Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 14 ноября 2016 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ОСЕТИН
RELIGIOUS-MYTHOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF THE OSSETIANS
Fedar Takazov
candidate of philological sciences, chief Scientist, Head. folklore and literature department, V.I. Abaev North Ossetian Institute for Humanitarian and Social Studies, the Filial of the Vladikavkaz Science Centre of the Russian Academy of Sciences,
Russia, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу религиозного сознания осетин, которому характерно синкретизм. Синкретизм религиозного сознания осетин происходит от смешения традиционных верований с христианством и мусульманством. Традиционная осетинская религия рассматривается как стержень, вокруг которого сформировался комплекс ритуально символических действий. Современное религиозно-мифологическое сознание осетин во многих аспектах отличается от предшествующих времен, не только XIX века, но даже середины XX столетия. За счет традиционного мифологического сознания, влияющего на религиозные воззрения, происходит все больший отход от догматов христианства и ислама, все больше смешивая их с традиционными верованиями.
ABSTRACT
This article analyzes the religious-mythological consciousness of the Ossetians, which is characterized by syncretism. The syncretism of Ossetian religious consciousness comes from the blending of traditional beliefs with Christianity and Islam. Traditional Ossetian religion is seen as the core around which formed a complex ritual of symbolic actions. Modern religious-mythological consciousness of the Ossetians in many aspects different from previous times, not only of the XIX century, but even the mid XX century. Due to the traditional mythological consciousness, affecting religious beliefs, there is a growing shift away from the tenets of Christianity and Islam, more mixing them with traditional beliefs.
Ключевые слова: религия, мифология, религиозно-мифологическое сознание, синкретизм, традиционные верования, осетинская религия, христианство, мусульманство.
Keywords: religion, mythology, religious and mythological consciousness, syncretism, traditional beliefs, Ossetian religion, Christianity, Islam.
При изучении религиозного сознания народа следует постоянно иметь в виду, что общество – понятие неоднородное и исторически изменчивое. Изменения в его истории отражаются и на его религиозном сознании.
До воссоединения Осетии с Россией в конце XVIII в. религиозные воззрения осетин основывались на древних верованиях с некоторой примесью раннего христианства. Однако с утверждением в конце XVIII в. царской администрации, в Осетии официально признавалось существование двух религий: христианства и ислама. Традиционные же верования были объявлены язычеством и пережитками прошлого. Тем не менее, ни христианство, ни ислам не пустили глубоких корней в сознание народа. В то же время, распространение христианства и ислама среди осетин оказали огромное влияние на их религиозные воззрения.
В начале XX века большая часть осетин официально исповедовала христианство, меньшая часть – мусульманство. Традиционные верования, хотя и оказались вне закона, продолжали играть важную роль в жизни осетин, сформировавшись со временем в религиозную систему.
Таким образом, поликонфессиональность осетинского народа в условиях единого культурного пространства породила целую мозаику религиозных представлений. Слияние верований и обрядов разных религий наложило своеобразный отпечаток на всю религиозную систему современных осетин. Синкретический характер ее был подмечен многими исследователями. Наиболее точно особенность осетинской религиозности подметил в 70-х гг. XIX в. академик Н.Ф. Дубровин, который писал: «Из смеси различных верований и понятий в народе образовалась своя собственная религия, одинаково пригодная христианину, магометанину и язычнику» [2, с. 292].
Религиозное мировоззрение осетин, как и любого народа, складывалось в течение многих веков. Оно имеет несколько различных пластов, возникших в разные эпохи и в разной этнической среде [3, с. 235].
Причину приверженности осетин традиционным религиозным воззрениям некоторые авторы (А.М. Шегрен [9], В.Ф. Миллер [5], В.И. Абаев [1], Б.А. Калоев [3] и др.) относили за счет недостаточной работы представителей официальных религий. Так, по мнению историка Б.А. Калоева, осетины приняли христианство в аланскую эпоху в X веке, однако в средние века, в результате гибели государства и отсутствия среди осетин священнослужителей, произошло забвение и искажение религиозных канонов, что не позволило окончательно уничтожить первобытные религиозные культы, однако оставило глубокий след в их верованиях [3].
На смешение религиозных воззрений среди осетин обратил внимание и А.М. Шегрен, отметивший, что осетины, считая себя христианами, справляет традиционные обряды, которых он называл языческими. Кроме того, ему казалось странным, что осетины, будучи христианами, брили головы и совершали омовение, приносили своим святым жертвоприношения. Вместе с тем в церковь не ходит и у него нет никакого понятия об Иисусе. Такое же поведение осетин А. Шегрен отмечал и у осетин-мусульман [9, с. 2].
На синкретизацию религиозных воззрений осетин наибольшее влияние оказала советская власть. За годы господства атеистической идеологии в СССР шла борьба, как против официальных религий, так и против традиционных верований осетин.
В целом же отношение осетин к официальной религии ярко характеризует поговорка: «Осетинскому вероисповеданию никем не доводится (т. е. не имеет к нему никакого отношения) ни мусульманин, ни христианин». Более того, к тем, кто считает себя праведным мусульманином, относятся с недоверием. В таких случаях говорят: «Состроил из себя мусульманина». Отношение у осетин к религии и религиозным обрядам либеральное, так как они не затрагивают и не мешают исполнению традиционных обрядов. Что касается религиозных деятелей, то оценка их в народе – резко отрицательная [8, с. 88].
Религиозное сознание во многом определяется религиозностью, включающей знание и исполнение религиозных ритуалов, принятие идей, представлений и догм религиозного учения. Соответственно, соотнесение себя к той или ионной религии не является показателем религиозности. Реальными показателями религиозности могут считаться те поведенческие мотивы, которые направлены на исполнение основных религиозных норм: посещение церкви (посты), регулярные молитвы, религиозные посты и т. д.
Традиционная осетинская религия явилась тем стержнем, вокруг которого сформировался комплекс ритуально символических действий, которая претерпев значительную трансформацию в процессе исторического развития, сохранила, тем не менее, ряд ярких самобытных черт.
До 20-х гг. XX столетия обряды и ритуалы традиционной религии исполнялись осетинами независимо от конфессиональной принадлежности. С 1990-х гг. постепенно начали восстанавливать разрушенные за годы советской власти святилища. До 1920-х гг. на территории только Северной Осетии действовало более 400 святилищ. В результате борьбы коммунистов с «пережитками прошлого и вредными суевериями» и запрещения проведения каких-либо религиозных служб в святилищах, последние были разграблены и разрушены. За последние 15 лет реставрировано и восстановлено более 2-х десятков святилищ [6, с. 294–296].
Осетинское население, исповедующее традиционную религию, ежегодно начали праздновать, как и прежде, на священных местах возле отреставрированных святилищ, совершая целыми семьями многокилометровое паломничество по горным тропкам.
Справление одного из самых известных религиозных праздников – «Хетаджы Уастырджи» – стал официальным праздником в РСО-А. В этот день к священному месту для всех осетин прибывают паломники как со всей Осетии (Северной и Южной), так и с различных уголков России и ближнего зарубежья.
Однако в религиозном сознании осетин, в результате уничтожения за годы советской власти института священнослужителей, исполнение религиозных обрядов сводится к внешней стороне ритуалов.
В религиозном сознание осетин есть только один Бог (Хуцау). Величие его воспринимается в том, что он непостижим человеку. Хотя и на восприятие образа Бога сильное влияние оказали христианство и ислам, в результате чего по манере мусульман, стали добавлять: «Великий Бог», «Не имеющий себе равных». В религиозных воззрениях осетин присутствует сонм небожителей. Однако они считаются не как независимо от Бога существующие субъекты, а как проявление самого Бога, который посредством такого проявления старается помочь людям приблизиться к нему. Вместе с тем, часто, особенно под влиянием христианства, так называемые небожители, стали восприниматься как самостоятельные персонажи, сотворенные Богом, по аналогии христианских ангелов и святых.
Одним из самых почитаемых небожителей, именующихся у осетин «зэды» (изæд), является Уастырджи. В верованиях осетин Уастырджи изображается на чудном трехногом белом коне и в белой бурке. Он, считаясь покровителем всякого человека, в то же время является бичом воров, мошенников, клятвопреступников, убийц [8, с. 83].
В религиозных воззрениях осетин все небожители (зэды) ответственны за определенную сферу (Уацилла – повелитель природных стихий, покровитель урожая; Тотур – покровитель волков, быков; Фалвара – покровитель мелкого домашнего скота; Афсати – покровитель зверей и т. д.). Считается, что обращаясь в своих молитвах к одному из этих зэдов, человек конкретизирует свою просьбу перед Богом и молитва его с большей вероятностью может достичь цели.
Осетины продолжают ежегодно справлять традиционные религиозные обряды и праздники: Цыппурс, Æртгæнæнтæ (Артгананта), Басилтæ (Басилта), Доныскъæфæнтæ (Донискафанта), Тотуртæ (Тотурта), Бундорта и др.
Одновременно с исполнением традиционных религиозных обрядов и ритуалов, осетины почитают христианские и мусульманские праздники, порой воспринимая осетинские религиозные традиции как христианские или наоборот.
Таким образом, следствием синкретизации христианства и ислама с традиционными верованиями стало появление среди осетин верующих трех типов:
- Традиционный – в котором сохранили исконно осетинскую веру без примеси христианства и ислама.
- Синкретический – в котором смешали традиционные верования с христианством или исламом, зачастую не делая между ними разницу.
- Двоеверцы – когда верующий четко отличает традиционные верования от христианских или исламских, при этом исполняя или исповедуя и ту и другую религиозную систему [7, с. 156–167].
Список литературы:
- Абаев В.И. Дохристианская религия алан / Избранные труды. Религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990. – С. 102–114.
- Дубровин Н.Ф. Осетины. История войны и владычества русских на Кавказе, т. 1, кн. 1, 1871. – 292 с.
- Калоев Б.А. Осетины. – М., 1971. – 286 с.
- Миллер В.Ф. В горах Осетии. Владикавказ, 1998. – 513 с.
- Миллер В.Ф. Отголоски кавказских верований на могильных памятниках / Материалы по археологии Кавказа. Вып. III. – М., 1893. – С. 119–136.
- Таказов Ф.М. Религиозные предпочтения молодежи РСО-Алания // Бюллетень Владикавказского института управления. № 29. Владикавказ, 2009. – С. 293–303.
- Таказов Ф.М. Двоеверие у осетин (середина XIX – начало XX вв. // Б.А. Калоев и проблемы современного кавказоведения. Сборник научных трудов. Владикавказ, 2006. –С. 155–168.
- Таказов Ф.М. Ислам в системе традиционной культуры осетин (XVIII – начало XX вв.). Владикавказ, 2007. – 200 с.
- Шегрен А. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях. – М., 1847. – 216 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий