Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 42(128)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Зеленая Н.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УЧИЛИЩ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 42(128). URL: https://sibac.info/journal/student/128/197672 (дата обращения: 09.12.2021).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УЧИЛИЩ В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ

Зеленая Надежда Александровна

магистрант, кафедра изобразительного искусства, Институт искусств, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Новосибирск

Научный руководитель Кравченко Ксения Алексеевна

канд. пед. наук, доц. ВАК РФ, проф. кафедры изобразительного искусства Института Искусств, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»

РФ, г. Новосибирск

pedagogical conditions for the development of FIGURATIVE thinking OF STUDENTS OF ART SCHOOLS IN CONDITIONS OF PLENARY PRACTICE

 

Nadezhda Zelenaya

master student, Department of Fine Arts of the Institute of arts Novosibirsk state pedagogical university,

Russia, Novosibirsk

Kseniya Kravchenko

scientific director, candidate of pedagogical Science, associate professor HAC Russia, Professor of the Department of Fine Arts of the Institute of arts Novosibirsk state pedagogical university,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются педагогические условия развития образного мышления студентов в процессе пленэрной практики. В качестве педагогических условий разрабатываются организационные формы, содержание образования, методы и принципы обучения и другие составляющие педагогического процесса.

ABSTRACT

The article considers the pedagogical conditions of the development of figurative thinking of students in the process of plenary practice. Organizational forms, educational content, teaching methods and principles and other components of the pedagogical process are developed as pedagogical conditions.

 

Ключевые слова: образное мышление, пленэр, педагогические условия.

Keywords: figurative thinking, plein air, pedagogical conditions.

 

Рассматривая проблему развития образного мышления учащихся художественных училищ в условиях пленэрной практики, необходимо рассмотреть в этом контексте вопрос создания благоприятных педагогических условий. Педагогические условия представляют собой необходимую составляющую в процессе развития образного мышления, учитывая организацию образовательного процесса, который позволяет обеспечивать высокий уровень развития творческих способностей.

Сегодня проблема развития образного мышления у учащихся художественных училищ исследована недостаточно. В действующих учебных программах по пленэрной практике, нацеленных на выполнение натурных ландшафтных этюдов, практически отсутствуют специфические задания на развитие образного мышления. И это при том, что пленэрная практика открывает широкие возможности для развития самых разнообразных компонентов творческой деятельности учащихся, поскольку интегрирует важнейшие профессиональные дисциплины: рисунок, живопись, цветоведение и композицию.

В соответствии с задачами обучения в средних профессиональных учреждениях и психологическими особенностями учащихся юношеского возраста можно выделить следующие необходимые педагогические условия:

1. Создание мотивации к учебно-художественной деятельности на пленэрной практике.

Учитывая возрастные особенности обучения студентов в качестве первого необходимого педагогического условия, мы выделили создание мотивации к обучению. У обучающихся необходимо активизировать внутренние побуждения к обучению.

В качестве основных признаков деятельности выступают мотив и цель. «Мотив деятельности – это осознаваемая человеком причина или потребность, которая лежит в основе его активности, побуждает и направляет его активность на достижение определенной цели. Цель деятельности – осознаваемый человеком результат, который должен быть достигнут благодаря активности, побуждаемой мотивом» [1, с. 54].

Положительное эмоциональное отношение служит основанием и целью развития интереса к деятельности. Рубинштейн С.Л. говорит, что «особенно большое место занимают у человека именно эмоции, связанные с деятельностью, поскольку она дает тот или иной — положительный или отрицательный — результат» [2, с. 522]. В соответствии со своими потребностями, любой деятельности предшествует постановка цели, которая в итоге может быть соотнесена с результатом. Отсюда следует вывод, о том, что очень важно создание ситуации успеха в процессе творческой деятельности.

Развитие устойчивого, мотивированного интереса к изучению пленэрной живописи – является необходимым условием проявления художественного творчества. Преподаватели художественных училищ далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся, многие часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз учащийся пришел учиться, то он должен делать все то, что ему рекомендуют. Студента не нужно заставлять учиться, его необходимо мотивировать к учебной деятельности – это одна из важнейших задач преподавателя. Используются различные средства и способы для развития интереса к обучению у студентов, например, разнообразие содержания учебного материала, организационных форм учебной деятельности, приемов и методов обучения. Безусловно, система активизации изобразительной деятельности обучающихся должна иметь целостный характер, то есть её компоненты должны быть взаимосвязаны, а ведущую роль за ходом процесса обучения и коррекции занимает контроль.

2. Использование в процессе обучения живописи пейзажа дидактических принципов и методов обучения.

Говоря об особенностях педагогических условий развития образного мышления студентов художественного училища, нами отмечена необходимость применения дидактических принципов (сознательности и активности, последовательности и систематичности, научности, наглядности и доступности) и проблемного обучения в условиях пленэрной практики, направленных на развитие образного мышления.

Для нашего исследования особенно актуален принцип сознательности и активности. Суть принципа в том, что для успешного развития образного мышления преподаватель художественного училища должен добиваться понимания учащимися особенностей натурного мотива, а не механического срисовывания учащимися и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании в условиях пленэрной практики.

Принцип последовательности и систематичности определяет необходимость формирования у обучающихся художественного училища целостной и последовательной системы знаний и умений. Системный подход в условиях пленэрной практики предполагает рассмотрение структуры образовательного процесса как совокупности его отдельных элементов, он позволяет выявить общие системные свойства, качественные характеристики отдельных элементов и дает основу для системного использования ресурсов образовательного процесса в реализации художественного образования. В методике обучения пленэрной живописи системность определяется комплексом педагогических воздействий, способствующих творческому характеру формирования специальных умений и навыков. Отличительной чертой этой системы является динамичное стремление к целостности.

Данный принцип предполагает, что изложение знаний преподавателем строится на принципе взаимосвязанного наложения, от простых понятий из области рисунка, живописи, цветоведения и композиции к более сложным. Поэтому не стоит игнорировать, полученные на предыдущих годах обучения знания и навыки, они помогут активному развитию образного мышления.

Принцип научности ориентирует преподавателя художественного училища на формирование у обучающихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем главного, использовании достоверных научных данных, фактов и примеров, а также общепринятой научной терминологии. При реализации данного принципа в условиях пленэрной практики необходимо знакомить студентов с научными основами живописи и цветоведения, изучать законы композиции, линейной и воздушной перспективы. «Нужно добиваться от всех рисующих объективного изображения предметов. Это не противоречит развитию творческих способностей. Наоборот, для развития их надо заложить фундамент прочных знаний и навыков» [3, с. 122]. У студентов третьего курса уже должны быть необходимые научные знания для прохождения пленэрной практики, но не будет лишним повторять эти знания и акцентировать на них внимание в процессе практической деятельности.

Принцип наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета или явления, но и в использовании целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний. Например, для развития образного мышления студентов в условиях пленэрной практики преподаватель художественного училища должен наглядно демонстрировать способы, приемы и методы построения живописного пейзажа на изобразительной плоскости не только на собственном практическом примере, но и на уже созданных художественных полотнах мастеров пленэрной живописи. 

Принцип доступности. Суть принципа доступности состоит в том, что изначально нужно выявить уже имеющиеся у обучающегося знания и умения, и только после этого постепенно осуществлять следующие стадии обучения. Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны учащегося, однако преодоление возникающих трудностей должно быть для него посильным. Как мы уже упоминали выше – у студента, проходящего пленэрную практику на третьем курсе уже есть определенные знания и умения в области пленэрной живописи, однако, для дальнейшего развития образного мышления необходимо постепенное усложнение выполняемых заданий, введение новых, более сложных для выполнения, основываясь на уже имеющемся у студента опыте. Однако, необходимо учесть и индивидуальные способности каждого студента, одни усваивают материал быстро и легко, другие — с большим трудом. Преподавателю следует поставить каждого в такие условия работы, при которых все учащиеся смогли бы достигнуть наибольших успехов. Вместе с тем преподавателю не следует занижать возможности учащихся, их нужно нацеливать на посильную активную работу.

В процессе развития образного мышления учащихся художественных училищ в условиях пленэрной практики целесообразно использовать методы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы.

Проблемное обучение предполагает поиск скрытых резервов умственного развития учащихся: способности к творческому мышлению и самостоятельной познавательной деятельности. Суть проблемного обучения состоит в организации преподавателем для обучающихся проблемных ситуаций, осознании этих ситуаций студентами, их принятия и решения в процессе совместной взаимодействия учащихся и учителя при максимальной самостоятельности обучающихся и общем направляющем руководстве преподавателя.

Данный метод обучения является одним из основных методов в структурной организации формирования образного мышления. Через постановку проблемы и демонстрации ее решения этот метод определяется определённой системой правил объяснения и подготовки учебного материала. Происходит формирование способов поисковой деятельности у студентов, а также понятий о способах решения учебно-творческой проблемы и представлений о способах творческой деятельности. При проблемном обучении «тренируется» образное мышление, так как можно проецировать проблему мысленно на какие-либо объекты и создавать при этом образ ситуации и решение проблемы. Зачастую студенты могут найти способ неординарного и индивидуального решения проблемы.

Задачей проблемного изложения, является привлечение студентов к соучастию, рассуждению, для этого применяются, так называемые вопросы-парадоксы, и поэтому основные понятия композиции, цветоведения и живописи не преподносятся в готовом виде, как в традиционном обучении, а рассматриваются через опорные понятия. Например, такое изложение можно применить через задания на выявление характерного колорита, где задачей учащихся становится передача определенного состояния погоды для создания образа природного мотива.

Создание пейзажного этюда предполагает использование частично-поискового метода, в котором можно выделить несколько проблемных подзадач – отбор материала, эскизное решение, выбор колорита, поиск тех или иных средств выразительности образа и т.д. Успех решения данных задач определяется поставленными перед собой вопросами, формулировкой целей работы на каждом этапе, знанием способов их достижения.

Исследовательский метод, при осуществлении которого учащиеся должны самостоятельно решать поставленные задачи на занятиях пленэрной живописью. В.И. Загвязинский так характеризует этот метод: «После анализа, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно» [4, с. 73]. Исследовательский метод рассчитан на самую сложную продуктивную деятельность учащихся.

Понятие исследовательского метода в условиях пленэрной практики определяется его функциями: организацией творческого поиска (например, поиска мотива и выгодной точки зрения, формата, композиционного решения, выбора колорита и т.д.) и обеспечением овладения методами научного познания в процессе живописной деятельности, формирует интерес, потребность к творчеству.

3. Педагогическая установка на активную и целенаправленную творческую деятельность.

«Теорию установки» разработал Д.Н. Узнадзе – выдающийся грузинский психолог. Для возникновения установки, как показали опыты Узнадзе, достаточно двух элементарных условий - какой-либо актуальной потребности у субъекта и ситуации ее удовлетворения. То или иное состояние сознания, его определенное содержание вырастают только на основе этой установки.

Для успешного развития образного мышления учащихся художественного училища в условиях пленэрной практики преподавателю необходимо давать определенные установки в процессе обучения. «Для того, чтобы субъект мог совершить какой-нибудь определенный целенаправленный акт, в частности, например, акт восприятия, - утверждает Д.Н. Узнадзе, - у него, как у субъекта этого поведения, прежде всего должно возникнуть некоторое целостное состояние, которое могло бы определить эту активность, - у него должна возникнуть установка на это восприятие» [5].

Преподаватель должен давать учащимся такие установки, которые ориентировали бы их восприятие на целенаправленное наблюдение пейзажного мотива с художественной точки зрения и на осознанный анализ видимых качеств предметов и явлений, а затем на передачу в живописном этюде именно тех качеств, которые присущи профессиональному визуальному восприятию художника. Например, студенту можно поставить установку на выявление и передачу в живописном этюде характерных особенностей колорита одного и того же пейзажного мотива в разное время суток. Нужно стремиться к тому, чтобы из внешних установок, полученных от преподавателя, они перешли в сознании студента во внутреннюю потребность.

4. Наличие и анализ предшествующего опыта изобразительной деятельности у студентов.

Для успешного развития образного мышления студентов в условиях пленэрной практики необходимо учитывать уже имеющийся у них опыт в области живописи, цветоведения, композиции и технического владения разнообразными художественными средствами и материалами (знания по композиции пейзажа, построения колорита, передачи пространства с использованием воздушной и световой перспектив, а также умения работать масляными красками и использовать в своей работе кисти разного размера, мастихины и так далее).

Перед практической работой со студентами целесообразно вместе с преподавателем перечислить уже имеющиеся знания, умения и навыки в области пейзажной живописи, для активизации их в творческой деятельности. Так, например, часто учащиеся забывают о многообразии технических средств и способов создания живописного изображения, а подобный анализ освежит память и нацелит на разнообразие в исполнении этюдов.

5. Осуществление самоорганизации и самоконтроля учебной художественной деятельности.

Для успешного развития образного мышления от обучающихся требуется умения самостоятельно организовывать учебную деятельность, умение учиться. Важно сформировать у студентов целостную структуру учебной деятельности во взаимосвязи всех ее компонентов. Умение учиться определяется как степень овладения способами учебно-познавательной деятельности в процессе усвоения знаний, умений и навыков [6].

Самостоятельность, активность и ответственность как личностные характеристики ‑ основа успешного развития образного мышления, поскольку через активность человек реализует и проявляет себя как личность, субъект деятельности через самоорганизацию, саморегуляцию.

Самоорганизация – это «деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувства долга» [7, с. 683]. Самостоятельность – «это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений» [7, с. 688]. Формирование навыков самостоятельной работы связано с организацией педагогом заданий для домашней работы. «Домашняя работа имеет не только образовательное, но и большое воспитательное значение, формируя чувство ответственности за порученное дело, вырабатывая аккуратность, усидчивость и другие социально ценные качества» [8, с. 264].

Понятие самоконтроля рассматривается психологами как «осознание, оценка и регулирование субъектом своих собственных действий, психических процессов и состояний» [7, с. 680]. Самоконтроль определяется требованиями общества к поведению человека. Для развития образного мышления в живописи пейзажа важно, когда учащийся рассуждает во время выполнения работы: контролирует как методически грамотно вести работу. Анализ своей учебной творческой деятельности подразумевает знание законов передачи объема и пространства в живописи пейзажа и правильности их использования. Очень помогает посмотреть на свою работу со стороны, оценивание выполнения задания товарищей по группе, вычленение грамотности каждого этапа и правильности соблюдения законов. Неотъемлемыми структурными компонентами учения в педагогике являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ формируются через организацию взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельность своих сверстников на основе установленных критериев [8, с. 158].

Осуществление самоконтроля и самоанализа является неотъемлемой частью саморазвития личности, что созвучно ее самореализации, повышению интереса к художественной деятельности в процессе обучения в художественном училище. Саморазвитием в педагогике является процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности, присвоение социального опыта и достижений культуры [8].

Ввиду малого количества учебных часов в программе пленэрной практики на третьем курсе, довольно много учебных заданий остается у учащихся на самостоятельное выполнение. Например, выполнение краткосрочных этюдов на выявление особенностей колорита в разное время суток: утром, днем, вечером, ночью – написать их в учебное время невозможно, так как пленэр проходит преимущественно в дневное время и нацелен на выполнение длительно-творческих заданий. Именно для выполнения подобного рода задач и необходимо умение самостоятельно грамотно распределять свои временные ресурсы, умение себя организовать на выполнение конкретной работы в конкретных условиях. 

На основе разработанных педагогических условий можно сделать вывод, что без применения перечисленных принципов и методов обучения педагогический процесс обучения в условиях пленэрной практики не является возможным так как: мотивация студентов является наибольшим стимулом для поддержания устойчивого интереса к изобразительной деятельности в художественном училище, а использование проблемного метода обучения стимулирует познавательную активность; грамотная педагогическая установка поможет учащимся легко решать творческие задачи; наличие самостоятельности у студентов поможет достичь поставленных целей. Данные педагогические условия будут направлены на формирование качеств личности, необходимых для развития образного мышления.

 

Список литературы:

  1. Корниенко А. Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности / А. Ф. Корниенко // Научный диалог. – 2013. – № 4 (16) : Психология. Педагогика. – С. 49–62.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 720 с.
  3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. – М.: Новая Москва, 1925. – 258 с.
  4. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 188 с.
  5. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
  6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. ‑ М. ‑ МПСИ, 2003. – 480 с.
  7. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности Студенов / Р.А. Низамов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. – 302 с.
  8. Медведев, Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку/ Л.Г. Медведев: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом