Статья опубликована в рамках: XXXVII-XXXVIII Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 07 сентября 2020 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
НАРОДНАЯ ВЫШИВКА В МАРИЙСКОМ КОСТЮМЕ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
FOLK EMBROIDERY IN THE MARI COSTUME OF THE END OF THE XIX - FIRST HALF OF THE XX CENTURY: A RETROSPECTIVE ANALYSIS
Rada Tsaregorodtseva
graduate student, Pushkin state University, Faculty of Philosophy, cultural Studies and Art,
Russia, Saint Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье дан краткий ретроспективный анализ национальной вышивки, украшавшей народный костюм марийцев конца XIX- первой половины XX века. Данная статья отражает попытку разобраться в причинно-следственных связях видоизменений вышивки и костюма данного исторического периода, какие исторические события и факторы привели к художественной трансформации образа.
ABSTRACT
The article provides a brief retrospective analysis of the national embroidery that decorated the folk costume of the Mari people of the late XIX - first half of the XX century. This article reflects an attempt to understand the cause-and-effect relationships of changes in embroidery and costume of this historical period, what historical events and factors led to the artistic transformation of the image.
Ключевые слова: народное искусство, вышивка, Марийская вышивка, народный костюм.
Keyword: folk art, embroidery, Mari embroidery, folk costume.
Одно из ведущих мест в народном искусстве и материальной культуре марийского народа занимает вышивка: издревле она была связана с украшением одежды, праздничных и обрядовых ритуальных изделий, с оформлением крестьянского интерьера. Полный комплект костюма поражает строгой красочной сдержанностью, разнообразием форм вышивки у разных этнографических групп мари (луговых, восточных и горных) жизнерадостностью колорита и оптимизмом общего настроения.
Манифестация сакральных знаний и архаических символов осуществлялась в марийской народной культуре через искусство орнаментации предметов быта и одежды, как древнейшего из форм народного творчества. Вышивка в марийской культуре является своего рода «презентацией» мировоззренческих взглядов народа, в которой орнаменты, как знаки, несут в себе определенный смысл или закодированную информацию - «закодированное письмо предков», изучение которых дает ключ к пониманию образа окружающего мира марийского народа в прошлом. В результате творчества многих поколений в вышивке сложились стабильные народные каноны, выделяющие ее как культурный феномен со своими культурными, национальными и техническими традициями исполнения.
Старинная марийская вышивка (тÿр) всегда выступала в качестве «оберега». Народы мари считают, что отверстия на одежде должны быть защищены от болезней, злого глаза и поэтому орнамент вышивки всегда был на вороте одежды, на груди, спине, рукавах, на подоле и головных уборах. В древности вышивка также указывала на принадлежность ее владельца к определенной этнической группе, роду. Основными мотивами в орнаменте служили изображения из различных комбинаций различных геометрических (руническое письмо), растительных, зооморфных, антропоморфных фигур.
Орнамент вышивки различался местом расположения на одежде и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Считалось, что наиболее богатой отделкой отличалась женская рубаха Царевококшайского уезда. [1, с. 66]
Народный костюм и вышивка видоизменялись и к 1920-1930 годам приобрели образ отличный от традиционного для марийской народности. Произошло переосмысление рисунка вышивки, изменилась техника исполнения и использования новых цветовых решений. Традиционные мотивы вышивки дополняются новыми образцами, копируемые из доступных печатных источников, подсмотренных в готовых образцах изделий, вышивка приобретает новый интернациональный характер. Народные мастерицы начинают шить национальные костюмы и вышивать, в новом измененном виде. Изображения вышивки составляются из растительных мотивов и выполняются в новой технике «гладь», иногда «крестом» (взамен сложной техники «счетного» письма. Часто сложная ручная вышивка заменяется тканями, декоративной тесьмой промышленного изготовления.
Комплекс растительных узоров в основном состоит из полевых цветов, листьев березы, дуба и клена, плодов лесных ягод, которые обычно строятся на движении волнообразного стебля с цветами, листьями, лепестками и веточками. Часто орнаменты образуются варьированием одних и тех же элементов растительного мира, которые, повторяя друг друга в общих начертаниях, различаются лишь в деталях и расцветке [2, с. 42].
С конца 20-х годов начинают видоизменяться техника и цветовая гамма вышивки. Так, богатая орнаментацией рубаха луговых мариек юго-восточной части республики, в 30-х годах утрачивает вышивку вдоль всех швов и сохраняется лишь в небольшом количестве у грудного разреза, на плечах, на концах рукавов и на подоле. Вышивка начинает выполняться исключительно «крестом» из ярких шерстяных ниток [1, с. 66].
Цветовая гамма вышивки становится полихромной. К традиционным красным, черным, зеленым и желтым цветам внедряются розовый, голубой синий, фиолетовый, ярко-желтый. Изображаемые мотивы также претерпевает изменения. Так вместе с зооморфными, антропоморфными и геометрическими мотивами использовались натуралистические изображения различных цветов.
Генетически марийское народное искусство было феноменом крестьянской культуры (какой, в частности, до революции были марийцы). Архаичность костюма – результат существования полунатурального хозяйства, изолированности деревни от города. Костюм мари попал под влияние русской культуры и многое заимствовал от нее: например, в более поздние периоды марийцы стали изготавливать одежду из хлопка, а не из льна, как было ранее. Особенно это отразилось на мужской одежде. Так, марийский мужской костюм второй половины XIX – начала XX вв. был очень близок русскому костюму, а у группы горных марийцев почти идентичен.
Революция внесла коренные изменения в быт сельского населения, что несомненно сказалось на традиционной культуре, в частности на костюме. Решающим моментом, который внес изменения в народный костюм, была коллективизация. В этот период возникает интерес к народному костюму как к элементу, подчеркивающему свободное развитие народов и равноправное участие их в государственной жизни, с одной стороны, а с другой, как к предмету, отражающему культуру и художественный вкус народа [1, с. 65].
В 1930–1940 гг. традиционный костюм подвергся сильной трансформации: изменялся покрой, упрощалась вышивка. В предвоенные годы зарождаются совершенно новые формы народного костюма – платье из хлопчатобумажной белой ткани с оборкой, украшенной вышивкой крестом, и фартук.
Возникновение совершенно новых элементов национальной одежды у марийцев было связано с культурным влиянием столицы республики, с ростом благосостояния марийского населения, возможностью приобретать промышленные товары (ткани, нитки для вышивания), с влиянием городской моды, со стремлением уменьшить количество времени на изготовление одежды.
Далее, процесс трансформации и модернизации народного костюма и вышивки, украшавшей его, был прерван Великой Отечественной войной. Из-за нехватки товаров во время войны возрождается изготовление домотканины, сукна и лаптей. В 40-е годы у большинства колхозниц-мариек продолжал бытовать традиционный народный костюм. В послевоенный период этот процесс возрождается.
Рубаха луговых мариек юго-восточных районов (Волжского, Моркинского, Звениговского) шилась из бумажной домотканины, хотя и сохраняла традиционный туникообразный покрой, оформлялась незначительной вышивкой «крестом» у грудного разреза, плечевого шва, на конце рукавов и подоле. Подобная рубаха уже не имела ничего общего с традиционной, украшенной богатой орнаментацией. В северо-восточных районах республики (Советском, Новоторъяльском, Куженерском, Сернурском, Мари-Турекском, Параньгинском) большинство мариек использовали туникообразную рубаху из домотканины, украшенную вышивкой «крестом» и атласными лентами по подолу. Однако пожилые женщины еще носили рубахи с правым асимметричным грудным разрезом и традиционной вышивкой. [1, с. 68]
В 1950-е годы большинство сельских женщин продолжало носить национальный костюм. Платье с оборкой и вышивкой (йошкар-ола тувыр) в удаленных от города районах не бытовало в 50-е годы. В тот период платье с оборкой начинают украшать «гладью» не только по подолу, но и у грудного разреза. С этого времени орнаментация «крестом» на платье уступает место вышивке «гладью» [1, с.68]. Мужское население полностью переходят на городские формы одежды.
В 1960-е годы национальный костюм носили лишь женщины среднего и старшего поколения, а девушки и молодые женщин перешли на городские формы одежды, что связано с широким распространением промышленных товаров и подъемом материального благосостояния населения.
Кроме того, в 30-90 гг. ХХ века на предприятии «Труженица» г. Йошкар-Ола выпускались платья, фартуки, женские блузки, мужские рубахи, текстильные предметы интерьера с марийской вышивкой.
Несмотря на то, что все реже и реже на улицах республики Марий Эл встречаются люди в национальных костюмах, обращение к марийской вышивке представляет интерес для народа и сегодня. В каждом районе сохранились изготовленные в прошлом и давно вышедшие из употребления вышитые изделия. Одни бережно сохраняют их как память о своих предках, другие пользуются ими на национальных праздниках, в художественной самодеятельности и других мероприятиях.
Подводя итоги, хочется отметить, что марийская вышивка является самобытным явлением в материальной и духовной культуре народа мари. Подмена традиционной формы вышивки на яркую цветочную стала своего рода результатом изменений в истории и быте марийского народа. Появление новых форм в вышивке связано также с возникновением совершенно новых элементов национальной одежды у марийцев, с отказом от неудобных традиционных частей костюма, с культурным влиянием столицы республики, с ростом благосостояния марийского населения, с влиянием городской моды, а также научных изданий, призывающих к изучению народных особенностей культуры, а также со стремлением уменьшить количество времени на изготовление одежды (вышивка «гладью» и «крестом» менее трудоемка в сравнении с традиционной для марийского народа техникой двустороннего «счетного» письма).
Список литературы:
- Молотова, Т.Л. Марийский народный костюм. Марийское книжное издательство, Йошкар-Ола, 1992. – 156 с.
- Соловьева, Г.И. О соотношении народного и профессионального в декоративно прикладном искусстве // Народные художественные промыслы Марийской АССР// Марийское книжное издательство, Йошкар-Ола, 1988. – 118 с.
дипломов
Оставить комментарий