивается, осознается и оформляется первоначальный замысел.

2. Гармоничность и образность изображения. Новизна и оригинальность композиционного и пластического замысла. Данный критерий связан с единством эстетических и логических характеристик композиции, внутреннее содержание в полной мере выражается во внешней форме.

3. Целостность и выразительность изображения. Целостность - внутреннее единство. Внутреннее единство достигается при применении основных композиционных принципов. Замысел произведения, его содержательная форма обусловлены и материалом, спецификой художественного языка. Целостность достигается пространством и пластикой, цветом.

Уровень представления:

1. Композиционно-образное решение композиции. Композиционно-образное решение композиции, является для учащегося главной творческой задачей, которая напрямую связана с умением учащихся самостоятельно систематизировать информацию по теме композиции, производить отбор художественных материалов, анализировать их изобразительные, выразительные характеристики. Знание, понимание и использование в своей творческой деятельности базовых основ композиции, имеет большое значение при выполнении композиционного поиска.

2. Знание, понимание и использование основных законов композиции.

При отсутствии единства и целостности композиция теряет свои выразительные свойства, выразительные свойства достигаются при помощи композиционных принципов и законов таких как симметрия - асимметрия, контраст, нюанс, тождество и динамика, а также необходимо учитывать пропорции, подобие, ритм и масштаб и тектонику композиции.

3. Умение находить образ. Яркие впечатления накапливаются в течении системных наблюдений различных явлений действительности. Чем богаче дополнительный композиционный материал, тем выразительнее продукт творческой деятельности. А выразительный художественный образ может быть спровоцирован ярким впечатлением, высоким эмоциональным и умственным напряжением, то есть эмоциональная выразительность художественного образа в композиции, более всего характеризует интеллектуальный уровень учащихся, и является одним из признаков художественного образа.

На уровне технического исполнения:

1. Методически правильная последовательность ведения работы. Процесс работы над произведением можно разделить на несколько этапов: создание идеи на заданную тему; выбор формата и художественных материалов при помощи композиционных зарисовок и этюдов; выбор цветовой гаммы; реализация на основном формате наиболее удачного композиционно-образного решения. Данный критерий отслеживает работу мысли подростка.

2. Грамотное использование художественных материалов. Представляет собой умение правильно и аккуратно ими работать, этот навык зависит от развития мелкой моторики рук и старательности. У каждого материала есть свои особенности применения, которые учащиеся осваивают в процессе изображения.

3. Оригинальное использование художественных материалов. Чтобы достичь оригинальности композиционно-образного решения допускается использовать нетрадиционные техники рисования: набрызги, отпечатки, мозаичные мазки и т.д. Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике подросток может отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Конечно, данные критерии не исчерпывают всех проблем оценки развития композиционно-образного мышления школьников. Однако они представляются как один из наиболее логичных, опирающихся на практику обучения возможных вариантов оценки развития способностей мышления, что обеспечивает нам в дальнейшем реальную возможность достаточно объективной оценки учебно-творческих работ школьников, выполненных на занятиях по изобразительному искусству.

Вышеизложенные критерии оценки позволяют определить уровень развития композиционно-образного мышления школьников на уроках изобразительного искусства, а также что основные усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы научить учащихся на практике создавать выразительные композиционные образы.

 

Список литературы:

  1. Василенко, П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности / П. Г. Василенко. // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №8. – С. 148-151.
  2. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: АГАР, 2000. – 242с.27.   Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. С. 98-99, его же. Бытие и сознание. С 278.
  3. Шорохов, Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е. В. Шорохов. – М. : Просвещение, 1977. - 112 с.

Оставить комментарий