Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2016 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кабдиева С.Ш., Калемшарав С., Алпысова А.К. ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИХ ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 3(25). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 61-66.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИХ ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Кабдиева Сандугаш Шамшитовна

учитель СОШ № 35 города Павлодара,

Республика Казахстан, г. Павлодар

Калемшарав Сайран

учитель СОШ № 35 города Павлодара,

Республика Казахстан, г. Павлодар

Алпысова Айгуль Кабдыгалиевна

учитель СОШ № 35 города Павлодара,

Республика Казахстан, г. Павлодар

PROBLEMS OF CIVIL EDUCATION IN THEIR HISTORICAL ASPECT

Sandugash Kabdieva

research scientist of Pavlodar State University,

Kazakhstan, Pavlodar

Sairan Kalemsharip

teacher of secondary school № 35 in Pavlodar,

Kazakhstan, Pavlodar

Aigul Kabdygalievna Alpysova

teacher of secondary school № 35 in Pavlodar,

Kazakhstan, Pavlodar

 

АННОТАЦИЯ

В данной стетье рассматривается система человеческих ценностей, нашедших отражение в философской поэзии истории казахов, сделан анализ показателей уровня развития человека в казахской философии. Даны определения следующим понятиям: «гражданского образования», «гражданственность», «национальный характер», «статус», рассмотрена значимость влияния на историческое развитие гражданского образования восточного характера воспитания и образования, дающего духовные силы человеку. Из духовного наследия казахского народа о проблемах мудрости и гуманности взяты необходимые для нашего исследования материалы и определены объекты, способствующие развитию интеллектуального потенциала сознания и ориентирующие на гражданственность в специальном аспекте.

ABSTRACT

This article considers the system of human values, as reflected in the philosophical poetry of Kazakh history, made an analysis of indicators of human development in the Kazakh philosophy. The definitions of the following concepts are given: “civic education”, “citizenship”, “national character”, “status”, there considered the significance of the influence on the historical development of civic education eastern character education and training, giving the spiritual forces of a person. From the spiritual heritage of the Kazakh people about the problems of humanity and necessary wisdom are taken for our study materials and objects that contribute to the development of intellectual potential of consciousness and a focus on citizenship in a special aspect are defined.

 

Ключевые слова: гражданского образования, гражданственность, национальный характер, статус, традиционная парадигма, когнитивная парадигма, аффектно-эмоционально-волевая парадима.

Keywords: civic education, citizenship, national character, status, the traditional paradigm, the cognitive paradigm, affective-emotional and volitional paradigm.

 

В процессе изучения истории развития гражданского образования и анализа внутренних взаимосвязей основных правил мы заметили значимость и весомость общественно-педагогической мысли.

В России ряд ученых, опирающихся на историко-педагогические концепции, рассматривали и исследовали современный теоретико-методологический – А.Н. Джуринский и другие; полипарадигматический – Т.Б. Корнетов; аксиологический – Р.Б. Вендровной, В.И. Дазанов; личностно-ориентированный – Е.П. Бондаровская, И.С. Якиманская. Среди российских ученых рассматривавших и изучавших различные аспекты проблем гражданского образования и патриотического воспитания, теоретический аспект их истории нельзя не назвать труды З.П. Васильдова, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, В.Ф. Пономарева, в которых рассмотрено влияние гражданского образования, системы народного воспитания на формирование отдельной личности. Взаимоотношения между гражданами как отдельными личностями на государственном уровне были изучены учеными П.М. Карамзиным и др. Современные историко-политико-правовые проблемы изучены К.С. Гадреневым и др.

Истоки гражданского образования, его роль в обществе, в семье определены и рассмотрены на уровне народного понимания философами ХVІІІ века. А.И. Герцен предлагал изменить общество в целом. Вышеназванные авторы создали образ нового человека – свободного гражданина, боровшегося за социальную справедливость.

В первой половине ХІХ века дворянское сословие и элитарные учебные заведения рассматривали гражданское образование в либерально-демократическом образе. Гражданское образование в народно-демократическом аспекте рассматривал Н.Ф. Бунаков. Эти ученые искали идеал гражданственности в справедливости, гуманности, истине.

Во второй половине ХІХ века и в ХХ веке в учебных заведениях была узаконена демократической перестройка.В этом направлении трудились такие ученые, как А.Г. Вореков, М. Успенский и др. В трудах ученых: П.П. Блонского, Е. Ефимова, Б. Лезина, Е. Лоданского – гражданское образование изучалось в единой системе с народным патриотизмом. С точки зрения общечеловеческих ценностей исследовалитакие ученые, как П.Ф. Каптерев, М.М. Рубинштейн и др. Эти ученые рассматривали понятие о гражданском идеале как путь и средство достижения общечеловеческих целей и культурных ценностей народа.

В советский период российкие ученые для остальных 15 республик были лидерами. К примеру, труды средневековых тюркских философов не брались во внимание. Причиной явилось то, что культурное наследие потеряло свое этническое лицо вследствие того, что все государства, в том числе и Россия, находились в одном Союзе. Поэтому в ходе исследования, имея в виду, что корни гражданского образования надо искать в трудах российских ученых, мы обратились к истории Российского гражданского образования Советского периода.

В советском пространстве был период, основанный на авторитарно-императивной педагогической парадигме. Особенность этой парадигмы заключалась в том, что она позволяла воспринимать понятие гражданственности в свете коммунистических ориентиров общественного патриотизма, интернационализма. В этот период общественное, коллективное воспитание было подчинено гражданственности, поэтому приоритетным было воспитание общей толпы, но не отдельной личности, выделяющейся из общей массы народа. А.В. Луначарский, М.И. Калинин, А.В. Крупская и другие рассматривали коммунистическое воспитание как основу гражданского воспитания. Комплексное решение влияния коммунистического воспитания на ориентиры гражданственности изучили Ю.К. Бабанский, И.И. Болдырев.

Морально-политическим взглядам советских школьников дали обширную характеристику И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов. Проблемы обучения и воспитания гражданского мировоззрения изучили ученые Э.И. Моносзон, Р.М. Рогова, Е.П. Белозерцев, А.В. Иванценко, О.С. Газман и другие. Они исследовали реализацию в обществе гуманной парадигмы проблем гражданского воспитания. Мы определили, что никто из названных авторов не рассматривал проблемы гражданского образования раздельно, автономно. Это все труды, написанные в свете авторитарно-императивной парадигмы.

Гуманная парадигма гражданского образования дала возможность ориентировать личность как будущей составной части общества на развитие своих качеств деловитости, самопознания. В этом направлении трудились ученые: О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. Воспитание молодежи на теоретических основах гражданского образования было изучено учеными: Л.И. Иманбаевой, Л.В. Беляевым. И.И. Васлеевым, А.С. Таязовым и др. Как длительный исторический процесс в диалектическом аспекте у гражданского образования появляется социальное значение.

Классический образец гражданского образования прошел через эволюцию ХVІІІ–ХХІ веков. Поэтому это процесс, появившийся до нас и мы можем изучить путь его истории и дать научное обоснование пройденному им пути. В ходе исследования многовекового сформировавшегося гражданского образования самое трудное – снять шелуху времен коммунизма.К примеру, А. Блак обратил внимание на культурно-исторический аспект гражданского значения детерменизма социально-правовых проблем. Также на укрепление прав государства и гражданственности в общественном пространстве в Отечественной науке оказали влияние Аристотель, Ф. Гегель, Д. Локк, Платон, А. Смит, Ж-Ж. Руссо, в мировоззрении которых гражданин понимается как государственный деятель, а патриотизм является высшей ступенью гражданственности. Доказано, что гражданское право регулирует взаимосвязи отношений таких двух объектов как государство и общество. Философы, характеризуя категорию «гражданственность», делают вывод, что национальные характерные черты обособляются посредством их статуса. Подытоживая свои мысли, мы можем сказать, что Российские ученые уже в то время дали обоснованное толкование понятий «национальный характер», «статус».

  1. Традиционная парадигма – объект, как одна из составных частей жизни (быта). Традиционная парадигма, ставя цель – воспитание – ориентирует социальную роль учащихся на определенный стандарт.
  2. Когнитивная парадигма – придерживается социальной целостности,определяя между тем границы содержания каждого предмета. В связи с этим деятельность по централизации мыслительных способностей учащихся осуществляется через учебные программы.
  3. Аффектно-эмоционально-волевая парадима – является педагогика отдельной личности.

Исследованием аксиологического аспекта является определение значения приоритетности ориентирования на гражданское образование. Мы рассматриваем особенности конкретно-исторических ситуаций в системе и значимость гражданского образования. Это направление дает возможность определить целостную методологическую основу гражданского образования, знание открывает пути объединения воспитания и обучения как своих составных частей.

Системное рассмотрение гражданского образования (Ю.К. Бабанский), основное направление – понимание того, что его составные части являются взаимосвязанными закономерностями педагогического процесса.Этот субъект-субъектный личностный педагогический процесс преследует цель: выбор и подчинение стандарту целей, содержания, методов, видов его проведения. В советское время стандарт реализовывался через учебные планы, Закон об образовании, учебники и программы.

В современном технологическом пространстве вместо чтения морали по заказу государства Министерством образования и науки предлагаются основные документы в школах и высших учебных заведениях, нацеленные на позитивное решение проблем, ориентирующие деятельность на результат. К сожалению, мы в современном пространстве модернизации воспринимаем такое новое понятие «самопознание» как умение дать анализ своим поступкам, саморазвитие, умение применять на практике полученные знания. Данные понятия были раскрыты в трудах греческого философа Аристотеля, тюркских мыслителей А.Н. Аль-Фараби, Ж. Баласагуни, российского ученого Г.Б. Корнетова.

Названные понятия, являясь теоретической основой педагогических явлений и процессов, дают возможность для их системного анализа. Если кто-либо уделяет особое внимание развитию на практике процесса саморазвития, учитывая значимость каждого своего поступка, осознав понимание самого себя, подчиняет свой внутренний интеллектуальный потенциал своим функциональным обязанностям и освоенной специальности, то эти признаки проявляются во внешней среде как личностная характеристика гражданского образования гражданина.

Понятно, что ни в одной школе нет особого предмета «гражданское образование», но это объект как основа сгруппированных тем разных предметов. Теоретический анализ интеграции знаний определяет феноменальность гражданского образования.

Гражданское образование – это система с опорой на блоки, модули, образец, объединяющая это все и свойственная каждому предмету. Его роль как средства обучения и воспитания члена государства, представителя какого-либо народа велика. В процессе гражданского образования ориентирами являются нравственно-правовые, политические, мировоззренческие культурные ценности, готовятся представители демократического общества, которые смогут реализовать эти ценности на практике. В нашей статье мы дали небольшой обзор научно-исследовательским трудам по изучению исторического пути развития понятия «гражданское образование».

 

Список литературы:

  1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории – [Текст] / Н.И. Болдырев. – М., 1979. – 224 с.
  2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Педагогические сочинения в 8 томах [Текст] / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 3. – 512 с.
  3. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030 (Послание Президента страны народу Казахстана). – Алматы: 1997. – 256 с.
  4. Сухомлинский В.А. Проблемы всесторенего развития личности. Избранные произведения в 5 томах [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979. – Т. 1. – 154 с.
  5. Ушинский К.Д. Избранные сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. – М., 1954. – 734 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.