Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности» (Россия, г. Новосибирск, 30 октября 2010 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ВОСПРИЯТИЮ И ОПОЗНАНИЮ ЭМОЦИЙ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Бадертдинова Лилия Назифовна
студентка 3 курса факультета психологии УрГУ, г.Екатеринбург
E-mail: liliya-romashka@mail.ru
Иванова Екатерина Сергеевна
к.пс.н., доцент кафедры психофизиологии и психофизики УрГУ,
г.Екатеринбург
E-mail: ivanova_rina@mail.ru
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с данным видом аномалий не уменьшается [4]. Об этом свидетельствует статистика по всем странам мира. В результате, на первый план выходит задача создания условий для всесторонней коррекции нарушений развития и повышения уровня адаптированности детей и подростков с умственной отсталостью.
Общая задержка интеллектуального развития, безусловно, сказывается, на особенностях эмоционально-личностной сферы. Однако, работ, посвященных различным аспектам этой проблемы, недостаточно, что и послужило предпосылкой для данного исследования, носящего пилотажный характер.
Экспериментальной базой выступила одна из Екатеринбургских школ, специализирующаяся на обучении умственно отсталых детей. В исследовании приняли участие 8 подростков в возрасте 12-13 лет. Предметом исследования являлось восприятие и опознание эмоций по мимическим проявлениям, предъявляемым в различных арт-терапевтических техниках, у подростков с умственной отсталостью.
В ходе организации исследования были выдвинуты основная и ряд исследовательских гипотез. Основная гипотеза: арт-терапевтические техники (визуализация, работа с цветом, оперирование простыми целостными образами) эффективны с точки зрения развития эмоциональной сферы подростков с умственной отсталостью.
Для проверки этой гипотезы была разработана экспериментальная программа, включающая арт-терапевтические занятия, сочетающие диагностический, обучающий и развивающий аспекты. Арт – терапия (лечение искусством) является относительно новым направлением в психотерапии. Это один из методов психологической работы, когда возможности искусства используются для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека [3].
Циклу арт-занятий предшествовала индивидуальная диагностика способности испытуемых распознавать эмоциональные состояния, а именно базовые эмоции (радость, печаль, злость, удивление, страх, отвращение и презрение) по мимике (использовались фотографические изображения мужского и женского лица [1]). Н.Н. Данилова подчёркивает, что генетическая обусловленность реакций лицевых мышц, выражающих эмоциональные переживания, подтверждается ранним созреванием их двигательных комплексов. Все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, формируются у плода уже к 15 – 18-й неделе жизни. А к 20-й неделе у эмбриона можно наблюдать мимические реакции. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении [2, с.179].
В исследовании М.Г. Агавелян [4, c.31] получены результаты, доказывающие способность распознавать базовые эмоции по мимике человека подростками с интеллектуальной недостаточностью. Также установлена зависимость адекватности опознания от модальности эмоции: наиболее точно испытуемые распознавали радость, страдание и страх; опознание удивления и презрения для детей и подростков с диагнозом «олигофрения» дается труднее. Были выявлены типичные ошибки смешения мимических выражений при их опознании: гнев опознается как презрение и как страдание; удивление смешивается со страхом.
В нашем исследовании использовалась специально разработанная методика «Диагностика уровня успешности распознания лицевой экспрессии» в виде компьютерной презентации. Просматривая слайды и отвечая на вопросы экспериментатора в индивидуальном тестировании, подростки успешно определили радость, печаль и злость. Затруднения вызвали слайды с изображением страха и удивления, отвращения и презрения. Важно отметить, что изображения одной и той же эмоции предъявлялись друг за другом (фотография девушки, затем – юноши), однако, испытуемые этой закономерности не заметили. При определении лицевой экспрессии по фотографии девушки правильных ответов больше, чем по фотографии юноши.
На первом групповом занятии использовалась модифицированная методика «Какой я?» для определения самооценки, проверки словарного запаса и самовосприятия подростков. Испытуемым (учащимся 7 класса) предлагалось на листочке обвести свою руку, а затем в изображении каждого пальчика написать своё положительное качество. Наиболее часто подростками упоминались следующие характеристики: умный, добрый, весёлый и хороший. Остальные качества, такие как – милая, ласковая, трудолюбивый, шустрый, заботливая и вежливая – указывались индивидуально. Основная цель этого занятия – установление контакта, самопрезентация подростков, формирование позитивного настроя на занятия – была достигнута.
Второе занятие «Цвет – символ эмоции» было направлено на обучение испытуемых выражению эмоций через простые символы (изображения) и наиболее распространенные цвета. Подросткам предлагалась работать в буклете «Моё цветное настроение», в котором были 9 чёрно-белых изображений – небо и море, листочек, сердечко, солнышко, роза, ангел, клякса, апельсин и шоколад (соответственно, подбирались под наиболее распространенные цвета: синий, зеленый, красный, желтый, розовый, белый, черный, оранжевый, коричневый). В ходе занятия испытуемым предлагалось раскрасить картинку и подписать эмоцию, которую данный цвет и предмет вызывают. По окончании занятия выдавались бланки с 9 раскрашенными кружочками (синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, красный, розовый, оранжевый и белый) и предлагалось возле каждого цвета написать эмоцию, ассоциативно связанную с ним.
Первая часть занятия прошла успешно: подростки хорошо связывали изображение и цвет, однако затруднялись назвать эмоцию, символически связанную с каждым цветом; второе задание оказалось для них невыполнимым, т.е. переноса полученных знаний на новую ситуацию, обратную предыдущему заданию, не последовало. Некоторая степень абстрактности, присутствовавшая в этом задании, оказалась для испытуемых слишком высокой. Можно сделать вывод, что подростки с умственной недостаточностью воспринимают цвет только как характеристику объекта. Связать эмоцию с цветом для них сложно, даже через переходный объект – картинку, а также с поддержкой взрослого.
На третьем занятии мы использовали метод мандалы. Мандала (Mandala) – в переводе с санскрита «круг». По словам Джоанны Келлог [3, с.66] «каждая мандала отражает психическое состояние автора в тот или иной момент его развития и включает множество аспектов опыта, некоторые из которых ему предстоит освоить в будущем». В большинстве работ девочек можно увидеть цветок или цветы, но их расположение различно. Извилистые линии в изображении трактуются как преобладание эмоций над разумом и тесно связаны с феминностью. В работах мальчиков преобладают прямые линии. Они интерпретируются как преобладание рационального начала. Таким образом, данная арт-методика выявляет вполне адекватную гендерную позицию подростков с умственной отсталостью.
После реализации программы проводилось групповое тестирование восприятии лицевой экспрессии. При сравнении с данными входящей диагностики положительной динамики по данной методике не выявлено. Количество правильных ответов осталось на прежнем уровне, а у некоторых стало ниже на одну, две единицы, что свидетельствует о том, что в группе, без поддержки психолога, выполнять данный тип заданий испытуемым сложно.
Таким образом, подростки с умственной отсталостью ограниченно способны распознавать мимику людей. Если сравнить материалы диссертации [4, с.30] и наши результаты, можно утверждать, что умственно отсталые подростки при распознании лицевой экспрессии находятся на уровне чуть выше дошкольников группы нормы. Подтвердились и данные, что подростки с умственной отсталостью эмоцию презрение, отвращение, удивление и страх распознают хуже по сравнению с другими эмоциональными состояниями.
В ходе работы возникла ещё одна исследовательская проблема: могут ли дети с умственной отсталостью проводить аналогии между сложными визуальными образами (фотографии эмоциональной экспрессии у разнополых людей) и схематическим изображением эмоциональных состояний (пиктограммы)? Для проверки этого вопроса была создана методика «Сложное и схематичное изображение эмоций» на основе фотографий и пиктограмм базовых эмоций. Испытуемым предлагалось, глядя на сложное изображение (фотография), выбрать из предложенных 7 пиктограмм аналогичное выражение эмоции.
Установлено, что подростки с умственной отсталостью могут проводить аналогии между сложными визуальными образами (фотографии людей) и схематическим изображением (пиктограммы эмоций). Это доказывает, что они могут считывать эмоции по мимике, то есть такая биологически важная функция у обследованной выборки сохранна. В процессе работы стало очевидно, что у испытуемых возникают трудности с принципиально другим процессом – вербализацией эмоций, т.е. можно предположить, что нарушена связь между правым и левым полушарием либо пострадали центры речи левого полушария.
Для дополнительной проверки вопроса о том, могут ли дети с умственной недостаточностью воспринимать символическое (эмоциональное) значение цвета, была создана методика «Дневник эмоций» на основе эмоциональных пиктограмм. У каждого учащегося был свой буклет с эмоциональными пиктограммами: радости, злости, печали, интереса, удивления, страха и обиды – «Дневник эмоций», который они заполняли ежедневно в течение трёх недель. Суть заключалась в том, что им нужно было определить своё настроение, выбрать соответствующую пиктограмму и раскрасить ее цветным карандашом.
Когда мы давали это задание, то предполагали, что сможем проследить динамику эмоционального состояния в течение определенного периода времени, а также способность связывать цвет и эмоциональное состояние. В итоге установлено, что обследованные подростки склонны выбирать одну и ту же пиктограмму на протяжении длительного периода, но при этом сложно говорить о наличии цвето – эмоциональных связей, так как одну и ту же пиктограмму (например, радость) испытуемый в течение трех недель раскрашивал разными цветами (синий, зеленый, красный и т.д.). Как выяснилось в результате беседы, цвет для раскрашивания эмоциональной пиктограммы выбирался случайно.
Основная гипотеза о положительном влиянии арт-техник на эмоциональную сферу подростков с интеллектуальной недостаточностью осталась спорной. Это во многом связано с тем, что исследование было пилотажным, ограниченным по времени и объему экспериментальной выборки. Однако, удалось выявить некоторые виды заданий, с которыми испытуемые справляются успешно, что намечает пути дальнейшего взаимодействия с подростками с умственной отсталостью для проведения развивающих психолого-педагогических занятий.
Список литературы:
1.Галерея эмоций [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://verificator.ru/index.php?option=com_joomgallery&Itemid=8.
2.Данилова Н.Н. Психофизиология [Текст] / Н.Н.Данилова - Издательство: Аспект Пресс, 2001. – 372с.
3.Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» [Текст] / Под ред. А.И. Копытина. - СПб.: Речь, 2005. – 80 с.
4.Хлыстова Е.В. Особенности социально – перцептивных процессов у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Дисс. канд. наук [Текст] / Е.В. Хлыстова. - Шадринск, 2002. – 233 c.
дипломов
Оставить комментарий