Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 35(121)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Маяцкая Е.Д. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ РЕЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕРИАЛА «SHERLOCK» 2010) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 35(121). URL: https://sibac.info/journal/student/121/190979 (дата обращения: 25.04.2024).

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ РЕЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ СЕРИАЛА «SHERLOCK» 2010)

Маяцкая Елизавета Дмитриевна

студент, кафедра английской филологии, Тульский государственный педагогический университет

РФ, г. Тула

Игнатова Ирина Владимировна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., доц. кафедры английской филологии, Тульский государственный педагогический университет,

РФ, г. Тула

CRITICAL VIEWING SKILLS DEVELOPMENT STRATEGY IN ELT (ON THE MATERIAL OF THE TV-SERIES “SHERLOCK” 2010)

 

Elizaveta Mayatskaya

student, Department of English philology, Tula state pedagogical University,

Russia, Tula

Irina Ignatova

Candidate of Philology, docent, Tula state pedagogical University,

Russia, Tula

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена анализу методических подходов к развитию навыка аудиовизуальной рецепции у студентов младших курсов языковых вузов. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка изучить сущность и основные принципы развития навыка аудиовизуальной рецепции. Автором была предложена стратегия работы с англоязычным сериалом «Sherlock» для успешного развития данного навыка.

ABSTRACT

The paper attempts to examine the specifics of the development of the critical viewing skills of the undergraduate students of language universities. The article explores how the strategy “The 3Cs and the 3Ss” as a learning tool can offer a valuable opportunity to develop critical viewing skills.

 

Ключевые слова: навык аудиовизуальной рецепции; медиаграмотность; мультимодальный текст; кинотекст.

Keywords: critical viewing skills; media literacy; multimodal text; film text.

 

В условиях стремительного развития цифровых технологий в настоящее время наблюдается увеличение визуального и цифрового контента, что обусловливает изменение характера коммуникации в нашем обществе. Визуальная коммуникация при помощи новых цифровых технологий в ХХI веке занимает одну из лидирующих позиций, став основным способом коммуникации во всем мире. Таким образом, в сфере образования возникла новая парадигма – «парадигма медиа образования» [1, p. 87].

Студентам и учащимся на всех уровнях образования приходится сталкиваться с мультимодальными (включающими в себя лингвистические и нелингвистические знаки) текстами. Успешная интерпретация данных текстов требует от студентов не только использование разных каналов восприятия, но и применение определенного набора навыков. Навык аудиовизуальной рецепции (critical viewing skills) рассматривается зарубежными методистами как пятый языковой навык в обучении английского как иностранного языка [2, 3, 5].

В современной методике преподавания английского языка существуют различные подходы к определению места навыка аудиовизуальной рецепции. Калифорнийский методист Берни Додж (Bernie Dodge) рассматривает навык аудиовизуальной рецепции в контексте обучения студентов интегрированным языковым навыкам, которые приобретаются студентами посредством изучения любого цифрового материала [2]. Американский профессор У. Дж. Поттер (W. James Potter), говорит о том, что навык аудиовизуальной рецепции неотделим от понятия медиаграмотности. Медиаграмотность, в свою очередь, он определяет, как «навык критического мышления, который позволяет реципиенту декодировать информацию, полученную через каналы массовых коммуникаций, и дает возможность делать независимые суждения о медиа контенте» [4, p. 676]. Исходя из данного определения, навык аудиовизуальной рецепции является одним из навыков, который способствует развитию критического мышления у студентов. В свою очередь американские психологи Дороти Дж. Сингер (Dorothy G. Singer) и Джером Л. Сингер (Jerome L. Singer) утверждают, что развитие навыка аудиовизуальной рецепции является необходимым условием успешного развития критического мышления у студентов в реалиях современного мира [5]. Таким образом, навык аудиовизуальной рецепции рассматривается как один из навыков критического мышления, который позволяет учащемуся воспринимать информацию, содержащую как визуальные, так и аудиальные знаки (кинотекст, медиатекст, мультимодальный текст), декодировать ее с учетом собственного опыта и строить собственные и независимые умозаключения.

Основной целью развития навыка аудиовизуальной рецепции является достижение понимания идеи, которая содержится в мультимодальном тексте [5].

Дороти Дж. Сингер (Dorothy G. Singer) и Джером Л. Сингер (Jerome L. Singer) выделяют два основных аспекта, необходимых для успешного развития навыка аудио-визуальной рецепции: (1) достижение понимания технических характеристик мультимодального текста; (2) достижение понимания содержания мультимодального текста и умение его анализировать [5].

Каждый из вышеуказанных аспектов содержит ряд узконаправленных и специфических задач, направленных на развитие аудиовизуального навыка. Так, для успешного понимания художественного кинотекста реципиент должен:

1. уметь различать виды кино (документальное, художественное, комедия, драма и др.);

2. иметь базовые знания о кинопроизводстве (эффекты киномонтажа, процесс создания образов и др.);

3. уметь определять персонажей кино (главные, второстепенные) и верно декодировать их образ (движение, разговор, внешний вид);

4. уметь определять время и действие кинофильма и верно его декодировать;

5. уметь определять основную проблему (основной конфликт);

6. определить сюжетную линию и побочные сюжеты;

7. уметь определить тему (topic) и основную идею кинотекста (message).

Таким образом, для успешного развития аудиовизуальной рецепции необходим системный подход и включение различных методик развития данного навыка в учебную программу.

Существуют различные методики развития навыка аудиовизуальной рецепции, разработанные на основе исследований медиаграмотности (У. Дж. Поттер), анализа мультимодальных текстов (Б. Додж), а также на основе исследований функциональной лингвистики. Зарубежные методисты США и Канады предлагают различные стратегии работы в зависимости от типа мультимодального текста («WebQuest», «Viewing frameworks», системный подход к обучению «FAMILY» и др.).

Основой разработанного комплекса работы с языковым материалом (телевизионный сериал «Sherlock») является стратегия зарубежного методиста Кирана Донахи (Kieran Donaghy). Данная стратегия включает в себя три этапа работы над кинотекстом: работа до просмотра кинотекста (pre-viewing), работа во время просмотра (during viewing) и работа после просмотра (аfter viewing / responding) [3]. Британский методист говорит о том, что важно, чтобы студенты осознавали, что процесс декодирования кинотекста также важен, как понимание целей процесса аудирования и чтения. Соответственно, на допросмотровом этапе студенты должны подготовиться к просмотру фильма, предсказывая, размышляя, задавая вопросы и устанавливая цель для просмотра. На этапе просмотра автор стратегии рекомендует использовать систему упражнений, основанную на стратегии «The 3Cs and the 3Ss framework» [3]. Данная стратегия выстраивает упражнения так, чтобы студенты смогли проанализировать такие составляющие фильма как: цвет, камера, герои (Colour, Camera, Character) и сюжет (тема, идея, основной конфликт), время и место происходящих событий, звук (Story, Setting, Sound). Данные аспекты используются как простой способ изучить любой фильм. На послепросмотровом этапе необходимо предоставить возможность студентам критически и творчески оценить аудиовизуальный материал (фильм). Другими словами, студенты на данном этапе, размышляя, анализируя и оценивая воспринятый материал, создают свой собственный [3].

Вышеизложенная стратегия рассматривается в настоящем исследовании на примере работы с англоязычным сериалом «Sherlock» в языковом вузе в группе студентов младших курсов.

На предпросмотровом этапе преподаватель кратко рассказывает студентам о том, что им будет представлен для просмотра сериал, и описывает этапы будущей работы. Далее студентам предлагается изучить постер или скриншот заставки начальных титров из сериала и ответить на вопросы:

1. What do you see? What do you think about what you see? What does it make you wonder about?

2. Have you ever seen this series before?

3. Do you know what book this series is based on?? What is the genre of the series?

4. Do you know any other film adaptations of this literary work?

После обсуждения данных вопросов, студентам предлагается разработать минипроект, на подготовку которого необходимо 1-2 дня. Студентам должны собрать дополнительный материал о: (1) произведении, по мотивам которого снят представленный материал (авторе произведения, год написания и др.); (2) выходных данных представленного сериала (режиссере, актерском составе, годе выпуска и др.); (3) структуре сериала (сколько сезонов, сколько серий в каждом сезоне и др.).

На просмотровом этапе работы студенты посматривают одну серию, разбитую на два логически завершенных отрывка. После просмотра каждого отрезка предлагаются различные задания (gap filling tasks, multiple choice tasks, true\false tasks), в содержание которых входит раскрытие вышеизложенных ключевых элементов для дальнейшего анализа (цвет, камера, герои, сюжет, время и место происходящих событий, звук). Например:

- Choose the sentences which correspond to the plot of the episode.

- Put the screenshots in the right chronological order.

- Divide the episode into several logically complete parts. Think up a title for each of them.

На заключительном этапе работы с сериалом студентам предлагается задание, для выполнения которого необходимо синтезировать полученные знания в ходе всей работы над просмотренными эпизодами. Данное задание носит характер проектной деятельности. Студентам необходимо дать полную и развернутую характеристику одного из главных героев эпизода, используя следующий план:

- Give the background information about the series.

- Identify the genre of the series making note of the specific features of the genre.

- Define the main characters of the episode. Give brief information about each of them.

- Identify the time and the place of the action. Answer the question: When and why does the setting change?

- Give the detailed description one of the main characters (appearance, manners, relationships with others etc.).

- Answer the question: What information helps you to make such characteristics?

- Express your own opinion.

Таким образом, при использовании данной стратегии работы с аудиовизуальным материалом у студентов младших курсов языковых вузов предполагается поэтапное развитие навыка аудиовизуальной рецепции, что является необходимым условием развития критического мышления. Представленная стратегия позволяет достигнуть понимания идеи кинотекста с помощью анализа как лингвистических, так и нелингвистических знаков кинотекста, а также с помощью изучения дополнительных материалов, выходящих за рамки самого кинотекста, но способствующих полноценному пониманию идеи. Студенты декодируют полученную информацию и способны давать независимые суждения, основываясь как на собственном жизненном опыте, так и на полученных данных в ходе работы над аудиовизуальным материалом. Развитие навыка аудиовизуальной рецепции позволяет учащимся не только воспринимать, но и оценивать аудиовизуальный материал с прагматической и информативной точек зрения.

 

Список литературы:

  1. Chen, G.-M. Media (Literacy) Education in the United States // China Media Research. 2007. vol. 3 №3. P. 87-103.
  2. Dodge, B. Some Thoughts About Web-Quests [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mennta.hi.is/vefir/danska/webquest1/-Some%20Thoughts%20About%20WebQuests.htm (дата обращения: 29.10.2020).
  3. Donaghy, K. What about the fifth skill of viewing? [Электронный ресурс] // Advancing Learning Webinar. – Macmillan Education ELT, 2019. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=CfDWHBnTsAk&feature =emb_logo дата обращения: 29.10.2020).
  4. Potter, J. W. The State of Media Literacy // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2010. vol. 4. № 54. P. 675-696.
  5. Singer, D. G., Singer, J. L. Developing Critical Viewing Skills and Media Literacy in Children // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Children and Television – 1998. Vol. 557. P. 164-179.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.