Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III-IV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 01 ноября 2017 г.)

Наука: История

Секция: Историография, источниковедение и специальные исторические дисциплины

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Койшигарина Г.М., Серкпаев М.О., Бисенов К.А. РОЛЬ ВОЕННОЙ ГЕРАЛЬДИКИ В КАЗАХСТАНЕ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. III-IV междунар. науч.-практ. конф. № 3-4(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 10-16.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ ВОЕННОЙ ГЕРАЛЬДИКИ В КАЗАХСТАНЕ

Койшигарина Гульмира Муратовна

канд. ист. наук, ассоциированный проф.,доц. Национальный университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан –Лидера Нации,

Казахстан, г.Астана

Серкпаев Мухтар Омирсериович

д-р ист. наук, проф. Национальный университет обороны имени Первого Президента Республики Казахстан –Лидера Нации,

Казахстан, г.Астана

Бисенов Кайрат Айылданович

соискатель, науч. сотр. Военного научно-исследовательского центра Национального университета обороны имени Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации

Казахстан, г.Астана

В настоящее время основным из потребителей всякого рода знаков, эмблем являются вооруженные силы мира, которые давно стали носителями и хранителями геральдических традиций. Тогда, как лошадь средневекового воина была украшена попоной или седлом, сверкавшими гербом своего наездника, ее современный эквивалент – танк, корабль или самолет – скорее всего, будет иметь на борту геральдический знак части.

История военной геральдики и символики, конечно, так же стары, как и сама геральдика. Военные – незыблемые сторонники традиций, и всевозможные униформы могут представить геральдисту великолепный взгляд изнутри на национальную геральдику и историю той или иной страны [1, С. 160].

К примеру, советский период историй канул в небытие. Но нельзя его отрицать. Он выражает соответствующий дух определенного уровня развития общества, состояние государственности, политической, социально-экономической и духовной свободы. С советской атрибутикой жили несколько поколений, находя в этих образах отклик своим чаяниям и стремлениям. За 70 лет советской власти они вошли в образ жизни людей и стали своеобразным кодом в их подсознании. Но важно понимать, что это уже наше прошлое.

Политическое бессмертие суждено только тем символам, которые имеют глубокие исторические корни и рождены духом народа. У них тоже есть своя жизнь, протекающая по собственной логике, но тесно связанная с судьбой народа.

Прошло более 20 лет с тех пор как Казахстан объявил себя независимым суверенным государством.

Независимость, обретенная Казахстаном, явилась причиной корен­ных преобразований в характере развития общества и ценностных ориентиров. Этот процесс сопровождался изменением государственной символики. Принятие новых государственных символов стало важным событием в истории рождающегося государства. Они, как важные элементы закодированного понятия, на языке культуры емко и ясно декларируют о начале нового этапа в истории народа, а также выражают возвращение к своим истокам и самобытному руслу развития.

При создании государственных символов в процессе обсуждения, как и в работу конкурсных комиссий, не раз активно включался глава государства, очень важно было, чтобы новые флаг и герб стали объединяющим началом и выражали идеи, принципы построения нового государства, судьбу которого ему доверил народ.

Глубокие социально-политические преобразования в обществе, и утверждение новых государственных символов, внесли соответствую­щие коррективы и в ведомственную геральдику одним из которых являются вооруженные силы. Смена государственной, политической, экономической и социальной системы не повлияли на основные функции военной геральдики. Она по-прежнему является системой знаков отличий и различий, которыми определяются статус военнослужащих - защитников Отечества.

На современном этапе развития военной геральдики возникла необходимость отражения национальных традиций и культуры, как неотъемлемой части идеологии, являющейся основой в разработке и создании геральдической системы знаков.

Развитие среднеазиатской символики более сотни лет находилось под влиянием царской России, периода социалистического строя и европейских традиций. В этот период казахская культура была фактически отстранена от исследования событий и явлений, пережитых казахским народом. Ошибочное мнение, что малые народы не имеют своей истории, на долгие годы лишило казахский народ права создавать свою летопись, чтобы в полной мере показать свои исторические ценности [1].

Сегодня перед исторической наукой независимого Казахстана стоят огромные и ответственные задачи. Пройдя все перипетии и невзгоды, она освободилась от многовековых оков и обязана форми­ровать историческое сознание народа с объективных позиций.

Объективным познанием отечественной истории, мы надеемся, повысить интерес и уважение к еѐ прикладной исторической дисциплине - геральдике.

Глубокое знание символического содержания геральдических традиций позволил о бы обеспечить психологическую готовность граждан и военнослужащих к восприятию внешних отличительных знаков, и формированию у военнослужащих чувства гордости за принадлежность к военному сословию.

Геральдикой занимался весьма, узкий круг исследователей. Скорее всего, это вызвано тем, что вопрос появления геральдики кажется, на сегодняшний день, давно решенным для неопытного, но практика показывает обратное, что и государство, и армия, должны иметь свой стиль в геральдике и логическую взаимосвязь, юридически обоснованные документы, правила применения, порядок ношения форменной одежды.

«Существуют много теорий для объяснения этапов развития геральдики. Его рождение совпадает с изменениями в самом европейском обществе, которое становилось более искушенным и утонченным, с все большими объектами наследования, передаваемыми от одного поколения последующему» [2, С. 9].

Создание военных геральдических знаков и их необходимость на сегодняшний день, в Вооруженных Силах стоит как никогда остро, и создание их является неотъемлемой частью жизни и быта личного состава.

Разработка и создание военных геральдических знаков, куда входят фалеристика и вексилология, являются яркими документами эпохи; это живой и образный язык исторических событий и людей, участвовавших в этих событиях, отраженных в знаках путем разработки геральдических построений. По истечению времени эти разработки войдут в разряд материальной культуры истории, и будет ли ему дана вторая жизнь в будущем будет зависеть от наших правильных исследований и разработок сегодня.

Именно сегодня на этапе реформирования, становления, дальнейшего развития и совершенствования уровня боеготовности Вооруженных Сил и обороноспособности нашей страны, как никогда, необходимо всемерно изучать, исследовать и приобщать в жизнь нынешнего поколения защитников Отечества славные боевые традиции старших, что несомненно, указывает на содержание и действенность преемственности традиций в военном деле. Ведь всем известно, что в основу всех воинских традиций и ритуалов заложен каноны воинской чести и благородства. [1, С. 64-65].

Боевые традиции – это исторически сложившиеся в армии правила, передающиеся из поколения в поколение, обычаи и нормы поведения воинов в бою, при несении военной службы, которые должны отражаться в идее, в сознании военнослужащих через чувство патриотизма.

Традиции создавались не в одночасье и не на пустом месте. Казахский народ имеет многовековую историю. Вместе с народом развивались и его воинские формирования, которые с честью и достоинством выполняли поставленные перед ним задачи, которые так же отражались в наградах, знаменах и штандартах, а при особых случаях, открытием музеев, указывающие на боевой путь части, заслуженных наград личного состава части.

Своим происхождением флаги обязаны потребности людей в общении. Еще в древности кочевники размахивали ветвями, чтобы подать друг другу сигнал, когда оказывались за пределами слыши­мости человеческого голоса. Позже ветви были заменены примитивными стягами из плетѐнных растений, а затем и грубой тканью. Со временем сложилось достаточно сложная и обширная система визуальных сигналов, передаваемых с помощью флагов.

Наиболее комфортно и безопасно человек чувствует себя в окружении людей, разделяющих его взгляды и верования. Наскальная живопись показывает, что в древности люди чувствовали себя под защитой не только своих соплеменников, но и некоторых животных, которые считались покровителями племени, его тотемом. Со временем тотемические фигуры животных перекочевали на флаги и гербы и многие из них сохранились до наших дней. Ранние флаги, или стяги, служили, прежде всего, для идентификации, поэтому они были яркими и легко распознаваемыми. Неудивительно, что многие избирали своей эмблемой изображение какого-нибудь могучего и хищного животного, подражая ему и, приводя в ужас своего противника. Нужно заметить, что в армии значки, эмблемы и кокарды распространялись гораздо быстрее и применялись шире, чем в гражданской жизни, очевидно, потому что, военные гораздо больше нуждаются в средствах связи и распознавания.

Приводя пример, в 100 году н.э. римская пехота уже маршировала под знаменем, которое представляло собой стяг, натянутый на поперечине, прикрепленной к середине шеста. Как правило, римское знамя было красным, часто украшенным бахромой на нижнем краю, а на самом знамени изображался номер или эмблема когорты, которой принадлежало это знамя. Такое знамя называлось «вексиллюм»; от него получила свое название вексиллология – наука, изучающая флаги.

В наши дни флаги можно увидеть повсюду. Флаги стали настолько привычной частью жизни, что мы очень часто забываем о том, сколько людей отдали свои жизни за то, чтобы флаг их страны имел право горде­ливо реять в воздухе. Давно забыты и исторические корни наших флагов.

Мы уже не помним о том, какую важную роль играл флаг в те или иные ключевые моменты истории человечества, а ведь именно, штандарт Чингисхана осенял величайшую из когда-либо возникавших в истории человечества империи, хоругвь символизировало обращение Римской империи в христианство во времена императора Константина, флаги поднимались на завоеванных крепостях. Во всем мире флаг символизирует любовь человека к своей Родине, поэтому к каждому флагу следует относиться с большим уважением. Флагам отдают честь, защищают и берегут их, и следят за тем, чтобы знамя не порвалось или не сгорело. Флаги рождают чувство гордости за свою страну, но могут также вызывать ностальгию или ненависть. Наконец, каждый флаг имеет свою собственную, часто многовековую историю, и может о многом поведать любому, кто захочет выслушать ее. Сегодня существуют определенные международные правила исполь­зования флагов, которых следует неукоснительно придерживаться. Салютовать флагу можно в любое время и при любых обстоя­тельствах. Военные всегда салютуют флагу в соответствии с уставом, а гражданское лицо может выразить свое уважение флагу различными способами [2, С. 14].

Флаг, знамена и штандарты частей были не просто украшенным куском ткани, а символом воинской чести и доблести, единства части, предметом гордости каждого из чинов армии – от рядового до генерала. На истории спасении знамени воспитывалось не одно поко­ление советских солдат. В знамени новобранец узнавал привычные с детства символы веры. Знамена наглядно выражали суть и обустройство своего государства. Таким образом, знамѐна, штандарты играли не только роль объединяющего символа, но и в жизни армии важную воспитательную роль.

Знамя всегда было важнейшим символом подразделения любой армии. Идея боевого стяга сугубо рациональна. Знамя должно было служить ориентиром, где смешались свои и чужие. Прибитое к древку полотнище, которое нельзя бросить, как бы трудно не было, за которым надо идти до конца, всегда напомнит воину о долге, чести, о святости уз товарищества. Высокое значение знамени утверждали и воинские ритуалы. Через понятие «знамя» выражалась суть воинского долга, и неспроста текст воинской присяги произносился под знаменем части.

«...Кусок материи… сохранение которого стоило жизни сотням, а может, и тысячам людей, входившим в состав полка в продолжение его векового существования... такой кусок материи есть святыня – не условная военная святыня в прямом и непосредственном значении этого слова», - так писал в (1868 г.) известный русский военный теоретик Михаил Иванович Драгомиров [2, С. 3-4].

Говоря о военных наградах и поощрениях из истории наград, истоки его уходят корнями в далекую древность. Во все времена люди старались, как-то выделить и отличить героя. Награды за службу существовали всегда и везде, и форма их была разнообразной до бесконечности. Но многообразие знаков сложилось гораздо позднее. А в первое время награды, как и выше, говорилось, была до бесконечности разнообразной, к примеру, клыки хищников, серебром, золотом скотом, землями и т. д.

Дальнейшее развитие наградного дела привело к их упорядо­чению, начали создаваться медали, ордена, знаки различия, что имело свою положительную сторону. Здесь мы затрагиваем науку о фалеристике. Фалеристика – это наука, которая определяет порядок разработки, смысловой загрузки, применяемых материалов, положение к нему, причины создания и общий контроль.

Как у нас, так и в других странах мира ордена, медали, нагрудные знаки сегодня большое множество боевых, юбилейных, памятных за милосердие и т. д., по традиции вручаются по особому случаю и имеют свой статус. Заложенная в них идея государственности, общественных ценностей, реализуется посредством и геральдических построений, исторических и точных археологических данных, собственных геральдических исследований с созданием элементной базы на этой основе для геральдических знаков.

С психологической точки зрения, и поощрение человека играет немалую роль в патриотическом воспитании, как отдельного человека, группы людей, так и воинских коллективов.

И, говоря о технологии создания нагрудных знаков, выполненные на твердой основе имеют конкретные надписи, изображения, как и в нумизматике, имеют более долгую жизнь, сохраняя, перенося историю в современность, тем самым, передавая традиции и являясь связующим звеном или закодированным геральдическим знаком.

В композиции медалей, орденских и нагрудных знаков нет ничего случайного, цвет эмали и применяемые материалы имеют свое смысловое значение, и читаемость, но конечно у разных стран есть небольшие расхождения [3, С. 7-8].

Сегодня можно смело сказать, что орнаментальное искусство, знаковая система, а также стилизация зверей, звериный стиль, применявшийся в период Саков, с большим успехом применяется в геральдике современного Казахстана.

Заметно начинает пользоваться возрастающий интерес военно­служащих к истории знаков. Ордена, медали, знамена и другие знаки рассматриваются как понятие одного уровня с точки зрения их воздействия на боевой дух воинов.

Таким образом, история военных атрибутов – это история и путь развития Вооруженных Сил Республики Казахстан, неразрывная история страны и народа.

 

Список литературы:

  1. Шаймерденов Е.Ш. Государственные символы Республики Казахстан. 2-е изд., доп. - Алматы: Жеті жарғы, 2001.- 248с.
  2. Стивен Слейтер.  Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. – М.:Эксмо, 2005. – 266с.
  3. Волотовскай А.А. Служи Отечеству не ради наград, а ради чести своей и благородства твоих предков. // Военно-исторический журнал. - 2006.- №1 . -  С. 64-67.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.